Воздушный таран летчиками 62 авиаполка

 
Когда мы говорим о исторический событиях, то обязаны ссылаться на документы. Воспоминания ветеранов войны в своих мемуарах не являются такими документами. Это просто подсказка направления поиска, т.е.как бы исходный пункт маршрута поиска. Представляемый материал вашему вниманию тоже не является истиной последней инстанции . Но привлекает наше внимание, т.к. это всего лишь эпизод Великой Отечественной войны, в котором отражены события связанные с авиаторами 62 авиаполка в боях над Черным морем.
 10  июля  1942  года  летчик  62-го  ИАП  ВВС  ЧФ  сержант  Николай  Константинович  Зиновьев,  в  паре  с  ведущим  Григорием  Гокинаевым,  вылетел  с  полевого  аэродрома  Мысхако  на  патрулирование.  В  районе  Абрау-Дюрсо  летчики  заметили  три  немецких  бомбардировщика,  идущих  курсом  на  Новороссийск.  Выполняя  маневр  для  атаки,  летчики  потеряли  друг  друга  в  облаках,  и  Зиновьеву  пришлось  вступить  в  бой  одному.  После  нескольких  атак  у  него  закончились  боеприпасы.  Оставшись  безоружным,  он  винтом  своего  истребителя  ЛаГГ-3  таранил  немецкий  Ю-88,  уничтожил  его,  но  и  сам  погиб.
       За  таран  Зиновьев  был  посмертно  награжден  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени.  Всего  на  его  счету  два  самолета  врага.
       Но,  обращаясь  к  немецким  документам,  приходится  признать,  что  таран  Зиновьева  не  выглядит  таким  бесспорным.  Так,  по  данным  противника,  в  тот  день,  налет  на  гавань  Новороссийска  совершили  пять  самолетов  Ю-88  1-й  учебной  бомбардировочной  эскадры.  Их  целью  был  плавучий  док,  но  серии  бомб  легли  не  точно  и  упали  на  склады  и  жилые  дома,  расположенные  в  районе  гавани.  Истребители  Ме-109  3-й  группы  77-й  истребительной  эскадры,  сопровождавшие  бомбардировщики,  сбили  в  районе  Новороссийска  три  советских  истребителя  (один  Як-1  и  два  И-15).  Их  сбили  лейтенант  Хорст  Мароцке,  обер-фельдфебель  Герберт  Кайзер  и  фельдфебель  Вильгельм  Баумгартнер.  Кроме  того,  ещё  один  истребитель  был сбит  предположительно.  Немецкие  бомбардировщики  и  истребители  никаких  потерь  не  имели.  Поэтому,  вполне  вероятно,  Зиновьев  был  сбит  немецким  истребителем.
       Ровно  через  месяц  в  небе  над  Новороссийском  был  совершен  двойной  таран.  Героем  этого  удивительного  подвига  стал  летчик  того  же  62-го  полка  младший  лейтенант  Михаил  Алексеевич  Борисов.
       Рано  утром  10  августа  1942  года  Борисов,  в  паре  с  сержантом  Василием  Холявко,  вступил  в  бой  над  Новороссийском  с  пятью  Хе-111.  В  бою  Борисов  подбил  один  самолет,  но  и  его  ЛаГГ-3  был  подожжен  огнем  вражеских  стрелков.  Тогда,  набрав  высоту  и  развив  скорость,  он  направил  свой  истребитель  на  стабилизатор  другого  Хе-111  и  таранил  его.  После  этого,  уже  падая,  Борисов  сумел  протаранить  ещё  один  «хейнкель».  Из  сбитых  бомбардировщиков  спасся  на  парашюте  только  один  немецкий  летчик,  обер-лейтенант  Фридрих  Фогель,  который  попал  в  плен.  Борисов  тоже  выпрыгнул  на  парашюте,  но  утонул  в  море.  Высланные  ему  на  помощь  катера  не  смогли  найти  его. 
       За  двойной  таран  в  одном  бою  Борисову  6  мая  1965  года  посмертно  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза.  Он  зачислен  навечно  в  списки  части.  Всего  Борисов  уничтожил  5  вражеских  самолетов.  Кроме  того,  один  разведчик  Ю-88  он  принудил  к  посадке  в  районе  Бельцы  ещё  до  войны,  летом  1940  года.
       Необходимо  добавить,  что  по  официальным  советским  данным,  в  воздушных  боях  и  огнем  зенитной  артиллерии  над  Новороссийском  в  тот  день  было  сбито  19  вражеских  самолетов.  Так,  например,  лейтенанту  Константину  Егорову  были  засчитаны  4  воздушные  победы.  Борисов  уничтожил  2  самолета.  По  одному  самолету  сбили  капитан  Стефан  Войтенко,  капитан  Константин  Боруздин,  лейтенант  Борис  Маслов,  сержант  Василий  Холявко  и  другие.   
