Освоение Моравы L-200

     После освоения Чмелака «подвернулся» мне ещё один тип самолёта для освоения, им стала чешская Морава - L-200. Очень интересный самолёт. Чисто пассажирский, небольшой пятиместный с двумя поршневыми двигателями. И довольно красивый к тому же.

Вот как это было:

     …Как-то звонит мне Валентин Т. и просит полетать с ним на Мораве в Токмаке. Удивил он меня немного, - ведь он с нашим чешским другом Радеком уже какое-то время летает вывозную программу. Рассказывает мне Валентин, что он почти уже готов самостоятельно вылететь, а тут Радеку надо срочно уехать в Чехию:
- Слетай со мной несколько кругов, а то Радек только через месяц вернётся.

     Валентина понять можно, - он уже сам вылететь собрался на своей собственной Мораве, настроился, а тут, вдруг, - жди целый месяц.
Договорились мы с Валентином, что встретимся в воскресенье на аэродроме в Токмаке. До сих пор я только просматривал Инструкцию Моравы, а теперь надо срочно вникать, - изучаю полёт по кругу. Изучаю порядок выполнения взлёта, посадки, всякие особенности и работу с оборудованием кабины. А особенностей у Моравы много, - рычагами всякими на пульте в кабине на взлёте надо интенсивно «двигать», - РУДы, шаг винта, компрессоры, маслорадиаторы, жалюзи. Это ещё без закрылков и шасси. От Радека слышал, что посадка на Мораве простая, - самолёт сам садится, ты только не мешай, а вот взлёт не простой, - много действий с оборудованием, можно легко потерять скорость, но и разогнать скорость нельзя, - будут проблемы с уборкой шасси. Короче, читаю Инструкцию, вникаю.

     В воскресенье встретились с Валентином на аэродроме в Токмаке, лезем в его Мораву, - займёмся тренажем в кабине. И тут я понимаю, что у Валентина Морава L-200А, а не L-200D, которую я до этого изучал. А у них есть существенные отличия. На Валентиновой L-200А управление шагом винта не гидравлическое, а электрическое, кнопочное. Для изменения шага винта, нужно не двигать, как и на Як-52 рычагом, так же, как и РУДом, а надо нажимать кнопки!

     Проигрываем в кабине работу с оборудованием на всех этапах, - запуск, взлёт, набор высоты, горизонтальный полёт, предпосадочное снижение, посадка. Все этапы полёта по кругу. Пробую кнопки управления шагом винта, которые вместо рычагов. И кто только такое придумал! Взлёт на всех самолётах является если и не самым сложным, то наиболее ответственным этапом полёта. Выполняется много действий с арматурой кабины, с рычагами и кнопками. При этом пилот собственно и управляет самолётом, - работает рулями, отрывает самолёт от земли, устанавливает режим двигателям, убирает шасси и закрылки.

     Все его действия должны производится в определённом диапазоне скоростей, - не менее 120 и не более 145, а близость земли и малая ещё скорость полёта накладывают дополнительные сложности. На этапе взлёта на Мораве включено просто максимальное число действий, которые только можно использовать.

     Например, уборка шасси, - на других типах обычно пилот ставит кран шасси на «уборку» и всё. А на Мораве, после постановки крана на уборку, пилот должен дождаться загорания красных лампочек убранного положения шасси, убедиться, что давление масла в гидросистеме более 60, и только тогда поставить кран в нейтральное положение. Потом убрать закрылки, и при этом не разогнать скорость. Затем надо различными рычагами выключить компрессоры и дополнительные насосы.

     После постановки крана уборки шасси, необходимо изменить режим работы двигателей со взлётного на режим набора высоты. Здесь надо будет работать непривычными кнопками изменения шага винта вместо привычных рычагов. На ум как-то само собой пришло сравнение, что пилоту Моравы приходится манипулировать рычагами и ручками, как …обезьяна! И вот только после уборки закрылков можно, наконец, расслабиться и на скорости 175 набирать высоту.

