Мысли на заметку. 3 августа 2017 года

       [...].

       Хочу кое-что записать из вчерашнего и сегодняшнего. Кажется странным, что многие люди, включая думающих людей и учёных, не воспринимают относительность времени и пространства. Они горды тем, что знают: Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. И они же напрочь отвергают условность пространства и времени. И им не кажется это диким и глупым. Глупостью они полагают представления человека, который утверждает, что Солнце вращается вокруг земли. А своей глупости они не замечают.

       Но что значит для нас понимание условности пространства и времени? Понять относительность пространства всё-таки легче, когда у тебя возникают представления о сущностном мире. Например, центр тяжести предмета. Его нельзя ни увидеть, не потрогать. С материальной точки зрения, его просто нет. А попробуй построить самолёт без учета центра тяжести. Всё закончится катастрофой. В пространстве мы воспринимаем то, что существует вне пространства. Как? Да как угодно. Но нам это не доступно, нам доступно это только через наше представление о пространстве. Любое восприятие любого существа будет всегда отличаться от того, что воспринимается. Направленность развития пространства всегда от точки восприятия. И то же самое со временем.
 
       Когда я ходил по бассейну с сачком, мне вдруг очевидно стало, что направленность движения времени точно так же зависит от наблюдателя, от точки, с которой начинается восприятие. Нет такого человека, который бы воспринимал происходящее со времён распятия Иисуса и доднесь. Однако мы линейно рисуем в воображении движение времени с той точки и до наших дней. И даже более, мы воспринимаем эти 2017 лет как отрезок на бесконечном векторе движения времени с прошлого в будущее. Но ведь без нашего восприятия ничего этого нет. Времени как абсолюта нет вовсе. Что такой шар без того, чтобы его кто-то воспринимал? Что такое перемещение этого шара без того, чтобы это кто-то видел?

       Всё это может быть совсем не так, как мы видим. И наверняка это не так. И представить это себе, как это всё само по себе без нас, совершенно невозможно.

       А если время условно, то оно может бежать не из прошлого в будущее, а наоборот — из будущего в прошлое. Если всё от Бога, то человек же ближе к Богу, чем ланцетник, а ланцетник ближе, чем инфузория туфелька. И так далее. Одна секунда для какого-нибудь наблюдателя может быть бесконечно долгим промежутком времени, а для другого — бесконечно коротким.

       А можно ли вообще воспринимать не во времени? Уразумение сущности вещей и явлений, взаимосвязи между явлениями не нуждаются в параметре «время». «Я — Мир — Бог», например. Толстой говорил поэтому, что нельзя говорить: «Что будет после смерти?», — потому что ты уходишь из измерения временем. Больше всего удивляет, что условность движения солнца по небу люди понимают, а условность любого движения — не понимают. То есть не понимают условность времени.

       Моё теперешнее восприятие жизни, временное, уйдёт, как ушло такое восприятие в тех местах, где я жил до этого. А я останусь в своей сути тем же. И смерть — это что-то связанное со временем, не более того. Изменение формы восприятия.

       (Что-то такое я думал вчера на бассейне.)
      
       [...].


Рецензии