Исключенные навсегда

                Исключненные навсегда

Теперь отсталые страны "отстали навсегда".
Академик Н. Моисеев

Не ту страну назвали Гондурасом!
(Фольклор)

Оставь надежду всяк сюда входящий.
А. Данте

В современной России за многочисленными дискуссиями «правых» и «левых»,  «лимоновцев» и «нашистов», «единороссов» и «свободороссов», сталинистов и либералов забывается, что «крот истории роет медленно, но роет хорошо» (Гегель), что история движется по своим законам, невзирая на суету людскую…
Забывается и то, что, согласно второму закону термодинамики, в каждой системе растет энтропия, «замедлить» рост которой (до поры до времени!)  можно только порождая максимум негэнтропийной энергии. «Мы плывем вверх по течению, борясь с огромным потоком дезорганизованности, который, в соответствии со вторым законом термодинамики, стремится все свести к тепловой смерти, всеобщему равновесию и одинаковости… В этом мире наша первая обязанность состоит в том, чтобы устраивать произвольные островки порядка и системы. Эти островки не существуют вечно в том виде, в котором мы их некогда создали… Мы должны бежать со всей быстротой, на которую только способны, чтобы остаться на том месте, где однажды остановились» [1]. И «стабильность» уже поэтому (хотя и не только!) смерти подобна…

Одним из системообразующих факторов современного общества является его структуризация по критерию «включенность/исключенность» (inclusive/exclusive). Понятие «исключение» (exclusion) появилось во французской социологии в середине 1960-х как характеристика лиц, оказавшихся на обочине экономического прогресса. Отмечался нарастающий разрыв между растущим благосостоянием одних и «никому не нужными» другими [2].

Работа Рене Ленуара (1974) показала, что «исключение» приобретает характер не индивидуальной неудачи, неприспособленности некоторых индивидов («исключенных»), а социального феномена, истоки которого лежат в принципах функционирования современного общества, затрагивая все большее количество людей [3]. Исключение происходит постепенно, путем накопления трудностей, разрыва социальных связей, дисквалификации, кризиса идентичности. Появление «новой бедности» обусловлено тем, что «рост благосостояния не элиминирует униженное положение некоторых социальных статусов и возросшую зависимость семей с низким доходом от служб социальной помощи. Чувство потери места в обществе может, в конечном счете, породить такую же, если не большую, неудовлетворенность, что и традиционные формы бедности» [4].
Процессы глобализации конца XX века – начала XXI века лишь обострили проблему принципиального и устойчивого (более того, увеличивающегося) экономического и социального неравенства как стран, так и различных страт, групп  («классов») внутри них.

Процесс «inclusion/exclusion» приобретает глобальный характер. Крупнейший социолог современности Никлас Луман пишет в конце минувшего ХХ века:
«Наихудший из возможных сценариев в том, что общество следующего (уже нынешнего - Я.Г.) столетия примет метакод включения/ исключения. А это значило бы, что некоторые люди будут личностями, а другие – только индивидами, что некоторые будут включены в функциональные системы, а другие исключены из них, оставаясь существами, которые пытаются дожить до завтра;… что забота и пренебрежение окажутся по разные стороны границы, что тесная связь исключения и свободная связь включения различат рок и удачу, что завершатся две формы интеграции: негативная интеграция исключения и позитивная интеграция включения… В некоторых местах… мы уже можем наблюдать это состояние» [5].
Уважаемый читатель, Вам не известно такое место?

Аналогичные глобальные процессы применительно к государствам отмечал отечественный автор, академик Н. Моисеев: «Происходит все углубляющаяся стратификация государств… Теперь отсталые страны "отстали навсегда"!… Уже очевидно, что "всего на всех не хватит" – экологический кризис уже наступил. Начнется борьба за ресурсы – сверхжестокая и сверхбескомпромиссная… Будет непрерывно возрастать и различие в условиях жизни стран и народов с различной общественной производительностью труда… Это различие и будет источником той формы раздела планетарного общества, которое уже принято называть выделением "золотого миллиарда". "Культуры на всех" тоже не хватит. И, так же как и экологически чистый продукт, культура тоже станет прерогативой стран, принадлежащих "золотому миллиарду"» [6].

