Год в недружественной стране

С марта 2022 года Мальта – недружественная страна. Помню, когда это было официально объявлено, не было, наверное, ни одного моего мальтийского знакомого, который бы мне не позвонил и не спросил: но я же твой друг, почему Россия всех нас так, разом, записала во враги?

Пришлось объяснять, термин этот касается не людей, а стран, присоединившихся к антироссийским санкциям. Ну, тогда ладно, обычно отвечали они, здесь же ничего не изменится. Мы слишком далеки от всего этого, здесь ничего не изменится. То, что началось потом, по-моему, больше шокировало их, чем нас, переживших и бандитские девяностые, и респектабельные нулевые. Мы-то, в отличие от изнеженной Европы, преодолеем если не всё, то уж очень многое.

Отметая сразу же размышления на морально-этические темы, воспоминания о мелких и крупных подлянках наших визави, стенания о попытках запрета всего русского и прочее, остановимся на сугубо практических моментах.  Если кому интересно, сегодня за продукты на неделю в Лидле я заплатила 166 евро, а в это же время год назад – 114 (чек сохранился в боковом кармане сумки, куда я обычно засовываю чеки). Подорожание довольно значительное, и это при том, что Мальта в этом отношении может рассматриваться как некий оазис стабильности. Ярчайший пример в этом отношении – цены на энергоносители.

Итак, энергоносители на Мальте не дорожали и не дорожают. Как платила я в мае прошлого года по 1.34 евро за литр дизеля де-люкс, так и продолжаю делать это сейчас. Правда, буквально за несколько недель до того он стоил 1.11 или 1.18 евро (не сохранилось ни единого чека, как назло, но порядок цифр именно такой), так что незначительный рост цены всё же наблюдался, но сравнивать его с суммами в других странах мне никогда даже в голову не приходило. А вот прилетающие сюда европейцы стали авторами массы шуточек по данному поводу.

Правительство Мальты всё это время дотирует топливо, что выливается бюджету, как я понимаю, в приличную сумму. Хотя, если честно, сделать это им гораздо проще, чем другим странам Европы – с российскими энергоносителями Мальта не была связана от слова совсем, договора с поставщиками у них долгосрочные, плюс свою роль, конечно же, играл и продолжает играть Фрипорт. Для интересующихся. Это место, где из больших танкеров нефть переливают в маленькие, получая за услуги натурой. Этакое современное повторение политики мальтийских рыцарей, получавших за обслуживание кораблей водой, землёй и прочими необходимыми для острова вещами.

Кроме того, Мальта – остров, так что ожидать наплыва жаждущих дешёвого бензина автомобилистов из ближайшего зарубежья не стоит – слишком далеко и накладно. Что же касается яхт, которых здесь великое множество, они были благоразумно выведены из списка льготных заправок, и им топливо достаётся по реальной, среднеевропейской цене.

Кстати, с того же момента общественный транспорт на Мальте бесплатный. Опять-таки, не для всех, а только для обладателей Талиния-карты, которую, в свою очередь, могут получить только проживающие в стране постоянно и легально. Как я, например. Туристы и прочие приезжающие покупают билеты от 1,5 до 3 евро в зависимости от вида транспорта и маршрута.

Изменило ли это мою жизнь? Если честно, не очень. Как ездила машиной, так и продолжаю. Как заправляла два бака в месяц, так и продолжаю это делать. Но честно скажу, при всяком удобном случае с удовольствием пересаживаюсь на ферри (это такой кораблик), чтобы пересечь бухту, а не ехать по берегу. Так получается и быстрей, и бесплатно. Про удовольствие от созерцания с воды исторических бастионов мальтийских городов писать не буду – это опять из морально-этических размышлений.

Возникает вопрос: а почему же тогда такое, прямо скажем, немалое подорожание среднего чека при покупке продуктов? Ответ здесь кроется не в энергетической составляющей, а несколько в другом – Мальта не обеспечивает себя ни продуктами, ни водой, ни много ещё чем необходимым. Выражаясь казённо-деловым языком, продовольственная безопасность страны замерла где-то у нулевой отметки.

Те, кто живут в районе Гранд Харбор, имеют возможность наблюдать, как в неё регулярно заходит громадный паром Гримальди, в трюмах и на палубах которого находятся многочисленные контейнеры, везущие на остров всё, от печенья и мороженого до колбас и мясных полуфабрикатов. А ещё сыры, вина, фрукты, овощи и самые разнообразные полуфабрикаты. Самый распространённый язык на этикетках, конечно же, итальянский. Помню курьёзный случай в магазине: американская туристка преклонных лет пыталась разобрать надпись на какой-то пачке, где по-английски не было написано ни слова. Как она обрадовалась помощи, а потом ещё долго меня расспрашивала: почему мальтийцев это не беспокоит, почему они не требуют напечатать перевод. Привыкли, знаете ли: исторические связи с Италией крепче, чем с недавней метрополией. И отношение к ней не в пример лучше.

Вот и получается: энергоносители не подорожали, а цены на продукты поползли вверх. Правда, не на все. Не дрогнули цены на местные продукты: молоко, местные овощи и фрукты, местные вина, то есть в основном продукты, которые покупаются на фермерских рынках. Но и тут не без исключений. Небывалое дело: дикая рыба (то есть выловленная в море) вдруг стала дешевле выращенной. Обычно было наоборот, н подорожание кормов внесло всои коррективы.

Вот как-то так. Если вам интересна эта тема – выходите на связь. В следующий раз расскажу о ценах на коммунальные услуги.


Рецензии