       В  действительности  же,  немецкие  документы  подтверждают  потерю  только  трех  самолетов  2-й  группы  55-й  бомбардировочной  эскадры  «Гриф».  Один  из  Хе-111  (заводской  №7063)  был  таранен  советским  истребителем  и  упал  в  море.  Его  экипаж  в  составе  пилота  обер-лейтенанта  Фридриха  Фогеля,  штурмана  унтер-офицера  Курта  Рёмера,  радиста  фельдфебеля  Йозефа  Клингера,  механика  обер-фельдфебеля  Августа  Отмера  и  стрелка  унтер-офицера  Фрица  Либига  считается  немцами  погибшим.  Второй  Хе-111  (заводской  №4931)  совершил  вынужденную  посадку  на  воду  после  воздушного  боя.  Его  экипаж  в  составе  пилота  обер-фельдфебеля  Пауля  Кёнига,  штурмана  обер-ефрейтора  Герберта  Штайнера,  радиста  фельдфебеля  Людвига  Нонненмахера,  механика  ефрейтора  Гельмута  Кервина  и  стрелка  обер-ефрейтора  Генриха  Катцера  пропал  без  вести.  Третий  Хе-111   (заводской  №7188)  также  был  потерян  в  результате  воздушного  боя.  Из  его  экипажа  погиб  стрелок  унтер-офицер  Вилли  Бюлер,  остальные  члены  экипажа  не  пострадали.
       Итак,  один  таран  Борисова  безусловно  подтверждается  немецкой  стороной.  Ещё  один  из  самолетов,  с  условной  долей  вероятности,  можно  считать  уничтоженным  тараном  предположительно.
       10  сентября  1942  года  летчикам  62-го  полка  был  засчитан  очередной  воздушный                таран.  Произошло  это  при  следующих  обстоятельствах.  Летчик  Федор  Денисович  Шапошников на Як-1 (№ 0686),  в  составе  четверки  истребителей   под  командованием  капитана  Семена  Мухина,  вылетел  на  сопровождение  наших  бомбардировщиков  ДБ-3ф.  После  выполнения  задания,  возвращаясь  на  свой  аэродром,  летчики  получили  по  радио  приказ  уничтожить  немецкий  самолет  ФВ-189,  корректировавший  огонь  вражеской  артиллерии  по  нашим  войскам.  Над  перевалом  между  Кабардинкой  и  Геленджиком,  капитан  Мухин  первым  атаковал  корректировщик,  но  промахнулся.  После  атаки,  он  увидел,  как  на  большой  скорости,  снижаясь,  курсом  на  север  уходил  вражеский  самолет.  Его  неотступно  преследовал  истребитель  Шапошникова.  На  высоте  не  более  200  метров,  Шапошников  правой  плоскостью  своего  истребителя  ударил  корректировщик.  Вражеский  самолет  резко  пошел  с  крутым  креном  вниз  и  врезался  в  лес  на  склоне  горы.  Но  от  сильного  удара  у  советского  истребителя  отлетел  кусок  крыла,  и  он  упал  на  землю.  Отважный  летчик  погиб.
       За  таран  Шапошников  был  посмертно  награжден  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени.  Тут  нелишне  будет  заметить,  что  для  него  этот  последний  бой  стал  своеобразным  «искуплением».  Дело  в  том,  что  Шапошников  ещё  в  начале  войны,  в  звании  капитана,  был  командиром  звена  9-го  ИАП  ВВС  ЧФ.  В  воздушных  боях  сбил  несколько  самолетов.  Но  после  одного  тяжелого  боя  был  несправедливо  обвинен  в  трусости,  разжалован  и  рядовым  летчиком  отправлен  в  62-й  полк.  Нетрудно  представить  себе,  с  какими  чувствами  летчик  решился  на  смертельно  опасную  таранную  атаку…
       Однако  не  всё  ясно  с  протараненным  корректировщиком.  Правда,  немецкие  данные  подтверждают,  что  5-й  отряд  11-й  группы  ближней  разведки  потерял  тогда  один  ФВ-189  (заводской  №183).  Но  считается,  что  он  был  сбит  зенитным  огнем  в  районе  Червинной,  причем  его  экипаж  не  пострадал.  Поэтому  случай  с  тараном  Шапошникова  требует  дополнительной  проверки.