Об этом же пишет Р. Купер: «Страны современного мира можно разделить на две группы. Государства, входящие в одну из них, участвуют в мировой экономике, и в результате имеют доступ к глобальному рынку капитала и передовым технологиям. К другой группе относятся те, кто, не присоединяясь к процессу глобализации, не только обрекают себя на отсталое существование в относительной бедности, но рискуют потерпеть абсолютный крах» [7]. При этом «если стране не удается стать частью мировой экономики, то чаще всего за этим кроется неспособность ее правительства выработать разумную экономическую политику, повысить уровень образования и здравоохранения, но, самое главное, - отсутствие правового государства» [8]. Ой, где же это?

Надо ли говорить, что Россия не входит в группу стран «золотого миллиарда»? По классификации И. Уоллерстайна (Центр, Периферия, Полупериферия), Россия относилась им к Полупериферии, «хотя есть уже немало признаков того, что она деградирует в направлении Периферии» [9]. 
Рост числа «исключенных» как следствие глобализации активно обсуждается в одной из последних книг З. Баумана. С его точки зрения, исключенные фактически оказываются «человеческими отходами (отбросами)» («wasted life»), не нужными современному обществу. Это – длительное время безработные, мигранты, беженцы  и т.п. Они являются неизбежным побочным продуктом экономического развития, а глобализация служит генератором «человеческих отходов» [10]. И в условиях глобализации, беспримерной поляризацией на «суперкласс» и «человеческие отходы», последние становятся «отходами навсегда» (это перекликается с вышеприведенным высказыванием Н. Моисеева: «Теперь отсталые страны "отстали навсегда"»).

Применительно к России идеи Баумана интерпретируются О.Н. Яницким: «За годы реформ уже сотни тысяч жителей бывшего СССР стали "отходами" трансформационного процесса, еще многие тысячи беженцев оказались в России без всяких перспектив найти работу, жилье и обрести достойный образ жизни. Для многих Россия стала "транзитным пунктом" на пути в никуда» [11].
Непонимание этого лишь увеличивает разрыв между государствами – лидерами цивилизационного развития и странами – аутсайдерами, к которым  относится и Россия [12]. Достаточно сказать, что к 2010 году продолжительность жизни  россиян составляла всего 66,2 лет (61,1 у мужчин и 74,1 у женщин), это – 160-е место в мире. По другим данным, мужчины в среднем не доживают до «заслуженного отдыха», ибо их продолжительность жизни – 59 лет – одна из самых низких в мире, наряду с некоторыми африканскими странами. В то время как в Германии, например,  в 2010 продолжительность жизни составила 77 лет у мужчин и 82 года у женщин. Россия занимает одно из первых мест в мире по смертности (16,3 на тысячу жителей, 16-17 – только в Восточной и Центральной Африке, среднемировой показатель – 9) [13]. Валовой национальный продукт на одного жителя России составлял в 2003 г. всего $8920 при  среднемировом показателе $8180, в Люксембурге - $54430, в США – $37500, в Норвегии $37300, в Японии – $28620 [14].

«Росстат недавно опубликовал данные о состоянии кошельков россиян. В крайней нищете в России живут 13,4% населения с доходом ниже 3422 рубля в месяц. В нищете пребывают 27,8% с доходом от 3422 до 7400 рублей. В бедности – 38,8% населения с доходом от 7400 до 17 тыс. рублей. "Богатыми среди бедных" являются 10,9% с доходом от 17 до 25 тыс. рублей. На уровне среднего достатка живут 7,3% с доходом от 25 до 50 тыс. рублей. К состоятельным относятся граждане с доходом от 50 до 75 тыс. рублей. Их число составляет 1,1%».
Итого: 41,2% нищих, 49,7% бедных (всего нищих и бедных – 90,9%), 8,4% - состоятельных и, очевидно, 0,7% - богатых…
Одно это – катастрофа. Ужас не только в дикой бедности большинства россиян, но и в непонимании ими всей трагедии своей «исключенности»...

