Цусима - невостребованный урок истории

                1               
         Трагический итог морского сражения близ острова Цусима,
     где столкнулись корабли II Тихоокеанской эскадры Адмирала
     Рожественского с главными силами Японии под командованием
     адмирала Того - бесспорный апофеоз Русско -  Японской войны
     1904 - 1905 гг. Имеется обширный материал исследований,
     который в целом дает подробный и глубокий анализ поражения
     России в названной войне. Неудачи главным образом связывают
     с общей отсталостью страны, отсталостью в техническом
     отношении, невнятностью военно-политических целей на Дальнем
     Востоке и на Тихоокеанском театре военных действий, что
     естественно было усилено удаленностью восточных рубежей
     страны и пр. В положительном смысле оценивается лишь
     воинская доблесть матросов и младших чинов. Что же касается
     высшего офицерского состава, то история вынесла
     уничижительный и даже уничтожающий приговор. Исключение
     сделано лишь для погибшего С.О.Макарова.
          Казалось бы, все аспекты найдены, выводы сделаны
     печальный опыт "Цусимы" не должен был повториться, но общее
     мнение докладчиков на историко-практической конференции
     " 100 лет Цусимы: уроки для современной России" таково, что
     повторения "Цусимы" мы пережили многократно; Хасан, Халхин-
     Гол, начало Великой Отечественной Войны, Грозный. Сразу
     хочу возразить по событиям на реке Халхин-Гол. С военной точки
     зрения здесь было бы более правильно говорить о реванше за Цусиму
     начала века. Здесь удивляться другому нужно; несмотря на
     блистательную победу в сражениях на Халхин-Голе, которые
     завершились победоносным танковым сражением на горе Баин-Цаган,
     это историческое событие не только вычеркнуто из "Перечня
     памятных дат русской военной истории", но даже 65 летний
     юбилей тех событий остался за рамками всех средств массовой
     информации, в которых он не был, даже, упомянут. Это еще
     более удивительно на фоне того обстоятельства,
     что 65 летний юбилей Халхин - Гола был национальным праздником
     Монголии, на территории которой происходили названные события.
          
            Отдадим должное руководству России и лично Президенту страны
     г-ну Медведеву Дмитрию Анатольевичу, который сбросил исторические
     наслоения и восстановил исторический статус событий, более чем
     достойно отметив 70-летний юбилей Победы на Халхин-Голе. 
          
            Я намеренно привлек внимание к событиям Халхин - Гола так
     как хочу предложить анализ, который покажет глубинную связь этих
     сражений c и событиями Русско-Японской войны 1904-1905 годов. И
     какую роль сыграли результаты военного строительства, развернутого в
     СССР в рамках УММ РККА. Исследуя участие в Русско-Японской кампании
     крейсера "Новик", одним из членов экипажа которого был мой прадед
     Петр Алексеевич Дыренков,- комендор, командир орудия, мичман, легко видеть
     какую роль могут играть технические преференции, при их правильном
     использовании и, которые, сыграли решающую роль в баталиях крейсера
     «Новик»
         
