Немецкий эксперт в боях с Советскими асами
Звали этого пилота Рудольф Тренкель. Карьеру свою он провел во 2 отряде JG52, за исключением небольшого отрезка времени, когда он служил в штабе I группы. И, к слову, из 138 побед, заявленных асом за карьеру, истребители составляли только 68 штук. Командир I группы Йоханнес Визе заставлял своих атаковать не только и даже не столько истребители, сколько штурмовики и бомбардировщики.
Однако Тренкель сбивал и истребители, в том числе в прицел его попадали опытные советские асы.
Так, 26 апреля в небе Кубани ас добился весьма значимой победы. К северу от Абинской он атаковал и сбил ведущего советской группы. Ас этот обладал не совсем стандартной для JG52 манерой боя. Он был не охотник-одиночка, а работал хорошо именно в группе, скорее так работали асы JG54. Обычно он, определив наиболее опасного противника, не пытался сбить его сразу. Внимательно следил за ним во время боя и, выждав момент, проводил молниеносную атаку. Предшествовали ей маневры и отвлекающие удары других пилотов его отряда, призванные нарушить взаимодействие в советской группе. Так и здесь: группа 148-го иап завязала воздушный бой с немцами, которые действовали осторожно, не форсируя события, и вдруг провели резкую атаку. Увы, был сбит и погиб штурман полка, Рыбин Иван Петрович, ветеран ещё Финской Войны, имевший 14 побед на счету. Этот пилот немало проблем создал немцам в небе Сталинграда. Как вы, возможно, помните, в паре с Телешевским он сбил 6 августа Ханса Рёрига, сильного аса "пиковых" (в литературе ошибочно эта победа приписывается Баранову Михаилу Дмитриевичу), а 10 августа Рыбин поставил точку в карьере знаменитого аса JG3 Виктора Бауэра.
15 октября 43 года восьмёрка 5-го гиап отправилась на задание в район Запорожье. Шли двумя четверками. Немцы применили тактику "раздергивания группы": не вступая в открытый бой, прячась в облаках, они проводили короткие атаки и снова уходили на вертикаль. Реагировать советские пилоты успевали, даже заявили сбитым один бф-109 (видимо, эта победа не подтверждается). Однако немцы знали, что делали. Они добивались дезорганизации советской группы. Советские пилоты, реагируя на эти "тычки", постепенно строй теряли. И вот Тренкель, выждав момент, атаковал ведущий Ла-5ф. Сбит был выдающийся советский ас, комэск Сытов Иван Никитович. И сбит был именно в тот момент, когда остальные члены группы были отвлечены боем от него. Он имел 28 побед на счету на момент гибели.
Очень похожий бой выиграл Тренкель 28 октября у 291 иап. Во время вылета на задание советская группа тоже подверглась таким "тычковым" атакам, и постепенно строй был нарушен. Было сбито два самолёта, один пилот погиб, другой пропал в плен. Попавшего в плен звали Савин Виктор Иванович, он имел на счету 19 побед. Тренкель применил ту же тактику: сначала его напарники нарушили взаимодействие в группе, а потом он сбил самого опасного Советского пилота. Савин после Войны вернулся в СССР, но из армии был уволен.
1 декабря Тренкель сам себя смог прочувствовать в роли дичи, а не охотника. Он в районе Джанкоя обнаружил группу "Яков", сопровождавших "Илы". Группа была атакована, но бой пошёл не так, как планировалось. "Яки" оказывали упорное сопротивление, немцы, как всегда, наносили удары с вертикалей, слегка увлеклись и забыли, что у Советов есть высотные "Кобры". На место боя прибыло звено 9-го гиап, ведуший звена, Алелюхин Алексей Васильевич, сходу атаковал один из бф-109 и заявил сбитым. В его прицел попал как раз Тренкель. Он посадил с трудом самолёт на брюхо, сам был ранен и надолго выбыл.
Летом 44 года ас вернулся в строй. В этот период успехи у него чередовались с неудачами - за август и сентябрь ас был сбит не менее пяти раз. Но и сам приносил много неприятностей советским пилотам. Один эпизод мы рассмотрим подробнее.
Утром 14 июля 44 года в район Горохува отправилась восьмёрка 16-го гиап. Шли, как обычно, "этажеркой" - одна четверка чуть выше и чуть позади другой. Нижнюю четверку вёл Клубов Александр Фёдорович, ас сильный, но порой увлекающийся индивидуальными действиями. Ведущим верхней четверки был командир полка Глинка Борис Борисович. Большей частью группа состояла из опытных асов, только Глинка взял себе в ведомые Лихачева Евгения Ивановича, инструктора, который проходил боевую стажировку на фронте.
Тренкель, заметив советскую группу, как всегда решил применить хитрость. Четверка бф-109 показалась сверху, намеренно открываясь. Глинка её заметил и начал набирать высоту, чтобы предупредить её атаку. Тут же ещё одна пара отвлекла пару Трофимова, который страховал Глинку. Он вступил с этой парой в бой, а за Глинкой не последовал. В это же время ещё два бф-109 отвлекли внимание пары Клубова. Клубов попытался преследовать их, но те быстро ушли.
Итак, немцы отвлекаюшими маневрами расчленили группу, и теперь настало время для решающего удара. Лихачев при атаке отстал, и Тренкель камнем свалился в хвост Глинке. Глинка был сбит с одной очереди. Он покинул самолёт с парашютом, но сказалась неудачная идея с автомобильной дверцей. Ас попал под удар стабилизатора и получил тяжёлые переломы. Он хоть и выжил, но более не воевал. На счету его было 29 побед.
20 февраля 45 года Тренкель вёл бой с шестёркой 150-го гиап. Ведущим был сам командир полка, Якименко Антон Дмитриевич. Мы рассказывали про этот бой в статьях о Кирии и Табакове. Немцам, управляемым Тренкелем, удалось нарушить взаимодействие в советской группе, в итоге ас Табаков Иван Никитович остался в одиночестве, был сбит и погиб. Он имел на счету 24 победы, среди которых было несколько знаковых асов люфтваффе.
К чести наших пилотов, им удалось несколько раз победить Тренкеля, а Алелюхин чуть не поставил крест на его карьере. Тем не менее, Войну он пережил. Это был действительно страшный противник, секрет его успеха заключался, как мы видим, в правильном планировании боев.
Свидетельство о публикации №223052101614