Послушаем заместителя директора по науке Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, вице-президент Нанотехнологического общества России Георгия Малинецкого (26 апреля 2010 г., «РИА-Новости»): «До начала шестого технологического уклада осталось всего несколько лет, и если Россия не успеет встроиться в новую картину мира, ее скорее всего не станет [выделено здесь и далее мною – Я.Г.]… Россия в условиях глобализации не имеет никаких шансов – ее экономика никогда не будет конкурентоспособной. Две трети территории страны находятся в условиях вечной мерзлоты. Это значит что у нас всегда будет на порядок выше стоимость строительства, на порядок дороже рабочая сила, которую нужно обогревать и хорошо кормить, на порядок выше затраты на энергетику и так далее и так далее… На нашей территории находится 30% мировых природных богатств, а наш вклад в глобальный продукт всего 3%. Такие страны долго не живут. Вся российская нефть около 60 миллиардов долларов, оружие – 6 миллиардов. Между тем Индия сейчас выпускает программного обеспечения на 40 миллиардов долларов и в ближайшее время планирует выйти на 60. То есть понимаете, они мозгами зарабатывают столько, сколько мы продажей нефти… Все развитые страны имеют свой технологический прогноз для своей страны и для мира в целом. У нас ничего такого нет. У нас нет руля, мы не проектируем будущего. Для корабля, у которого нет порта следования, не может быть попутного ветра. У нас царит, если можно так выразиться, диктатура бухгалтеров – все сводится к тому, как освоить деньги, как "распилить" бюджет. Нужно определить цели и приоритеты – какие отрасли нам нужно развивать, где мы хотим быть первыми…

5-й технологический уклад мы полностью упустили, – продолжает Георгий Малинецкий. – Это компьютеры, химия, интернет и так далее. Если сейчас построить завод по производству мобильных телефонов, он прогорит, он не нужен. В России 180 миллионов мобильных телефонов, и все они произведены за рубежом. 6-й технологический уклад будет основываться на биотехнологиях, нанотехнологиях, робототехнике, технологиях виртуальной реальности. Сейчас определяется, какие страны будут лидерами… У России очень мало времени. Наша задача вскочить в последний вагон уходящего поезда. Иначе с большой вероятностью нас не будет… Чтобы была модернизация, а не ее имитация, нужно четко определить, что мы хотим быть, а не казаться. Государство должно взять на себя целеполагающие, проектирующие будущее функции. Кроме того, необходима прозрачность и открытость – объем взяток в России сейчас превышает госбюджет. Поэтому важна декриминализация страны. По этому принципу шел и Китай, и США, и Южная Корея».

Ситуацию в России ученый охарактеризовал как «инновационный разгром». По сравнению с советскими временами поток инноваций упал в 15 раз. Одна японская корпорация «Панасоник» сейчас регистрирует патентов на различные изобретения и новые технологии в 4 раза больше, чем вся Россия.
Извините, уважаемые читатели за очень длинное цитирование. Но, во-первых, текст чрезвычайно важен по содержанию. Во-вторых, это голос достаточно официального и компетентного лица, в отличие, например, от меня – профана.
Со своей стороны могу только предположить, что поезд давно ушел, и огонек последнего вагона ушедшего поезда мы даже не заметили…
Сегодня уже никто и ничто не может изменить исторический факт –
Россия отстала навсегда.

Впрочем, не одна она, а все т.н. «развивающиеся страны». Более того, политкорректное «развивающиеся» давно пора отбросить. Есть страны развитые и неразвитые. Россия из числа последних.

