Джохар Дудаев и московская осень 1993 года - 1

Джохар Дудаев и московская осень 1993 года - 1

  Выпуск канала «Ичкерия ньюс» от 14 апреля 2023 г.  посвящен    информационно-пропагандистской обслуге режима Ельцина, которая сейчас, сбежав из России и пригревшись в  уютных цивилизованных странах,  пиарится на украинской тематике.  Но не стоит забывать, - говорят ведущие канала Андрей и Инна Курочкины,- что это те самые журналисты,  которые были соучастниками преступлений российской власти как в отношении Чеченской Республики - Ичкерия, так и в отношении собственного парламента. Именно эта когорта пишущей и вещающей братии  готовила почву для кровавого государственного переворота, совершенного Ельциным в 1993 году. Называющие себя представителями либеральной и демократической прессы, а Ельцина — подлинным демократом, они идеологически и информационно поддержали   расстрел этой самой демократии, олицетворением которой был российский парламент.
      Однако  лишен логики тот факт, что  авторы передачи при этом не рассказали,  какую позицию занимал в отношении  ельцинского переворота президент Дудаев.  Ведь канал вещает непосредственно  от имени части чеченского  общества, является официальным информационным ресурсом влиятельной политической структуры чеченской эмиграции, - структуры, которая считает себя правопреемницей  власти Дудаева, и поэтому вполне естественно было бы поведать слушателям  о его роли  в  тех событиях. Тем более, что это была роль далеко не стороннего наблюдателя.  Значительный пробел в  освещении сюжетов прошлого делает картину неполной, искажает ее.    Если кто-то думает, что,   игнорируя опыт  предшественников и фальсифицируя историю, с помощью демагогии и выкрикивания  популярных лозунгов   сможет построить суверенное государство,  где будут мир,  благополучие и гармоничное управление, то он заблуждается. Подтверждений тому  достаточно даже в недавней истории.
   
                *** 
  Как-то в комментариях  к материалу по теме парламентаризма в Чеченской Республике попалось весьма осведомленное мнение:    октябрьский расстрел в Москве абсолютно идентичен июньскому расстрелу в Грозном.  На  автора этого комментария тут же обрушился, сопровождаемый оскорблениями и упреками, яростный гнев тех,  кто считает, будто бы    парламент, которым руководил Хусейн Ахмадов,  тащил республику назад, в состав  России, и поэтому президент, опираясь на Конституцию, вынужден был распустить его.   Однако от исторической правды   не уйти. А правда такова, что кровавые события  1993 года в Грозном и в  Москве даже не просто идентичны — это два действия трагического спектакля, поставленного и проигранного по одному сценарию. Причем его отработка  проходила в Грозном.
     Будучи очевидцем событий 1993 года в Грозном и в Москве, располагая достоверной информацией из официальных источников, позволю себе  дополнить эфир «Ичкерии ньюс» от 14 апреля в той части, где речь идет о ельцинском перевороте.
    В документально-публицистическом сборнике «Уроки чеченского...»,  автором-составителем которого я являюсь,  кризису власти 1992-93 годов отведено значительное место, одна из глав называется - «Джохар Дудаев и московская осень 1993 года» («Уроки чеченского...», ч.3 «Земля войны», 1993- 99 г.г. Документы, хроника, публицистика). Выкладывать здесь материал целиком нет возможности из-за большого объема, но отдельные фрагменты я решила разместить на своей странице на сайте Проза.ру, и если кому-то интересно, могут с ними ознакомиться. Правда,  иногда приходилось уходить в сторону от основной линии, чтобы полнее представить общую картину того времени для тех, кто не был посвящен в тему. А это  в определенной степени «утяжелило» материал.
                ***
    Кровавые  вакханалии  1993 года в Грозном и в Москве стали следствием длительного противостояния    представительной  и исполнительной ветвей власти. Организованный первыми лицами массовый расстрел -   это  лишь  заключительная сцена  трагедии, а грохот  взрывов в самом сердце столичных городов - ее финальный аккорд (говорю о трагедии в единственном числе, потому что, повторяю, это были два действия одной постановки).
    Каковы же причины, которые  привели к такой развязке? Как развивался кризис? В чем и каким образом проявлялось взаимодействие между   администрациями Дудаева и Ельцина в тот период? 
                ***
                НЕЗАДОЛГО ДО РАССТРЕЛА

         Во время апрельско-июньского противостояния 1993 года в Грозном основным  противником Дудаева была вовсе не оппозиция, как принято считать,  потому что так все выглядело. Но настоящим «камнем преткновения» был  парламент.  Что оппозиция?  Вот пришел на помощь отрядам Басаева и Гелаева танковый полк из Шали, и все вместе они как ветром сдули оппозицию.  А парламент, по выражению одного из депутатов, основательно «сидел в печенках», потому что в своих действиях и решениях опирался на Конституцию и, требуя соблюдать законы,  все время  ограничивал абсолютную президентскую власть.
    15 апреля 1993 года в Грозном начались митинги: на Театральной площади собрались сторонники антидудаевской оппозиции, требуя провести референдум с широкой повесткой;   на площади Свободы — силы, безоговорочно поддерживающие президента Дудаева. Парламент и  Грозненское городское собрание  оказались как бы между двух огней, к их  полномочиям апеллировали  обе  стороны, и они принимали решения в соответствии с  законом, исходя из сложившейся критической обстановки. И  именно они стали  главной мишенью режима.
     Кризис власти к тому времени достиг такого накала, что  всем было ясно: дальше так продолжаться не может, надо срочно что-то менять, прежде всего — в правящей структуре, где все зацикливалось на персоне президента, который  в то же время являлся и премьер-министром. Парламент, во избежание череды насильственных  переворотов, подобных  революции 1991 года, в унисон митингующим на Театральной площади  считал, что  вопрос о доверии к власти, ко всем ее ветвям,  должен быть решен путем общенационального референдума.  Президент же был убежден, что необходимо досрочно переизбрать только парламент и одновременно провести  референдум по принятию новой Конституции, в соответствии с которой  в республике должна быть установлена безграничная президентская власть. Позиция Д.Дудаева была жесткой, не предусматривающей компромиссов.  Сначала он своим указом, сославшись на требование народа,  приостановил работу парламента и отправил в отставку кабинет министров. При этом ни полномочия президента, ни функцию премьер-министра он с себя не сложил (хотя именно это требование было первоочередным). Парламент, в свою очередь,  обвинил Дудаева в совершении государственного переворота с целью установления личной диктатуры, возбудил дело об импичменте и продолжил работу. Разделившийся народ митинговал на площадях, посылая в адрес  оппонентов  обвинения и даже проклятия. Между парламентом и президентом, как между Сциллой и Харибдой, метался Конституционный суд.  С начала митингов, с 15 апреля, стороны демонстрировали всевозрастающую непримиримость.
    22 апреля  парламент принимает постановление № 308 «О дате проведения и вопросах, выносимых на всенародное голосование (референдум)». Вопросов было три: нужен ли в Чеченской Республике институт президентства? доверяете ли вы президенту Чеченской Республики? доверяете ли вы Парламенту Чеченской Республики?  Вряд ли можно было сомневаться  в том, каким окажется большинство ответов. По итогам референдума планировалось провести новые выборы.  И вот тут президент, который  все эти дни общался с депутатами дистанционно,  посредством  ультимативных  указов, и даже с помощью своих гвардейцев выдворил их из  парламентской резиденции (после чего они  проводили свои заседания под крышей Грозненского городского собрания),     25 апреля передает в парламент письмо, начинающееся трогательными словами: «Дорогие мои соратники, первопроходцы многосложного дела — строительства основ  суверенного государства...». Слова эти вызвали у депутатов лишь горькую иронию,  тем более, что  предложение, которое  делалось в письме, сводилось все к тому же: досрочные выборы парламента и принятие президентской Конституции. 
   Но была в этом обращении одна деталь, которая нас, журналистов местных изданий,  насторожила: президент,  призывая парламентариев сейчас «внять разуму», называл конкретный срок, на который следует перенести решение главных спорных вопросов  - месяц   СЕНТЯБРЬ. С тех пор слово «сентябрь», без указания точной даты,  стало звучать неким камертоном в его публичных выступлениях и перед митингующими на площади Свободы, и в средствах массовой информации: мол, в сентябре    будут проведены новые выборы в парламент, а до тех пор  в республике вводится президентское правление.  Эта конкретизация могла свидетельствовать только об одном: в сентябре в Москве  должно  произойти что-то важное, судьбоносное. 
  Дело в том, что мы уже заметили, как критические ситуации, возникающие между парламентом и президентом с начала 1992 года в Чечне, затем   с поразительной точностью повторяются в Москве.   Поначалу это воспринималось как случайные совпадения, как  одинаковые для всех субъектов постсоветского пространства симптомы «болезни роста».  Но если  совпадения повторяются часто, то это уже не случайность, а закономерность.  Казалось,  пикировка между Ельциным и Верховным Советом сначала проходила своеобразную обкатку в Грозном. Однако каких-либо  официальных ссылок, подтверждающих это, в публичном пространстве  не  было. Тем более, что  Джохар Дудаев   не уставал  сыпать в адрес России и ее руководства угрозы и оскорбления, что служило  плотной завесой для его контактов с Москвой, если бы таковые и имели место.  Так что в 1992 году у обозревателей и аналитиков в Чечне были только догадки  и предположения о  тесном взаимодействии администрации Дудаева с кремлевским «олимпом».
    Догадки превратились в уверенность зимой 1993 года, когда началась эпопея с «Конституцией от Джохара», которую, словно под копирку,  продолжила история с  «Конституцией  под Ельцина». Потому и не могло не насторожить апрельское предложение парламентариям  перенести решение спорных вопросов на сентябрь: значит, в Москве на сентябрь запланировано  нечто экстраординарное из области невидимой политики.      Как известно,  в сентябре вышел преступный  антинародный указ Ельцина № 1400.
    Здесь уместно вернуться  немного назад — пояснить, что же это была за  история с Конституцией и каким образом она подтвердила догадки обозревателей о взаимодействии официального Грозного с Кремлем.
                ***

