Глава 437. Чайковский. Всенощное Бдение

Петр Ильич Чайковский
«Всенощное Бдение»
Певческая капелла Санкт-Петербурга
Владислав Чернушенко (дирижер)

Voledemar: Молитва должна произноситься со смирением, а здесь слышится страсть, желание, почти требование!... Так ли нужно молиться?

gurold: Всенощные и Литургии таких композиторов, как Рахманинов и Чайковский — это же чисто концертные произведения. Они не поются в церквях на службе. Только в концертных залах.

Andrew_Popoff: Все ровным счетом наоборот. Чайковский имел целью не сочинять концертную музыку на духовные тексты, а очистить храмы от засилья итальянщины (так он называл творения Бортнянского и подобных ему композиторов), вернуть старинное строгое звучание молитве. Рахманинов хотел того же.

tanyaNkazan: Считаю, что Петру Ильичу это удалось. Мне очень понравилось. Вроде бы ничего лишнего. Мне, оказывается, эта всенощная нравится больше, чем Рахманинова, ближе по духу.
Хор прекрасный, мой любимый! Ни в каком хоре такой глубины нет. Сама бы так спела, с тем же выражением, если бы была певицей.

 Andrew_Popoff: Да, я тоже Чайковского Всенощную службу больше люблю. Там такая искренняя молитва рождается, дух захватывает. У Сергея Васильевича больше внешних «красот», но такой детской и святой простоты не везде хватает.
Кстати, Стравинский описывал историю рождения своих литургических песнопений сходным образом. Он какое-то время жил в Ницце и ходил в русский храм. А там, как водится, Бортнянский, Архангельский… Ему это жутко не понравилось — он-то хотел Родины, а и тут нашел итальянский стиль. Пришлось специально для Ниццы сочинить православную музыку.


Рецензии