Актер Николай Прокопович

В моей уже долгой жизни есть два эпизода, когда я за руку прощался с двумя актерами, известными всему Советскому Союзе. Это были Николай Прокопович и Георгий Тараторкин.

С первым мы увиделись весной в середине 70-х годов, когда театр, в котором служил Николай Прокопович, был на гастролях в Хабаровске.  В это время в Хабаровске замечательная погода – солнечно, но не жарко, и комары не досаждают, как летом.  Артистов театра по традиции поселили в гостинице «Центральная» на главной площади города имени Ленина. К началу майских праздников на многочисленных клумбах площади уже высаживались цветы, выращенные в теплицах. Почти в центре площади есть фонтан, который к этому времени уже начинает функционировать.

Площадь Ленина в Хабаровске отличается от других площадей с таким же названием тем, что вокруг неё стоят три учреждения здравоохранения – Хабаровский медицинский институт, который я закончил, и две клинические больницы, куда ходил на занятия во время обучения в институте – городские больницы № 2 и № 3.  Последние лет сорок на площади стоит местный Белый дом – резиденция правительства края, до этого здание крайкома КПСС.  До появления этого здания самым высоким на площади было здание Центрального телеграфа с междугородним переговорным пунктом. Вот в этот пункт я и ходил, чтобы переговорить с родителями, живущими на севере края, по телефону. На обратном пути увидел мирно сидящего на скамейке артиста. К этому времени уже прошел сериал «Семнадцать мгновений весны», где он играл рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера.

Я с юности был шутником, никогда не лез в карман за очередной остротой, и поэтому решил подшутить над актером,  который всего лет на 20-25 был старше меня. Подхожу к скамейке и задаю вопрос: «Почему рейхсфюрер СС Гиммлер сидит без охраны?». Прокопович поднял на меня глаза и решил подыграть: «Да охрана за деревьями меня охраняет». Получив ответ, который одновременно был и приглашение к разговору скучающего на скамейке артиста, я с его разрешения присел рядом,  и мы продолжили разговор уже серьезно.  Я поинтересовался, как понравился ему город, погода, на что он ответил, что видел только центр города, красивый, зеленый, чистый и ухоженный, понравился вид на широкий Амур у утеса, и погода просто замечательная, как на заказ.  Я ему показал на здания вокруг площади, и Прокопович удивился, что сразу три учреждения здравоохранения расположены на центральной площади города.  Вот такая встреча состоялась много лет назад с актером Николаем Прокоповичем. Прощаясь, мы пожали друг другу руки.

Этот замечательный актёр, из той категории, когда лицо знают все, а с именем и фамилией возникают трудности у абсолютного большинства зрителей. И ведь не скажешь, что он актёр-эпизодник, совсем нет. Ролей у него предостаточно, добротные, крепкие роли. Пусть не главные, но и не эпизоды, а самодостаточные роли второго плана.

И что очень важно, нет у этого актёра определённого ассоциируемого с каким-то конкретным персонажем образа. Он может быть очень разным. Что это, талант перевоплощения или просто типаж без яркого индивидуализма? Наверное, это просто старая советская актёрская школа, вот и всё.

Николай Прокопович мог быть и полковником КГБ в многосерийном фильме про резидента и директором парикмахерской, где работает герой Вицина и очередным немецким офицером. Ни один из созданных актёром образов не приклеился так, чтобы под ним не было видно очередного персонажа.

Актёр родился в Туле, в обеспеченной семье инженера, через несколько лет переехали в Москву. Войну застал, будучи старшеклассником, за 9 и10 классы экзамены пришлось сдавать экстерном. Занимался в творческих кружках и выступал перед ранеными в госпиталях. Сразу после окончания школа был призван в ряды Красной армии. Войну закончил в должности командира отделения. Дошёл до Германии, где получил ранение в ногу. После лечения в госпитале под Берлином был демобилизован и вернулся в Москву. Награждён шестью медалями и орденом.

Николай Прокопович В Москве окончил МХАТ в 1949 году и стал играть в театре, больше 30 лет служил в театре им. Пушкина. Затем с 1986 года и до последних дней жизни был актёром театра им. Моссовета. Было в театральной биографии актёра одно "пятнышко", которое в современных реалиях только увеличило бы его популярность. И никакого резонанса, кроме пиара этот случай бы не вызвал. А тогда за это увольняли. В 1983 году, актёр появился в нетрезвом виде на спектакле, во время гастролей в Сочи. Из театра им. Пушкина его уволили. После этого события, актёру пришлось несколько сезонов коротать в театре им. Станиславского, пока он окончательно не осел в театре им. Моссовета. Вот же нравы были, а может и правильно, ведь актёр - это тоже работа и люди работали, а не считали себя "звёздами" и "небожителями".

