Родословная Люды. Сестра и братья

                Рая
 
 Рая на два года старше Люды. Она уже давно живёт в Новочеркасске. Вышла замуж за потомственного казака Николая. Рая испробовала себя на разных поприщах и учителя математики, и токаря, и студентки. Свое призвание она нашла в сфере общественного питания.
 Тут пригодились ее природные способности: располагать к себе людей, коммерческая хватка и деловитость. Рая еще училась заочно в Торговом институте, а ей уже предлагали должности, одну заманчивее других. Воришек, которых хватало в этой сфере, она быстро выводила на чистую воду. Потому, что прежде, чем занять руководящие должности поработала и буфетчицей, и бухгалтером, и технологом. Знала все ньюансы этого производства и организовывала его наилучшим образом.
  Уже около 50-ти лет Раиса Михайловна Макарова (Кабанова в девичестве) возглавляет общественное питание огромного предприятия Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ).  Завод имеет славные и бесславные страницы истории. Численность его работников в лучшие времена доходила до 16 тыс. человек. Этим людям нужно было организовать достойные социальные условия, самые важные из которых зарплата и питание на работе.
  Сейчас это понимает каждый сопляк, создающий бизнес. Информация о социальных условиях в первых строках объявлений о приеме на работу. А в 1962 г. у многих руководителей страны и предприятий еще были живы представления о безотказности сталинских методов руководства жестоким принуждением. В результате событий в Новочеркасске, им пришлось убедиться в обратном.
   Как теперь известно, началось все именно на НЭВЗ. Рабочим одновременно снизили расценки (оплата за единицу продукции) и увеличили нормы выработки. (
 Норма выработки – это заданное количество единиц изделий (объема работ), которое работник или группа работников определенной квалификации должны изготовить за единицу рабочего времени в соответствующих организационно-технических условиях.)
  Т.е. зарплата рабочих- сдельщиков (большинство на машиностроительном предприятии) резко упала. Одновременно руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым «для дальнейшего повышения сельско- хозяйственного производства» увеличило закупочные и розничные цены на мясо, масло и др. важные продукты.
  Возмущенные рабочие обратились сначала к руководству завода. Не получив внятного ответа на вопрос: «Как прокормить семью?», двинулись мирной демонстрацией на центральную площадь города, по пути присоединяя работников других предприятий.
  Кончилось кровавым расстрелом безоружных людей. Сейчас об этом написаны книги, сняты фильмы. А в 1974 г., когда я познакомился с Раей и ее мужем Николаем, об этом только шептались. 
 Коля в 1962 был учеником ПТУ (производственно- техническое училище- школа обучения профессии). Он был в числе любопытных пацанов, оказавшихся в эпицентре событий. Но у него хватило ума вовремя удрать оттуда в Шахты к родителям, большей частью, пешком. Говорил он о тех событиях немногословно и очень неохотно. 
  Николай, вечная ему память, был смелым и мужественным человеком. Он вступил в коммунистическую партию по убеждениям, а не из конюктурных соображений. Работал высококлассным литейщиком. От его умения и добросовестности во многом зависела успешная работа всего завода.
  У Николая и в армии была уникальная специализация десантника-подводника. Он об этом почти не говорил. Но, судя по тому, что пишут о действиях подобных спецподразделений в других странах, и Коле наверняка пришлось участвовать в секретных операциях со смертельным риском. В отличие от других, его и после демобилизации продолжали каждый год призывать на службу для боевых учений.  Благодаря своей подготовке, смекалке и отменному здоровью он из всех передряг выходил без царапинки. Нежданная беда,  как раз со стороны здоровья пришла в 1979 г.
 Сейчас уже никто не скажет причин. Но рак, который буквально за три месяца сжег Колю, на пустом месте не возникает. Наверняка, на работе или в армии он получил какое-то смертельное воздействие. В Израиле, например, лет 25 назад стало известно об отравлениях бойцов подобного отряда при тренировках в речке Кишон в Хайфе. Только после этого стали бороться с предприятиями, загрязнявшему эту реку и вообще всерьез заниматься экологией.
  Еще раньше замученный тяготами быта с семьей в общежитии, Николай один раз попробовал напомнить о своих заслугах. На приеме у важного партийного бонзы он попросил содействия в получении квартиры.  Тот заявил: «У тебя зарплата больше, чем у меня». Предложение Николая поменяться зарплатами, должностями и, заодно, квартирами, бонза сделал вид, что не расслышал.
  Николай и Рая нашли выход и без партии с государством. Купили домишко на т.н. Ефремовке.  Нашим детям, а тем более внукам в страшном сне не привидится жизнь в таких условиях. Ни канализации, ни водопровода. Отопление от примитивной печки. Колонка (кран) с водой была за километр. Если с коромыслом, да не упасть на гололеде, можно было унести два ведра за раз.
 Рая рассказывала, как однажды решилась оставить детей и сходить по воду. Приходит, Витек залез в кроватку к грудной Леночке, которая совсем и не плакала, и утешает ее, еле сдерживая слезы: «Не бойся, мама скоро придет».
  Фото
 
