История Откровения, Ф. Энгельс сто лет спустя

Начало здесь  http://proza.ru/2018/06/30/1918            

                1

Приступая к дальнейшему исследованию «Откровения» Иоанна, рассмотрим работу Ф.Энгельса «К истории первоначального христианства». Ф.Энгельс пишет: «Объяснением смысла этого предсказания в той мере, в какой оно относится к событиям того времени, мы обязаны немецкой критике, особенно Эвальду, Люкке и Фердинанду Бенари. Благодаря Ренану это объяснение стало доступно также и небогословским кругам. Что великая блудница-Вавилон означает Рим, - город на семи холмах, - это мы уже видели. О звере, на котором она сидит, в гл. 17, 9-11, сказано следующее:
 «Семь голов (зверя) суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель».
Здесь зверь означает римское мировое владычество, представляемое последовательно семью императорами, из которых один был смертельно ранен и больше не царствует, но исцелился и возвратится, чтобы в качестве восьмого установить царство богохульства и святотатства. Ему будет дано
«вести войну со святыми и победить их, и поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у агнца; всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание зверя на правую руку их, или на чело их, и никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Число его 666» (13, 7-18)»».

Проследим рассуждения Ф.Энгельса; он располагает повторное явление «зверя» (события 17 главы) в ход повествования 13 главы.  «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена (здесь по Ф.Энгельсу «зверь» исчезает), но эта смертельная рана исцелена (он пишет «но исцелился и возвратится»). И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю» (13.3).  В тексте мы не находим, что смертельно раненный зверь «больше не царствует». Правильным было бы, говоря о повторном явлении «зверя», следуя повествованию, обращаться к 17 главе, а именно к стихам 12-14, в которых, в отличие от седьмого стиха 13 главы: «И дано было ему (зверю) вести войну со святыми и победить их», мы читаем: «Они (десять царей, во главе со «зверем») будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их» (17.14).

Очевидно, что два противоположных события описанные Иоанном не могут относиться к одному и тому же времени. Если события 13 главы и события 17 главы разнесены во времени, то мы имеем дело с историей.

Но предположим, что вывод Ф.Энгельса верен, тогда нам, вслед за ним, придется отбросить повествование Иоанна о преемнике «зверя», который «действует пред ним (красным драконом (12.3)) со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелена» (13.12).

Мы не можем ничего приложить к тексту Откровения и ничего от него отнять(22.18-19)
               
                2

 Подчеркивая импульсивный характер написания текста, цитируя места из Откровения, в которых говорится о скором совершении событий, он экстраполирует свой вывод на дальнейший текст Откровения и рассматривает его, как переживание апостола перед лицом очередного гонения. Ф.Энгельс полагает ссыльного Иоанна на острове вовремя среагировавшим на надвигающуюся опасность и бросившим клич братьям, чтобы те шли на мученическую смерть ради ««скорого» установления тысячелетнего царства».

Далее Ф.Энгельс пишет: «Считая Августа первым по порядку, вторым был Тиберий, третьим - Калигула, четвертым - Клавдий, пятым - Нерон, шестым - Гальба. “Пять пали, один есть”. То есть Нерон уже пал, а Гальба существует». «В самом Риме подняли мятеж преторианцы, убили Гальбу и провозгласили императором Отона. Отсюда следует, что наше Откровение было написано в царствование Гальбы. Вероятно, в конце его правления или же, самое позднее, во время трехмесячного (до 15 апреля 69 г.) царствования Отона — “седьмого”. Но кто же восьмой, который был и которого нет?»