     Мы договорились с Валентином, что я буду «рулить» на левом сиденье а он справа будет при необходимости мне подсказывать действия и напоминать режимы. Ведь он на Мораве уже летает «давно»!

     Бессменный Сергей Павелко, который одновременно и директор Клуба, и РП, и техник самолёта, «докладывает», что Морава готова к запуску. Мы с Валентином готовимся запускать двигатели. И здесь тоже есть свои особенности, - после включения всех необходимых АЗС, надо перевести корректор смеси топлива вперёд в положение «Бедная», включить компрессор, зашприцевать бензин в цилиндры 2-3 раза. Техник после этого проворачивает винт, РУД ставится в положение, соответствующее 1000 оборотам и я даю команду:
- От винта!
Затем включаю магнето «1+2» и нажимаю кнопку стартера. Дёрнув лопастями, первый двигатель запускается. Отключаю насосы и компрессор, устанавливаю обороты 1400. В такой же последовательности запускается и второй двигатель.

     Всё это я проделываю под «присмотром» Валентина, но ещё у меня в руках «шпаргалка», сделал я её с Инструкции. Двигатели запущены, включаю оборудование, опробую двигатели, проверяю флюгирование винтов. Потом проверяю выпуск закрылков на 30 градусов на оборотах 1500, убираю их.

     Теперь можно выруливать. На Мораве рулить надо плавно, поскольку винты молотят у самой земли. Выруливаем на взлёт. На Мораве переднее колесо управляется педалями, это удобно.

     Выруливаю на полосу, держу тормоза, вывожу обороты двигателям 1500, закрылки выпускаю на 15 градусов, винты ставлю кнопками в положение «Взлёт», ручку «Коррекция» в положение «Норма». Рычаги топлива, - вверх (основные баки), масло радиаторы открыты, - рычаги полностью утоплены. Включаю компрессоры, - рычаги вверх, жалюзи открыты, - рычаги вверх. Ставлю триммеры нейтрально, - лампочки горят. Оглядываю приборную доску, - вроде всё нормально, разарретировал АГД, согласовываю ГИК. Всё, можно взлетать.

     Отпускаю тормоза, включаю время полёта и двигаю РУДы вперёд. Морава сначала медленно, потом всё быстрее разбегается. На скорости семьдесят тяну осторожно и плавно штурвал на себя, штурвал идёт свободно, самолёт легко отрывается, плавно отходит от земли. Растёт скорость, хочу взять штурвал ещё на себя, но не идёт штурвал. Тяну сильнее, а он как приваренный намертво, не сдвигается ни на миллиметр, скорость уже 145, давно пора убирать шасси. Кран шасси ставлю на уборку, зелёные лампочки гаснут.

     Устанавливаю наддув 770, винты в положение «Набор». Пытаюсь при этом тянуть штурвал на себя, а он, как влитой. Уже загораются красные лампочки шасси, давление 60, - ставлю рычаг шасси в нейтральное положение. Вдруг, замечаю, что Валентин какой-то напряжённый, - оказывается, это он упирается и не даёт мне «перетянуть» штурвал. Радек его настроил, что на взлёте запросто можно перетянуть штурвал и свалиться. Вот Валентин и старается не дать мне «убить его». Знает, что я никогда до этого на Мораве не летал вот и перестраховывается.

     Между тем скорость растёт, угол набора у нас небольшой, увеличить-то его я не могу.
- Штурвал отпусти! - кричу.
Валентин отпустил, - видно и его попустило. Стал штурвал лёгким, послушным. Я ещё подумал:
- Чего это такой тяжёлый штурвал на маленьком самолёте?

     Убираю срочно закрылки, скорость у нас уже давно 180, а мы должны установить скорость набора 175. По шпаргалке выключаю дополнительные насосы, компрессоры. Устанавливаю корректор в положение «Норма». Мы на первом развороте и высота уже 300 метров. Перевожу в горизонт. 300 метров это и есть высота круга. Надо теперь установить режим горизонтального полёта и выполнять и первый, и уже и второй развороты.

