Повернутый на грецизме архитектор

Вы не поверите, но молодые и в возрасте архитекторы Греции в один голос утверждают, что "страшнее Афин города нет". И мой герой - Андреас Куркулас, принадлежит к поколению тех греческих архитекторов, которые тоже говорили и говорят сейчас "только землетрясение избавит нас от цемента, Афины отвратительны без зелени". Теперь все смотрят на город другими глазами, и делают все, чтобы исправить сложившееся положение.

Хочу рассказать вам о греческом архитекторе Андреасе Куркуласе, который, являясь председателем Международного оценочного комитета по архитектурным идеям, одобрил проект Дэвида Чипперфилда по реконструкции Национального археологического музея в Афинах.

"Итак. В 1987 году он основал офис вместе со своей партнершей по бизнесу и попутчицей по приключениям в жизни, также архитектором Марией Коккину. С тех пор они подписали и реализовали контракты на разные проекты, включая верхнее здание музея Бенаки на улице Пиреос, офисные здания и резиденции, и старались передать хоть частичку магии греческой архитектуры и волнующие воображение местных жителей".

"Архитектор, который, отталкиваясь от плана на бумаге с успехом создает функциональное пространство в реальных условиях" - так отзываются о нем другие архитекторы.

Так вот, Мистер Куркулас оказался в центре внимания общественности, можно сказать, в эпицентре урагана, поскольку его, как председателя Международного оценочного комитета, попросили объясниться с принятием проекта архитектурного бюро Дэвида Чипперфилда по расширению Национального археологического музея Греции. На самом деле, проект имеет большое значение как для города Афины, так и для страны в целом. Никто не сомневается в правильности и компетенции выбранного иностранного архитектора, напротив, Дэвида Чипперфильда почитают компетентной, и известной во всем мире личностью. Однако, закрытый формат конкурса вызвал много вопросов: почему формат именно таков, почему не допустили греческих архитекторов, почему реконструкция музея будет осуществлена именно так и не иначе. Андреас Куркулас ответил на эти вопросы, и порассуждал на темы злободневные (для греческих архитекторов) и любопытные для нас (туристов).

Почему именно этот проект

"Мы выбрали закрытый формат конкурса потому, как опыт показывает, что на открытых конкурсах, да и вообще для такого важного проекта, предложений было бы сотни. Это затруднило бы и затянуло принятие решения. Учтите, ни один из десяти крупных офисов мира не отклонил нашего приглашения, и это показывает, насколько важным они считают этот проект.

Да, конкурс исключил греческие архитектурные фирмы по установленным критериям: они должны были иметь опыт строительства музейного пространства на тот момент или премию Притцкера* или Людвига Мис ван дер Роэ**. В данный момент у нас нет греческих офисов, бюро или фирм с международными отличиями.

Национальная идентичность не может быть критерием участия или не участия, должен быть баланс. Когда крупные и знаковые проекты реализуются в сотрудничестве с греческими и зарубежными офисами, это может быть только на пользу греческой архитектуре. Подписание контрактов с великими архитекторами мира поднимает планку и делает всех нас более креативными.

"Предложение Чипперфилда гениально, оно просто и фунционально. Он заметил подъем, что идет от улицы Патиссион до входа в музей (почти в один этаж), и предложил построить 2 здания с единым входом на улице Патиссион. А связь со старым зданием будет осуществляться за счет перемещения на один этаж (вниз или вверх).

Кроме того, в предложении Чипперфилда есть два других выигрышных элемента:
- во-первых, он предусмотрел внутренний подземный атриум с театральной лестницей, которая создает своеобразное "амфитеатрическое пространство", соединяющее новое здание со старым.

- во-вторых, будет использован утрамбованный земляной материал вместо бетонной арматуры, которая имеет тысячу хороших свойств, но плохо воздействует на окружающую среду, загрязнение которой в настоящее время пытаются уменьшить".

Греческие архитекторы

"Мы удивляемся, почему иностранцы, а не мы, почему нет грека с международным отличием того уровня, о котором мы говорили выше.

Основной механизм, который приводит к отличию это - конкурсы и еще раз конкурсы, таким образом, возможности предоставляются людям, которые еще не имеют необходимого профессионального статуса, молодым и очень талантливым" - говорит он.