В кино Николай Прокопович дебютировал в 1956 году и регулярно и много снимался до самых последних дней, так же как и работал в театре. Чаще других ему приходилось изображать немцев, военных и чиновников. Но он не создавал маски, он создавал образы, в которых проживал жизнь своих героев. Женат актёр был два раза. В первом браке родился сын. Второй супругой была актриса, с которой он прожил всю оставшуюся жизнь, у них тоже родился сын. В 1995 году ему присвоено звание Народного артиста РФ.

Прокопович был участником Великой Отечественной войны, имел фронтовое ранение и боевые награды. Однако в кино чаще всего и на достаточно высоком уровне играл нацистов.

Благодаря некоторому внешнему сходству с Гиммлером Прокопович неоднократно исполнял на экране роль этого персонажа: в одном из главных шедевров советского и мирового кинематографа "17 мгновений весны"; в прекрасном фильме, посвящённом Герою Советского Союза, генералу Дмитрию Карбышеву "Родины солдат"; в третьем фильме трилогии про легендарного партизана Сидора Ковпака "Карпаты, Карпаты".

Однако в число лучших данные роли Прокоповича не входят просто потому, что в этих небольших кинообразах кабинетного персонажа актёру, как говорится, почти негде было развернуться. Более яркий и живой представитель нацистской Германии получился у Прокоповича в фильме "Назначаешься внучкой", где он сыграл немного комичного немецкого коменданта.

Конечно, запомнился Прокопович ролью майора абвера Вильгельми в трилогии про "Сатурн", где он образовал гармоничный актёрский дуэт с Михаилом Волковым, сыгравшим советского разведчика, своего среди чужих. Наиболее удачным фильмом этой трилогии стал "Бой после победы", где герой Прокоповича работает уже на спецслужбы США. Эпизод, когда герой Волкова в некотором порыве отчаяния признаётся Вильгельми, что всё это время работал на Советский Союз – киношедевр. Также разного рода нацистов Прокопович сыграл в картинах  "Щит и меч" и "Фронт в тылу врага".

Здорово исполнял Прокопович и иные отрицательные роли. В частности, сыграл бандитов в фильмах "Двойной обгон" и "Шествие Золотых зверей". Между появлением в СССР жанра боевика и крушением советского кинематографа, у нас успели снять целый ряд очень достойных фильмов этого жанра – как приключенческих, так и криминальных. Один из таковых – "Двойной обгон", где Прокопович очень органично смотрелся в роли главаря контрабандистов; и жаль, что роль эта была совсем небольшая.

Что касается положительных ролей в детективных картинах, то Прокопович известен ролью полковника советской контрразведки в знаменитой тетралогии про Резидента. Но удачными эти роли, откровенно говоря, не получились. И дело здесь не столько в Прокоповиче; опять же это вечная проблема любого кинематографа: в шпионских и детективных картинах разведчики, оперативники, следователи получаются яркими, выразительными, гармоничными, а вот их кабинетные начальники выходят какими-то неживыми, карикатурными.

Также Прокопович снялся в эпизодических ролях в таких сильных фильмах, как "Законный брак" (полковник) и "Слуша-ай" (ротмистр).

При всём при этом Прокопович не был сугубо драматическим актёром: в 1972-м блистательный режиссёр Виллен Азаров, у которого Прокопович снимался в фильмах про "Сатурн", раскрыл Николая Константиновича в комедийном образе: в одной из лучших советских комедий "Неисправимый лгун" Прокопович прекрасно сыграл в дуэте с Георгием Вициным.

Очень странно, что эта удачная роль заведующего парикмахерской Мымрикова, начальника Тютюрина (фамилия героя Вицина) так осталась для Прокоповича единственной комедийной. Не понимаю, почему режиссёры ни до, ни тем более после "Неисправимого лгуна" не использовали Прокоповича в комедийном амплуа!

Известно, что выдающийся актер Прокопович был женат два раза. Его первой супругой стала актриса Ираида Галанина, с которой он познакомился в то время, когда работал в Камерном театре. Она тоже там играла на сцене. В этом союзе родился сын Андрей, который стал переводчиком. Второй супругой талантливого актера стала актриса Инга Задорожная. Вместе с Ингой Трофимовной талантливый актер Прокопович прожил сорок три года.

В последние годы актер часто болел: его постоянно мучили боли в желудке, сказывалась язва, которую он получил еще во время войны. В 2004 году Николаю Константиновичу была сделана операция, но вот только боли не исчезли, и актер не стал чувствовать себя лучше. В этом же году однажды прямо во время спектакля ему стало плохо, но он все-таки свою роль доиграл, хотя ему это стоило больших усилий. Больше на театральные подмостки он не выходил.

А двадцать четвертого февраля 2005 года Николай Прокопович умер в столице.


Рецензии