О бедной гармошке замолвите слово
О бедной гармошке замолвите слово
Сбросить Пушкина с парохода современности предлагали футуристы еще до революции. А после 1917-го досталось и другим авторам – за их не пролетарское происхождение и мелкобуржуазную мораль. Шла ломка старого, отказ от всего, что рабоче-крестьянской власти казалось чуждым. В опале оказались и музыкальные инструменты – гитару, к примеру, признали мещанской. Под раздачу попал даже такой подлинно народный инструмент, как гармошка. Она-то чем не угодила? Спорили о том, нужна ли гармоника в новой жизни и костромичи.
«И мне агитпроп в зубах навяз»
Популярность гармоники (гармонью ее зовут только на Руси) в начале ХХ в. была огромной. Редкий праздник обходился без ее зазывных, заливистых трелей. Потому новая власть решила использовать этот инструмент в целях агитации – для привлечения молодежи в свои ряды. За дело рьяно взялся комсомол.
До этого политработники жаловались: на лекции народ идет неохотно, но если узнает, что в конце будут танцы под гармошку – зал полон. Решено было дополнить репертуар песнями и частушками на злободневные темы, чтобы использовать музыку для воздействия на массы.
«Мы являемся свидетелями политической роли гармонии: гармонист является организатором выборов - ходит с места на место, созывает, говорит агитационные прибаутки, и часто он оказывается очень ценным избирательным агентом», - радовался первым итогам «мобилизации» гармошки Советами соратник Ленина А. Луначарский.
Проинструктировать в музыкальном отношении
Для того, чтобы настроить гармошку уже не на лирический, а на политический лад, партийцы предлагали плотно работать с гармонистами - «проинструктировать их и в отношении музыкальном, и в отношении культурном, организовать соответственный аппарат, который поднимал бы образование этих гармонистов, создать такие школы, которые явились бы рассадником элементарного музыкального просвещения, улучшать музыку, которая пишется для гармонии, постараться привлечь наилучших мастеров для того, чтобы дать гармонику дешевле и лучше, организовать ее производство».
Чтобы поднять квалификацию исполнителей, проводились конкурсы, конференции для гармонистов. Создавались школы обучения игре на инструменте. Клубы, избы-читальни приобретали гармошки. Даже такие видные музыканты, как Прокофьев и Глазунов, обещали писать музыку для гармоники.
Подруга пьяниц и хулиганов?
Но беда пришла откуда не ждали… Самый пролетарский из всех пролетарских поэтов Демьян Бедный вдруг ополчился на гармошку, назвав ее музыкой прошлого: «Гармошка всегда ведь шла рядышком с водкой, шла в обнимку, развалистой, пьяной походкой, с озорством залихватским...».
Авторитет Демьяна Бедного - мужика вредного был в то время огромным, его любили и в Кремле, и в рабоче-крестьянской среде. «Революцией мобилизованный и призванный» поэт стихами откликался на все общественно-политические события. Слог Демьяна – грубовато-простецкий, шутки – топорные, на грани фола. Но стихи легко запоминались, потому агитационный эффект этих виршей велик. И вдруг – резкий кавалерийский наезд Демьяна на главную надежду агитпропа – гармонику!
«Умолкнет гармошка, визгливая дура»
«Когда станет богаче наша страна, музыкально-культурней станет она. А повысится наша культура – умолкнет гармошка, визгливая дура, умолкнет, умрет вместе с верной подружкой, пивною, разбитою кружкой…»
Такой стих напечатал Д. Бедный в декабре 1926-го. Заклеймил поэт гармошку и из-за ее немецкого происхождения – не наш инструмент, не народный.
Полемика в прессе
Что тут началось! За гармошку горой встали и видные партийцы, и известные поэты, и простой люд. Комсомольцы опубликовали обращение с требованием всенародного голосования по вопросу: «Наш ли инструмент гармонь, нужно ли бороться за обогащение ее репертуара и улучшение качества самой гармони?» Поэта спрашивали: зачем он мажет дегтем хорошее дело? А Демьян подлил масла в огонь, предложив заменить немецкую гармонику чисто русскими гуслями: «К настоящим народным гуслям-самогудам советскому чистоплюю-эстету доступа нету. Глух он к их певучей красоте: уши не те!».
«Опиум для народа»?
Слово в защиту гармошки сказали известные поэты той поры. «Что толкнуло вас - тоска ли, грусть ли - пожелать гармонике капут?.. Интересно: как это под гусли ваши «Проводы» в селе споют?», - вопрошал А. Жаров. Пародист А. Архангельский настолько точно скопировал стиль Бедного, что многие считали, что это сочинил сам Демьян: «Гармонь в настоящий момент - самый зловредный инструмент. Куда ни плюнешь - в театр ли, в киношку, - везде попадешь в гармошку. На гармошках всюду наяривают, о гармошке на диспутах разговаривают, все за гармошкой увиваются. На гармошке спят, гармошкой укрываются. Намедни прохожу мимо пивной, слышу - играют на гармошке губной. Ну, как тут, братцы, не закричать: откуда такая мода? Караул! Не могу молчать! Гармошка - опиум для народа!»
Но Демьян не сдавался: «Карты, финка, да гармонь, и кругом - спиртная вонь. Эх, мети, моя метла! Мусор вымети дотла!» Его коробило, что с одинаковым размахом газеты освещали и грандиозное открытие Волховстроя и конкурс гармонистов: «Там - грядущее наше! Там - чудеса! Там - мечты на сто лет всех вперед уносили! Тут гармошки гнусили на все голоса, как назад за сто лет все они голосили!»