                «КОНСТИТУЦИЯ ОТ ДЖОХАРА»
    Джохар Дудаев часто повторял, что есть политика видимая, полувидимая и невидимая и заверял, что в невидимой все идет хорошо.   Его политический почерк отличался  своеобразием: он говорил одно, делал другое, подразумевал третье…  В русле  «невидимой» политики, неожиданно не только для простого обывателя, но и для парламента (исключая пропрезидентскую фракцию),   8 февраля 1993 года он издает указ № 8  о назначении на 19 февраля референдума по принятию новой Конституции. Этот указ и предлагаемый им вариант Основного закона, существенно расширяющего полномочия президента, появились  на страницах правительственной газеты «Ичкерия» 13 февраля и вызвали  бурю общественного негодования.
    В редакции независимых газет потоком пошли письма рядовых граждан, обращения коллективов, решения различных структур.  Вот несколько цитат, передающих общий настрой.
    Р.Авторханов, житель Грозного. («Голос Чеченской Республики», 19 февраля 1993 г.): «...Текст Конституции. В нем не оказалось места Конституционному суду, роль парламента практически сводится к «совещательному голосу», и даже председателя одной из палат (так называемый госсовет) назначает президент. Да и членство в госсовете пожизненное (!). Один шаг до наследственного… Сильно урезаны мотивы импичмента. Поводом может быть только особо тяжкое преступление. Интересно, входит ли в это понятие полный развал вверенного государства?  ...Шутка ли – принимать судьбоносные решения за два-три дня! Спешка в таких делах неприлична. Так ли уж надо подвергать ревизии Основной закон, просуществовавший неполный год? В США Конституция действует двести лет. Поправки принимаются – да. Но в рабочем порядке, без ажиотажа и обострения ситуации...»

    Информация Шалинской районной газеты «Зама», 19 февраля: «На очередном заседании депутатов Шалинского городского собрания после эмоциональных выступлений единодушно было принято постановление, осуждающее политику президентской команды. Депутаты назвали историю с президентской Конституцией авантюрой и решили на территории Шалинского района не проводить опрос об отношении к ней населения, которое к тому же даже не было ознакомлено с текстом».


 Из Обращения сотрудников государственного университета Чеченской республики (принято на общем собрании 10 февраля и от имени коллектива  подписано А.Мантиевым и М.Халадовым): «… При противостоянии Чечни и России следовало ожидать приостановления или даже прекращения финансирования университета и других вузов из российского бюджета. И это случилось. В местном бюджете средств на вузы не нашлось. Преподаватели и сотрудники не получают зарплату с августа-сентября 1992 года. ...Душится на глазах Грозненский нефтяной институт, авторитетнейший вуз в бывшем СССР,  катастрофически увеличивается отток золотого фонда нации – специалистов и ученых самой высшей квалификации. Не только «русскоязычные» - уезжают уже чеченцы и ингуши. Не насмешка ли это над здравым смыслом? Из того, что мы теряем сейчас, самое невосполнимое – интеллектуальный потенциал нации. А между тем нашу творческую и научную интеллигенцию не только поставили в невыносимые социально-экономические условия, но постоянно грубо шельмуют, навешивают ярлыки, создают в ее лице образ врага. Мы, преподаватели и сотрудники университета, считаем, что все более ухудшающиеся отношения Чеченской Республики и России нельзя списывать только на известную всем имперскую политику российского руководства. В немалой степени обострению и нагнетанию напряженности способствует неумелая и авантюристическая политика лидеров. Нас не спасет превращение Чеченской Республики в военный лагерь, к чему упорно стремится президент-генерал. Не спасет война с Россией, к которой он подталкивает. Не спасут декларативные заявления о благих намерениях и высших приоритетах, исходящие от структур, фактически озабоченных только сохранением за собой власти любой ценой, в том числе и ценой крови своих сограждан...»

    И.Аслаханов, житель Шалинского района («Зама», 19 февраля 1993 г.): «…На первом съезде ОКЧН, когда Джохар призвал идти к свободе через любые тернии, противопоставляя силе силу, это пришлось по душе народу, который по праву считается воинственным. Понравилось заявление, что против танков найдутся танки, против самолетов самолеты, против…
   События последнего времени показывают, что все идет к установлению диктатуры, власти одного человека. Причем особенно ярким подтверждением сказанному является «Конституция от Джохара», которая стала для парламента и для всего народа громом с ясного неба. В любом государстве, претендующем если уж не на цивилизованность, то хотя бы на демократичность, обсуждение и принятие основ Конституции является делом народа и парламента. А подготовительный этап, заключающийся в разработке и доведении статей «до ума», проходит под контролем конституционной комиссии. Когда президент посягает на Конституцию, быть верным которой он клялся на Коране, это (…) схоже с попыткой государственного переворота».


