Франсиско де Миранда об Орловщине в 1787 году

                10.05.2017
                Светлана Симакова

230 лет исполнилось с начала дружбы Орловщины и Венесуэлы


6 мая 2017 года Орловскую область посетил Хосе Грегорио Эскалона Брисеньо — представитель посольства Венесуэлы в России.

Визит был приурочен к 230-летию дружеских отношений Орловской области и Венесуэлы. В 1786-1787 годах в России побывал Франсиско де Миранда — в то время руководитель борьбы за независимость Венесуэлы. Он получил финансовую и дипломатическую поддержку императрицы Екатерины Второй. А 6 мая 1787 года де Миранда прибыл в Орёл. Свои впечатления он описал в личном дневнике. Ниже мы публикуем отрывок из его рукописи.

6 мая. Встал в четыре часа, побрился, выпил чаю, а в пять выехал в Кромы (Kromi), что в 22 верстах. Там взял четвёрку лошадей и поскакал в сторону Нугри (Knubre), что в 20 верстах, однако форейтор, стремясь заслужить вознаграждение, не говоря ни слова привез меня в Орёл (Orel) — расположенный в 18 верстах губернский город. Проклятые дороги. Город пересекает река Ока, через которую я переправился по мосту, только что сооруженному для императрицы, и я был первым после губернатора, кто проехал по нему.
Нанёс визит начальнику гарнизона генерал-аншефу Каменскому, принявшему меня с большой радостью и в высшей степени учтиво. Он ещё в Киеве, прощаясь со мной, сказал, что, почтёт за честь меня принять, если я буду проезжать через его город. Шёл уже второй час, и к нему приехали обедать несколько человек, в том числе губернатор господин Неплюев и бригадир Теплов. Сразу зашел разговор о подарках, сделанных императрицей в Киеве, и было заметно, что губернатор тоже надеется на щедрость государыни. Обедали в приятном обществе, и Каменский не хотел меня отпускать. В его карете мы отправились на гору, расположенную в двух верстах от города, откуда он виден как на ладони. К приезду императрицы Каменский хочет разбить там шатёр. В городе выделяется большая площадь, по краям которой расположены лавки, где в базарные дни ведётся торговля. Пошёл дождь, и мы поехали обратно. Дома пили чай, а потом до самого ужина вели живую беседу, в которой участвовал племянник [генерала], учившийся в Геттингене. Отужинав, я отправился спать.

7 мая. Встал в семь часов, и мы вместе позавтракали. Когда я вошёл, мой хозяин писал рекомендательные письма своей супруге, графу Панину и князю Прозоровскому, коими меня потом и снабдил. В восемь часов он повёл меня смотреть подразделение численностью 300 человек, входящее в его гренадерский полк, — бравые ребята, но не слишком дисциплинированные. Они отшагали 160 вёрст и будут нести здесь службу; каждый месяц воинские части меняются. Вернулись домой, выпили шоколад, после чего генерал-аншеф уговорил меня остаться на обед. В промежутках он занимался делами, связанными с набором рекрутов, и мы долго беседовали о военном искусстве. Чрезвычайно учтивый и прекрасно воспитанный человек.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии