Осколки. Действие третье

                Действие третье.

 
Прошло два года. Квартира Н.И. Та же обстановка. В зале у журнального столика сидит Г.Г. готовит листы - объявления на работу. Светлана в своей комнате лежит на кровати, смотрит журнал.
 
Г.Г. (зовет Светлану)
-Света, подойди пожалуйста ко мне.
 
Светлана. (недовольно)
-Мам, ну, что тебе...
 
Г.Г.
Я хочу поговорить с тобой, пока нет отца. Я прошу тебя. Мне кажется, что нам есть о чем поговорить.
 
Светлана. (нехотя встает, идет к матери)
-Мам, о чем нам с тобой говорить?
 
Г.Г. (долго молча смотрит на дочь)
-Садись. Я давно хотела поговорить с тобой, да все, как-то не могла набраться духа. В последнее время с тобой что-то происходит... Ты стала нервной, какой-то неуравновешенной. Что происходит? Почему в последнее время к нам перестал заходить Виктор? Ты, что поссорилась с ним. Вы больше не вместе?
 
Светлана.
-Мам, да брось ты о нем вспоминать!
 
Г.Г.
-Так, что? Все-таки поругались?
 
Светлана. (уклончиво)
-Да, не ругались мы... Он просто ушел.
 
Г.Г. (удивлено)
-Как просто ушел? Должна же быть этому причина. Свет, ты уже взрослый человек. Давай поговорим, как равные, подруги, что ли... Можешь мне рассказать, что происходит с тобой в последнее время. Ты меня пугаешь...
 
Светлана. (нервно)
-Мам, все у меня в порядке. Что тебе интересно знать? С Витькой мы расстались, (задумчиво) Я думаю, что он никогда не вернется ко мне.
 
Г.Г.
-Света, что произошло между вами, почему ты так говоришь. Почему он не вернется к тебе? Слушай, ты меня действительно пугаешь.
 
Светлана.
-Мам, не спрашивай, пожалуйста, больше про него. Подумаешь, что он один на свете. Если откровенно, то все они козлы...
 
Г. Г. (удивлено)
-Кто они, кто козлы. Ты о чем!?
 
Светлана. (немного надменно, с вызовом и грустью)
-Да все мужики козлы. Просто ненавижу их!
 
Г. Г. (с тревогой в голосе)
-Света, ты что это говоришь!? Тебя, кто-то обидел? (смотрит в глаза дочери)
 
Светлана. (прячет глаза)
Мам, я не хочу говорить об этом...
 
Г. Г.
-Дочь, что это с тобой!? Скажи, а что значат эти странные, в последнее время, телефонные звонки? Я замечаю, что ты бледнеешь, нервничаешь. Ты срочно бросаешь все и убегаешь из дома. Что это за звонки. Я смотрю, ты перестала готовиться к поступлению в институт... Света, что происходит?
 
Светлана. (рассеяно, думает явно о другом)
-До поступления еще есть время...  Телефонные звонки... (пауза, смотрит на мать, из глаз вот - вот выступят слезы) Мам, не беспокойся. Все нормально.
 
Г.Г. (с досадой)
-Да, как нормально!? Ромка, вот теперь ты... Что происходит с вами, дети мои!? С Романом вообще невозможно разговаривать. Эти полтора года, его как подменили. С тех пор, как он стал подрабатывать на этой почте, он забросил все. Провалил второй раз вступительные. Ты посмотри на его вид. Что это за мода такая, подстригся  на лысо, одежда просто вызывающая... Часто стал приходить домой поздно, выпивши. Кстати, ты тоже приходишь в последнее время очень поздно. Где ты бываешь?
 
Светлана. (как бы проснувшись ото сна)
-А, да я у Сашки... Иногда ходим на дискотеку. (пытается уйти в свою комнату)
 
Г. Г.
-Света, посмотри сколько вопросов я задала тебе. Почему ты не желаешь говорить со мной?
 
