Формирование навыков адаптивности в картинге

Формирование навыков адаптивности в картинге
Адаптивность – способность приспосабливаться. Применительно к картингу – умение управлять разными типами картов на разных трассах. применительно к конструкторским разработкам – использование «обходных» технологий. Применительно к народному хозяйству – умение быстрого ориентирования в условиях нехватки времени и ресурсов.
Большой проблемой для спортсмена картингиста является «синдром одной трассы» («пилот одной трассы»).
Такое случается в большинстве ортодоксальных картинговых «конюшен» (здесь «школа» с традициями) до сих пор опирающиеся на старосовковые догмы. Либо когда  спортсмены (и тренера инструкторы) «варятся в своем соку» в своем «колхоз интертеймент»,сталкиваются с проблемами настройки и пилотирования. выезжая на другой, более сложно-техничный картодром в местной метрополии.
Как пример, трасса в Н.Ч не имеет «шпильки» в ее минимальном исполнении. (шпилька-поворот на 180). Предполагалась как скоростная и под спорткарты (категория , лига С профессионалы, в нашей классификации).
Отсутствие «шпильки» привело к неумению начинающих эсников, (спортсмены на картах каегории С, МИНИ),  выезжающих на другие трассы (Б.Сабы, Тольятти Сочи) имеющие  такие повороты «шпильки», быстро адаптироваться и терять темп настроек шасси. Там, где другие команды вовсю работали с настройками шасси, неофиты учились только грамотно проходить поворот на 180. На который шасси еще настроить надо. А это работа гоночного «инженегра», а откуда такому взяться, если в «колхозе» тишь и благодать, «кондовая» старина.
В 2019 году, нами, совместно с Б.Н.Г, было размечена и проверена новая конфигурация трассы, с введенным подобием «сабинского поворота». Надо отметить, что очень высокотехничная конфигурация трассы получилась, а время прохождения дистанции выросло +4-6 секунд. (при равной длинне)
К сожалению, нежелание тренеров эсников напрягать мозги по перенастройке шасси и обучению прохождения «затыков», привело к тому что трасса до сих пор имеет прежний вид. (чего еще? Вот же быстро же едет?)
(один из аргументов – а как же Ротаксы зимой будут ездить? У них там такой красивый выход на прямую с боковым скольжением и «шприцем» (поток снега и льда из под задних колес), как раз для сьемок ТВ. Непонятно конечно, с чего ради упираться в «хотелки» эсников профи Ротаксов, свет на них клином сошелся? (что за каста такая) Уже все нормально мыслящие «зимники» Ротакса элементарно просто оборудуют ледовую трассу на озерах.
Аргумент 2 – надо петлю хронометража перекладывать. (Охренеть, как наверное дорого, пропилить болгаркой два паза, уложить провод, залить обратно).
Аргумент 3 – судьи видеть не будут. (Будку, конечно, поставить не судьба. А ведь в древние совковые времена Красной Империи (СССР), на трассу между потоками, преспокойно заруливал здоровенный ЛАЗ или ЛИАЗ и ничего такого не случалось.
Как мы видим, - кто не хочет работать, ищет отговорки)
Проблема синдрома одной трассы актуальна. С недавних пор, коллега тренер стал вытаскивать меня на выезда на погонялки  дивизиона «стандарт». Это прокатные карты Римо с движками Хонда 200 и 270 см.куб. Как некогда тренер-механик спорткартов,(сейчас развиваем направление эрзац картов) мы относились с легким пренебрежением к категории А (начинающие) на «железных капутах»
(Римо имеет каркас безопасности по периметру из двух труб. Краш с Римо карта С или В чреват и весьма для кулаков, тяг, рамы спортивных и полуспортивных картов. Как вы понимаете, «железный капут» это не зря.)
Так вот, попав на «сельские» в общем, даже дворовые можно сказать, погонялки, с удивлением обнаружил, что аграрии то, частенько «дерут» городских. Как так? У нас и трасса настоящая есть. А у них то, совсем ничего. Некая площадка и все.