Примечания:
[1] Винер Н. Я – математик. М., 1967. С.311.
[2] Погам С. Исключение: социальная инструментализация и результаты исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. Т.II. Специальный выпуск: Современная французская социология, 1999. С. 140-156.
[3] Lenoir R. Les exclus, un fran;ais sur dix. Paris: Seuil, 1974.
[4] Погам С. Указ. соч. С.147.
[5] Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество. В: Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998. С. 94-108.
[6] Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. С.360, 447.
[7] Купер Р. Россия, Запад и глобальная цивилизация. В: Россия и Запад в новом тысячелетии: Между глобализацией и внутренней политикой. М.: George C. Marshall, European Center for Security Studies, 2003. С.30.
[8] Купер Р. Там же. С.31.
[9] Pro et Contra. Проблемы глобализации. 1999. Т.4, №4. С. 227. Обратите внимание на год публикации этих строк – 1999. С тех прошло свыше 10 лет все усиливающейся деградации.
[10] Bauman Z. Wasted lives. Modernity and its outcasts. Cambridge: Polity Press, 2004.  Pp. 5-7.
[11] Яницкий О.Н. Модерн и его отходы // Социологический журнал. 2004. №1/2. С. 205.
[12] Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: Аграф, 1998. С. 354-471; Постиндустриальный мир: Центр,  Периферия, Россия. М.: МОНФ, ИМЭМО РАН, 1999. Сб. 1-4; Проблемы   глобализации. Указ. соч., 1999.С. 227-232, 254-265; Глобализация и девиантность / ред. Я. Гилинский. СПб: Юридический центр Пресс, 2006, и др.
[13] Все страны мира (2003) // Население и общество, №74, август 2003.
[14] Доклад о мировом развитии 2005: как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех. Всемирный   банк. М.: Весь мир, 2005. С.258-266.
[15] Kangaspunta K. Mapping the inhuman trade: preliminary findings of the database on trafficking in human beings// Forum on Crime and Society. Vol. 3, N1-2, 2003, pp. 81-104.
[16] См.: Гилинский Я. Алкоголь и мы // Вестник Орловского государственного университета, 2010, №3, а также сайты http://deviantology.spb.ru , http://crimpravo.ru


Рецензии
Тоска зелёная от Ваших произведений, ну что Вы хороните Россию раньше времени?
Да скорее Ваш благословенный Запад загнётся со всеми своими передовыми технологическими укладами от того, что нечего будет жрать и нечем обогреться зимой.

Владимир Денисов 3   22.05.2023 08:17     Заявить о нарушении
Идеальных стран не было, нет и быть не может. Но страны Западной Европы неизмеримо выше по развитию. Вы там часто бывали? Я очень часто, и работал там. Могу сравнивать. Но дело не во мне, а в движении России назад в прошлое, а не вперед в будущее. Увы.

Яков Гилинский   22.05.2023 08:30   Заявить о нарушении
Вы ошибаетесь, так же как и И.Гарин, который тоже во всех странах побывал, ну и что?Люди и их взаимоотношения везде одни и те же.

Владимир Денисов 3   22.05.2023 08:39   Заявить о нарушении
Запад загнётся от другого - от потери смысла жизни. Со своими либеральными ценностями.

Дмитрий Маштаков   22.05.2023 08:51   Заявить о нарушении
Дмитрий , полностью согласен.
Автор в ссылках западников увяз , как в трясине, и преподносит проблему нам , как надутыйм шарик , который способен лопнуть от касания любой мухи.

Ни слова о потери нравственных ориентиров, падении культуры, рождении античеловечности и отступления от самого понятия ЧЕЛОВЕК.
Только " УСЁ ПРОПАЛО,ШЭФ!".

Всё определяет духовность и только.
Без неё любое общество гниль.
Можно быть нищим и духовно цельным , как Диоген, а можно жить припеваючи ,как в Швеции , в стране занимающей первое место по количеству самоубийств.)))

Можно носить ватник и с оружием найденным или захваченным уходить в партизанский отряд, погибать защищая Родину, а можно наматывать сопли на кулак , видя как под Триамфальную арку въезжают немецкие танки по огню Неизвестному солдату, а потом предоставлять свои квартиры под постой врагу, но под финал бойни прибежать с упоминанием своего врагу Сопротивления , ни слова не говоря , что само Французское сопротивление возникло только после формирования его сбежавшими из лагерей русских военнопленных, а до этого никакого сопротивления не было, не упоминая французский батальон СС " Шарлемань" до мая 45го охраняющих ставку Гитлера.

Автор говорит , что бывал на Западе?
И что ? ... , там каждая копейка у местных на учёте,в мозгах только девиз " Экономия и ВЫгода!"" и жлобство на бытовом уровне , но с претензией на светскость.

Знаю, поездил.

Владим Филипп   22.05.2023 09:16   Заявить о нарушении
"Потери нравственных ориентиров, падении культуры" у "них", духовность(это у нас??)... Какой бред!! Полное непонимание происходящего. Спорить со средневековым мышлением бессмысленно. Всё.

