Книжный Салон 2023. Тесей в Лабиринте

Друзья! Продолжаю свой репортаж о Книжном Салоне на Дворцовой площади 2023. Это мой взгляд, мои впечатления, мысли о книжном деле, выбор персонажей, участников.

Много интересных событий было в Павильоне B, в Зале B, в котором прошла презентация книги путешественника Саши Кругосветова "Полёт саранчи". 
На встрече писатель рассказал о своём исследовании эпохи «лихих 90-х» и о судьбе одного из самых влиятельных и неоднозначных персонажей того времени – олигарха Бориса Березовского.
Ведущим презентации выступил Игорь Воеводин, заместитель директора департамента издательства «АСТ». Кругосветов рассказал о том, как у него родился замысел романа, поделился личным опытом работы с Березовским. Кроме того, был рассказ от Кругосветова об авантюристах, включая не только БАБа, но также Азефа, Парвуса и Троцкого (Бронштейна).
Также состоялось выступление актёров театра «Парнас» с фрагментом пьесы «Мосты времени», в котором герой Саши Кругосветова встречает самого себя из 90-х.

В Шатре G прошла презентация нового романа
ИЛЬДАРА АБУЗЯРОВА "КОРБАЛЬ ТЕСЕЯ" с участием Андрея Аствацатурова.
Речь с Ильдаром Абузяровым шла о роли мифа в литературе, о его творчестве и его новой книге.
Автор считает, что миф о Минотавре это миф о подсознании. Минотавр это проявление наших чудовищ. Миф это предшественник и религии, и литературы.

По мнению Аствацатурова, Абузяров - один из самых загадочных и сложных авторов современного российского литературного процесса. В его текстах сочетается вдохновенный магический реализм, углублённый психологизм и философская рефлексия.
Информсправка об Аствацатурове. Он российский филолог, писатель. Профессор кафедры Истории зарубежных литератур СПбГУ, и. о. заведующего кафедрой междисциплинарных исследований в области языков и литературы Факультета свободных искусств и наук СПбГУ, кандидат филологических наук, член Союза писателей Санкт-Петербурга.

"Происхождение" Минотавра. Мифы Древней Греции рассказывают о существовании Кноссоса (Кносского дворца), где правил царь Минос, а в Лабиринте его дворца жил ужасный монстр, Минотавр - существо с головой быка и телом человека, питающийся человеческим мясом!
Но если кратко, то начиналось всё с того, что могучий Зевс, верховный бог Олимпа, увидел прекрасную Европу, дочь богатого финикийского царя. Увидел и возжелал. Чтобы не испугать девушку и её подруг, он принял обличье чудесного быка. Шерсть его сверкала, золотые рога были изогнуты, на лбу горело, подобно месяцу, серебряное пятно. Дыхание быка благоухало амврозией, и весь воздух был напоен этим ароматом. Чудесный бык появился на поляне и подошёл к девам, среди которых была Европа, когда те резвились и собирали цветы. Девы окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошёл к Европе, лизал ей руки и ласкался к ней. Затем смирно лёг у её ног, предлагая сесть на него.
Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Но неожиданно бык вскочил и помчался к морю. Как ветер нёсся златорогий бык, затем он бросился в море и быстро, подобно дельфину, поплыл по лазурным водам. Волны моря расступались перед ним, и вот вскоре показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему Зевс-бык со своей драгоценной ношей и вышел на берег. Европа стала женой Зевса и жила с тех пор на Крите. Три сына родились у неё от Зевса: Минос, Радамантис и Сарпидон. Позже Европа вышла замуж за царя Крита Астериона, который усыновил детей Зевса. После смерти Астериона царём стал старший сын, Минос. Он взял в жёны Пасифаю, дочь бога солнца Гелиоса и нимфы Крити. У них родились 4 сына и 4 дочери, в том числе красавица Ариадна. Вместе они жили в Кносском дворце.

