Искусство войны

На среду была назначена очередная ежемесячная встреча PTA ("Aссоциация родителей и учителей") школы моих детей. Я уже второй год представляю Рустама класс и меня эта общественная работа пока не утомляет. Каждая встреча с руководством школы и каждое совещание ассоциации для меня - это бесплатный тренинг по дебатам. Всякий раз я, затаив дыхание, наблюдаю за виртуозным умением школьного руководства противостоять армии родителей. Я стараюсь не пропускать эти встречи, даже если у нашего класса нет никаких проблем и нечего вынести на обсуждение. Просто я, как заядлая театралка, получаю удовольствие от импровизированной игры как учителей, так и родителей.

В моей жизни был период, когда я пыталась развить в себе качества, необходимые для успешного руководителя. Природная мягкость, эмпатия и не умение видеть "подводные течения" мне очень мешали строить карьеру. И я тогда, помимо чтения тематической литературы, заслушивалась аудио лекциями Владимира Тарасова, основателя Таллинской бизнес-школы. Эти лекции передал мне российский коллега, с которым я как-то поделилась своими чаяниями. В тот период я верила, что можно слепить из обычного человека харизматичную личность, надо лишь сильно захотеть.

Серия лекций Тарасова были посвящены изучению древнего китайского трактата о войне и армии, и применению его методов на практике, в нашей современной жизни. То есть Тарасов рассказывал какой-нибудь эпизод из учения, вернее некое военное действие. Затем анализировал тот или иной приём, или стратегию. И показывал где и как эту тактику можно применить в нелёгкой жизни бизнесмена или менеджера. Лектора было очень интересно слушать, хотя сама запись была из зала, с реальных лекций в большой аудитории, с посторонними шумами. Я даже подозреваю, что это были пиратские записи и сам Тарасов о них не знал. Голос Тарасова хотелось слушать и его манера говорить доверительно, как на дружеских посиделках, очень располагала. Он сам был однозначно харизматичен и хорош. И древние китайцы в его трактовке тоже были хороши, чего стоит одно только их утверждение, что повергнуть врага без сражения и есть вершина воинского искусства!

К сожалению, на прослушивании мое саморазвитие как менеджера и остановилось. Я запомнила пару приёмов, один из которых я даже проверила на практике и поняла - о, да! Советы Тарасова работают! А желание расти по карьерной лестнице у меня пропало с рождением Айдан. Я занялась своей малышкой, материнству эмпатия не помеха, а даже наоборот. И я забыла и про Тарасова, и про китайцев, и про свои амбиции.

И только став мамой школьников и наблюдая за тем, как директора школ умеют управлять массой родителей в кризисных ситуациях, я всякий раз вспоминаю древнекитайских генералов. Где и как директора школ обучаются военному мастерству - я не знаю. К слову, по моим наблюдениям, ещё ни разу ни один раунд родителями не был выигран.

... Так вот, недавно состоялась очередная ежемесячная встреча PTA с представителями школьного отдела по работе с клиентами. Мадам, которая возглавляет этот отдел, меня в последнее время искренне восхищает.

Встреча традиционно проходит в кабинете "сайенс" (естественные науки). Выбор кабинета обусловлен тем, что в отличие от обычных классов, в его центре стоит большой широкий стол, вокруг которого рассаживаются участники собрания. Во главе стола сидит Мадам, всегда элегантно одетая и с прекрасной укладкой на голове. Стиль у неё не деловой, на ней красивая яркая одежда, подчеркивающая её ладную, стройную фигурку. Возраст Мадам трудно определить, но по ее манере говорить и рассказам о бытности сына студентом в недавнем прошлом, можно предположить, что её возрастной диапазон от 45 до 55. Справа от неё сидит молодая милая женщина и записывает все сказанное родителями в блокнот формата А4. Мадам к записывающей женщине обращается на "вы" и голосом всегда высказывает свое совершенно неначальственное отношение. Каждого входящего участника встречи она приветствует как самого родного человека, с милой улыбкой. Даже если кто-то опоздал, и входит в комнату с мимикой кающегося человека, она приветствует его как кого-то очень долгожданного. И тот, окрыленный её отношением, счастливо бежит занять место за столом поближе к ней. Вообще все участники собрания садятся поближе к Мадам. Я же сажусь напротив, и через стол наблюдаю за ней и всеми сидящими за столом.

На этих собраниях традиционно в сторонке накрыт стол с угощением - диспенсер горячей воды, пакетики чая и кофе "3 в 1", печенюшки и чайные чашки. Стол стоит у стены, на которой висит очень красочный стенд внутренностей человека. Эта композиция - изображение вспоротого живота и сладостей перед ним, у меня все время ассоциируются с завтраком в кабинете патологоанатома. И поэтому я не угощаюсь, аппетит почему-то пропадает при одном виде кишок.

Разговор всегда идёт по кругу. И буквально, и фигурально. Спичи родителей очень эмоциональные. Дети, милые юные беззащитные создания 11-12 лет, и деспоты учителя, которые не пускают их чада в туалет во время уроков или не повторяют материал дважды. Истории родителей типовые, повторяются от встречи до встречи. Одни требуют строгости с детьми, другие ласки и мягкости. Один класс требует снять скальп с какого педагога, а рядом сидящий параллельный класс именно этого педагога и возносит до небес. Одни просят поставить в класс шкафчики, другие просят их вынести.