             Крейсер "Новик" был построен по российской технической
     документации в Германии (год заложения 1899г), но вооружен и бронирован
     на Балтийском заводе в Петербурге, спущен на воду в 1901г.
     "Новик" был одним из первых кораблей в мире, оснащенный гетерогенной
     броней для палубного бронирования, необходимость в котором
     возникла вследствие применения в военно-морской артиллерии
     навесных траекторий для поражения палубных целей. Попытки
     защитить палубу традиционной броней имели место, но были недостаточно
     успешными, так как вследствие повышения центра тяжести корабля,
     ухудшалась его остойчивость и ходовые качества в целом.
     Была необходима особо прочная, но при этом легкая, тонкая броня.
     Такая броня была создана в России изобретателем Незвановым и вошла
     в историю техники под названием "гетерогенная броня". Особый интерес
     к этому изобретению проявляли спецслужбы Великобритании и небезуспешно.
     Частично секретность технологии была утрачена. В настоящее время
     Россия и Англия являются признанными лидерами в этой области техники
          Высокий уровень бронезащищенности стал главной причиной
     Относительной, неуязвимости бронепалубного крейсера "Новик". Применение
     новейших по тем временам бронебойных снарядов системы изобретателя Якоби
     сделало пушечное вооружение «Новика» в отношении броне пробиваемости
     весьма эффективным, несмотря на относительно небольшой калибр главных
     орудий (120мм).   Для борьбы с особо защищенными кораблями, «Новик»,
     дополнительно, был оснащен минными аппаратами с большим запасом мин.
     Несмотря на большие размеры: длина около 100м, водоизмещение 3080 тонн,
     - корабль имел большую скорость - 25 узлов (46,3 км/час), которую
     обеспечивала превосходная силовая установка - паровая турбина мощностью
     17000 л.с. Это был первый и единственный в России, а, возможно, и первый в
     мире паротурбоход.

          Превосходя все остальные крейсера, в том числе и японские, по всем
     показателям, крейсер "Новик" был признан лучшим кораблем мира
     своего времени. Говоря современным техническим языком - это был
     корабль-концепт, сочетавший в себе все высшие изобретательские
     достижения. Такой стиль создания военно-морской техники сохранился и
     в дальнейшем. Памятен эскадренный миноносец "Новик", спущенный на воду
     в 1913 году. Было выпущено порядка 50 эсминцев, которые были,
     бесспорно, лучшими в своем классе.
          
           Более пятидесяти лет простояли на вооружении, прошли две мировые
      войны подводные лодки серии "Новик".         
            
            Судьба была благосклонна к крейсеру "Новик", хотя всякий раз
     посылала испытания.  Еще до вхождения в состав I Тихоокеанской
     эскадры, корабль и его экипаж прошли серьезные испытания во время
     кругосветного путешествия. Находясь близ острова Сицилия в 1902
     году, крейсер оказался в зоне действия сильного землетрясения.
     Экипаж корабля участвовал в спасении пострадавших от землетрясения,
     среди спасенных оказались подданные Её Величества Королевы
     Англии, которая отметила храбрость и профессионализм российских моряков
     в специальном указе. Войдя в состав I Тихоокеанской эскадры, "Новик"
     играл особую роль в обороне Порт-Артура. Корабль участвовал во всех
     выходах в открытое море, постоянно вел борьбу с превосходящим в
     количественном отношении противником и неизменно выходил победителем
     из всех боестолкновений. Особо сложились события вокруг крейсера
     "Новик" во время попытки прорыва российской эскадры через
     Желтое море в сторону Владивостока. Барон фон - Эссен, который
     с первых дней командовал крейсером "Новик" был переведен
     командиром, линейного корабля «Севастополь».16 марта 1904 года
     командиром крейсера «Новик» стал Михаил Фёдорович фон Щульц.
     Именно этот офицер повёл «Новик» в его последний поход и командовал
     Кораблём во время сражения в Жёлтом море, когда I Тихоокеанская эскадра
     под командованием барона фон Витгефта столкнулась с японской эскадрой
     под командованием адмирала Того.
    
          
            В процессе сражения в Желтом море стала очевидна
     невозможность прорыва. Когда погиб от попадания случайного
     снаряда Контр-адмирал В.К. Витгефт, и было принято решение о возвращении
     эскадры назад в Порт-Артур, крейсер "Новик", пользуясь своим
     техническим превосходством, совершил невероятный маневр. Он
     устремился на Юг, достиг южной оконечности Японского архипелага,
     вышел в открытый океан и взял курс на Владивосток.
    
           Закалённый в боях и морских походах, экипаж крейсера сумел проявить
      истинную воинскую доблесть.  Крейсер "Новик" оказался единственным кораблем
      I Тихоокеанской эскадры, который сумел выполнить предсмертный приказ
      адмирала С.О. Макарова и прорвался к родным берегам.