 Грозненское Городское собрание представителей, Администрация города Грозного (фрагмент заявления, 16 февраля 1993 г., «Голос Чеченской Республики»): «Городское собрание представителей и администрации гор.Грозного всерьез озабочены проблемой, связанной с предлагаемым всенародным обсуждением проекта новой Конституции. Нам представляется совершенно неприемлемым легковесный подход к столь важному для судьбы народа и государства политическому мероприятию. Мы возражаем против предлагаемого опроса в первую очередь потому, что он противоречит действующей Конституции ЧР».

Решение Координационного совета администраций Гудермесского района, собрания депутатов города Гудермеса «О новой Конституции Чеченской Республики»:  «Рассмотрев вариант новой Конституции Чеченской Республики, опубликованный в газете «Ичкерия» за 13 февраля 1993 года, Координационный совет глав администраций Гудермесского района и гудермесское Городское собрание депутатов решают: 1. Признать данный вариант Конституции Чеченской Республики незаконным и антинародным. 2. Учитывая сложную социально-политическую ситуацию и чрезвычайное положение, введенное указом самого президента ЧР, считаем, что кампания по опросу населения приведет к дополнительной дестабилизации обстановки с непредсказуемыми последствиями. Отсюда: 3.Просить парламент Чеченской Республики принять соответствующее решение».

     Свое мнение выразила и та общественно-политическая сила, которой руководил Дж. Дудаев,  начиная свою  политическую карьеру в республике - Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН) (фрагмент из обращения президиума Исполкома,  «Голос Чеченской Республики», 19 февраля 1993 г.): «Президент Чеченской Республики, игнорируя мнение Исполкома ОКЧН, намерен без всякой подготовки провести так называемый «референдум» и навязать народу антинародную, диктаторскую Конституцию.
    Только насмешкой над нацией можно назвать проект Конституции...
Граждане, опасность установления диктатуры реальна. Президиум Исполкома ОКЧН призывает вас бойкотировать «референдум» 19 февраля, заявляет о неприемлемости данного варианта Конституции. Это трюк коррумпированных элементов. Президиум Исполкома ОКЧН призывает все здоровые силы объединиться против диктатуры...»

                ***

    На  сомнительную инициативу президента немедленно отреагировал парламент,   обвинив Д.Дудаева «в попытке узурпировать власть в Чечне и совершить, по сути дела, государственный переворот». Депутаты были убеждены, что предложенный президентом вариант Конституции «фактически вводит в республике президентское правление и ни в коем случае не может быть принят». Эта позиция нашла поддержку     различных общественно-политических движений.
      
    По материалам газеты «Экспресс-хроника» ( № 7, 1993 г.) 10 февраля по инициативе депутатов парламентской группы «Бакъо» («Право»),  в стенах парламента  прошла встреча с представителями общественных организаций, творческой, научной  интеллигенции, духовенства, молодежных объединений. В результате был создан «Круглый стол», куда вошли общественно-политические движения Чечни - «Даймохк», «Маршо», «Гражданское согласие», «Славянский конгресс»,  «Нохчмохк». Было принято обращение к народу, в котором участники встречи выразили обеспокоенность по поводу того, что некомпетентность властей во внешней и внутренней политике может привести к изоляции республики от внешнего мира, а вследствие провокационных вылазок и экстремистских заявлений президента Д.Дудаева и непоследовательности парламента, республика лишается возможности определить свое законное место в мировом сообществе. Авторы обращения призвали объединить усилия для смены власти конституционными средствами, найти выход из ситуации и стабилизировать обстановку в Чечне.
                ***
    16 февраля  1993 года состоялось заседание парламента, на котором обсуждалась общественно-политическая ситуация, сложившаяся в республике в связи с  указом президента о  проведении референдума по принятию новой Конституции. Президент проигнорировал приглашение и не пришел на заседание, а мнения членов парламентской фракции из десяти человек, которая считалась пропрезидентской и  постоянно защищала его позицию, на этот раз   разделились. Дискуссия была острой, при этом трое депутатов из пропрезидентской фракции пытались помешать обсуждению, выкрикивая с места грубые реплики, перебивая выступающих (публиковать здесь всю стенограмму нет возможности, приводятся лишь отдельные цитаты из  выступлений  нескольких депутатов и приглашенных юристов. «Голос Чеченской Республики»,    24 и  26 февраля 1993г.)

    ...Депутаты указывали, что до сих пор Д.Дудаев ни разу прямо не критиковал Конституцию – и вдруг предлагает ее новый вариант. При этом делает это, грубо нарушая действующую Конституцию, соблюдать которую он давал клятву.
Оценивая вынесенный президентом на опрос проект новой Конституции, депутат
    И.Бисиев заявил: «Этот заранее подготовленный проект – есть заранее продуманная и глубоко просчитанная провокация…»
    М.Эдисултанов: «Во-первых, этот указ неконституционный. Это непреложный факт уже потому, что опрос граждан не может проводиться по указу, это целевая выборочная акция. А указ – это нормативный акт, обязательный для исполнения. Свое волеизъявление граждане не должны выражать по указу…  В своих выступлениях президент говорит, что парламент мешает ему работать. Никакая статья действующей Конституции не мешает работать исполнительной власти – им мешает только обилие взятых на себя должностей. Действия президента и его указ являются незаконными, неконституционными и подлежат обсуждению в парламенте».
    М.Салехов: «Президент, видимо, хочет стать «императором», а госсекретарь – «крон-принцем».

    М.Бибулатов: «12 марта мы приняли Конституцию, учитывая все, что предлагал президент. И после этого утверждать, что она не соответствует – это просто несерьезно для президента. Если мы для каждого этапа будем принимать новую Конституцию, то мы превратим нашу работу в базар. Параллельные структуры власти, наличием которых Д.Дудаев объясняет необходимость новой Конституции, есть результат деятельности его самого. Возьмем КОУНХ (Комитет по  оперативному управлению народным хозяйством). Ему говорили о его ненужности. Он отвечал: «Пусть сильные, лучшие выживут»...
Президент должен признать свои ошибки, результаты своей деятельности, повернуться лицом к народу, иначе народ скажет: «Господин президент, давай туда, откуда прилетел…».
...Чрезвычайное положение нужно жуликам, особенно из окружения президента.
...Новая Конституция готовилась тайно. И этим ему оказали плохую услугу те, кто ее готовил. Надо ставить точку. Я согласен на новые выборы. Институт президентства в Чечне отомрет».

    А.Бадалов: «...Так называемая «Конституция» – это очередная попытка уничтожить парламент. ...Это – конституционный переворот».

    Ю.Сосламбеков: «Дудаев (…) в восьмой раз успел сделать попытку погубить наш народ». Далее он перечислил эти попытки. Ноябрь 1992 г.: взятие Дудаевым в заложники российских солдат, приказ Шалинскому танковому полку двинуться на Владикавказ. Январь 1993 г.: акция против Шахрая в аэропорту. Демонстрация силы против парламента – направил пушку в окна кабинета председателя парламента, когда там шли переговоры… В горах идет подготовка около 200 ингушских боевиков. Направлялось оружие в Таджикистан, на Северный Кипр…В то время как у нас никакой армии не создано.

    С.-Х.Абумуслимов: «Нынешнюю ситуацию вызвали президент и люди из его окружения». Далее он проинформировал депутатов о том, как он и З.Яндарбиев ходили в президентский дворец и «уговаривали их не принимать этот документ» (т.е. указ № 8 – ред.).