     Устанавливаю наддув 660, винты в положение «МАХ». Ставлю корректор в положение «Бедная». Скорость выдерживаю 260. Выполнил первый разворот. Баки переключаю на «Дополнительные». По крену управляется Морава так же легко, штурвал небольшой, своеобразный, - почти прямоугольный, и «крутить» его приходится короткими движениями. Выполняю второй разворот и занимаю противопосадочный курс.

     Летит Морава спокойно, ровно гудят Вальтер Миноры. Кругом знакомые ориентиры токмакского аэродрома, подходим к траверзу. Время выпускать шасси. Смотрю в шпаргалку, - прибираю РУДы, гашу скорость до 195 км/час, кран шасси ставлю на выпуск. Красные лампочки гаснут. Скорость выдерживаю 190. Баки переключаю на «Основные», включаю компрессоры и дополнительные насосы. В гидросистеме давление 60, горят зелёные, кран шасси ставлю нейтрально.

     Место третьего разворота с этим стартом приметное, - на земле в этом месте стоит большой сарай с ржавой железной крышей. Хороший ориентир уже много лет. Выполняю третий разворот, поддерживаю скорость 190.

     Вывожу из разворота, перевожу на небольшое снижение, прибираю РУДы. Смотрю вправо на полосу, на место приземления. Напоминает мне Валентин про закрылки. Выпускаю их на 15, стараюсь выдерживать вертикальную скорость снижения 2 м/с и скорость 160 км/час.

     Уже подходим к четвёртому развороту, готовлюсь начинать его выполнение так, чтобы закончить в створе полосы. Вроде бы пора. Начинаю разворот и добавляю обороты, выдерживаю скорость не менее 160. После вывода из разворота выпускаю закрылки на 30, винты ставлю в положение «Взлёт». Полоса впереди, глиссада пологая, скорость надо выдерживать 140.

     Идёт Морава как утюг, сиди и «кури», не надо «махать руками», как на взлёте. Полоса приближается и увеличивается в размерах. Валентин плавно держится за штурвал и вижу, внимательно следит за скоростью. И это правильно! На посадке скорость это главное!

     Гашу скорость, вот уже пора выравнивать. Беру плавно штурвал на себя и прибираю РУДы до упора. Морава неспешно теряет скорость, не дёргается, плавно задирает нос, приближается к земле, но не спешит касаться земли, очень летучая.

     Добираю ещё штурвал. Есть касание, бежим на основных колёсах. Плавно опускается нос. Тормозить и не приходится, катимся по полосе. Убираю закрылки, выключаю дополнительные насосы, компрессоры, арретирую АГД. Сруливаем с полосы, выключаю полётное время.
 
     Подруливаем к стоянке, нас встречает Сергей, выключаю двигатели. Вылезаем с Валентином из кабины. Так закончился мой первый полёт на новом для меня типе, - самолёте Морава Л-200. Одновременно вывозной и контрольный, и самостоятельный, и в качестве инструктора. Такое может быть только в малой авиации. Да здравствует Малая Авиация!

     В этот день выполнили мы с Валентином ещё два полёта. Теперь он, как и положено, сидел слева и управлял, а я справа на месте инструктора его контролировал. Валентин летал сносно, были небольшие нормальные ошибки, ещё не привык к штурвалу.

     Я видел, что он может лететь сам. Оставалось только ему самому убедиться, что инструктор его выпускает. Мы с ним слетали ещё пару раз. В полёте чувствовал он себя уверенно, я вообще не вмешивался. Выпустил я его самостоятельно.

     Сначала Валентин летал круги в Токмаке, а потом, зная его неуёмный напор и энергию, я совсем не удивился, когда узнал, что Валентин вместе с Сергеем Павелко слетали «на другой аэродром» в Пологи, а потом стал летать и дальше.

- на фото: - Морава L-200A Валентина Т. - аэр.Широкое

- фото автора.

20.05.2023 - Севастополь.


Рецензии