Светлана. (уклончиво)
-Мам, да все нормально. Не переживай ты так за нас. Успокойся. Все вопросы все равно буду решать я сама. Вряд ли ты мне в чем поможешь... Да и вопросы такие, что не стоит на них обращать внимания. Мам, все нормально! Прошу тебя, не переживай так, а то снова надо будет вызывать скорую. Пожалей свое сердце. (уходит в свою комнату, ложится на кровать, листает журнал)
 
Г. Г. (встает, идет следом за Светланой, останавливается в дверях)
-Света, ну, как ты не понимаешь, что мой покой зависит от вас. Как могу я не переживать за вас!? Я же вижу, что, что-то неладное творится с вами.
 
Светлана. (резко, со злом обрывает мать)
-Мам, прекрати! Ты посмотри вокруг. Время совсем другое на дворе. Что ты со своими переживаниями устаревшими. Живем мы с Ромкой в новое время, не в то, которое жили вы с отцом. (пауза) Все так живут...
 
Г.Г. (со вздохом уходит, подходит к столу в зале, почти кричит)
-Не все так живут! Да, что это за время такое!? Посмотри на нашего отца. Это порядочный человек. Он пытается честно выполнять свою работу. Что ты хочешь, что бы он был хапугой!? Мы должны помогать ему, ты знаешь, как он устает на работе!? День и ночь на работе! Да, на таких, как он все и держится! (хватается за сердце, опускается на диван, стонет, тихо зовет дочь) Света, Света! Подай мои капли, они там, на кухне.
 
Светлана. (встает с кровати, идет на кухню, проходя мимо с упреком)
-Ну, вот, что я говорила... (на кухне капает в стакан капли, приносит.)
 
Г.Г. (выпивает капли, тихим голосом)
-Как вы так можете!? Я должна рассказать отцу.
 
Светлана. (с сарказмом)
-Да, у него только работа...Ему наша жизнь неинтересна… А ты мам… ты же что хочешь, чтобы мы с Ромкой как вы жили, с утра до ночи на работе, пока не выгонят? И за копейки… Да, нет  мам… Уж вы с отцом так живите...
 
Г.Г. (с укором)
-Света, да если бы не ваш отец, то не знаю, что бы с нами было...
 
Светлана. (хохочет, легкая истерика)
-О! Да, где бы мы были бы, если бы не папа... Ты, что молчишь-то!? (смотрит на мать) Мы же уже взрослые. Почему мы не уехали в Германию, еще тогда, два года назад!? Все наш папочка... Да, где бы мы уже были...
 
Г. Г. (превознемогая боль, сдавленным голосом)
-Замолчи!
 
Светлана.
-Да, я замолчу! Ты спрашиваешь, что с нами. Что с Ромкой, что со мной. Так я тебе отвечу. Мы живем просто дико и потому мы с Ромкой одичали. Господи! (почти плача) Как мы живем!? Что происходит с нами!? Я не знаю, что будет со мной завтра... (уходит в свою комнату, Г.Г. сидит на диване, молча перебирает кисти накинутого платка. Пауза. Тяжело встает, идет на кухню, капает в стакан капли, выпивает. Идет к двери комнаты Светланы.)
 
Г.Г. (Останавливается у двери, в не решительности, через дверь)
-Света, я схожу к Анне... Мне надо договориться с ней о времени, когда она сможет меня подстричь. (подходит к входной двери, в это время звонок в дверь. Г.Г. Открывает дверь. Входит Александра.)
 
Александра.
-Здравствуйте, Галина Генриховна! Светка дома?
 
Г.Г. (кивает головой, указывает на комнату Светланы)
Дома, дома...  полдня уже сегодня лежит. Проходи. Я к соседке. (выходит из квартиры)
 
Александра. (кричит, идет в зал, выходит Светлана)
-Светка, ты где?
 
Светлана.
-Что орешь-то, что случилось?
 
Александра.
Ты, что блин забыла? Я жду тебя, жду...
 
Светлана.
-Забудешь тут... Я теперь уже никогда всего этого не забуду, и как же противно...
 