Зададимся вопросом: стоило ли Иоанну предпринимать столь грандиозное засекречивание и без того очевидного для христиан ожидания, которое и сам Ф.Энгельс описывает как общее предчувствие, если рассматриваемые нами события - падение Нерона, появления Лже-Нерона, его убийство, и смерть Отона - происходили в течение одного года?
Допустим, что иносказательный характер был необходим по причине опасности. 
Иоанн проявляет свой писательский талант; вечера на острове унылые, нужно чем-то заниматься. Давайте посмотрим, что должен был понять читатель из послания Иоанна. Дойдя до 17 главы, через нагромождения образов, совсем не очевидных для истории даже спустя века, проницательному человеку нужно было распознать это самое «есть», понять, что это настоящий момент (как долго добиралась послание с острова к братии знает один Бог, к тому времени как кто-то образованный разъяснял послание Иоанна своим единоверцам наверно уже можно было подумать, что старик на острове просто перенервничал), узнать в зашифрованных цифрах из 13 главы имя Нерон, провести параллель со смертельно раненой головой «зверя», и, вернувшись к 17 главе, понять, что под «восьмым» следует ожидать его возвращение. Вы знаете, талантливые ребята были первые христиане.

Здесь важный для нас момент: почему семь царей ассоциируются с «семью голами» первого «зверя»?   Но это же очевидно: семь царей - семь голов. Иоанн передает слова Ангела, предваряющего разъяснение словами «здесь ум имеющий мудрость» то есть сообщает,  что это место над которым следует подумать, «Семь голов суть семь гор» (17.9) и ставит что ? - точку, стоп.  Смотрим греческий текст или латинский,  в переводах на другие языки стоит запятая, что передает тот же смысл, и с этим мы сейчас разберемся.
 
Стих после точки продолжается

Hic est sensus, qui habet sapientiam. Septem capita, septem montes sunt, super quos mulier sedet. Et reges septem sunt:

Поэтому мы не можем однозначно сказать: относятся ли «семь голов» на «звере» только к семи горам или подразумеваются и семь царей; положение этой неясности передает и запятая, после которой десятый стих начинается с прописной буквы.

Можем ли мы видеть в 1-ом стихе 13 главы - семь царей и далее рассматривать 3-ий стих этой же главы так, что мы подразумеваем под смертельно раненой головой одного из них?  В тексте Откровения образ «зверя» с семью головами встречается три раза 13.1, 17.3, 17.7, в 12.3 перед нами предстает «красный дракон» с теми же «семью головами».

Если бы текст о семи царях начинался с 10-го стиха и не затрагивал  9-ый - у нас было бы больше основания дать отрицательный ответ, сказав, что 10-ый стих это продолжение повествования и семь царей не входят в содержание образа «семи голов».

В пользу положительного ответа свидетельствует продолжающееся разъяснение Ангелом сути образа в 12-ом стихе 17 главы, где наша неопределенность оказывается в контексте разъяснения.

\\ К сожалению на проза.ру греческий алфавит не поддерживается, поэтому вы можете воспользоваться замечательным ресурсом по следующей ссылке и прочесть стихи самостоятельно.
https://www.bible.in.ua/underl/index.htm?NT/Rev?17
https://azbyka.ru/biblia/?Apok.17&r~l (латинский)

11-ый стих нам тоже ничего не проясняет, ведь греческий предлог  «;;»  или латинский «de»  мы можем прочитать не в значении «из», а как последовательность в пространстве или во времени, в продолжении, непосредственно после.

Et bestia, quae erat et non est, et is octavus est et de septem est et in interitum vadit.

;;; -И, ;; ;;;;;; -зверь, ; -который, ;;-был, ;;; -и, ;;; -не, ;;;;;, -есть,,
;;; -и, ;;;;; -он, ;;;;;; -восьмой, ;;;;; -есть, ;;; -и, ;; -из, ;;; ;;;; -семи, ;;;;;, -есть,, ;;; -и, ;;; -в, ;;;;;;;; -погубление, ;;;;;;.-идёт.

        de septem est
        ;;  ;;; ;;;; ;;;;;

         из семи есть
  или - через семь есть
  или - после семи есть

Так у Даниила 1.5 мы читаем:
 ;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;; ;;; ;; ;;;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;;;.
 и воспитывать их три года и через эти (годы) поставить перед царем.