   Это фото жаркого лета 1979 г. в Донецке. Во дворе дома у моих родителей. Дети повеселились тогда на всех аттракционах. Больше всего понравилось плескаться в фонтане. Невозможно было вытащить.   У Катюши к вечеру поднялась температура. Скорая сказала: "Тепловой удар". Потом были осторожней с солнечными ваннами, особенно в Израиле.
  Государственную квартиру все- таки дали, уже после смерти Николая. И то, когда друзья Николая стали угрожать забастовкой.
  Квартира была в старом дореволюционным (до 1917 г.) доме, тоже без канализации и водопровода. Но в центре города. Рая, со своим вторым мужем, Александром, привели ее в пригодный для проживания вид и вырастили там четверых детей.
  Потом, по заслугам, пришли и достаток, и достойные условия жизни. Дети выросли, получили высшее образование, открыли свои бизнесы. Причем в самой рискованной сфере- общественное питание и продажа продовольствия.
  Рая никогда не зазнавалась, не жадничала. Помогала своим родственникам, друзьям и просто незнакомым малоимущим людям. Мы всегда помним, что она сделала для нашей семьи. Особенно, как благодаря ее участию, Андрюша избежал инвалидности. Конечно, операцию сделал прекрасный ортопед, профессор Голубев. Но только Рая смогла уговорить его лечить даже не гражданина России.
  Потом, уже в Израиле, мы узнали, насколько эффективно было содействие Раи. При таком заболевании кости, никто, кроме Голубева, не гарантировал успех. Даже при использовании для лечения стероидов (как в Израиле), к тому же влияющих на наследственность. Израильское светило, посмотрев снимки, признал с восхищением: «Это делал маршал (видимо в ортопедии)!» 
                Василий.
  Когда мы с Людой поженились, ее родители уже несколько лет жили с семьей Василия. Михаил Ильич вышел на пенсию. Дети взрослели и разъезжались. Вести такое большое хозяйство стало тяжело, да и не имело особого смысла. Тем более подрастали внучки, дети Василия, за которыми нужен был уход.
  Василий закончил строительный техникум. Он стал хорошим руководителем и получал выгодные предложения на разных стройках. Сначала он работал в г. Асбест на Урале. Потом в Кабардино- Балкарии. Окончательно осели в пос. Холмскй, Краснодарского края.
  Василий руководил строительством ртутного рудника с заводом и поселком. Когда мы с Людой приехали он повозил нас на своем мотоцикле «Урал» по окрестностям.
  Места там удивительно красивые, лесистые предгорья Кавказа. Даже рудник с заводом их не портил. А сейчас его вроде перепрофилировали на экологически чистое и важное производство. Собирали с Васей дикорастущий кизил на варенье.
 Ближе к осени появляются грибы. Половили рыбу на каналах к рисовым полям.
 Василий был заядлым охотником. На фото он с трофеями на Урале в 1967 г.
   Фото
В Холмске он тоже вступил в общество охотников. 
Позднее Вася стал руководителем строительного управления, строившего пансионаты и пионерские лагеря по всему Черноморскому побережью Кавказа. Его стараниями вся большая семья могла отдохнуть на море. В те годы это далеко не всем было доступно.
  Фото
 Рита с дочерьми Наташей, Мариной и Люда.
   Фото
 