    М.Асабаев, генеральный прокурор ЧР: «У нас Конституция есть… Вы пытаетесь отстоять правовой путь, а в это время в газетах («Ичкерия» и «Свобода») появляется текст новой Конституции…Нельзя менять действующую Конституцию ЧР. Мы, работники прокуратуры республики, с вами, с парламентом».

    Х.Яндарбиев: «...Такой разросшейся мафиозно-властной структуры, как у нас, нет нигде».

    И.Албастов, председатель Верховного суда ЧР: «В республике нельзя назвать ни одно министерство, ни одно ведомство, считающееся с законом.
В республике идет «сплошная растащиловка»…
О Конституции. Опрос, который хочет провести президент – это провокационный референдум. Что такое референдум? Это опрос населения, проведенный в обязательном порядке путем тайного голосования. А что за опрос предписывает президент? В его указе на сей счет устанавливается: участник опроса должен указать не только свою фамилию, но и адрес. Смешно таким образом рассчитывать на свободу волеизъявления народа… Это провокационный, антизаконный опрос, рассчитанный не на получение объективной информации о настроениях граждан, а на то, чтобы иметь повод, ссылаясь на якобы проявленное волеизъявление народа, попытаться узаконить свою «новую редакцию Конституции». …Что это за Конституция, если она дает президенту право назначать судей? В каком это государстве судей назначает исполнительная власть?
Что такое государственный совет во главе с госсекретарем Акбулатовым?...»

    Д.Байсултанов: «Президент постоянно держит нас в режиме ЧП. А мы все тешим себя надеждой: вот-вот поймет (хьинций – хьинций кхетар вац теша). Состав Кабинета мы утвердили в предложенном им составе. Конституцию тоже приняли, предложенную им… Теперь же он ясно показал: он хочет изменить конституционный строй.
...Президент постоянно сетует, что у него мало власти…
В то же время выручки от суточной продажи бензина на АЗС хватит на выдачу зарплаты. Однако  это не делается, а на свои справедливые требования нищающие и голодающие граждане получают ответ: кушайте шишки.
Доведенный до отчаяния народ проклинает своих правителей и считает, что все они одним миром мазаны (уьш-м ша берш цхьаъ бар). Лично я не желаю давать повод, чтобы это проклятие ( нIвалт) народа распространялось на меня. Поэтому мы должны наконец определиться и тем самым дать народу узнать, кто есть кто».
 Бек Межидов: «Наш президент, превратив народ в коня, оседлал его. (Вайн президенто халкъах говр а йина т1е нуьйр тиллина)».

 Иса Идигов выступил страстно, но декларативно, его речь изобиловала заявлениями типа: виновато окружение президента, а не он; ошибается не только он, но и парламент; он мужественный и честный человек, его поддерживает народ; надо работать согласованно и т.д., и т. п.

    Самым неожиданным и удивившим всех было выступление И.Арсемикова, в течение всего заседания активно и яростно боровшегося с парламентским большинством. Приводим его ниже дословно, без комментариев.
«Я давно сомневался, - заявил он, - в умственной полноценности президента. Первый раз мысль, в своем ли он уме, посетила меня, когда он 9 ноября (1991-го года – ред.) назначил Сосламбекова министром обороны (Со тешна ву: президент телхина ву, хбара парламента телхина). Я убежден: президент ненормальный и этот парламент ненормальный. Поэтому я за выборы».

 И.Сулейменов: «Человек, наделенный высшей властью, совершил ряд преступлений, и поэтому надо ставить вопрос о недоверии. Если парламент не посчитается с группой «Бакъо» , они выйдут из парламента, и он станет недееспособным. И тогда народ сам решит, что делать с этим режимом».

                ***
    В тот день, 16 февраля, парламент принял ряд постановлений, согласно которым указ Президента № 8 от 8 февраля 1993 г. отменялся, создавалась государственная комиссия по расследованию причин и обстоятельств, приведших к принятию этого указа.  Также предлагалось внести дополнения и изменения в действующую Конституцию, принятую в 1992 году,  в связи с чем была сформирована комиссия по  учету предложений граждан. 
   На этом же заседании парламент принял постановление    № 266  О проведении всенародного голосования (референдума)   о форме государственного устройства и отношении к суверенитету Чеченской Республики,  Центральной избирательной комиссии (Р.Хаджиев) поручалось подготовить необходимые материалы для проведения референдума.
                ***
   Но  24 февраля президент наложил вето на это постановление.     Депутаты обратились в Конституционный суд с ходатайством признать указ президента не соответствующим Конституции. Юристы в результате кропотливой работы пришли к выводу: неконституционными  являются  и постановление парламента, и указ президента о наложении вето. С одной стороны потому, что постановление  принималось в отсутствие Закона о референдуме Чеченской Республики, а  с другой -  вето президента на постановления не распространяется, а только на законы.

  Парламент согласился с выводами Конституционного суда. Забегая вперед, скажем, что в окончательной редакции  постановление будет принято лишь в апреле, после утверждения Закона о референдуме. Народу предложат  высказать свое мнение о деятельности президента и парламента за минувший период, а также решить, подходит ли вообще для  Чечни, где сильны тайповые и клановые связи, институт президентства. Мероприятие назначат на 5 июня. Вопрос об отношении к суверенитету из списка будет исключен. Тему взаимоотношений республики  с Россией предполагалось вынести на обсуждение позднее -  после  выборов  новых органов власти, которые должны были последовать за референдумом.
                ***
                РЕПЛИКА В СТОРОНУ: О РЕФЕРЕНДУМАХ.
      Некоторые политические деятели чеченского зарубежья сегодня на разных международных площадках  заверяют мировую общественность в том, что  независимость Чеченской Республики была объявлена по итогам референдума.  Это неправда. В Татарстане - да, всенародный опрос  действительно проводился, его данные признал и федеральный центр. В результате республика получила суверенитет. Причем, это был  суверенитет  интегрирующего, а не сепаратистского толка, оставалось поле для переговоров и компромиссов, поэтому Татарстан смог достичь весьма значительных успехов в обустройстве своей жизни. В Чеченской Республике  референдум не проводился (как известно, суверенитет был утвержден указом президента Дудаева от 1 ноября 1991 года со ссылкой на Декларацию и только что прошедшие выборы; но ни выборы, ни Декларация, о которой вообще разговор особый, не имеют статуса референдума).  Утверждая обратное, политики, которые не были современниками событий,  просто заблуждаются, а те, кто творил тогда историю, сознательно врут в угоду  коньюнктуре момента и своим  амбициям. Кое-кто сегодня  напропалую, - так беззастенчиво, будто бы  не осталось ни одного очевидца, ни единого документального свидетельства,-   переиначивает сюжеты  начала 90-х годов и «просвещает»  европейских партнеров, готовых  проглотить  любую ложь, лишь бы она вписывалась  в тренд русофобии. Однако мода — вещь изменчивая, а у правды такая пробивная сила, что она рушит  бастионы лжи толщиной в сотни и даже тысячи лет.
    В данном конкретном случае правда в том, что в 1990-  1993 годах в Чеченской Республике   референдумы назначались дважды: на 19 февраля 1993 года президентом Дудаевым в связи с предложенным им новым вариантом Конституции, и на 5 июня  1993 года - парламентом по вопросу  доверия к власти  (общесоюзный и общероссийские  референдумы здесь во внимание пока  не берутся). Оба мероприятия не состоялись: первое - потому что  народ не явился, второе — потому что не допустил президент. 
                ***
 19 февраля      количество  пришедших голосовать было столь мало, что  власть предпочла вообще не упоминать об этом, словно ничего и не было.
     «Комментируя итоги состоявшегося референдума, председатель парламента Чечни Х.Ахмадов заявил, что численность населения, принявшего участие в опросе о новой редакции чеченской Конституции 19 февраля, настолько незначительна, что нет смысла приводить результаты референдума». (Из аналитической  справки Госкомнаца, 1 марта 1993 г.)
                ***
      Казалось бы, после 19 февраля в деле о «Конституции от Джохара» должна быть  поставлена точка: народ проигнорировал референдум и тем самым выразил свое отношение. Но не тут-то было.   События 8 — 19 февраля лишь  подлили масла в огонь противостояния ветвей власти в Чечне и придали ему новый импульс. Президент продолжал требовать дополнительных полномочий и заявлял, что парламент мешает ему работать,  а парламент, в свою очередь, доказывал, что Дудаев стремится установить режим  личной бесконтрольной власти, но она в Чечне не пройдет...