Александра.
-Ты, что подруга!? Что ты вся, какая-то взъерошенная? Кто тебя так помял? (смеется)
 
Светлана. (с досадой)
-Да, мать сегодня меня достала своими вопросами. Спрашивает меня про Витьку, а что я могу ей ответить? Ты представляешь, они стали меня шантажировать... Мол - то, да -се, не придешь сегодня, расскажем твоему Витьке все про тебя. Я не пошла,.. Ну, вот рассказали. Витька плакал, ушел...
Да, что я тебе рассказываю, ты и сама все знаешь. (Идет в свою комнату, открывает шкаф, переодевает кофточку)
 
Александра. (задумчиво)
-Да, все так... Так, наверное и должно было это кончиться. Жалко Витьку, он хороший, не- испорченный... Не то, что эти козлы... Хорошо, хоть деньги еще платят.
Слушай, собирайся побыстрее. До электрички осталось двадцать минут. Если опоздаем... (смотрит на часы) Блин, уже час! Как меня уже достала эта сауна... Опять будут орать, что опоздали.
 
Светлана. (идут в прихожую)
-Ты, знаешь Саш, я надумала уехать к моей бабуле... Там они меня не найдут.
(задумчиво) Ты бы только знала, как они на меня наехали... Они грозятся все рассказать еще и предкам, а у мутер больное сердце, она не выдержит.
 
Александра. (серьезно)
-Да, я знаю. Ты думаешь у меня было по-другому? Схема одна... Скоты! (с грустью) Против лома - нет приема. А, что скажешь предкам?
 
Светлана.
-Скажу, что там спокойнее, буду готовиться к поступлению в институт.
 
Александра.
-Брось ты, это же на короткий срок, а потом что?
 
Светлана. (грустно)
-Там, что - нибудь придумаю. 
(возвращается Г.Г.)
 
Г.Г.
-Что, вы уже уходите? Света, прошу тебя, не задерживайся  допоздна. Это так опасно стало ходить. Саш, ты уж будь с ней вместе.
 
Александра. (смеется)
-Хорошо Галина Генриховна. Хорошо, присмотрю. (уходят, Г.Г. проходит на кухню, открывает шкаф, входит вернувшийся с работы Н.И.)
 
Н. И.
-Кто дома?
 
Г.Г. (с кухни, удивленно)
-Коля, ты уже пришел! Сегодня так рано! (выходит из кухни, целует мужа, вздыхает, вид расстроенный. Муж внимательно смотрит на жену.)
 
Н.И.
-Да, сегодня удалось уйти пораньше. Ночь была тяжелая... Галя, ты чем-то расстроена? Что-то случилось? (берет ее за плечи, смотрит в глаза. у Г.Г глаза полные слез) Что случилось, почему у тебя глазки на мокром месте. Опять был сердечный приступ? Рассказывай, что такое?
 
Г.Г. (вытирает белым платком глаза, проходят в зал, садятся на диван, муж держит руки жены, целует руки)
-Коля, ты знаешь... Я сегодня пыталась говорить с нашей дочерью...
 
Н. И. (встревожено)
-О, чем ты хотела с ней говорить?
 
Г.Г.
-Понимаешь, в последнее время с ней, что-то происходит. Она стала нервной, вспыльчивой, вся какая-то, как пружина сжатая. Готовая взорваться. Виктор, вот уже, как неделю, перестал заходить. Я спросила ее, что случилось, молчит. Потом, такое сказала... Я не знаю, что и думать.
 
Н. И. (пытаясь успокоить жену, старается быть веселым, целует жену)
-Галя, успокойся. Они сейчас в таком возрасте. Первая любовь, вспомни нас!
Помирятся, а нет, так встретит еще кого.
 
Г.Г. ( с горечью)
-Может ты и прав, но мне кажется все серьезнее....
 
Н.И. (весело)
-Да, что там серьезнее-то может быть.!?
 
Г.Г. (с тревогой в голосе)
-Светлана сказала, что она не знает, что будет с ней завтра... Что это такое, мне показалось, что она чего-то боится, что-то скрывает.
 
Н.И. (хмурится, молчит, пауза затягивается)
-Я поговорю с ней.
 
