Приключения немца в Орловской губернии. Болхов

Иоганн Генрих Блазиус (Johann Heinrich Blasius; 1809—1870) — немецкий зоолог.

Родился 7 октября 1809 года в Нюмбрехте.

Блазиус изучал с 1834 года в Берлине математику, географию, геологию, зоологию и ботанику. В 1836 году он был приглашён на должность профессора в колледж Каролинум (Carolinum) в Брауншвейге, где он проработал до своей смерти. В 1840 году он заложил Ботанический сад Брауншвейга.

Со своим другом Александром Кейзерлингом он совершил исследовательскую поездку по Восточной Европе, результаты которой были опубликованы в 1840 году. В 1840—1841 годах путешествовал по Северной и Южной России, о чём написал в 1844 году в книге «Путешествие по Европейской России», а также побывал в Альпах и Италии. В 1843 году он стал членом Леопольдины.
         
               
                Дарья Фурманская

В 1840-41 годах Россию посетил известный немецкий ученый, геолог и зоолог, профессор брауншвейгского колледжа Иоганн Генрих Блазиус. Основной целью путешествия было исследование геологических пластов и животных в посещаемых местностях. Но как признавался сам автор: «В России я нарисовал больше храмов, чем животных». По итогам своего путешествия Блазиус издал в 1844 году книгу «Путешествие по европейской России». Среди городов, посещенных путешественником, были два из Орловской губернии – Орёл и Болхов.
Посетив сперва центр губернии Орёл, в ноябре 1840 года Блазиус отправился в Болхов. По дороге из Орла путешественник встретил длинный караван из более чем тысячи саней. Скорее всего, это были грузы, которые везли на орловскую пристань из других городов губернии.

В Болхове диковинных гостей встретил местный чиновник и поселил в доме купца, где прежде, по его уверению, ночевал император Александр I, посетивший Орловскую губернию незадолго до смерти.
Как обычно, исследовав местные геологические пласты и находимые в них окаменелости, Блазиус обратил внимание и на сам город. Вот как он его описал: «Главной частью города является северная, которая располагается на вышине речного берега. Тут, как в Калуге, плотно прижавшись, стоят церкви. Их вид также напоминает церкви Калуги, потому что архитектурный стиль по большому счету такой же самый. Колокольня у всех соединяется с центральным нефом по направлению срединной линии через средний неф. На большинстве колоколен установлены высокие шпили, которыми выделяется Калуга и которые уже в Орле снова заметно распространились». Увы, со времен того описания Орел и Болхов потеряли значительное число тех отмеченных немецким путешественником колоколен со шпилями. В Орле и Болхове их сохранилось по две. В Орле – на Крестительской и Ахтырской церквах. В Болхове – на Введенской и Спасо-Преображенском соборе.

Введенская церковь Болхова. В советское время колокольня была разрушена, но восстановлена в прежнем виде в 1990-х.
Введенская церковь Болхова. В советское время колокольня была разрушена, но восстановлена в прежнем виде в 1990-х.
Но не только они привлекли основное внимание путешественника. Не сочтя достойными для зарисовки ни один из храмов Орла, в Болхове Блазиус нашел наконец интересную для себя архитектуру.
Внимание путешественника привлекла Троицкая церковь Болхова, выстроенная в начале XVIII века в древнерусском стиле и по сей день считающаяся одной из жемчужин Орловщины. Немец описал ее так: «К старому, раскрашенному в красный и белый, главному зданию с тесно посаженными московитскими куполами-луковицами и высоким узким хоровым нефом приделали новую белую колокольню. Главное здание сильно напоминает некоторые церкви Москвы, которые, кажется, были построены примерно два с половиной столетия назад». Сделанный им тогда же рисунок Троицкой церкви, ставший единственной иллюстрацией части книги, посвященной путешествию по Орловской губернии, дает нам сегодня очень ценную информацию.

Приключения немца в Орловской губернии. 2-я часть. Болхов., изображение №3
Блазиус еще застал старую колокольню Троицкой церкви, ровесницу храма. Несколько десятков лет спустя, в конце XIX века ее разобрали из-за аварийности и возвели новую колокольню, мало напоминавшую прежнюю. Старую же звонницу прежде можно было увидеть только на одном не очень четком фотоснимке старого Болхова, сделанном в 1863 году. Как она выглядела целиком, оставалось только догадываться.

И хотя Блазиус был неважный рисовальщик и часто нарушал пропорции изображаемого, на его рисунке Троицкого храма можно хорошо рассмотреть многие прежде не известные детали колокольни и основного здания церкви. Например, забавные круглые окна в первом и четвертом ярусах колокольни и опоясывающие их колонны. Забавно также то, что на рисунке немца колокольня круглая в плане и все ее ярусы тоже. В то время как раньше считалось, что основание у нее все-таки было прямоугольное. Была ли это ошибка историков, опиравшихся на размытый снимок и примерные описания, или Блазиус исказил вид храма, чтобы он больше соответствовал его представлениям о симметрии – пока непонятно. Также важно отметить на рисунке Блазиуса, что сама Троицкая церковь прежде была заметно выше и имела внизу еще один ярус окон, за последние 170 лет совершенно скрытый под землей.

Увы, расположенный рядом старый Спасо-Преображенский собор немца заинтересовал гораздо меньше. Вероятно, из-за его более скромной архитектуры, Блазиус решил, что этот храм был построен позже понравившейся ему Троицкой церкви, и описал его так: «Кафедральный собор значительно моложе, что можно видеть уже по куполам главного нефа. Колокольня, чьи три этажа украшены колоннами и которая завершается длинным шпилем, более стильная, чем у Троицкой. Она также кажется построенной значительно позже...» Колокольня храма действительно была возведена совсем недавно – за 10 лет до приезда путешественника в Болхов. А вот с возрастом храма он ошибся – старый собор почти на полвека старше Троицкой церкви и был возведен еще в 60-е годы XVII века. Не подозревал путешественник и о том, что буквально через несколько месяцев после его отъезда из города старый Спасо-Преображенский собор разберут и от него не останется ни одного достоверного изображения. Поэтому особенно жаль, что пытливый немецкий натуралист выбрал для своей единственной орловской зарисовки не его. Нынешний же болховский Спасо-Преображенский собор был построен в 1841-51 годах.

Третья церковь Болхова, привлекшая внимание путешественника, – Иоанна Милостивого – до наших дней тоже, к сожалению, не сохранилась. Но поскольку разрушили ее уже в ХХ веке, то от нее осталось несколько фотоснимков, соответствующих описанию вековой давности.

В отличие от Орла, парижских кондитеров Блазиус в Болхове не обнаружил, зато сделал забавную зарисовку об общении с местным купцом и его служанкой. «Мы спросили старую женщину о камнях, но она совсем наивно сказала, что слишком дурная, чтобы отвечать на такие вопросы, и пришлет кого-то, кто умнее. Тогда пришел сам хозяин, подвижный, полный жизни великоросс, который сообщил нам, что он знал, что мы вскоре и увидели».

23 ноября 1840 года Блазиус простился со своими новыми болховскими знакомыми – купцом, сведущим в геологии, и его самокритичной пожилой служанкой – и отправился в Белёв, продолжив и там изучать геологию и диковинные старинные храмы центральной России.

(Материал из Интернет-сайта)


Рецензии