       Парламент и раньше, на протяжении всего 1992 года, подвергался критике, но теперь против него развернулась массированная атака, дошло до оскорблений, обвинений в  предательстве идеи суверенитета и даже покушений на жизнь отдельных депутатов. Их, - тех, кто и привел к власти президента Дудаева, - теперь называли «врагами народа», «противниками независимости», «агентами Кремля»...  Потому что они требовали от президента исполнения Конституции, а также настаивали на том, чтобы он сложил с себя полномочия премьер-министра. Отчеты с заседаний парламента того времени   содержат и тревожные предостережения: Дудаев ведет республику к войне. Но мало кто  к этому  прислушивался. Слишком яркой была харизма президента, она ослепляла, а чеканная, с металлом в голосе речь  завораживала. Его поистине гипнотическому воздействию трудно было противостоять. Многие, попавшие под обаяние его личности,  безоглядно верили всему, что он говорил, несмотря на то, что   сегодня он мог говорить прямо противоположное  тому, о чем с такой же страстностью и убежденностью говорил вчера. 
 
                ***
     И вот тут-то,  когда внимание общественности в Чечне уже переключилось  с провального референдума на обострившуюся борьбу между ветвями власти, интрига  эхом отдается в Москве. 20 марта президент России Ельцин  издает свой  ОПУС - указ  «Об особом порядке управления государством», объявляя тем самым, что в России вводится президентское правление.  В отличие от Дудаева, который дал на обсуждение текста нового Основного закона лишь неделю, Ельцин объявляет  референдум по принятию  новой Конституции  на 25  апреля.
 Возникает вопрос: почему вдруг в начале 1993 года в Москве и Грозном почти синхронно произошел поистине вулканический выброс президентских амбиций?
 
    Здесь необходимо предпринять экскурс в прошлое   для тех читателей, которые не были современниками событий и плохо представляют атмосферу той эпохи. Коснемся звеньев исторической цепи, приведших к февральско-мартовскому обострению  и, в конечном счете,  к Великой Чеченской трагедии в июне и к Великой Российской — в октябре.

               РЕПЛИКА В СТОРОНУ: О ДЕКЛАРАЦИЯХ И РЕВОЛЮЦИЯХ.
       В середине 80-х годов союзный Центр, в стремлении избавиться от накопившихся в системе перегибов,  «ослабил вожжи» и обратился к принципам демократии. Первым и самым значительным показателем этого, поистине глотком свежего воздуха, стала подлинная свобода слова.  Однако многие на местах  расценили децентрализацию как  признак слабости государства  и увидели в этом шанс для достижения своих локальных целей. Перестройка, вопреки благим намерениям ее инициатора президента Горбачева,  развернулась  от демократии в сторону сепаратизма, который активно подогревался из-за рубежа  структурами, заинтересованными в  уничтожении сильной страны.  Ранее скрываемые, а теперь ставшие достоянием широкой общественности факты истории превратились в орудие политической борьбы. Вспыхнули жестокие межнациональные конфликты.    В этой ситуации, чтобы остановить хаос,  властям пришлось  многие вопросы решать, что называется, на лету. «Урожайным» на издание различных нормативных актов, направленных на государственное переустройство в Советском Союзе, был 1990-й год.  Велением времени стало принятие  Верховным Советом СССР 3 апреля  1990 года  закона О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР.  В нем с особой четкостью  подчеркивалось, что решение о выходе союзной республики из СССР принимается путем РЕФЕРЕНДУМА. 
 26 апреля  1990 года Верховный Совет СССР издает закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации», - закон, запустивший «парад суверенитетов». В соответствии с этим документом получили возможность повысить свой статус автономии, чем не преминули воспользоваться 14 из них, входивших в состав разных советских республик, а не  только России. Кое-где на этой почве начались трения  и даже вооруженные конфликты.
 
    Суверенизация российских автономий ставила под вопрос само существование страны, и  12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию о суверенитете, в которой говорится, что «действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором». Декларация  должна была послужить   основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства, в котором также предусматривалось существенное расширение  прав автономных  образований.
Тем не менее, несколько российских автономий,    одна за другой, заявили о  своем стремлении подписывать Союзный  договор как самостоятельные государства.  В их числе  была и Чечено-Ингушская Республика. Однако декларация сама по себе не имеет законодательной силы, это лишь провозглашение определенных принципов. Предполагалось, что  она, как и в России, станет основой для новой   Конституции.
Подписание Союзного договора было намечено на 20 августа 1991 года.

       Стоит напомнить, что в Чечено-Ингушетии с принятием Декларации о независимости  была особая история. В ноябре 1990-го года на общенациональном съезде чеченского народа, организованном по инициативе патриотически  настроенных депутатов Верховного Совета ЧИАССР,  была принята Декларация о суверенитете Чеченской республики — Нохчичоь. И  тут возникли «ножницы»: сама по себе Чечня,  входившая в Чечено-Ингушскую АССР, не имела  ни своей Конституции, ни своих отдельных органов власти, ни четко определенных границ. Ни юридически, ни фактически она не была вычленена из Чечено-Ингушетии, входящей на тот момент в состав РСФСР.   Тем не менее, под нажимом парламентской фракции «Возрождение» и  поддавшись веянию времени, когда был запущен «парад суверенитетов»,   многонациональный Верховный Совет   принимает Декларацию  - но не Чеченской Республики, а Чечено-Ингушской. Причем текст этого документа совершенно не совпадает с тем, который принимался несколькими днями раньше  на съезде чеченского народа. Поэтому распространяемое сейчас мнение, будто бы Верховный Совет официально утвердил  именно Декларацию о суверенитете Чеченской Республики, зачитанную на съезде, мягко говоря, ошибочно. И те, кто сейчас размахивает газетой с публикацией документа, принятого ВС ЧИР (Верховным Советом Чечено-Ингушской Республики),   и выдает его за Декларацию о суверенитете ЧРИ (Чеченской Республики - Ичкерия), просто  пользуется неосведомленностью общества.