Г.Г. (с волнением)
-Коля, я прошу тебя еще раз. Давай уедем в Германию. Я давно заполнила документы. На следующей неделе уезжают Штенберги. Я говорила с ними, они готовы взять наши документы и передать в Германии в нужные инстанции.
Давай уедем, я тебя умоляю! Я чувствую, что все тут для нас добром не кончится. Я боюсь за наших детей. Ты посмотри, Роман не хочет учиться. Устроился на почту работать, что это за работа такая. Как он сильно изменился! Часто бывает выпившим, общий вид, как у хулигана, а как он стал разговаривать. Появился, какой-то уличный жаргон. Я не понимаю наших детей, они удаляются от нас. Что это!? Это, что новое время, перестройка. Коля, пойми, я чувствую, что мы теряем детей. Я не нахожу с ними общего языка. Ты все время на работе, я понимаю, что ты должен работать. Мы все сейчас полностью зависим от тебя. Я потеряла работу, вот уже почти полтора года я без работы. (чувствуется сильное волнение, встает, ходит по комнате)
 
Н. И. (встает, упирается на спинку кресла)
-Галя, мне кажется, ты сгущаешь краски. Ну, пойми, куда мы поедем!? Кому мы там нужны?
Я всю жизнь работал в России, я не представляю себе жизни без неё, без моей работы. Да, сейчас в стране плохо, но это временно, поверь мне , вре-мен-но. Постепенно все образуется, я в это верю.  А там ведь неизвестность… и для нас и для наших детей….  Да, я понимаю, тебе трудно, все в доме лежит на тебе. Наши дети не видят меня. Я благодарен тебе, ты хорошая мать. Мы воспитали  неплохих детей. Я понимаю, что ты всегда оберегала меня, заботилась, старалась создать уют и покой в доме. Я так благодарен тебе. (подходит к жене, целует)
 
Г.Г. (плачет, отстраняется от мужа)
Коля, пойми, я перестала справляться с нашими детьми. Они выросли. То, что творится вокруг разрушает их! Я же чувствую, что они в беде! Коля, неужели ты не видишь? Они стали другими.. Что-то нужно делать!? Их необходимо спасать!? Давай уедем, пока еще не поздно! Я не могла, не решалась раньше настаивать на этом... (запинается) Ты понимаешь, во мне всегда жил этот комплекс «немки» в России.  Как я могла что-то требовать от тебя, я, « немка».  Коля, это так больно.  Второй сорт, да. да я всегда так чувствовала.... Но, сейчас! Я больше не могу, мне страшно, мы должны принять какое-то решение. Да, не пропадем мы там! Я совсем недавно говорила с Анной, так вот она рассказывает, что музыканты и врачи из России могут совершенно спокойно приспособиться. Найти работу врачу просто, необходимо только подтверждение диплома. Я могу набрать частных учеников. А самое главное - увезти наших детей, они быстрее всего адаптируются там. Ты посмотри, что делается вокруг!? Коля я умоляю тебя! Я боюсь за Романа, его весной призовут в Армию. Он попадает в Чечню... (хватается за сердце, садится, плачет)
 
Н.И.
-Галочка, не волнуйся! Я сейчас, я сейчас принесу капли. (бежит на кухню, капает в стакан капли, приговаривает)
Галочка, Галочка я уже бегу. Потерпи, родная. (Г.Г. пъет лекарство, продолжает сидеть, плачет. Н.И. успокаивает ее, опускается рядом на пол, кладет ей свою голову на колени. Г.Г. гладит его голову. Пауза. Звонок у входной двери.)
 
Н.И.
-Кто-то пришел. (встает, идет к входной двери, открывает. На пороге стоит человек одетый, как «Бомж», небритый, взъерошенные волосы. В руках футляр от скрипки.)
 
Бомж. (застенчиво, переминается с ноги на ногу)
-Простите! Простите, ради Бога, что я вас беспокою...
 
Н. И.
-Что Вы хотите? Кто Вы? (медленно подходит Г.Г.)
 
Бомж.
-Может вам покажется странным... (не успевает закончить фразу)
 
Г.Г. (всматривается в «Бомжа», удивлено)
-Самуил Самуилович! Это Вы что ли!? (смотрят друг на друга)
 
Бомж . (удивлено, растеряно)
Галина Генриховна! Вот надо же, вот, надо же... Простите, простите... Я, пожалуй, пойду.
 