           "Новик" был слишком желанной целью для японцев, они
     искали его, прочесывая акваторию пролива вдоль и
     поперек. Группа японских кораблей закрывала выход из Японского моря
     с  севера.  Её то и встретил "Новик", выдвигаясь со стороны
     океана. П.А. Дыренков стоял на вахте впередсмотрящим и первым
     заметил корабли неприятеля. Выгодная позиция "Новика"
     позволила сблизиться с противником и атаковать. От первых же
     выстрелов носового орудия главного калибра получил критические
     повреждения и вышел из боя крейсер "Цусима". "Новик" перенес огонь
     на крейсер "Читозе" (в современной литературе "Титосе").
     и тоже нанес ему повреждения. Боевой порядок японских
     кораблей расстроился, "Новик" выиграл не только позицию, но
     и темп и сумел продолжить движение на предельной скорости, но
     о Владивостоке уже речи не было поскольку топливо было на исходе.
     "Новик" вошел в залив Анива , за отсутствием топлива, а также
     в связи с повреждениями был затоплен открытием кингстонов на
     мелководье. Экипаж корабля сошел на берег.
     Взяв раненых и судовые документы, команда "Новика" была эвакуирована
     на материк после чего совершила пеший переход во Владивосток через
     хребет Сихоте-Алинь.
    
            Для прикрытия отхода команды, на берег были спущены корабельные
     орудия и создана береговая батарея, причем с основными и запасными
     позициями и возможностью перемещения орудий, и сделано было это
     весьма своевременно, поскольку японские корабли, все тот же "Читозе"
     и группа кораблей сопровождения, не заставили себя ждать и через
     некоторое время появились в акватории залива. Огонь береговой
     батареи прикрытия застал японцев врасплох. "Читозе" был сильно
     поврежден, на корабле возник пожар, досталось и другим кораблям. Пушки
     "Новика" били по врагу, даже когда сам крейсер лежал на дне морском.
     Батарея стреляла до последнего снаряда, но встречным огнем орудия были
     повреждены. Почти вся артиллерийская прислуга погибла. Среди
     немногих раненых Петр Алексеевич Дыренков попал в плен.

Вопреки всем международным соглашениям того времени, Япония сочла крейсер «Новик» своим трофеем - уж слишком желанным был этот корабль.
               
                11
               
        "Новик", любимый корабль адмирала Макарова, был, по существу,
     последним кораблем I Тихоокеанской эскадры.
        
          В заливе Анива закончилась первая фаза Русско-Японской войны.
     Она стала прелюдией к Цусиме, а началось все, как известно, в ночь
     на 9 февраля 1904 года на рейде Чемульпо сражением Крейсера 1 ранга
     "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" против японской эскадры, которое
     закончилось гибелью русского крейсера. Иногда в исторической
     литературе "Новик" и "Варяг" сравнивают, даже более того принято считать
     что "Новик" повторил подвиг "Варяга", если так, то надо помнить, что
     "Новик" совершал этот подвиг много раз. Склоняя голову перед памятью
     героев "Варяга", положа руку на сердце, признаюсь, что то, что произошло
     с крейсером "Новик" мне лично ближе, потому что уверен я, что доблесть
     и героизм тогда истинно доблесть и истинно героизм, когда они ведут к
     победе, пусть ценой гибели, но все-таки к победе, а для этого доблесть
     и героизм должны быть защищены лучшей броней, вооружены лучшими
     пушками и снарядами, охвачены лучшим взаимодействием и руководством
     на всех уровнях. Все это возможно лишь тогда, когда в стране созданы
     и освоены высшие изобретения, когда еще на стадии их зарождения они
     оказываются в поле зрения высшего руководства, лишь тогда удается
     создать непрерывно нарастающий комплекс достижений, совершенствовать
     технику на основе сменяющих друг друга изобретательских концептов,
     удается "видеть и предвидеть, даже тогда, когда посев от жатвы отделен
     десятилетиями".
    