       Кстати, Джохар Дудаев прекрасно уловил разницу между Декларацией, принятой на съезде и Декларацией, утвержденной Верховным Советом. Понимая, что это не один и тот же документ и даже не об одном и том же, он в своем указе от 1 ноября 1991 года  лишь уклончиво  указал  -  «Декларация о государственном суверенитете республики», без детализации, когда и кем она была принята и какой республики.
                ***
   
    ...В Чечено-Ингушской Республике  приступили к реализации провозглашенных принципов. Как я уже писала раньше (материал «О геральдических символах Чечни»), было принято постановление о проекте  Союзного договора, определен состав делегации для  его подписания, внесены существенные поправки в Конституцию республики, создан фонд возрождения чеченской культуры и еще многое другое.  Но за фасадом начавшихся преобразований, незаметно для широкой общественности, разворачивалась интрига, которая  вскоре похоронит все благие начинания: раскол  среди членов Исполкома  общенационального съезда  чеченского народа (о том, как это было, также в материале «О геральдических символах Чечни»).
                ***
   1991-й год. Руководство  СССР предпринимает  попытку удержать страну от распада:      17 марта 1991 года  проходит референдум о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (СССР), почти 80 процентов населения высказались за сохранение.
     В этот же день,17 марта, в РСФСР проводится референдум  об учреждении поста президента. Чечено-Ингушская Республика участия в нем не принимает, она настроена подписывать Союзный договор самостоятельно, не в составе российской делегации. На этом фоне в чеченском обществе активизировались крайне радикальные  силы. Видя, что до обретения реального суверенитета остался буквально шаг, простая формальность, которая документально закрепит новый статус республики, они  своей  ближайшей  и самой важной целью поставили захват власти. На ее достижении и  сконцентрировали все усилия. Для этого  обманным путем добились у членов Исполкома съезда   проведения так называемого второго этапа общенационального форума, а затем  просто выдворили из  состава организации тех, кто инициировал съезд 1990 года.  О том, как это происходило, рассказал в своих воспоминаниях председатель оргкомитета съезда 1990-го года Леча Умхаев (цитата также приведена в материале «О геральдических символах Чечни», здесь я  публикую ее повторно):

      «…Голосование на предмет необоснованного проведения 2-го этапа съезда не встретило поддержки большинства в Исполкоме. Тогда Д.Дудаев и уже «его» команда пошли на прямой обман. Дудаев опять попросил нас на одном из очередных заседаний Исполкома дать возможность проведения съезда. Когда же я ответил, что не вижу в этом необходимости, он заявил, что хочет сложить на съезде с себя полномочия председателя, а ответственность за реализацию Постановления съезда переложить на плечи властного органа – Верховного Совета, и этим заставить всех больше считаться с волей народа. К сожалению, не увидев за этим обмана и попытку «не мытьем, так катаньем» добиться своей цели, мы согласились на таких условиях провести этот 2-й этап съезда. Но с момента принятия решения о его проведении они разом преобразились, и вся остальная работа уже велась за нашими спинами и в глубоком секрете. Был нелегально изменен весь состав оргкомитета 1 съезда, мандатная комиссия и т.д. Решения готовились без всякого обсуждения на Исполкоме. Таким образом, 8 июня в зале ДК имени Кирова, вмещающем всего 400 человек, прошел «исторический» 2-й этап съезда чеченского народа (отныне Конгресса), на котором не присутствовало и 200 участников 1-го общенационального съезда из 894, т.е. менее четверти, но зато присутствовали практически в полном составе представители ВДП (Вайнахской демократической партии, возглавляемой З.Яндарбиевым), «Зеленого движения» и прочих людей, мечтавших об изменениях с любым исходом, но с реализацией своих честолюбивых планов и материального интереса. Естественно, это собрание и все последующие за ним ни в коей мере нельзя назвать съездами чеченского народа, так как они не сохранили даже и тени духа 1-го общенационального съезда, ставшего вехой в стремлении к консолидации общества. Со «2-го этапа» этот процесс был запущен в обратную сторону – на раскол нации … Трагедия народа стала приобретать форму фатальности». («В поисках пути», сборник материалов ОПД «Даймохк»,1996 г.)

 Весьма странно выглядит тот факт, что  Википедия в материале о  суверенизации  Чеченской Республики ссылается именно на то июньское  мероприятие: «8—9 июня 1991 года выделением из Чечено-Ингушской АССР была провозглашена Чеченская Республика Ичкерия, которая через месяц провозгласила независимость». Одна короткая  фраза, а сколько неточностей! (К примеру, Ичкерией Чеченская Республика будет названа в январе 1994 года).
   
     Изменив состав Исполкома, «Д.Дудаев совершил свою первую маленькую  революцию» -   так  характеризует действия лидера чеченских радикалов вполне себе либеральный   информационно-аналитический источник  общества «Мемориал».
    Ни Д.Дудаев, который  на съезде 1990-го года был  лишь почетным гостем, ни З.Яндарбиев, который в свое время скептически относился к самой идее проведения съезда  и говорил организаторам, что у них ничего не получится, - не имели отношения  к документам, принятым на этом съезде, в том числе и к Декларации о суверенитете. Они просто пришли на готовое, присвоили чужой труд, поставили себе на службу чужие достижения.  Они действовали напористо, решительно и, что называется, ковали железо, пока горячо:  мероприятие 8 — 9 июня  назвали Учредительным съездом (хотя делегаты заранее  не были об этом проинформированы), заявили, что Верховный Совет  республики немедленно должен самораспуститься «с передачей законодательной власти автоматически Исполкому. (...)     Законодательную власть в такой ситуации обязан нести Исполком съезда,
который без властных функций не может пока исполнять решения ни
исполнительной, ни судебной власти» (из речи Д.Дудаева на собрании 8 -9 июня).

    С этого дня «маленькая революция», устроенная в стенах Исполкома,   начала перерастать в  большую.

  И вот ведь что интересно.  12 июня в России проходят выборы президента. Второе место по числу голосов, отданных за Б.Ельцина, занимает — кто бы вы думали?   Чечено-Ингушетия: почти 80 процентов, в то время, как в целом по стране он набрал только 57 процентов. Это в республике, практически уже  отмежевавшейся от России, и  вопреки тому, что всего три дня назад в пламенной речи главного оратора «второго этапа»  Ельцин был заклеймен как тот, кто, «не успев сесть в
президентский трон России, объявил всех нас россиянами и грозно отдает
распоряжения независимой республике с угрозами чеченскому народу».  Л.Умхаев: «...Чеченский народ спокойно плюнул на решение «съезда» своих представителей и как нигде активно проголосовал за  Б.Н.Ельцина.  ...И это при том, что руководство республики также далеко не очень тепло относилось к этому российскому лидеру...»
    Надо сказать, что  приведенная статистика — не есть фикция: рейтинг Ельцина в  Чечено-Ингушетии был действительно высок, его считали настоящим демократом. 
                ***