Г.Г.
-Да, что с Вами!? Что мы тут стоим!? Проходите же! (Н.И. с недоверием приглашает пройти. Проходят в зал.)
Самуил Самуилович, да, Вы присаживайтесь, присаживайтесь. (Бомж осматривается, куда сесть, садится на краешек кресла)
Коля, это мой коллега. (обращается к «Бомжу») Самуил Самуилович, вы все там же в музыкальной школе? Все там и работаете?
 
Бомж. (с грустью в голосе)
-Нет! Теперь я не работаю. Школа закрыта...
 
Г.Г. (как бы спохватывается)
Ой! Да, что это я... Да, ее же закрыли еще год назад. Там же теперь магазин. Рассказывайте, как Вы?
 
Бомж.
-Все плохо. Работы нет. Жена и дети уехали в Израиль. Я не мог оставить маму, она была тяжело больна. Думал, как поправится, уедим вместе. Квартиру свою продали за бесценок, я переехал к маме. Мама умерла три месяца назад... Теперь ходят какие-то люди, говорят, что квартира  не приватизированная и я там живу незаконно. Дали мне срок две недели, чтобы  я выселился, иначе они меня сами выбросят. Что делать не знаю, кому жаловаться... Ходил в «Совет», там не разберешь, толкают все от себя... Намекают на взятки.
 
Г.Г.
-Господи! Да, что же это делается-то!?
 
Бомж.
-Вы не поверите... До чего я дожил. Я, как бездомная собака.
 
Г.Г.
Так, что же Вы не уезжаете к семье-то!?
 
Бомж. (вздыхает)
Я не могу. У меня нет денег ехать в Москву, в посольство, чтобы  открыть визу.
 
Г.Г.
-А, что семья-то? Не может Вам помочь!?
 
Бомж.
-Они посылали мне деньги два раза! И два раза я не мог их получить. Я не могу понять причину. На почте мне говорят, что деньги не приходили, они ничего не знают. Где их искать? Я не знаю...
 
Г.Г.
И, что Вы намерены делать? Как Вы живете!?
 
Бомж.
-Ох! Галина Генриховна... (мнется, пауза) Я играю... Стучу в двери, играю, прошу на пропитание... Это очень унизительно, но выхода у меня другого нет.
(пауза, «Бомж» смотрит в пол)
 
Г.Г. (неуверенно)
-Ой! Что же это я не подумала?  Я сейчас Вас накормлю.
 
Бомж. ( резко встает)
-Нет, нет! Я, пожалуй, пойду. Мне ужасно стыдно. Простите! Я пойду.
 
Г.Г. (бежит на кухню, готовит пакет, говорит)
-Ну, что Вы, Самуил Самуилович, мы понимаем. Чего тут стесняться... Вот такие сейчас времена наступили. Загнали людей... Что же это делается -то!? Вот, возьмите. (отдает пакет. «Бомж» проходит к двери. Н.И. молча открывает дверь, оба возвращаются в зал, Г.Г садится у столика, перебирает готовые объявления на работу)
 
Н.И. (смотрит на объявления, берет одно, читает, смотрит на Г.Г., бросает на стол, пауза)
-Ты решила искать работу?
 
Г.Г.
-Не могу я больше сидеть. Я могу сойти с ума. Может быть, найду учеников, буду давать частные уроки... Коля, я в шоке! Как так может быть!? Самуил был отличным преподавателем музыки и, что теперь с ним... Что дальше-то будет с ним?
 
Н. И. (успокаивающе)
-Галя, я думаю, он получит все же эти деньги и уедет в Израиль. (Г.Г. смотрит с укором на мужа)
 
Г.Г. (задумчиво)
-Сомневаюсь я сильно в этом.
 
(Открывается дверь. Вбегает Роман, вспотевший, проходит в комнату Светланы, роется в шкафу, выходит с пакетом в зал)
 
Н.И.
-Роман, я хотел бы поговорить с тобой.
 