       18  сентября  1942  года  летчиком  62-го  полка  капитаном  Семеном  Степановичем  Мухиным  воздушным  тараном  была  уничтожена  ещё  одна  «рама».  В  тот  день,  на  рассвете,  он  в  паре  с  лейтенантом  Борисом  Масловым,  вылетел  с  аэродрома  Геленджик  для  уничтожения  вражеского  корректировщика.  Немецкий  самолет-разведчик  ФВ-189  корректировал  огонь  дальнобойной  артиллерии  по  позициям  нашей  береговой  батареи.  Наши  летчики  атаковали  вражеский  самолет,  но  тот  яростно  защищался.  Пулей  немецкого  стрелка  Мухин  был  ранен  в  левую  руку,  к  тому  же,  у  него  закончился  боезапас.  Атака  его  напарника  Маслова  также  закончилась  неудачей.  Тогда  Мухин  лопастями  винта  своего  ЛаГГ-3  ударил  по  хвостовому  оперению  корректировщика.  После  этого,  накренив  истребитель  на  крыло,  он  отстегнул  привязные  ремни  и  на  высоте  3.500  метров  вывалился  из  кабины  поврежденного  самолета.  Его  ЛаГГ-3  упал  в  кусты  у  шоссе  Новороссийск-Геленджик.  А  раненый  летчик  на  парашюте  стал  опускаться  в  море.  Недалеко  от   него  спускались  на  парашютах  два  немца.  Неожиданно  немцы  стали  стрелять  по  Мухину  из  пистолетов.  Наш  летчик  тоже  достал  пистолет,  и  в  этой  необычной  воздушной  дуэли  на  парашютах  застрелил  обоих  врагов.  Через  минут  сорок  его  подобрал  наш  катер.  На  борт  катера  были  подняты  также  трупы  немецких  летчиков.               
       За  воздушный  таран  Мухин  был  награжден  орденом  Красного  Знамени.
       Немецкие  документы  подтверждают,  что  в  тот  день  не  вернулся  с  задания  в  районе  Кабардинка-Геленджик  самолет  ФВ-189  7-го  отряда  32-й  группы  ближних  разведчиков.  Его  экипаж  в  составе  пилота  фельдфебеля  Германа  Вальдманна,  штурмана  лейтенанта  Карла  Кольшмидта  и  стрелка  унтер-офицера  Рихарда  Витта  до  сих  пор  считаются  пропавшими  без  вести  и  разыскиваются  германской  службой  Красного  Креста.  Сейчас  уже  с  полной  уверенностью  можно  сказать,  что  эти  летчики  погибли  в  результате  тарана  Мухина.
       По  всей  видимости,  это  был  последний  таран  в  1942  году.  Затем,  в  1943  году  господство  в  воздухе  постепенно  стало  переходить  к  нашим  летчикам  и  количество  воздушных  таранов  значительно  уменьшилось.
В начале статьи я обратил ваше внимание, что рассказы ветеранов в своих мемуарах не являются истиной первой инстанции. Но всё, перечисленное мной выше,  подтверждено сухими строками в журналах боевых действий 62 авиаполка. Любой сбитый самолет противника шел в зачет летчику только после подтверждения минимум двумя свидетелями, в том числе наземными службами , подтверждающими место и время падения фашиста. А в сводках о своих потерях немецкое командование умышленно изменяли причину потери самолета, дабы не показывать, что мощь и опытность русской авиации с каждым днем возрастает. Тому свидетельствует статистика. Уже в воздушных боях 1943-44гг.ни один летчик нашего 62 авиаполка не совершал воздушный таран.


Рецензии
Нехорошо воровать чужие тексты. Позор плагиатору!

Олег Каминский   11.04.2024 07:07     Заявить о нарушении
Олег , вы не обратили внимание на начало статьи. Я привел как пример , а не как свою публикацию.И что описанное в событиях того времени нельзя рассматривать как истину. Только архивные материалы могут либо подтвердить либо опровергнуть автора.Тем более при написании какого либо текста у любого автора есть склонность либо приукрасить событие , либо очернить. Смотря какая задача у него стоит.Я же ухожу от этого на архивные документы. И даже в архивах часто встречаю противоречия в поиске истины. Человеческий фактор никто не отменял. А как умеют писать мемуары, путая события и полагаясь на свою память и свои эмоции мне знакомо. Не мало мемуаров перечитано и со многими авторами готов вступить в спор, опираясь на архивные документы. Так что мне плагиат не грозит. Идет сбор информации из различных источников, а на заключительном этапе что-то остается , а что-то просто забывается.

Николай Птицин   14.04.2024 23:37   Заявить о нарушении