            Разве не позволяет нам анализ, проводимый на научной основе
     обеспечить необходимое превосходство на всех уровнях военного
     противостояния? Да не наука определяет ценность и значимость того или
     иного изобретения, а наоборот - создаваемые изобретения – критерий
     оценки действительной значимости науки: способна ли наука содействовать
     реализации высших достижений? Если нет, то будет другая наука. Не
     экономика решает целесообразно ли внедрение изобретений (изобретения –
     это всегда затраты, это всегда невыгодно), наоборот созданные
     и внедрённые изобретения являются критерием адекватности экономических
     преобразований, и если экономика не восприимчива к создаваемым в стране
     изобретениям, то будет другая экономика. Если государство не способно
     организовать, используя все свои институты, процесс проникновения высших
     достижений во все сферы жизни общества, то будет другое государство.
 
           Однако давайте попытаемся через призму событий, связанных с
     "Новиком" и "Варягом", исследовать цусимскую трагедию.
 
           Бросается в глаза очевидное сходство гибели "Варяга" и целой
     эскадры. И в том, и в другом случае существенное численное превосходство
     противника, и в том, и в другом случае в едином строю оказались
     совершенно несовместимые в боевом отношении корабли. В первом случае
     это "Варяг" - новейший броненосный крейсер палубного бронирования.
     Судя по толщине палубной брони (38мм-75мм), крейсер был оснащен
     гетерогенной броней, имел скорость 23 узла и дальность плавания
     5000 миль, а рядом устаревшая канонерская лодка "Кореец", скорее
     учебная, чем боевая; вряд ли можно считать канонерскую лодку
     "Кореец" усилением, скорее наоборот. Было бы более правильным
     взять на борт команду "Корейца" и в одиночку, используя все свои
     технические возможности, идти на прорыв, противопоставив противнику
     те технические преференции, которыми Варяг обладал в сравнении с
     японскими кораблями: скорость, дальность хода, броня артиллерия.
     Варяг своим маневром   должен был вытащить японские корабли из своих
     островных укрытий, заставить их двигаться, и оторвавшись от них идти
     в открытый океан, то есть сделать то, что удалось крейсеру Новик.
     Пальба  над морем в духе парусных баталий вряд ли могла привести к
     победе. А еще более правильно было бы превратить "Корейца" в
     плавучий фугас, под белым флагом пойти на сближение с японскими
     кораблями, добровольцы нашлись бы, и взорвать его вместе с
     каким-нибудь японским крейсером, и дрогнули бы самураи. Но под белым
     флагом - это не по правилам! Какие правила? На лицо наглый
     международный шантаж, провокации в отношении портов нейтральных
     государств, какие правила?   
         
           В этой связи можно вспомнить подвиг минного квартмейстера Галкина.
     Его корабль, эскадренный миноносец Громкий, во время Цусимского
     сражения получил значительные повреждения, и возникла опасность
     захвата корабля противником. Капитан эсминца принял решение о
     взрыве корабля. Галкин по своему почину вызвался выполнить приказ
     командира, и когда команда покинула корабль, взорвал его. Петр
     Галкин стался жив. Его геройский поступок был по достоинству оценен
     и японцами, которые, конечно, сожалели, что не удалось захватить
     эскадренный миноносец.


         Представляет особый интерес момент подготовки командиров
    крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» к предстоящему
    сражению.

