Мысли на заметку. 5 августа 2017 года

       Суббота.

       Читаю материалы Гусева. К середине позапрошлого века сложилось понимание несправедливости крепостного права и необходимости освобождения крестьян. Крестьян стали освобождать и освободили и от гнёта, и от самого крестьянствования. Без гнёта крестьянство исчезло как класс, и появился мещанин-потребитель, которому всё мало. Завидущие глаза его смотрят на тех, кто живёт богаче, а видит он теперь весь земной шар. И остановить эту зависть и эту гонку потребления уже никак нельзя.

       Конечно, крепостничество плохо, но как-то теперь по-другому смотришь на «освобождение» крестьян. Всё же освобождение должно быть не внешнее, а внутреннее. Всё сложнее и запутаннее, чем нам представляется. «Освобождался» не крестьянин, а человек высвобождался из-под зависимости от природы. Но совсем-то отстать нельзя: раньше насиловали крестьянина, теперь будем насиловать природу. А она отомстит куда сильнее, нежели крестьянин. А свободного земледельческого труда как не было, так и нет.

       Только теперь так ясно понял, что 10 заповедей Ветхого Завета подчиняют человека процессам, а 5 заповедей Нового Завета освобождают человека от подчиненности процессам. И в этом весь смысл жизни: подчиняться не внешним обстоятельствам, а внутреннему закону жизни.
       _________________

       Пошёл ходить до обеда. Сначала прошёл малый круг (3.300) за 37 минут, обычным шагом. Потом пошёл большой (6.700) ускоренным и вышел из часа — 59,59. После с удовольствием купался в бассейне. Обедали армейской гречневой кашей с тушёнкой. Теперь лёг отдохнуть. Сильный ветер.

       Дорогой думал об идеалистическом восприятии мира. Гусев пишет, что Толстой с юности был идеалистом. Это совсем не верно: идеализм и материализм это не две различные ветви, отходящие от одного ствола, идеализм — это ствол, а материализм — это ветки. Мы просто познаём это в обратном направлении, от веточки через ветку в ствол и далее — в корень. А на самом деле это одно и то же познание, но разного содержания по своей форме. Идеалисты ничуть не меньшие материалисты, чем собственно материалисты. А материалист не смог бы иметь своих материалистических воззрений без «идеального» в своем мышлении.
       _________________

       В начале четвёртого сильный дождь с порывами ветра. Разбудил меня, окно было открыто.

       [...].
       _________________

       Я всё о том же. Нет никакого идеализма и материализма. Есть физика и метафизика. Они взаимосвязаны. Они не только взаимосвязаны, но являются диалектической парой. Без физики не бывает метафизики, без метафизики — физики. Это не складывается как сумма, это не является синтезом. Это две стороны одного явления, одной медали. Смысл философии в том и состоит, чтобы найти взаимосвязь метафизики и физики, «материального» и «идеального», а люди утверждают: эта философия материалистическая, а та — идеализм. Это нелепость, несуразица. Это ведь всё тот же вопрос о курице и яйце: что появилось вперёд?


Рецензии