Роман.
-Нет, пап не сейчас. Я очень сильно спешу. Мне надо срочно доставить пакет. (убегает, отец кричит ему в след)
 
Н. И.
-Когда ты вернешся?
 
Роман. (из коридора)
-Я не знаю... (закрывает с силой за собой дверь, родители вздрагивают от сильного хлопка дверью)
 
Г.Г. (с досадой)
-Вот, так всякий раз... (раздается звонок у входной двери)
Еще кто-то к нам. (идет к двери, открывает ее, входит Алексей Петрович)
 
А. П.
-Доброго вам дня! (Н. И. встречает гостя, приглашает пройти, проходят в зал)
 
Н.И.
-Проходи, проходи!
 
А.П.
-А, что это Роман так спешил? Просто меня чуть с ног не сбил у подъезда. Сел в какой-то крутой черный «Джип». Даже не поздоровался. (пауза)
 
Г.Г.
-Вот, такой он у нас занятой в последнее время...(смотрит на мужа)
Я пойду прилягу, что-то чувствую себя неважно. (уходит в спальную комнату)
 
Н.И.
-Галя стала часто жаловаться на сердце, надо показать ее нашему кардиологу.
Алексей, что, как всегда - партеичку? (достает шахматы, расставляет фигуры)
 
А. П.
-Давай сыграем.. (садятся к столику, начинают играть)
 
Н.И.
-Я сегодня после ночи ушел рано... Шел пешком. Даже не заметил, как пролетели два часа. Дышал воздухом.. Думал... Может я не прав, может и правда, плюнуть на все это и уехать из страны. Знаешь, переживаю за детей. Этот бардак! У них же такие ломкие души… Как же болит за них сердце. (как бы рассуждает в слух, делает ход) Самое страшное, Алеша, когда душу ломают…
 
А.П.(смотрит на Н. И.)
-Что это с тобой?
 
Н.И. (вздыхает)
-Да, мы с Галиной сегодня говорили о детях... Трудно им сейчас.

А.П.
-Коля, ты уже знаешь, что произошло сегодня у нас в отделении?
 
Н.И. (с удивлением)
-Нет! А, что произошло!?
 
А. П.
-Были сегодня из прокуратуры... Это просто детектив какой-то. Арестовали нашу процедурную сестру.
 
Н.И. (взволновано)
-Кого!? Ирину или Тамару!?
 
А. П.
-Тамару. Ее арестовали в тот момент, когда она подменила промедол, который должна была ввести больному, на физраствор.  Ампулу промедола нашли у нее в сумочке. Оказывается она это делала регулярно в течении последнего года. Ампулы отдавала, как она говорит, людям, которые ее заставили это делать.

Н. И. (опускает голову, обхватывает ее руками, молчит, пауза. поднимает голову, смотрит на А.П. совсем тихо, что бы не услышала жена)
-Леша, эти подонки шантажировали когда-то меня. Это было, примерно два года назад. Уговаривали делать меня то-же самое... Они угрожали мне! Господи! Они говорили, что сильно буду жалеть об этом! Мне кажется, я понимаю теперь, о чем они говорили...Теперь я понимаю Галю… (опускает голову, обхватывает ее руками) Почему, я сразу не догадался!? Боже, Боже! Что я наделал!?  Что же делать, что же делать!?
 
А. П. (с недоумением и тревогой)
-Коля, что случилось!? О чем ты говоришь!? (звонит телефон, Н.И. берет трубку)
 
Неизвестный. (слышен голос Неизвестного для зрителей)
-Ну, что доктор... Ты еще не понял? Я тебе обещал, а ты все не верил. Ты еще пожалеешь! Где твои дети!? (смех в трубку, ложат трубку, гудки)
 
Н.И. (в полном смятении)
-Леша, они разрушили мою семью! Они сломали моих детей… Это они... (подходит к А.П.) Леша, это они... Сволочи!   Мразь! О, они способны на все … (Сильно нервничает.) Как же я не заметил? А Галя? Сколько раз она мне говорила… Я не мог понять, эти хищники едят даже детей….
 