Вот это то и объяснило странный феномен некоторого тактического превосходства «аграриев». Насыщенность ИХ трассы (подобия) больше чем наша «спортивная». Мы это поняли, как только начали перепрошивку спортсменов (их мозгов и моторики) с зимних навыков на летние на МАЛОЙ трассе. А на большой трассе на сие может уйти до полутора месяцев. Это, если взять три раза в неделю по часу, до 15 часов наката. большая трасса проблематична тем, что прямые длинные. То есть, по образному выражению – едут «пьют чай». Повернул, пока там доедет. Понятно, что с такой физзарядкой мышцу не нарастишь и синапсы не разовьешь и поля с подполями не сформируешь
А вот малая трасса это жесткач – поворот руля каждые 3-4 сека. Учитывая факт, что освобождается от снега раньше на 3 недели по сравнению с «большой», у которой плюс к этому  неделя другая на подметание, мойку, установку ИДН, картблоков, так и получается полтора месяца. (о перепрошивке моторики рук и мозгов с зимы на лето см. в «возможности малых трасс»).
Малая трасса это еще и процентное наполнение. Даже 4 карта это уже напряг по плотности потока,  причем встреча с круговыми гораздо чаще чем на большой . и обгон проблематичен так как «прямушка» короче 30 против 100. А следовательно времени на действие куда меньше.
Как пример…новая малая трасса, уже «май» (до этого была «март-апрель» зимняя по сути), гораздо более сложная технически по сравнению с «март-апрель» и спроектирована так, что можно делать старт с места четырем картам в ряд (трасса шириной 8 метров) и в два три ряда.
Эта трасса спроектирована так, что можно менять направление и стартовая решетка имеется в обоих направлениях, идеальная трасса именно для прокатных картов.
Надо отметить, что дети, уже имеющие опыт на эрзац картах, на большой трасс, не очень хотят работать на малой трассе. Оно, в общем то понятно. Человек сволочь ленивая. Большая трасса это относительное спокойствие, свобода маневра..в общем «едешь пьёшь чай». А на малой надо рулем крутить будь здоров, и обгоны. Обгоны, обгоны. да и весят железные капуты 110 и 132 соответственно. Сравните с 60-70 эрзац картов класса Мини 4Т. Пробовали как нибудь покрутить руль на Кразе и потом сесть на Камаз?
То есть, детишки ленятся. Это понятно. Лень матушка раньше нас родилась.
Вот именно поэтому мы и применяем смену трасс и направлений. Для развития навыков адаптации.
При общем 2х часовом занятии сама езда обычно час, так как система УТС –разные карты. Хотя в летний период эсников раз-два и обчелся и то начинающие миники, так как все кто УЖЕ поднакатан в спорткатегории, прется на трассу в Богатых Сабах на УТС. Это и позволяет по времени использовать у нас две трассы одновременно. При этом один тренер на большой второй на малой и также могут меняться, решая свои задачи.
Если пилотов категории В (Мини4Т или же эрзац картов) достаточно для отработки тактики в группе, то выпускаем «толпой» на большой трассе. Но обычно такой большой шалман собирается редко, особенно когда мы стали «зверствовать» по требованиям к чистоте картов и их техническому состоянию. А как вы понимаете, детишки приходят «покататься».
Ну чтож, меньше народу больше кислороду . С тем кто пришел, работаем по тестам труб, или, например отработке «ходовой» траектории (на время), подбором соотношения и т.д. Это пару- тройку заездов, убедились, что время выдает нужное, не растерял навыки, после чего на малую трассу на занятия с ГОПниками на прокатных.
 При наборе кворума первым делом выпуск ТГшников, пусть с собой соревнуются на РАВНЫХ по ТТХ картах. Хронометраж и вуаля, результат на маркерную доску. Потом «микст», поистине иезуитское изобретение по напряжке мозгов.
То есть, ТГ (тренировочную группу, откуда кандидаты в категорию С и багги) ) и ГОПы 1-2 (группы общей подготовки ГНП сразу после трех месяцев, и «полугодовиков» с прежнего набора ГНП) смешиваем и запускаем.
 Вот он, первозданный хаос и секрет успеха хитроумных сельчан. Никто не знает, КУДА кинется и КАК повернет непредсказуемый ГОПник, неумеющий ездить от слова вообще (3 месяца это «купил права») и почти видно, как закипают мозги у «белых сахибов», пересевших с полуспортивных эрзацкартов (категория В) на прозаичные «железные к капуты» (категория А).