Рабочий гул
Развернулась полемика и в Костроме. «Северная правда» в 1927 г. вышла с шапкой: «Прекратить плевательское отношение к гармошке!» И хотя слово было дано людям с разным мнением, общий посыл был - за гармонику.
«Рабочие любят гармошку, – писал работник 1-й текстильной фабрики Н. Местешков, - на днях устроенный концерт баянистов в клубе «Рабочий гул» произвел отрадное впечатление на рабочую массу. С необычайными аплодисментами рабочие просили повторить некоторые номера, не считаясь с поздним временем. Незаметная гармошка в руках маленького баяниста Коли Лебедева окончательно тронула сердца рабочих. Руководитель кружка баянистов т. Земский отдает свои силы на развитие этой работы. Хорошему начинанию нужно дать широкую дорогу».
Музыкальная ценность велика
Политработники были двумя руками за гармонику. «Музыкальная ценность гармошки велика, – горячился завгорполитпросвета т. Павлов, - это доказывается той историей развития, которую прошла гармоника, начиная от «карманной череновки» и кончая многосложным «баяном». Гармоника безусловно должна быть использована как орудие политпросветработы в клубах и избах-читальнях, это можно осуществить лишь при широкой государственной поддержке, т.к. нужно проводить и подготовку гармонистов, и издание нот, и, наконец, снабжение гармониками. Необходимо тщательно научить имеющийся в Костроме кадр гармонистов и выявить их общественно-политическую физиономию, ибо гармошка имеет одну характерную особенность – это возможность вульгаризации ее музыкального строя».
«Наш национальный инструмент – гармошка, - писал завполитпросветом губоно т. Колодин, - она призвана сослужить почетную роль в деле художественного воспитания трудящихся, особенно деревни. Гармошку необходимо привлечь на поприще культурно-просветительской работы и обратить на нее внимание всей нашей общественности. Тогда работа по художественному воспитанию трудящихся пойдет более быстрым темпом, чем это было до сих пор».
Этап на пути
Высказали свое отношение и профессионалы. «Гармошка сыграет значительную роль в деле музыкального воспитания масс, – считал режиссер Костромского передового показательного театра т. Седой, - кстати примененная гармошка достигает изумительной выразительности. Пример тому ставшая знаменитой гармошка в «Лесе» Островского, в постановке Мейерхольда. Лично я отдаю предпочтение другим так называемым народным музыкальным инструментами (домре, гуслям), хотя не отрицаю, что по своей доступности гармошка может сыграть значительную роль в деле музыкального воспитания масс, как известный этап на этом пути. У меня не было подходящего случая применить гармошку на сцене, за исключением клубных выступлений партшкольцев, но при случае мне бы хотелось ее использовать. В поставках нашего театра гармошка применялась т. Любимовым в пьесе «Товарищ Семивзводный», где оказалась весьма уместной».
Подруга дней наших суровых
А костромской поэт Семен Дунаев сочинил стих: «Гармошка! Нам ли не приветить тебя - подругу наших дней! Ведь ты в былые лихолетья, когда над нами были плети, шла плакать к нам наедине. Ведь нас под хрип твой заглушенный во всех концах родной земли к злодеям гнали бить поклоны и вместо песен – слышать стоны, и вместо смеха – слезы лить. Нигде ты нас не оставляла. С тобою каждую беду мы легче вынесем, бывало: ты вместе с хрипом вдохновляла у нас в сердцах бунтарский дух. Но звенья сброшены с народа. Теперь, наш неизменный друг, мы будем песни петь свободы в любом народном хороводе под звонкую твою игру».
Примитив искусства
Но были в Костроме и те, кто поддержал Бедного. «За годы революции масса значительно выросла культурно, – заявил зав. музыкальной секцией партклуба т. Преображенский, - обычные клубные и любительские постановки с удовольствием воспринимаемые зрителями в первые годы революции, теперь их уже не удовлетворяют, масса стала развитее и отворачивается от халтуры и примитива сценического искусства. Я считаю гармошку примитивом в музыкальном искусстве, который может быть терпим только там, где невозможно пользоваться ни струнными (скрипки), ни клавишными (рояль) инструментами».
Играй, гармонь любимая!
В итоге дискуссия свелась к тому, что надо работать над «окультуриванием» гармошки: проводить конкурсы, смотры, а музыкальному техникуму включить в программу обучения игру на гармошке, чтобы гармонист знал ноты, был знаком с теорией и историей музыки. Работу эту предложили продолжить комсомолу, но зав. агитпропом ГК ВЛКСМ т. Карасев заявил, что губком обращает на гармонику большое внимание, неоднократно пытался созывать совещания гармонистов. Но не находит достаточной поддержки от общественных организаций. А одному комсомолу трудно, надо привлечь профсоюзы, музтехникум, отдел образования. На том и поставили.
Но то, что делается из-под палки, ради галочки, массовым явлением не становится. Дело обретает размах, лишь когда за ним стоят энтузиасты, подвижники. Как это случилось уже в поздний советский период, когда братья-сибиряки Заволокины организовали поистине народный телепроект «Играй, гармонь любимая!»
… Ну, а гармонь живет себе и живет. Уже в новом столетии. Пусть сейчас и не так популярна, как на заре Советской власти. Но по-прежнему родная, любимая и самая что ни на есть народная. И если кто-то растянет меха, редкий человек не остановится и не заслушается. А у кого-то – и того пуще – ноги сами пустятся в пляс…
Свидетельство о публикации №223052201528