Яков Гилинский   22.05.2023 13:21   Заявить о нарушении
Понимаю, что будучи д.ю.н. вопросы рассмотрения вне поля юрисдикции могут быть и недоступны.)))
Это по поводу бреда.

С апломбом делать выводы находясь вне искусства об искусстве и духовности это не бред ? ))
Это отнюдь не УК , УПК РФ и пр.... ))).
Именно искусство - фундамент формирования духовности и человека , и нации.

Россия могла бы двигаться и быстрее, и качественнее , если бы после переворота не исключила бы развитие , и не выключила ,как основу, искусство,убрав 4% обязательных отчислений от всех производителей, продавцов , даже с ларьков как это было при СССР.
Вместо этого оставив только 2% на здравоохранение, науку, культуру, спорт в общей сумме.

Видно , что от искусства далеки , отсюда и апломб в оценке происходящего в России при рассмотрении только ботвы без попытки внимания к корешкам..)))

Владим Филипп   22.05.2023 13:42   Заявить о нарушении
Как интересно!Два профессора из Санкт Петербурга не нашли взаимопонимания по вопросу духовности и культуры в культурной столице России.

Владимир Денисов 3   22.05.2023 13:46   Заявить о нарушении
Владимир , прошу прощения за вклин, но не мог не включиться.))

Меня всегда настораживают чьи-то выводы с апломбом преподносимые , как незыблемые и претендующие на объективность , как " a posteriori".
Проблема глубже и не так уж глубоко спрятана.
1.
Автор в одном из своих материалов утверждает , что он - сторонник либерализма.
Это уже меня насторожило.
Проходили уже утопический либерализм с Явлинским и с его " 500дней ,как переустроить Россию".
2
Размышления автора о сути человека и о возможности жить без войн , насилия, и пр.,противоречит самой сути человека, которая осталась неизменной на протяжении самого существования человека всё-таки зверем , чем даже отличается от волка, который никогда не нападёт на противника , если тот ляжет на спину и, подставив тому своё открытое брюхо.
Человек - самый опасный зверь планеты, думать иначе это иллюзия.
3
Смягчение, устранение из природы человека его звериной сущность лежит только через духовность.
Для этого и есть искусство.
Но чем дальше идёт развитие общества , а сейчас оно уже в завершающей фазе постмодерна, тем меньше и меньше к нему внимание во всём мире.
За вторую половину ХХ века практически в мире не появилось ничего в нём стоящего,ни в изобразительном, ни в музыке, ни в литературе.
Технологии стали сутью и принципом его развития, их приоритет стал основой прибыли, накопления её, и доминантой в развитии вооружения опять таки для захвата новых позиций и приобретений.

Пока человек не озаботиться вопросом " Что для людей я оставлю после себя?... ничего путного не будет.
Технологии исключают присутствие человека в итоге вообще.
Уже сейчас роботизация на фирме АДИДАС привела к сокращения её сотрудников с 1 200 000 до 200 000 во всё мире.
И это только одна фирма!
Численность же населения Земли по прогнозам уже в 2030г по разным прогнозам 8-9 000 000 000 человек населения земли.
Ресурсы земли же не восстановимы. Отсюда в перспективе дефицит всего.

Понимание же новых будущих реалий , внутренняя готовность к ним ,необходимость принятие того, что не чрезмерность , в разумная умеренность во всём - суть выживания всех и далека как ускользающий горизонт.
Это же понимание может быть достигнута только при повышение духовности и , как следствие , нравственности общества.

Автору же публикации эта мысль при рассмотрении проблемы в голову даже не приходит.

Владим Филипп   22.05.2023 14:29   Заявить о нарушении
Я очень рад, что Вы, Владимир Федорович, вступили в этот диспут и высказали свои соображения, я полностью с Вами согласен, а те положения, которые выдвигает Яков Ильич хоть и весьма интересные, но вызывают вопросы и сомнения.

Владимир Денисов 3   22.05.2023 14:46   Заявить о нарушении
Человек, как и любой из видов, живущих на земле, заточен генетически на продолжение и развитие своего рода, а не земной цивилизации вообще. Цивилизация в техническом плане может зайти очень далеко, но задача человека - сохранить себя внутри этой цивилизации. И не только сохранить, скажем, в виде придатка к машине, но и жить полной жизнью. Культура, это та среда, в которой он живёт, и которая помогает ему в этом плане. Что касается искусства, то оно - часть общей культуры. Важная составляющая часть.
Падение уровня культуры на западе, особенно в последнее время, это факт, который очевиден.