А.П.
-Коля, да объясни толком!
 
Н. И.
-Алексей. Я не могу тебе пока всего объяснить... Я пока еще сам не уверен, вернее, мне не хочется верить, что есть такая мразь. Но, думаю, что это они... Ты говоришь, Роман сел в черный «Джип» (пауза, задумчиво) Это они... Понимаешь, после того, как я отказался от их предложения... Стало происходить для меня не совсем понятное. Мои дети... Роман устроился работать на какую-то почту, стал доставлять какие-то пакеты...У него появились деньги, стал приходить домой пьяный, изменилось его поведение. Он стал походить на хулигана. На все наши вопросы отшучивается... Теперь мне понятно. Они втянули его в свои грязные дела. Леша, понимаешь - это месть. Месть мне за мой отказ! Они выполнили свою угрозу! Господи! Что же делать!? Ромка пропал. Они сделали его наркокурьером...(обхватывает голову руками)…
 
А.П.
 Коля, да ты что, Коля! Это же очень серьезно. Надо что-то делать! Надо идти в милицию.
 
Н.И. (сокрушено)
- В милицию... (пауза) А, что я скажу!? Что я подозреваю моего сына в наркоторговле!? Кто мне поверит и где доказательства тому, что это такая изощренная месть мне на мой отказ! Что я могу доказать!? А сыну я могу принести дополнительный вред. Как его вырвать  оттуда!?
 
А.П.
Это криминал... И там все жестко. Они способны на все... Они не прощают, Так просто не отпустят...
 
Н.И.
-Господи, почему я не послушал Галину...
 
А.П. (смотрит на Николая с вопросом)
-Коля, чего ты не послушал? Что предлагала Галина Генриховна?
 
Н.И. (со вздохом)
-Предлагала нам уехать из страны...
 
А.П.
-Куда уехать!?
 
Н.И.
-В Германию, Леша, в Германию... Какой я дурак!
 
А.П. (не совсем понимая, что можно говорить в этом случае, как бы утешая)
-Коля, перестань так говорить о себе. Кто же мог подумать... Что вот так может обернуться... (умолкает, пауза, смотрит на часы, из спальни возвращается Г.Г.)
Я пожалуй пойду. (встает с кресла)
 
Г.Г. (улыбается)
-А, что вы сегодня без чая играли? Коля, ты что это забыл угостить гостя даже чаем? (мужчины молчат, смотрят на Г.Г.) Алексей Петрович, что Вы уже уходите? Кто сегодня выиграл? (смотрит на доску, удивлено) А, что это партия у вас в самом начале!?
 
А.П. (растеряно)
-Ладно, я пожалуй пойду... В следующий раз обязательно попъем чай и доиграем. (уходит)
 
Г.Г.
-Да, Коля, я совсем забыла. Звонила Антонина Михайловна. Она сегодня приезжает к нам. Точное время не сказала. Просила не беспокоиться. Говорила, что возмет такси и с вокзала приедет сама. Она сказала, примерно, что будет между четырьмя и шестью часами, так как автобусы стали ходить нерегулярно, по мере наполнения. Сколько времени? (смотрит на часы)
 
Н.И. (растерянно)
-Мама приедет...
 
Г.Г. (смотрит на мужа)
-Коля, что с тобой? И, Алексей Петрович, какой-то сегодня странный... Что-то случилось? Партия не оконченная... О чем вы говорили?
 
 
Н. И. (уклончиво)
-Нет, нет. Все в порядке... Просто он рассказал мне о том, что сегодня произошло в нашем отделении. Я ушел рано после ночного...
 
Г.Г.
-Что там случилось у вас?
 
Н.И. (задумчиво)
-Была прокуратура. Арестовали нашу процедурную сестру...
 
Г.Г.
-За что, что она сделала!?
 
Н.И.
-Я всего не знаю... (пауза, ходит по комнате, теребит нижнюю губу) Кажется, за наркотики.
 
Г.Г.
-Как за наркотики?
 
Н.И. (растеряно, явно думает о чем-то другом, отвечает неопределенно)
-Что? Да, да... А, она подменяла ампулы.
 
