Неделин Петр Иванович
В РККА с июня (1 июля) 1931 года, был призван Елецким районным военкоматом.
Учился в Пехотной военной школе переподготовки командиров запаса с июля по декабрь 1931 года.
Учился в Ленинградской военно-теоретической школе летчиков с декабря 1931 года по июнь 1932 года.
Учился в 14-й Военной школе летчиков в Энгельсе с июня 1932 года по декабрь 1933 года.
С декабря 1933 года по январь 1934 года служил младшим лётчиком 1-й авиационной эскадрильи. С января по октябрь 1934 года исполнял обязанности командира звена, с октября 1934 года по январь 1936 года был старшим летчиком, с января по июль 1936 года командовал звеном 13-й истребительной авиационной эскадрильи.
В 1936 году ему присвоили звание старшего лейтенанта.
С июля 1936 года по июнь 1938 года был командиром звена и инструктором-лётчиком авиационной эскадрильи высшего пилотажа и воздушной стрельбы при 8-й Военной авиационной школе пилотов в Одессе.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 июня по 4 октября 1938 года в качестве командира эскадрильи истребителей И-16.
Имел псевдоним «Педро».
Всего в Испании совершил 48 боевых вылетов, участвовал в 20 воздушных боях, лично сбил 3 истребителя. По другим данным сбил 5 самолетов.
26 августа 1938 года был подбит в воздушном бою и при вынужденной посадке получил тяжелые ранения.
«…После жаркого, затяжного боя Неделин взял курс на свой аэродром, но тут внезапно остановился двигатель - кончилось горючее. Летчик оценил обстановку: произвести благополучную посадку в горах невозможно.
Высота быстро уменьшалась. Как и где садиться? Насколько хватало глаз, громоздились горные массивы и чернели мрачные глубокие ущелья. Острый взгляд летчика выхватил желтый квадратик. Вероятно, это лужайка с выжженной солнцем травой. Спасительная площадка! Скалы и ущелья наплывали и оставались позади, будто в тумане, только желтый квадратик все разрастался и становился ярче.
Чем ближе к площадке, тем яснее понимал Неделин: рассчитывать на нормальное приземление не приходится - лужайка в горах не более футбольного поля. Петр Неделин подвел самолет к земле с креном и небольшим скольжением влево. Самолет ударился о землю левым крылом, перевалился на правое, развернулся на нем и остановился. Все расстояние, которое прополз самолет, не превышало пятидесяти метров.
«Где я? У своих или чужих?» - спрашивал сам себя Петр, поспешно вылезая из кабины, едва оправившись от удара. Он даже не чувствовал, как по лицу тонкой струйкой сочилась кровь.
Из-за кустарников он видел, как с разных сторон к самолету бежали солдаты в беретах. «Свои!» - радостно мелькнуло в голове, и Неделин вышел из укрытия…»
(Из книги Г. К. Семенова «Пароль «Испания»)
Из-за ранений был досрочно отправлен на родину.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
Находился в распоряжении начальника 8-й Военной авиационной школы пилотов в Одессе до июля 1939 года, затем в июле (сентябре) 1939 года был назначен помощником командира 49-го истребительного авиационного полка Ленинградского военного округа.
Участвовал в советско-финляндской войне с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года, в составе 49-го полка совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16.
3 декабря 1939 года при посадке на аэродром Нурмолицы потерпел аварию, при этом самолет И-16 № 1021588 был разбит, а сам пилот не пострадал.
В 1940 году получил звание майора.
С марта (апреля) 1940 года командовал 49-м истребительным авиационным полком.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал на Западном и Ленинградском фронте, командовал 49-м истребительным авиационным полком до апреля 1942 года.
К середине октября 1941 года на истребителях И-16 и МиГ-3 произвел 26 боевых вылетов, участвовал в 4 воздушных боях, в составе группы сбил 2 самолета.
17 октября 1941 года при вынужденной посадке был тяжело ранен и отправлен в госпиталь.
После выздоровления, с апреля 1942 года служил старшим инспектором по технике пилотирования в Управлении боевой подготовки Главного Управления истребительной авиации ПВО. С августа 1943 года по март (апрель) 1945 года был начальником 6-го отдела боевой подготовки в Управлении ВВС Западного фронта ПВО, затем начальником отдела боевой подготовки 1-й Воздушной истребительной армии ПВО.
После окончания войны продолжал службу в 1-й Армии ПВО по июль 1945 года, затем исполнял обязанности командира 122-й истребительной авиационной дивизии той же Армии по сентябрь 1945 года.
С сентября 1945 года по октябрь 1948 года служил в Военно-Морском Флоте. С сентября 1945 года по октябрь 1948 года командовал 122-й истребительной авиационной дивизией ВВС Северного Флота.
Летал на реактивном истребителе МиГ-15.
11 мая 1949 года ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Учился на Курсах усовершенствования командиров и начальников штабов дивизий при Военно-Воздушной академии с октября 1948 года по июнь 1949 года.
С июня по октябрь 1949 года был заместителем командира 56-го истребительного авиационного корпуса, затем командовал эти корпусом до апреля 1953 года.
Учился на авиационном факультете Военно-Воздушной академии с апреля 1953 года по август 1954 года.
С августа 1954 года по январь 1956 года был заместителем командующего Истребительной Армии (Особая Ленинградская Армия ПВО), затем был командующим этой Армией по декабрь 1957 года. С декабря 1957 года по май 1959 года был заместителем командующего по боевой подготовке и начальником отдела боевой подготовки Северо-Кавказской Армии ПВО. С сентября 1959 года по август 1961 года был Военным специалистом по ПВО.
9 мая 1961 года ему было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации».
По март 1962 года был представителем по ПВО ГК ОВС в Румынской армии.
Был начальником штаба авиации ПВО Советского Союза до октября 1963 года, после этого находился в распоряжении 10-го Главного управления Генштаба Вооружённых Сил СССР по июль 1965 года, затем в распоряжении ГК ПВО до 7 декабря 1965 года.
21 декабря 1965 года вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации.
Работал консультантом в авиационном конструкторском бюро П. О. Сухого.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 11 июня 1994 года. Похоронен на Домодедовском кладбище в Москве.
Список известных воздушных побед П. И. Неделина:
07.07.1938 1 Фиат-32 Испания лично
00.00.1938 1 Фиат-32 Испания лично
00.00.1938 1 Ме-109 Испания лично
00.00.1938 1/гр. самолет Испания в составе группы
18.09.1941 2/гр. Ме-109 Западный фронт в составе группы
Награжден двумя орденами Ленина (22.02.1939, 30.12.1956), двумя орденами Красного Знамени (09.03.1943, 19.11.1951), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (03.08.1944), двумя орденами Красной Звезды (26.01.1940, 05.11.1946), медалями «За трудовую доблесть» (03.08.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими, также иностранными наградами: орденом Республики 1-й степени Объединенной Арабской республики (13.02.1966), серебряной Юбилейной медалью ВВС Объединенной Арабской республики.
Свидетельство о публикации №223052200258
На ЛУЦе (Львовском учебном центре) есть "блиндаж Неделина".
Андрей Бухаров 22.05.2023 20:55 Заявить о нарушении
Олег Каминский 23.05.2023 06:20 Заявить о нарушении