вот он, момент истины позволяющий ВИДЕТЬ реальные ТТХ пилота. Вот этим то и ценна малая трасса на ней ВИДНО всех и отследить картину в ОБЩЕМ. Большая трасса в этом отношении проблематична. Сложно отследить динамику обгона и тактику с расстояния 250-300 метров.
Это не все. Обычно движение на большинстве трасс –против часовой.  На малой трассе мы работаем так,
- хронометраж, когда идет замер времени у каждого, обычно в стандартном направлении – против часовой, а результаты фиксируем на большой маркерной доске.
(Очхорошо для обзора и аналитики для отбора на соревнования). Слева фамилии, ТГ, ГОП1, ГОП2, справа малая трасса и 6 картов категории А, причем кто может поместиться проезжает на КАЖДОМ карте..(вот она отработка и показатель универсальности). Далее колонка большая трасса с теми же прокатными и третья колонка «большая трасса» с картами категории В. )
После того как произошла отсечка времени у тех кого надо, в процессе тренировки, где картов 6. а пилотов до 10 с ротацией, производится старт с места, благо трасса « май» позволяет старт и большой группой с места и стартовая прямая до 30 метров.
После одного заезда возврат в накопитель и реверс. Старт в другом направлении. По часовой. Трасса спроектирована с учетом именно реверса, поэтому съезд с трассы при направлении против часовой, превращается в выезд при движении по часовой. То есть, попеременка направлений и разные пилоты. Здесь заставляем думать. Карты ведут себя чутка иначе.
Состав меняется. Он может быть чисто полупрофи, так и мешанина ТГ и КОПников, хотя я иногда приглашаю на «мастер класс» своих пилотов перешедших в «профи» (категорию С) дабы «щелкнуть по носу» зазнаек из полупрофи. Причем как на малой трассе, так и на большой, каковая показывает «ху из ху» реально.
(тренера эсники обычно хмурятся, когда пилот Миника (С) садится на эрзац карт (В)  - «якобы сбивает руку». В общем то да, сбивает, но спортсмен при этом пилот одной траектории)
Подход три….с картами Римо Хонда 200 их 4, запускаем 270ки. Их две. Итого 6. Надо отметить, что на ЭТОЙ трассе 270 значительно труднее обогнать по сравнению с прежней трассой «март-апрель». Еще бы, та трасса имела хороший «ходовой» левый где по наружке, куда 200ки не совались, легко можно было обходить 270кам. Трасса Май этого не позволяет, и хорошо видно слабость по обгонам кандидатов на соревнования. Один претендент кругов 15 наверное ехал на 270 ке за слабым вообще-то пилотом на 200ке, не делая попыток анализа изменения траектории адаптации к технике и т.д. Сразу виден уровень. Другой же, имеющий опыт соревнований, быстро сориентировался. и на третьем круге обошел спокойно «поймав» на выносе с траектории.
(здесь надо пояснить понятие «колода карт». Человек в основном действует по шаблонам. И поэтому первоначально он. (мозг) ищет то что есть в карте памяти. Если этого нет. То выбор программы реагирования. У опытных пилотов большая колода карт. Начинающие еще не могут решить КАК действовать. Размышление есть, подтверждение практикой нет. На длинной трассе время есть долго думать, на короткой же все в экстриме. Вроде и карт медленный (40 км у 200ки) и 51 у 270ки, а время мало. Только собрался атаковать, бац прямушка кончается. Тут начинаются «петли», и надо уже переменить программу, но спортсмен так и «зависает» в одном алгоритме –«обогнать на прямой». Не до аналитики, где и как противника выносит в повороте. А вот шустриков сразу видно.
Таким образом, педагогический прием «назад в будущее» актуален для развития ТТХ спортсмена. Для картинговых организаций имеющих площадки целесообразно выкладывать не «затычные» трассы, а нормальные «ходовые».
(ну. Склонность к выкладыванию «затычных» трасс показывает менталитет. Конкретно здесь менталитет школы картинга как таковой, ибо большинство до сих пор работают по догматическим программам «совка» (позднего) где человек «винтик» и нерассуждающий болванчик.
Учитывая «левый» поворот к созданию проекта СССР-2, вероятно с типом экономики Сталина (1929-1954), где требовались люди с гибким адаптивным алгоритмом, тренерам и завучам стоит подумать об этой методике.)


Рецензии