 В Декларации о суверенитете Чечено-Ингушской Республики (ст.7)  подчеркивается: «Ни одна политическая партия, общественная организация, а также группы или отдельные лица не могут выступать от имени народа Чечено-Ингушской Республики. Исключительное право выступать от имени народа Чечено-Ингушетии имеет только Верховный Совет — высший орган власти Чечено-Ингушской Республики». А статья 16 гласит: «Любые попытки неконституционным путем изменить государственный строй в Чечено-Ингушской Республике являются тягчайшим преступлением против ее народа».
       Тем не менее,   общественная организация  (Исполкомом  общенационального конгресса  чеченского народа) осуществила насильственный разгон  этого Верховного Совета, захватила (а если называть вещи своими именами, как иной раз призывает «Ичкерия ньюс», то попросту узурпировала)  власть.   Запущенное тогда  в медиапространство утверждение, будто бы Верховный Совет самораспустился, то есть, ушел в отставку добровольно,   было продиктовано желанием революционеров  снять с себя ответственность, очистить свою совесть  и ввести в заблуждение так называемое мировое сообщество. Те, кто и сегодня поддерживает это утверждение, просто пытаются обмануть историю. Кстати говоря, вместе с Верховным Советом была сметена и группа из пятнадцати депутатов-патриотов, которые инициировали съезд 1990-го года, разработали Декларацию о суверенитете и повернули внимание руководящего органа к этому вопросу. Их тут же назвали партократами и врагами независимости, тянущими республику в стойло России. Такие вот парадоксы тогда случались.
    Да, а 5 сентября,  накануне насильственного разгона Верховного Совета, за подписью Дудаева вышло постановление возглавляемой им общественной организации с жесткой, не предусматривающей компромиссов формулировкой: «В связи с принятием сессией общенационального конгресса решения о роспуске  Верховного Совета ЧИР и признанием его деятельности антиконституционной и не отвечающей интересам народов республики, Исполком конгресса постановляет: 1. Признать утратившими действие законов, постановлений и указов Верховного Совета бывшей автономии на всей территории республики. 2.  Впредь до сформирования демократического парламента республики и до принятия им соответствующих законов на территории республики действуют законы РСФСР». (Постановление опубликовано в газете «Кавказ»). Это постановление касается и Декларации, поскольку она - детище "одиозного" Верховного Совета. 
                ***
      Подписание Союзного договора, назначенное на 20 августа 1991 года, сорвалось из-за попытки группы политических деятелей СССР совершить государственный переворот (ГКЧП). В тот ответственный и опасный момент руководство Чечено-Ингушетии  проявило осторожность, заняв выжидательную позицию. Оно выглядело, можно сказать, очень бледно по сравнению с  лидерами России, возглавившими сопротивление гкчпистам. Масса народа вокруг российского Белого дома, пламенные речи, Ельцин на танке… Все так эпично и героично. И весьма большая и активная  группа поддержки из «бывшей автономии на правах колонии» - Чечни.
      Воспользовавшись моментом, Исполком ОКЧН и Вайнахская демократическая партия (ВДП) во  главе с Д.Дудаевым и З.Яндарбиевым подняли антизавгаевский мятеж. Они взвинтили массы, осторожность Завгаева  в дни ГКЧП поставили ему в вину, гиперболизировали эту вину до преступления против народа и потребовали отставки.  Как известно, аппетит приходит во время еды: тут же встал вопрос об отставке всего  президиума Верховного Совета. Но и этого показалось мало: начался силовой разгон депутатского корпуса, а также последовало  требование к  правительству уйти в отставку.  Исполком, играя на инстинктах толпы, действовал напористо и  успешно двигался к цели - сосредоточить в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть.
   
     ...Верховный Совет России, в лице исполняющего обязанности его председателя Руслана Хасбулатова, поддержавший требование об отставке Завгаева, все же попытался направить ход «бархатной» чеченской революции в русло законности. По  предложению Хасбулатова было  принято  постановление о создании  Временного Высшего Совета республики, «самороспуске» Верховного Совета  и назначении новых парламентских выборов на 17 ноября 1991 года. Документ был одобрен и принят после согласования с различными политическими силами, в том числе — и в первую очередь -   с Исполкомом ОКЧН. Однако не успел Хасбулатов долететь до Москвы, как Исполком нарушил все договоренности. Была проведена очередная «маленькая» революция, на этот раз -  во Временном Высшем Совете, затем состряпана якобы законодательная основа для выборов президента и парламента, которые и прошли 27 октября.   
     Верховный Совет России небезосновательно  признал их незаконными. А Руслан Хасбулатов не только как политик, но и как чеченец, как мужчина был глубоко оскорблен: его влиянием воспользовались и тут же  нагло, на глазах всей страны, публично  обманули.
                ***
       Итак, подписание Союзного договора сорвалось. Автономии остались в своем прежнем статусе, но с обновленными настроениями. В декабре 1991 года Советский Союз перестал существовать, а в марте 1992 года между российским Центром и регионами был заключен Федеративный договор, в соответствии с которым  субъекты Федерации получили широкие полномочия. Этот договор позволил сохранить целостность государства, вопреки ожиданиям тех сил, которые рассчитывали, что Россия «паровозиком» отправится вслед за Советским Союзом.  Договор не подписали только Татарстан и Чечено-Ингушетия.
      Однако уже в июне было провозглашено образование Республики Ингушетия в составе России, основой чему послужил общенародный  референдум, проведенный  30 ноября 1991 года среди ингушского населения Чечено-Ингушетии, Пригородного района и города Владикавказа Северной Осетии.  Что касается Татарстана, то в результате длительных консультаций и компромиссов был заключен договор  «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий», что позволило республике развиваться самостоятельно,  формально оставаясь частью федерации.
 
      Чеченская Республика осталась в гордом одиночестве. Ее независимость президент Дудаев провозгласил своим указом от 1 ноября 1991 года.  Вот единственное основание  для утверждений о том, что на момент вторжения федеральной армии в декабре 1994 года  Чечня была суверенным государством. На деле — ни юридически, ни фактически — она таковой не являлась: под крики о всесторонней блокаде сюда текла на переработку нефть, деньги от продажи которой оседали в республике (а точнее — на зарубежных счетах небольшой группы лиц); бесперебойно поступала электроэнергия, за которую республика не считала нужным платить; доставлялись финансы на социальные выплаты, не доходившие, правда, до населения; летали самолеты и ездили поезда до тех пор, пока их не остановили посредством  массовых грабежей  и  нарушений правил безопасности…
И все это время с российской стороны предпринимались попытки договориться с упрямой республикой. Ей предлагался и так называемый татарстанский вариант, и было дано согласие на заключение весьма вольного договора по проекту первого вице-премьера правительства Чечни Яраги Мамодаева.   Даже депутаты российского Верховного Совета, понимая, что  законность законностью, но надо считаться с реальностью, посылали, - сначала за спиной оскорбленного в лучших чувствах Руслана Хасбулатова, а затем и по его согласию -   свои делегации для налаживания отношений, подписывались определенные протоколы. Джохар Дудаев   отвергал все, вплоть до того, что  в январе 1993 года приказал сбить самолет, на котором летели на переговоры высокопоставленные российские чиновники Сергей Шахрай и Рамазан Абдулатипов (эпизод, известный как «петля Ахмадова»). При этом он всюду громогласно заявлял:  «Россия не хочет с нами разговаривать»...

     То есть, с конца 1991 года Чеченская Республика формально не имела никаких отношений с Российской Федерацией. И вдруг в феврале-марте 1993 года прямо-таки бросается в глаза некая перекличка в действиях президентов.  Она настолько явная, что говорить о случайном совпадении уже не приходится. В публичное пространство попало нечто  из области невидимой политики.

