Фамилия, причем совсем не лошадиная...

Нашла в старых бумагах на клочке записанное слово "эстерхази" и с удивлением поняла, что я НЕ ЗНАЮ, что оно обозначает.

Нет, забывается, конечно, всё: имена, названия, даты, рецепты, доказательства... это нормально. Но при забывании обычно что-то остается: та же "лошадиная фамилия", то есть отсылка к чему-то более общему. Мало кто из обычных людей помнит, что такое "бином Ньютона", но практически каждый скажет: "Это что-то из математики...".

Так вот я с удивлением смотрю на написанное своим почерком слово "эстерхази" и... у меня ничего не возникает. Как это??

Причем есть ощущение, что когда-то я это знала. Значит, какие-то самые общие представления должны остаться? Ну, что это: политическая организация? марка одежды/обуви? название планеты? Нет, нет и нет...

Ага, если есть "нет" - значит, где-то должно быть и "да"?
Ну, примерно! Это разновидность млекопитающих? Или растение? Или способ добычи полезных ископаемых??
Не-е-т...

А что же?!

Ну... может быть, название компании, которая что-то производит... съедобное, но мне не интересное. Вообще, на фамилию похоже...

Так, лезем в Интернет.

Ну конечно!! Это ж торт!! И лет 15 назад торты меня сильно интересовали... а сейчас значительно меньше, да и развелось их столько, что все не упомнишь )) .

Но интересно-то что: это ж действительно фамилия! Где-то там в 18 веке в Австрии князей с такой фамилией было - по пальцам не пересчитать. А конкретно этот торт назван в честь венгерского дипломата князя Пала Антала Эстерхази, министра иностранных дел Венгрии во время революции 1848—1849 годов.

Во как!

Этого-то я и не знала. Однако фамилия в подвергнутом "допросу с пристрастием" подсознании всплыла... как и вкус чего-то "съестного".

А при чем тут международные дела, я не знаю до сих пор.


Господи! Сделай так, чтобы международные дела всегда оканчивались пирожными.
Ну пожалуйста, Господи! Ведь я у тебя никогда ничего не просила...


Рецензии
Эта миниатюра мне очень понравилась, Людмила. И написана блестяще и проблема всем старикам знакомая. Фамилии и имена я давно не помню, но стараюсь привлечь ассоциацию. Например одного соседа зовут, как Пушкина и я его и "окрестил" Пушкиным. Сосед справа - Тургенев и когда встречаемся я уверенно зжоровуюсь: -"Доброе утро, Иван Сергеевич"!
Ключи от дачных сараев шестой год не найду, но помню, что спрятал. А куда? Жена говорит, что надо записывать и она это регулярно делает, но вот незадача? теряет записки! С уважением

Вадим Гарин   04.07.2023 11:34     Заявить о нарушении
С детства помню стишок и никогда его не понимала - ни тогда, ни сейчас.
Стишок:
"Остается узелочек на платочке завязать.
Завязал я узелочек - но забыл платочек взять".

Так вот, я думала: ну, завяжешь ты узелочек - а как вспомнить, по какому поводу ты его завязал?? ))

Где-то тут, на Прозе, я встретила сюжет - кот смотрит на хозяина и думает: "Ну тупо-ой!! Только слова и понимает... а я вот запросто понимаю его мысли".
С тех пор я чувствую себя котом: мысли у меня существуют ПОМИМО слов, слова - это такое обременение мыслей (иногда раздражающее). Я всё помню: и философские теории (я философ по образованию), и проделки одноклассников из начальной школы, и их лица, и характеры... но когда я начинаю ГОВОРИТЬ - оказывается, у меня нет половины слов, чтобы описать то, что в мозгу и в памяти.

В университетские годы где-то мелькала книжка "Мышление и речь". Я ее даже не открывала )), потому что нам (студентам) изначально внушили, что мышление и речь связаны теснейшим образом, и что само мышление - продукт развития речи
...И вот теперь я чувствую себя котом, который поставил под сомнение необходимость слов. Он И ТАК понимает мысли хозяина, а слова только мешают.

Может, я - кот?! )

Людмила Людмилина   04.07.2023 15:03   Заявить о нарушении
Реиркарнация при жизни - научное открытие. Я часто разговариваю с собаками (я собачник), но они-то всё понимают, а коты не знаю.

Вадим Гарин   04.07.2023 15:11   Заявить о нарушении
По поводу мнемотехники. Соседний район у меня называется "Дегунино". Я постоянно забывала это название. Тогда я сказала себе, что это Франция. Ну, у французов же через слово мелькает "de".
С тех пор не забываю: соседний район.. ну да, это ж Франция... это Де Гунино!)

Людмила Людмилина   04.07.2023 15:12   Заявить о нарушении
Старость - это не наказание божие, а наоборот. Много знаний, но они никому не нужны... Я много писал о старости. Вот некоторые. Будет желание - милости прошу-с:

http://proza.ru/2020/01/25/1336 Многоточие

http://proza.ru/2019/06/02/1403 Трактат о старости

http://proza.ru/2022/09/06/1565 День престарелых

http://proza.ru/2018/12/17/1217 Старики

Читать не обязательно!

Вадим Гарин   04.07.2023 15:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.