"Я не уставал повторять своим студентам: “Участвуйте в соревнованиях и рассматривайте это как упражнение, не расстраивайтесь, если не выиграете”.

У меня был студент - очень талантливый парень, он вместе с командой последовал моему совету, принял участие в конкурсе на реконструкцию порта Рафина. Конкурс был проигран, и этот образованный, с мечтами архитектор сменил работу, оставил архитектуру, ведь он должен был чем-то зарабатывать себе на жизнь".
Потому что даже в Политехническом институте
нет механизма стипендий для поддержки студента,
если он талантлив.

Здесь я скажу вам, что греческие архитекторы, которые уезжают за рубеж, хорошие, в какой бы университет они ни поступили там, даже в самый требовательный и конкурентоспособный, одерживают победу - как в академических кругах, так и в служебных офисах".

Место притяжения

Г-н Куркулас считает, что создание нового музейного пространства изменит ситуацию в большей степени в данном районе города. Если этот район станет местом притяжения, это будет большой успех, а если превратится в "стеки", то это - полный провал. Хотя этот музей (и другие тоже) в первую очередь ориентирован на иностранных посетителей, пространство вокруг него по замыслу разработчика стремится функционировать как полюс-притяжения для местных жителей и более широких слоев общества".

Музейное пространство  это тоже пища для ума.
Куркулас считает, что "архитектура - это социальное искусство, и если ее не культивировать, если не наводить необходимые мосты с обществом, ее модель не будет улучшена.

Несомненно, археолог будущего сойдет с ума от этого города, так же как иностранцы сходят с ума сегодня. Потому что, если бы вы сказали мне в 1970 году, что в этом городе, куда туристы приезжали на полдня и уезжали на острова, будут проблемы с Airbnb, я бы посмеялся над вами".

На вопрос: "Есть ли сегодня необходимость обсуждать национальную идентичность в архитектуре или напряжение этой дискуссии ослабло в обществе, которое более интенсивно, чем когда-либо, взаимодействует с мировой культурой, и проблема эллинизма утихла"?

Он ответил: "Были греческие лидеры, которые прекрасно понимали значение архитектуры. Возьмем, например, К. Караманлиса*, который, чтобы выполнить общественные работы в стране назначает именно греческих архитекторов: Д. Пикиониса**, А. Константинидиса***, Т. Зенетоса**** и других. А пляжи EOT (греческая организация туризма), как они были задуманы изначально и обустроены в результате, это идеал, которого не существует во всем мире до сих пор.

Он взял лучших архитекторов-модернистов, которые были "повернуты на грецизме" - элементах, составляющих идентичность страны. Они показали, что Греция хоть и входит в Европу, но укоренена в традиции. Я не знаю, кто ему посоветовал, но лучшие греческие архитекторы работали не по конкурсам, а по заданиям. Существовало когда-то одно общество, отчасти меритократичное, а теперь другое, которое могло бы отреагировать, но не может".

Меритократия (букв. "власть достойных", от лат. meritus - достойный и древнегреч. ;;;;;; - власть, правление) - принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка.
* Притцкеровская премия - это самая престижная архитектурная премия в мире, ее часто называют «нобелевкой» от архитектуры.

** Константинос Караманлис (1907-1998) греческий государственный и политический деятель. Один из крупнейших греческих политиков второй половины XX века, занимал должности премьер-министра Греции (1955-1963 с перерывами, а также 1974-1980) и президента Греции (1980-85 и 1990-95).

*** Димитрис Пикионис (1887-1968) - греческий архитектор. В период 1951-1957 годов Димитрис Пикионис разработал план пешеходных зон в районе археологического участка Афинского акрополя.

**** Арис Константинидис (1913-1993) - греческий архитектор-модернист. Возглавлял техническую службу Греческой национальной туристической организации с 1957 по 1967 год, где он занимался планированием и руководил строительством массовой серии домов для рабочих, а также занимался общенациональной программой строительства гостиниц «Ксения».

***** Такис Зенетос (1926-1977, Афины) - греческий архитектор. Работал в стиле модерн. Разработал проект сооружения театра под открытым небом Театр Ликавит.


Рецензии