враги?

                Враги?

              (Из немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е.Дроздова)

   Евреи и мусульмане враги?
   На этот вопрос отвечает Abdel - Hakim Ourghi, либеральный мусульманин и специалист по исламу, в интервью одной немецкой газете.

   Вопрос: где корни антисемитизма в исламской культуре?

   Ответ: у нас преобладает мнение, что исламский антисемитизм это экспорт колониализма и стоит в связи с образованием в 1948г. Израиля. Одновременно утверждается, что до этого евреям жилось хорошо. Однако уже с 624г. происходило изгнание и лишение имущества евреев, убийства мужчин и порабощение женщин и детей по приказу пророка Мухамеда. Это насилие находило религиозное оправдание в целом регистре грехов евреев в политическо-юридическом коране, который был провозглашен в Медине.

   В.: Вы происходите из религиозной семьи из Алжире и были с юных лет, как Вы сами выражаетесь, "индокринированным" (т.е. "неправильно нацеленным" - пер.) антисемитом. Как Вы к этому пришли?

   О.: в мусульманском мире имеет широкое распространение до сегодняшнего дня негативное изображение евреев и враждебного Израиля. От такого мнения я смог отказаться в мои студенческие годы в 90-ых во Фрайбурге. Я познакомился с немецкой историей и был в ужасе от тех страданий, которые пережили евреи во время Второй мировой войны. Я захотел узнать, происходило ли то же самое в Алжире. До сегодняшнего дня изгнание евреев в арбско-мусульманских странах под запретом. Также в личных беседах я узнал, что евреи нам не враги. Но это не соответствовало тому, чему нас, детей, учили в Алжире.

   В.: как Вы попали в Германию?

   О.: я хотел учиться дальше и из-за языка сначала поехал во Францию. Это был 1992г., и в Алжире бушевала гражданская война. Во Франции не сложилось, зато в Германии сложилось сразу.

   В.: для Вас, как реформатора ислама, критическая переработка истории исламской культуры является ключом для мирного сосуществования. Где мы с этим стоим?

   О.: мы, мусульмане, нуждаемся в новой, современной интерпретации ислама и его источников. Чтобы это удалось, нам нужна "культура памяти". Большинство мусульман всегда вспоминают только "хорошее" из своей религии, справедливости, мира и т.д. Во имя консервативной теологии идеализируют образ пророкa, как святую фигуру Мухамеда. Нелицеприятная правда в истории ислама сознательно забывается и вытесняется, чтобы не нарушать единство общины.

   В.: критики утверждают, что антисемитизм в исламский мир "завезен" (немецкими) наци. Это так?

   О.: эти эпизоды являются только деталями  исламского антисемитизма. Многие левые хотят всю картину связать с ближневосточным конфликтом с Израилем. Надо сказать, что хорошо видные желтые лоскуты на одежде евреев это мусульманское изобретение, перенятое католической церковью в Средние века, которое немцы довели до страшного совершенства во время холокоста.

   В.: на Пасху группа палестинцев во время демонстрации в Берлине скандировала: "Смерть евреям". Что не так в Германии?

   О.: такие демонстрации должны быть тут же запрещены. Речь идет, в конце концов, просто о безопасности всех людей в Германии, в том числе и евреев. Это опасно, когда мусульмане - не только исламисты - требуют уничтожить Израиль и выкрикивают лозунги 7-ого века. Кроме тог мы должны проанализировать поведение демонстрантов: почему идентифицируют себя эти люди охотнее со страной своего происхождения, из которой они бежали, чем с той страной, где они живут? Против этого надо что-то предпринять.

   В.: например?

   О.: антисемитизм, в том числе и мусульманский антисемитизм, должен в школах, на уроках истории и на уроках исламской религии, с 4-ого класса стать темой занятий. Кроме того школы должны искать разговор с синагогами. В педагогическом институте во Фрайбурге мы в ноябре с мусульманскими и евангелическими студентами совершили поездку в Израиль. Благодаря таким продуктивным встречам мы можем внести вклад в дело мира между мусульманами, евреями и христианами.

   В.: сунитский школьный совет отказал Вам в праве преподавать. Даже министерство иностранных дел США критиковало, что либеральному мусульманину затыкают рот. Вы протестовали. Как обстоит дело сейчас?

   О.: я себя рассматриваю, как человека, объясняющего историю ислама, с чем прежде всего представители политического ислама не хотят иметь ничего общего. Для них я персона non grata, с которой они хотели бы покончить раз и навсегда. Мое дело, я предполагаю, будет рассматриваться в суде в июне, июле. Я подал жалобу еще в августе прошлого года.

   В.: считаете ли Вы, что, учитывая выступления правых против мусульман, надо реагировать на критику ислама более чувствительно?

   О.: да, но это не должно привести к тому, чтобы в случае серьезных критиков ставить под сомнение их компетенцию или даже обвинять их в клевете. Многие боятся честных дебатов.

   В.: чувствуете ли Вы себя в Германии свободно и уверенно или иногда раскаиваитесь, что приехали сюда?

   О.: я никогда об этом не жалел. Моя новая книга написана благодаря немецкой "культуре памяти". Я бы хотел, чтобы у нас, мусульман, делалось то же, что делают немцы уже много лет: переосмысливают свое прошлое. Я чувствую себя частицей этой страны и счастлив вместе со своей семьей.


Рецензии