О произведении Игоря Панасенко Праведники Сотема

       Прежде я был знаком лишь с поэзией Игоря Панасенко. В основном по публикации «Шестой день творения» в журнале «Крещатик» за 2014 год. И многие стихотворения произвели на меня впечатление неподдельной откровенностью и глубиной.
       Прозаическое произведение «Праведники Сотема» представленное для обсуждения на ЛитО совсем иное. Фактически это фантазия на библейские темы. В названиях Сотем и Камарра легко угадываются известные библейские города Содом и Гоморра, уничтоженные Богом за грехи жителей. Имя главного героя – Лот, что соответствует имени библейского персонажа. Сюжет развивается, во многом следуя каноническому тексту Книги Бытия, хотя есть и отличия. Но, поскольку это художественное произведение, а не богословское или теологическое исследование, автор имеет право представить читателям свой вариант.

       По-видимому, следуя основным идеям первоисточника, Игорь Панасенко постарался придать образу главного героя некоторые позитивные черты. Например, в самом начале повествования Лот в беседе с Шором говорит: «Я не знаю, будут ли меня называть гордостью Сотема, но я стараюсь выполнять свою работу честно и хорошо! На благо горожан и города. Чтобы даже если не получится сделать Сотем чуточку лучше, хотя бы не дать ему сделаться хуже…»
       Но обстановка в городе такова, что на её фоне, по-моему, крайне сложно создать положительный образ приспособившегося к ней героя. По местным понятиям он выглядит даже успешным.
       Лот и всё его окружение постоянно пьют хмельные напитки, стоит только кому-то из них прийти домой или в гости. Не что-либо иное, а именно изворотливость и хитрость негласно почитаются в Сотеме больше всего. Особенно когда персонажам удаётся избежать изнасилования. Связанные с этим многочисленные подробности и сцены другой жестокости, создают гнетущую атмосферу.
       Субъективно, главный герой вызывает не сочувствие или интерес, а лишь брезгливое сожаление. По всей видимости, отсутствие гордыни является его единственной добродетелью.
       В техническом плане обратил внимание на невнятные, и, порой большие по объёму, высказывания раба Черномордика. После нескольких попыток их разобрать я оставил это занятие и просто стал пропускать.

       Христианские мотивы встречаются в творчестве множества авторов. В русской литературе, пожалуй, даже чаще чем в литературе других народов. Таких писателей невозможно перечислить и каждый, обращаясь к библейским сюжетам, ставил свои, отличные от других, задачи. Для многих людей библейские темы очень чувствительны, и все авторы, так или иначе, подвергались разносторонней и жёсткой критике.
       Основная идея произведения «Праведники Сотема» по-видимому, раскрыта в эпиграфе и посвящении. И оно, по-моему, может рассматриваться как своеобразная антиутопия, и предостережение человечеству.


Рецензии