Г.Г. (с тревогой)
-Коля, да, что с тобой!? О чем ты сейчас думаешь!? (подходит к мужу, останавливает, смотрит в лицо)
 
Звонок у входной двери. Оба вздрагивают.
 
Г.Г.
-Это Антонина Михайловна. (идет открывать дверь. Н.И. Стоит в центре зала. Входит А. М. следом таксист вносит небольшой чемодан. А. М. рассчитывается с таксистом, благодарит, закрывает двери за таксистом)
 
А.М. (весело)
-Ну, теперь давайте здороваться! (обнимает Г.Г. Подходит Н. И., целует мать, обнимает, проходят в зал) У вас все по-прежнему, ничего не изменилось. (осматривает комнату) Это сколько я уже у вас не была? Как быстро летит время! (смотрит на детей) А, что это вы, какие-то кислые? Вы, что не рады моему приезду? Я не во время?
 
Н.И. (спохватившись, как после сна)
-Мама! Что ты!? Ты всегда во время!
 
А. М. (испытывающе смотрит то на одного, то на другого)
-Нет! Вы определенно, что-то скрываете! (обращается к Г. Г.)
Галя, что случилось? (Г.Г смотрит на мужа, молчит, пауза затягивается)
 
Н.И. (пытается разрядить обстановку)
-Мама, мы говорили о детях...
 
А.М. (тревожно)
-Что-то случилось с детьми? (Пауза) Вы, что молчите-то!? Что-то случилось со Светланой? Она мне звонила три дня назад... (задумчиво) Просила моего разрешения приехать ко мне и остаться на месяц, на два... Говорила, что хочет спокойно готовиться к экзаменам. Голос ее,.., правда, меня насторожил... Какой-то он был у нее напуганный... Что-то со Светкой не так... Что тут происходит? Почему ребенок не может дома спокойно готовиться к вступительным экзаменам?
 
Г.Г. (вздыхает)
Да, что-то не так... Я спрашивала ее много раз. Она только отшучивается. Но, я то вижу, что, что-то происходит неладное.
 
Н.И. (бледнеет, взволнованно)
-Мама, значит, Света звонила тебе... Хочет уехать на месяц, на два...
 
А. М.
-Послушайте! Что происходит!? Мне становится уже страшно. Сегодня, в это кошмарное время...
 
Г.Г. (задумчиво)
-Да, времена настали... Жить становится страшно. Все рушится, люди стали пылью. А этот  ветер перемен, он же сметает все... Наступает что-то новое, какое оно, пока оно меня только разочаровывает? Сможем ли мы устоять, выжить, приспособиться?
 
Н.И. (смотрит на жену)
-Это перелом... Мама, мы только что говорили с Галей о возможности уехать из страны.
 
Г.Г. (смотрит удивленно на мужа)
-Да, мы говорили... Я уже давно заполнила все документы. Коля, вот все сомневается... Мне очень интересно ваше мнение на этот счет. Сколько уже людей уехало...
               
 
А.М.
-Дети мои, я прожила долгую жизнь. Было все на моем пути. Было много горя, но было не мало и радости. Мы гордились нашей страной! И было чем нам гордиться! Мы с отцом воспитали наших четверых детей неплохими людьми, я могу быть спокойна за них. Я знаю, что совесть живет в каждом из них.  Мне не стыдно смотреть людям в глаза. Времена меняются, уходит эпоха, уходит цивилизация. Мне жаль то, что было завоевано такой кровью и сейчас теряется, рассыпается, рушится, отбрасывается истинно ценное. Мне вдвойне жаль тех невинных людей, которые искренне верили. Жаль тех, кто сгинул в этой пучине борьбы.
Придет время и мне кажется, люди поймут, что они потеряли. Дети мои взрослые, (протягивает руки к Н.И.) я знаю, что не могу быть вам советчиком во всем. Только я знаю, что вы примите правильное решение. И, я соглашусь с любым из них! (пауза)
Вы выслушали меня, но сделайте по-своему... Слушайте только свое сердце! ( Обнимает их).

                Занавес.


Рецензии