  А здесь Вася и Паша. На руках у Васи, похоже, Витек.   
 Вася и Рита были очень гостеприимными. Любили, когда большая семья, иногда соседи, собиралась у них в доме. Вася был душой общества. Шутил, рассказывал анекдоты. А приготовленные им шашлыки были просто объедением. Михаил Ильич тоже вспоминал истории из своей богатой приключениями жизни.
  Однажды сидели на крылечке, обвитом виноградом, с видом на сад и огород. Дети там играли. Вдруг раздался рев Леночки. Ей тогда годика 3 было. Заливаясь слезами, она еле открывая пекущий рот, сказала, что Витька подговорил съесть перчик: «Посмотри какой красный, красивый, сладкий!»
  Леночку отпоили, конечно, по настоящему сладким соком. А озорник Витька долго не вылезал из кустов.
  В каждый приезд  родственников, и нам тоже, Вася обязательно организовывал отдых на море. В- основном в Анапе, где он строил пионерские лагеря и пансионаты. Однажды взял Михаила Ильича и меня в инпекторскую поездку по своим объектам на побережье. Доехали до Лермонтово возле Туапсе. В сентябре была еще солнечная теплая погода. Даже покупаться удалось.
 Особенно нам запомнился отдых в п. Дивноморск в 1988 г.
    Фото
 
Фотограф для экзотичности посадил свою обезьянку Кате на плечи. И поймал момент, когда обезьянка пописала.
 
  Видно, как дети балдеют от удовольствия. До этого мы намучились на базах отдыха нашего достаточно крупного и богатого предприятия. Отдых трудящихся был основной заботой социалистических профсоюзов. Но выражалась она довольно ограниченно и скудно. Подробности в рассказе "Отдых на море"
  Конечно, утопающая в зелени база в Дивноморске показалась нам раем на земле. В столовой все было безумно вкусно, особенно пельмени. Дети съедали и наши порции. Туалет был просто эталоном чистоты. Да еще вода постоянно журчала.
  На море тоже красота. Можно поплескаться с детьми возле мелкого песчаного берега. Покататься на водных велосипедах.
 После моря и сытного обеда Андрюшке не спалось. Он быстро стал авторитетом у пацанов ровесников, благодаря внешкольным познаниям в энтомологии. Однажды в наш домик пришел карапуз и спрашивает: «А где этот мальчик, который жуков собирает? Я ему коловгадского жука принес»
  По вечерам были интересные концерты, фильмы, развлечения массовика-затейника (по- нынешнему аниматора). Детям очень нравились игровые автоматы со стрелялками. До нашего города они еще не дошли.
  Жаль, что это относительно быстро закончилось.  Через неделю Вася на своем газике забрал нас в Холмский.
          Павел 
  Выезжая из командировки в Башкирию, мы погостили у Паши и Зины в г. Октябрьский. Паша, тогда, еще работал сварщиком на швейной фабрике. А отдыхали всей семьей, в-основном на даче. Паша показал нам этот предмет своей гордости. Он все там построил своими руками и домик, и теплицу, и всякие сарайчики. Энергичности и трудолюбия ему было не занимать. Поэтому в суровом уральском климате (в Мелеузе до -40-ка доходило, да еще с ветерком) у него все росло прекрасно. 
   Потом съездили в Старые Туймазы, где еще жил Леонид, дядя Люды. Там я впервые попробовал настоящее деревенское масло. Люда, рассказывала, что ее обязанностью в семье было крутить сепаратор и взбивать это самое масло. Работа была не тяжелой, но довольно нудной. Еще ей поручали растопить баню и нагреть воду к приходу всей семьи с заготовки сена. Косили траву далеко от дома, в лесу. Потом сухое сено везли на тачке, куда впрягались сами. Зато корова Ландыш была всегда сыта и давала уйму молока. К сожалению, свой род телочкой она не продолжила. Ее наследницы доились куда хуже.
   В-общем, благодаря трудам родителей, семья жила относительно сытно в самые голодные годы, когда в магазинах было шаром покати. Однажды Люда пожаловалась матери, что тоже хочет есть хлеб с комбижиром. Соседка по парте Аська аппетитно наворачивала бутерброды с ним на перемене.
   https://nampuom-pycu.livejournal.com/410135.html
«В СССР так называемый комбижир, и маргарин производили преимущественно из нерафинированного хлопкового масла, которое содержит сильнейший токсин госсипол; а саломас делали из жира морских животных, добавляя в него примитивные отдушки. Для производства комбижира использовали отходы нефтепроизводства.»
  Мать только посмеялась над дочкой и продолжала давать настоящие бутерброды, со сливочным маслом.
    Уже из Израиля мы приезжали пару раз погостить у Раи, Васи, его дочери Марине. Стараниями Раи отдыхали всей семьёй в санатории Белая Русь на Чёрном море.
   Фото
 Скорбим о смерти безвременно ушедших Александра, Василия, Марины.
  Царствие им небесное.


Рецензии