На новых темах Мадам и я оживаем. Нам обеим становиться интересно. Она быстро расследует новое дело как опытный детектив, говорит компаньонке какие именно моменты записать в журнал. Разбирая темы она даёт интересную информацию о внутренней жизни школы. Зачастую становится понятна логика поведения педагога. А вот логику поведения родителей и их детей не всегда можно понять. Слушая их претензии, начинаешь чувствовать себя одноклеточной. Ребёнок балуется на уроке? Педагог виноват, что не заинтересовал дитя наукой. Ребёнок не написал ход решения задачи? Педагог не должен снимать за это баллы. Отличник написал чуть хуже обычного? Педагог обязан поставить отличную оценку, ведь этот ребёнок отличник. Дети на контрольных помогают друг другу? Школа виновата, что не приставляет к каждому ученику надзирателя. И тд. и тп.

Одного отличника муха отвлекала от теста (похоже это была муха Цеце). Его мама случайно была в школе в этот день (неожиданно в кустах обнаружился белый рояль). Она своевременно вмешалась и всех наставила на путь истинный (видимо наставляла наставленным пистолетом). Судьба мухи не ясна, но хорошую оценку сын "заслуженно" получил, ведь он талант (из серии "бдящая яжемать").

Мадам выслушивает, легко отсекает зерна от плевел. Фиксирует недочёты школы, и мы знаем, что она реально решает некоторые вопросы. Вовремя останавливает поток жалоб ни о чем. И все это делается спокойно, с улыбкой, играючи. Очередь доходит до меня:
- Ханум, вы какой класс?
- 8АА. У нас жалоб нет.
- Да вы святая женщина!
- Это класс у нас святой!
- Запишите - 8АА, жалоб нет. Мне этот класс уже очень нравится. Дальше...

Иногда мне жаль, что не на что пожаловаться. Хочется понаблюдать, смогла ли бы я удивить Мадам. Как бы мы с ней пришли к решению. И что я чувствовала бы в этот момент - радость от её эмпатии к моей проблеме, или горечь от недопонимания. Но... В такие моменты я вспоминаю случай, когда в прошлом году наш класс бурлил от страстей и как директор школы поставил нам шах и мат. Мы все рассорились и половина класса ушли из школы, потому что трудно было принять ситуацию. И в такие моменты я говорю себе - как хорошо, что у нас сейчас спокойный класс. Дети не конфликтуют, родители не активничают по пустякам. Шюкюр!

А Мадам, конечно же, не воюет с родителями. Её задача в том, чтобы клиент, то бишь родитель, был доволен школой и не пожелал её покинуть. А если и покинет, то чтобы не очернял школу в соцсетях и среди знакомых. Ей надо вовремя обнаружить болевой момент, и начать лечение. Ей не припишешь образ полководца, эдакого бравого генерала на коне. Она - ведь женщина! Умная, красивая, образованная, яркая. Умеет вести переговоры, правильно и красиво говорит. Никого не оскорбляет и никому не даёт негативную оценку. Вы скажите, что таких людей называют дипломатами. А я, глядя на неё, всё время вспоминаю древнекитайского стратега и его слова о хорошем военачальнике, предотвращающем войну. В моем восприятии Мадам все же госпожа генерал! И я желаю как можно больше таких генералов в нашем окружении и в обществе. И тогда мы будем наслаждаться жизнью, живя под мирным небом.

Naila Huseyn zada
28.01.2023
Baku


Рецензии
Прекрасные наблюдения, Наиля, и такие знакомые проблемы школьной жизни... А они так похожи, будь то школа в Азербайджане или в России. И как хорошо, если эти проблемы обсуждаются мудро, без ссор, обид и оскорблений противостоящих сторон. Да и дай нам Бог хороших военачальников-генералов в разных сферах нашей жизни!!!

Желаю всем мира, здоровья и процветания!

Наталья Дюбина   28.05.2023 10:27     Заявить о нарушении
Наталья, ещё раз спасибо. Да, школы и школьная жизнь наших детей - это новая явление современности. Я как-то сказала своим родителям, что они были счастливыми родителями - в моем детстве мама и папа не были вовлечены в наши уроки, в школьную жизнь так, как мы сейчас. Надеюсь у наших внуков будет ситуация получше, чем у наших детей. Спасибо за рецензию, для меня ваше мнение очень важно.

Наиля Тургуд   28.05.2023 14:01   Заявить о нарушении
Вечер добрый, Наиля!

По профессии я педагог, но в школе отработала только первые три года после окончания института, далее многие годы преподавала иностранные языки в вузах нашего города. Будучи пенсионеркой по настоятельной просьбе коллег вернулась в школу ещё на 4 года. Для себя сделал выводы - нынешняя школа отличается от той советской школы 1975 - 1978 годов. Изменились условия труда учителей, другими стали дети, у родителей появились агрессивные нотки при общении с учителями... Это грустно, но есть и положительные явления в современном процессе обучения. Такие прекрасные технические средства обучения, о которых я, молодая English teacher, даже не могла себе представить в те давние времена! И самое главное - общение с детьми мне приносит радость!

В дополнение к нашему разговору о школе предлагаю Вам прочитать два моих рассказа из моей школьной жизни ученицы и учительницы. Это ШКОЛЬНАЯ ЗАБАСТОВКА и ПРЕДНОВОГОДНЯЯ ИСТОРИЯ 45-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ.

Наталья Дюбина   28.05.2023 22:55   Заявить о нарушении