Дмитрий Маштаков   22.05.2023 14:58   Заявить о нарушении
Да уж, простое белое полотно в рамке или фекалии в консервной банке продают за большие деньги и называют ЭТО искусством, ну извращенцы в натуре.

Владимир Денисов 3   22.05.2023 15:15   Заявить о нарушении
Владим Филипп, Вы меня удивили.
1.Либерализм не выдумка Явлинского или кого бы то ни было. Это вполне определенное философское (и отчасти политическое) мировоззрение. То, что понимание либерализма последнее время исковеркано ("либерасты!") не меняет его первоначального значения: от СВОБОДА (liberte). Я считаю, что у человека две абсолютные ценности: Жизнь и Свобода (о ее ограниченности носом соседа - отдельный разговор).
2. А это уже совсем невероятно. Я сотню раз во множестве работ пишу, что человек - самый опасный биологический вид, самое опасное животное, готовое уничтожить все живое на Земле. Привожу почти Ваш пример. Если два волка дерутся и один проигрывает,проигрывающий подставляет горло другому и схватка немедленно прекращается. Цитирую В. Швбеля ("История человечества - история зла на земле"), Э Фромма ("Человек отличается от животных именно тем, что он убийца"), Н. Тинбергена ("Человек является единственным видом, в котором борьба носит уничтожающий характер") и др.
3. А вот никакой "духовности" вообще нет. Это религиозные выдумки. А я - атеист.

Яков Гилинский   22.05.2023 18:33   Заявить о нарушении
Свобода также абстрактна , как и Демократия.
Она свободна для кого-то одного на необитаемом острове. Но, если два человека , то уже поиск компромисса.
Это как в браке ., который вдвое уменьшает вободу, вдвое увеличивая количество обязанностей )))

Демократии вообще никогда в истории человечества не было, ещё одна иллюзия..

В понятии духовности нет понятий атеист или верующий. Последнее о другом.)))

Духовность личности подразумевает наличие у человека такой внутренней настройки , которая способна к отклику на тончайшие движения души, её оттенки, колебания, созвучия, и подобное.
Это именно ДУХОВНОСТЬ , способности иметь качества, как у атеиста, так и у не атеиста.
Вы юрист ?
Если вас трогают строки, музыка, книга, спектакль, который заставляет вас заглянуть внутрь самого себя , то вы человек духовный.
Если же вы считаете , что УК , и прочие кодексы вершина достигнутого человечеством, то ….увы.))

Владим Филипп   22.05.2023 18:59   Заявить о нарушении
Да, свобода одного ограничивается свободой другого (нос соседа). Я об этом очень кратко.
Да, с демократией не все так прекрасно... "Демократия, это когда шайка жуликов управляет толпой идиотов" (это не я сказал). У меня много и об этом.
С духовностью не согласен. Есть другие, не религиозные понятия. Да, люблю живопись, исходили с женой все музеи многочисленных стран (Париж, Мадрид, Рим, Барселона, Каунас, Токио и др.). Был помоложе - у нас с женой Наташей бывало ежегодно по два абонемента в филармонию. Опять же с Наташей были на всех интересных спектаклях в Петербурге, да и в Москве (Театр на Таганке!). А вот духовности нет. Извините.

Яков Гилинский   22.05.2023 20:13   Заявить о нарушении
Яков, всюду исходили и никакого результата ?
Ни мыслей, ни анализа, ни понимания , ни желания радости от раскрытия в режиссёрских находках образа, ни желания побыть потом одному и подумать просто о жизни, .....?

Ну что тут скажешь, если искусство только покупка билета и поход, как время провождение.
Сочувствую...(((
У меня иначе... есть немного об этом:

" Дядя Ваня" http://proza.ru/2019/09/29/867

да и со студентами

" Репетиция оркестра " http://proza.ru/2009/11/07/186
" Последнее танго в Париже" http://proza.ru/2009/10/31/1294

Владим Филипп   22.05.2023 21:25   Заявить о нарушении