Во Второзаконии 11.4
 ;;;;;;;;;;;;; ;;;;; ;; ;;; ;;;;; ;;;;
 погнавшихся _ через (море) за вами

Мы также можем прочитать предлог «из» понимая под ним не предмет находящийся внутри контейнера,  а в смысле происхождения откуда-либо, принадлежности к чему-либо: из этой среды, из этой страны.  Вы можете сказать наверняка, что семь перечисленных правителей принадлежат к одной стране и что восьмой будет от (из) их среды?

Посмотрим как Иоанн употребляет этот предлог в своем Евангелие 8.23
;;; ;;;;;; ;;;;;;, ;;;;;; ;; ;;; ;;;; ;;;;, ;;; ;; ;;; ;;; ;;;;;
Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних;  вы от мира сего, Я не от сего мира.

Таким образом привязка семи царей к «семи головам» на «звере» и как следствие отношение смертельно раненой головы (13.3) к одному из семи царей становится совсем не очевидной.

Вернемся к нашему Ф.Энгельсу и его исследовательской работе.

«Семь голов означают семь холмов, а также и семь “царей”. Из этих царей пять пали, один есть, а седьмой еще придет, а после него еще придет один из первых пяти, смертельно раненный, но исцеленный».

Опираемся ли мы на логику, соотносим ли с ней свое представление, не давая нашему воображению разыграться и увести в иррациональные дебри? – безусловно.
               
                3

Мы все разгадывали загадки и знаем, что если из двух вариантов есть одно правильное решение, то на подтверждение его правильности должно быть какое-то указание.

А сам образ показанный Ангелом нам о чем-то говорит? Давайте представим его себе  как картину и ответим на вопрос:

Может ли предмет - имеющий на себе семь других предметов - включать себя в их число?

Ответ куда более очевидный.


Почему слово «есть» не относится ко времени написания текста?

Допустим, что «сейчас» царствует Гальба, он так сказать «есть».

1 Август
2 Тиберий
3 Калигула
4 Клавдий
5 Нерон
6 Гальба (есть)
7 Отон
8 …

Гальбу убивают, провозглашая императором Отона. Нерон возвращается к власти. Обращаемся к 13-ой главе, к приемнику «зверя» вышедшего из моря. Что каким-то образом убитый Гальба заставляет своих подданных поклоняться Нерону? В древнем Риме обожествление царя было делом нормальным, но не до такой же степени. О возможном приемнике Нерона после Гальбы и Отона мы не можем сказать ничего, поскольку самого такого возвращения в истории не было. 

Если «зверь» который был, получив смертельную рану - исцеляется - и продолжает царствовать, не исчезает на время, как это утверждает Ф.Энгельс, то можно предположить, что «зверь» вышедший из моря (13 глава) и «зверь», чье появление описывается в 17 главе - не одно и то же лицо, что двух этих персонажей связывает нечто иное. Иоанн передает слова Ангела: «зверь» был и его нет – то есть его нет, он не скрылся – его нет; отрезок времени между первым и восьмым определяется царями и делается уточнение: приход восьмого либо через семь царей, либо восьмой будет из этой же среды.
 
Цепочка римских императоров не вписывается в повествование изложенное апостолом Иоанном. Если предположить, что Гай Юлий Цезарь тот самый «красный дракон», а император Август - «зверь» вышедший из моря, то мы не припоминаем из истории серьезного покушения на Августа, после которого тот выжил и продолжил свое правление. Дальнейшие попытки сопоставления (которые мы здесь не приводим) также оказываются безуспешными;  13 -ая и 17 -ая главы Откровения дают достаточное описание событий, которые при тщательном рассмотрении не укладываются в известную нам историю древнего Рима.    

Подведем итоги. Мы опровергли теорию, что Откровение было написано в 69 году нашей эры. Вывод Ф.Энгельса, с его материалистическим подходом отрицающим возможность божественного Откровения, не верен.

Хотя слухи о возвращении Нерона действительно имели место - апостол Иоанн не настолько узок. Он рассказывает Откровение близким для себя способом, которым был пропитан с молодости. И нет ничего удивительного в том, что мы находим параллели в его способе изложения с тем же Даниилом.

                4

   


Рецензии