Мария Катышева.
   На снимке: митинг оппозиции на Театральной площади, апрель - июнь 1993 г. Это те, кого президент Дудаев назвал "бандитской группировкой". Фото из личного архива автора.
(См. продолжение «Джохар Дудаев и московская осень 1993 года» - 2)


Рецензии
Маша, спасибо за статью. Хронология событий очень важна и всегда составляет основу для таких материалов. Как говорил Лев Толстой: писать нужно тогда, когда пройдет период страстей, т.е. "пройдет период, когда страсти командуют". Это я про себя. Хорошо, что ты видишь параллель с событиями в Москве. Она была всегда. Но не та, в которой обвиняли Д.Д., считая его "ставленником...". В то время в Москве на разных этажах власти и в разных высоких кабинетах сидели люди, которые съехались в столицу из разных союзных республик. С кем-то вместе учились, с кем-то служили, с кем-то дружили - то, что называется "человеческим фактором". Если говорить коротко, то это то, о чём намекал Д.Д. - о "политике видимой, полувидимой и невидимой" и "что в невидимой все идет хорошо". Так оно и было. Не успевали высохнуть чернила с закрытых заседаний в Кремле и Белом Доме, как на столе Д. оказывалась вся стенограмма (!) этих заседаний с мнением каждого выступавшего и т.д. Ему оказывали эту услугу люди, которым он мог доверять. Многих из них сейчас нет в живых. Но тогда Д., исходя из полученных стенограмм, круто менял всё, упреждая Москву, в первую очередь. Нужно помнить, что в первые два года 90-х, еще оглядывались на "народ", "оппозицию" - на "демократию". После расстрела Белого Дома уже не стеснялся никто. Но до этого были события с ингушами в Пригородном районе, которые "демократы" проглотили... И всё равно у Д.Д. была огромная вера в Ельцина как в демтаран! В этих стенограммах он казался таковым. Почему им не дали встретиться ни разу? Боялись, что пьяным он подпишет любую бумагу, в том числе и полную независимость. До Ингушетии долетал Ельцин, но в Чечню было нельзя! Поэтому оставалась эта "перекличка" - Ельцин должен был услышать себя и своих оппонентов в действиях и словах Д.Д. "Сбить самолет" он открыто обещал Москве по телефону, если та всё же пришлёт тех, кто летел для провокации - увеличить трещину между президентом и парламентом. Но они прилетели и пошли... к Д.Д., а потом... в парламент! Обманули. В первом случае с ними были одни журналисты из Москвы, а в другом - другие. К президенту с ними приехала Дементьева. Столкнувшись на улице со своими коллегами из Москвы, она была удивлена: "А вы что здесь делаете?" Ответ их был ошеломляющим для нёё: "Д. с парламентом не должен договориться..." С Абдулатиповым и Шахраем прилетели две команды журналистов на разных самолетах! А она искренне радовалась, что участвует в святом деле - в примирении сторон. Ну и т.д.

Марьям Вахидова   11.09.2023 12:09     Заявить о нарушении
Марьям, боюсь, «километры» нашего с тобой диалога утомительны для посетителей этой страницы, поэтому скажу коротко только по одному пункту твоей реплики: Шахрай с Абдулатиповым летели в январе 93-го в Грозный «для провокации - увеличить трещину между президентом и парламентом». Откуда взялась такая трактовка? Они летели по приглашению чеченского парламента, провели очень успешные переговоры, в результате которых была снята воздушная блокада, в республику поступили деньги на пенсии и пособия и т.д. Но главное - выработан проект взаимоотношений Москвы и Грозного, суверенитет Чечни никак не ущемлялся. В феврале должны были подписать договор, но Дудаев это сорвал, дезавуировав полномочия делегации. А позже на основе именно этого проекта был выработан вариант, который сейчас называют «татарстанским». Кому от всего этого стало хуже?
Информация о том, что они сначала встретились с президентом, а потом пошли в парламент - недостоверна. Где есть публикация об этой встрече, хотя бы у Дементьевой? Ведь это была бы сенсация: наконец-то положено начало диалогу, высокопоставленные российские чиновники встретились с президентом. Не ходили они к президенту. После провокации на границе в ноябре 92-го у Дудаева на Шахрая была такая аллергия, что именно из-за него он собирался сбить этот самолет, а потом, когда они все же смогли сесть и из аэропорта приехали в парламент, то со стороны президентского дворца на кабинет Ахмадова «Шилку» направили… Да там много чего было, кое-какие подробности попали в местные газеты в отчетах с пресс-конференций наших парламентариев, Ахмадов давал интервью, где подробно рассказал, как все было. И, кстати, при переговорах не было никаких «московских журналистов», встреча носила закрытый характер. Был единственный фотокорреспондент — наш Сергей Хугаев (у меня есть несколько его эксклюзивных снимков с этого мероприятия). Представитель Чечни в Москве Шерип Юсупов - тоже профессиональный журналист, но здесь он выступал в качестве посредника при организации переговоров. А информация в прессу поступала от спецкора ТАСС Шерипа Асуева, который брал интервью у участников встречи сразу после ее завершения. Если в Грозном в тот момент и находились какие-то московские журналисты, то, во-первых, их в то время там бродило предостаточно, а, во-вторых, на следующий день в Пятигорске была намечена конференция по осетино-ингушским делам с участием Шахрая и Абдулатипова (на которое они и полетели из Грозного сразу после переговоров), возможно, это и были аккредитованные на пятигорский форум.
На тему переговоров, в том числе и по этому эпизоду, у меня в книге (которую, к моему прискорбию, похоже, так и не удастся напечатать) есть отдельная глава, может, выложу ее в Сети. Как ты, наверное, заметила, в подобных материалах я выступаю не как автор, а как автор-составитель, моих оценок там нет, но есть документы и свидетельства участников. Такой формат я выбрала потому, что сейчас некоторые блогеры, не владея темой, пиарятся на ней в угоду конъюнктуре сегодняшнего дня и вводят в заблуждение слушателей. «..Московская осень 93-го» - это реакция на выступление «Ичкерии ньюс» (реакция спонтанная, потому материал и получился «лохматым»). Промолчать не смогла. Не может не возмущать манера иных пропагандистов грубо препарировать сюжеты недавней истории, извлекать из них пять процентов факта, смешивать с девяносто пятью процентами актуальной лжи, все это выдавать за правду и на этом строить политику. Но ничего хорошего не выйдет из такой пропаганды. «За уши» притягивать можно до поры до времени, а потом либо «уши» отвалятся, либо голова треснет: правда-то все равно пробьет себе дорогу, тем более, при нынешних медийных возможностях.

Мария Катышева   13.09.2023 08:04   Заявить о нарушении
Я нисколько не сомневаюсь в твоих фактах и в твоей информации. Это бесценно при любом раскладе. Я говорю о том, что закулисье в то время было гораздо интригующе, чем ее видимая часть. Дементьеву нельзя было и тогда и сейчас подозревать в дурном. Если она что-то не написала, то только потому, что главный ее принцип был - "не навреди". Но мне она рассказала, как и зачем она оказалась в эти дни в президентском дворце. Ты, наверное, знаешь, что в свое время она работала в газете "Московские новости". Ушла она оттуда только потому, что отказалась писать заказную статью про "чеченские авизовки" и сказала редактору, что если такая статья выйдет, она из газеты уйдет. Статья вышла - она ушла. Поднималась очередная античеченская волна... И т.д.
Что касается Жеребцовой, то узнала о ней, перейдя по ссылке на твоей странице. Очень повеселила манерой подачи материала. Так кричит, будто удача ее поймала за хвост, а не она удачу. Чеченская тема остается благодатной для тех, кто рвется на авансцену политики, журналистики... Я таких не смотрю, не слушаю, не читаю. Такое ощущение, что на скотном дворе нахожусь - сплошные курочкины, жеребцовы, уткины... В 90-е сбивались в птичьи стаи: грачевы, куликовы, лебедевы, воробьевы... Наверное, в этом что-то есть...

Марьям Вахидова   13.09.2023 10:40   Заявить о нарушении