        Перед боем командир канонерской лодки Кореец – капитан второго ранга Григорий Павлович Беляев, упрашивал и, даже, настоятельно рекомендовал командиру крейсера «Варяг» Всеволоду Фёдоровичу Рудневу закамуфлировать крейсер   с помощью дробной пятнистой окраски, а также использовать изменение высоты мачт с тем, чтобы нарушить работу японских канониров в определении дальности стрельбы. Рекомендовал то, что сам осуществил на своём корабле. В результате исторического сражения «Варяга» и канонерской лодки «Кореец» против японской эскадры крейсер «Варяг» получил критические повреждения, а «Кореец» не получил ни одного сколь-нибудь заметного попадания японской корабельной артиллерии. Это один из немногих примеров успешного камуфляжа на флоте в период военных действий. Японские наводчики не смогли с достаточной точностью корректировать огонь своих орудий по Корейцу, так как оценивали высоту корабля по мачтам неточно, а пятнистая окраска скрадывала конфигурацию корпуса корабля. Прав ли или не прав Руднев относительно отказа от камуфляжа крейсера Варяг, теперь, больше чем через 100 лет после сражения можно лишь рассуждать. Нисколько не умоляя храбрости и героизма нижних чинов и офицеров корабля, мы должны признать, что в целом капитан первого ранга В.М. Руднев в этом памятном бою истинного военного искусства не проявил. Романтика парусных баталий и артиллерийская пальба над морем были неуместны. 
      
         Новейшему кораблю Русского флота противостояла группа японских кораблей, которые уже прошли Японо-Китайскую войну, были более 20 лет на плаву и уступали Варягу по всем показателям: скорости, орудийной мощи, снарядостойкости брони («Варяг», подобно крейсеру "Новик" имел гетерогенную броню, которую изобрёл инженер Балтийского завода Незванов и особо мощные бронебойные снаряды конструкции академика Якоби). Русский крейсер должен был своим манёвром заставить японские корабли двигаться выйти из прибрежных шхер в открытое море, используя своё преимущество в скорости, расчленить эскадру японцев, и вести бой с отдельными кораблями по очереди, то есть сделать то, что сделал, позднее, крейсер «Новик».
    
           Все, что произошло с "Варягом" и «Корейцем" можно видеть
     и применительно к Цусимскому сражению, только в принципиально большем
     масштабе. Снова в одной кильватерной колонне несовместимые по классу
     корабли. Скоростные крейсера "Изумруд", "Алмаз" и др., лишенные маневра
     потеряли все свои преимущества, вообще не было никаких попыток хотя
     в малой степени использовать те технические преференции, которыми
     располагали русские корабли. Так на крейсере Урал стояла самая мощная
     радиостанция, ее одной было достаточно, чтобы полностью разрушить
     взаимодействие между японскими кораблями, лишив их устойчивой
     радиосвязи, используя режим подавления.
          
            Особо надо отметить роль технических изобретений, которые
     раскрылись в положительном смысле. Так, например, на эскадренном
     броненосце "Орел" по личному почину бортового инженера были исполнены
     непроницаемые перегородки, и корабль имел многоотсековую конструкцию
     в соответствии с принципами непотопляемости, разработанными в начале
     века адмиралом Макаровым. В процессе Цусимского сражения броненосец
     "Орел" получил большие повреждения, набрал пятьсот тонн воды, но
     продолжал оставаться на плаву и продолжал участвовать в сражении
     в то время как многие другие корабли шли на дно от столкновения с
     одной лишь миной, кстати говоря, сам адмирал Макаров погиб при подобных
     обстоятельствах во время обороны Порт-Артура. Но возникает вопрос:
     "Почему же то, что было доступно одному инженеру броненосца "Орел",
     оказалось совершенно недоступно для других кораблей в процессе их
     подготовки к войне, на судостроительных верфях, в ремонтных доках?"
     Ответ тут сам собой напрашивается: «Никакая гетерогенная броня не
     сравнится по прочности с твердолобостью великодержавного чванства,
     которое столь свойственно российской власти и проявляется независимо от
     социального устройства». 
            
              Вообще если бросить взгляд в историю Государства Российского,
     то надо сказать, что-начальством-то Россия была не слишком избалована,
     и если кого и вспоминать, то лишь два имени сами собой всплывают в
     памяти Петр Великий и Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Сравнивать этих
     исторических деятелей сложно - времена разные, происхождение, задачи и
     пр.- но можно, ведь не даром нынешние политологи, порой, называют
     Петра 1 большевиком. При всей разно плановости   этих исторических фигур
     главное, что, с моей точки зрения их объединяет, это то, что они сумели
     осуществить все главнейшие изобретения, каждый применительно к своему
     времени, чем придали гигантский импульс развития стране.
              Что касается Петра 1, то его страсть к новациям широко
     известна, а вот, что касается В.И.Ленина, то этот аспект его
     деятельности не нашел своего исследователя, так, что отсылаю
     внимательного читателя к собранию сочинений В.И.Ленина 53 том к
     письмам по вопросу изобретательства за 1918 год.

          Ну а каковы же преимущества, достигнутые страной восходящего
     солнца, что создали такое превосходство над русским военно-морским
     флотом?
    
        
              Большое внимание, уделенное японским военным ведомством
     быстроходным бронепалубным крейсерам, полностью оправдало себя еще в
     1884 году.
      
     В сражении при Ялу адмирал Ито отказался использовать их в общей
     кильватерной колонне главных сил эскадры, как это делалось в
     европейских и в русском флотах. Решающую роль в сражении сыграл
     самостоятельно маневрировавший "летучий отряд" из бронепалубных
     крейсеров "Нанива", "Такачио", "Иошино" и "Акицуцу", который
     способствовал быстрому окружению и разгрому китайских кораблей,
     так что выводы то надо было делать из сражения при Ялу за десять
     лет до "Цусимы". Тактические концепции японских адмиралов в освоении
     новейших достижений военно-технической мысли опережали российские
     на много лет. При этом не стоит удивляться тому обстоятельству, что
     использование коллективной атаки на корабль противника впервые применил
     русский адмирал Сенявин. Незнание и пренебрежение собственной историей
     почти всегда приводит к трагическим последствиям.   
         
           Ну и, наконец, сделаем попытку дать стратегическую оценку
     сложившейся последовательности событий в Русско-Японской войне. Вполне
     очевидна стратегия Японии - вести войну обеспечивая себе постоянное
     превосходство в количестве своих ВМС на Дальневосточном театре военных
     действий отсюда и начало войны, как всегда "внезапное" и "вероломное"
     для России, отсюда и непрерывное стремление адмирала Того не допустить
     наличия у России боеспособной эскадры с базой в Порт-Артуре, которая
     была бы особенно опасна для японцев в случае своевременного выдвижения
     новых отрядов русских кораблей. Последовательно уничтожая то отдельные
     корабли, то группы кораблей, то целые эскадры, японцы всякий раз умело
     и целенаправленно сохраняли за собой численное превосходство, а это
     как раз то, что Россия не должна была допустить, сохранив в тылу у
     Того боеспособную эскадру, но раз уж этого не произошло, то следовало
     признать, бессмысленным участие в войне II и III Тихоокеанских эскадр, а
     по существу, признать поражение и вернуть флот в Россию. Царь
     Николай II, известный своей неспособностью принимать принципиальные
     решения, отдал на заклание свой флот.

            Пройдет еще девять лет и царь следом за флотом потеряет свою
     армию.


Рецензии
Да он всё сдал, этот никчёмный царь! А расстрелянные стачки и мирные демонстрации безоружных, замордованных беспросветной нищетой рабочих? Сколько народу погибло в начале прошлого столетия?! А Песков мечтает восстановить Россию времён Николая-II. Как Вам это заявленьице?

Тамита   11.07.2023 11:39     Заявить о нарушении
Ой слов нет! Эпидемии: трахома, халера, до 30% населения заражены бытовым сифилисом. У нас в доме были открытки царской России. Была целая серия "Типы босяков" Вот такие вот мечты!!!

Ефим Вольфсон   12.07.2023 20:53   Заявить о нарушении
А стихи и проза русских писателей, поэтов?! А картины Перова, Васнецова, Поленова... - разве это не лучшее доказательство того, насколько нищим и бесправным в те годы был русский народ?!

Тамита   20.07.2023 05:43   Заявить о нарушении