Во время одного великого праздника Минос захотел сделать жертвоприношение в честь бога моря Посейдона и попросил у него, чтобы Посейдон послал для этого великолепное животное.
В ответ Посейдон отправил из моря прекрасного белого быка. Настолько прекрасного, что Минос пожалел его и принёс в жертву другого быка. Посейдон очень разозлился, и, чтобы наказать Миноса, внушил сластолюбивой царице Пасифае безумную страсть к белому быку. Чтобы удовлетворить свою страсть, Пасифая обратилась к знаменитому мастеру Дедалу. Дедал изготовил пустое чучело коровы, и когда Пасифая вошла в это чучело, бык воссоединился с ней.
От этого совокупления родился Минотавр, чудовище с человеческим телом и бычьей головой. Во избежание скандала царь Минос запер Минотавра в Лабиринте, сложном сооружении, который построил для этого Дедал.
Дальнейшая судьба белого быка неизвестна.

Далее миф рассказывает об Андрогеосе, сыне Миноса, который принял участие в играх в Афинах и стал победителем во всех спортивных дисциплинах. Кто-то из обиженных афинян устроил засаду и убил его. Это убийство вызвало гнев Миноса, он тотчас же объявил войну Афинам и отправился в поход. Возмещение ущерба, которое он потребовал у афинского царя Эгея, была намного жестче и позорнее, чем само поражение Афин: каждые 9 лет Эгей должен был отправлять в Лабиринт 7 девушек и 7 юношей. Их запирали в громадном дворце Лабиринте, где их пожирало ужасное чудовище.

Сын афинского царя, молодой герой Тесей, решил прекратить уплату этой ужасной дани и защитить невинных. Когда в третий раз прибыли послы с Крита за положенной данью, все в Афинах были погружены в глубокую печаль и снарядили корабль с чёрными парусами, Тесей добровольно вошёл в число юношей, отправляемых на Крит, с единственной целью убить Минотавра. Царь Эгей категорически не хотел отпускать своего единственного сына, но Тесей настоял на своём.

На Крите, в Кноссосе, могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного мускулистого юношу. Заметила его и дочь Миноса, Ариадна. Ариадна была очарована Тесеем и решила ему помочь. Зная, что Лабиринт построен так, чтобы попавший туда никогда не смог найти выхода, она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок (нить Ариадны), который помог ему не заблудиться. Тесей привязал нить на входе, и вошёл в Лабиринт, постепенно разматывая клубок. Всё дальше шёл Тесей и, наконец, увидел Минотавра. С грозным рёвом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на героя. Начался страшный бой. Наконец Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей с помощью нити клубка нашёл выход обратно и вывел всех афинских юношей и девушек. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех кораблей критян, спешно отправился в обратный путь. Ариадна тоже покинула Кноссос и уплыла с Тесеем.

Однако Ариадне и Тесею не суждено было жить вместе долго и счастливо. Тесею пришлось уступить Ариадну богу Дионису. До Афин она не доплыла. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Но это уже другая история...

Корабль Тесея нёсся на своих чёрных парусах по лазурному морю, приближаясь к берегам Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, об уговоре с отцом - он должен был заменить чёрные паруса белыми в случае благополучного возвращения. Эгей ждал своего сына. Вдали показалась точка, вот она растёт, приближаясь к берегу, и уже понятно, что это корабль его сына, корабль под чёрными парусами. Значит, Тесей погиб! В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море, и волны выбросили на берег его безжизненное тело. С тех пор и зовётся море, в котором погиб Эгей, Эгейским.

В это время в Кносском дворце Дедал, которого Минос держал в плену, чтобы он не уехал и не раскрыл секрет Лабиринта, планировал свой побег. С помощью искусственных крыльев, которые были скреплены воском, он улетел вместе со своим сыном Икаром.

Автор считает, что миф о Минотавре это миф о подсознании. Минотавр это проявление наших чудовищ. Миф это предшественник и религии, и литературы.

Лабиринты, естественные и искусственные, издавна будоражат воображение людей. Они пугают и в то же время неудержимо влекут к себе. Им приписывались магические свойства, они использовались в обрядах инициации взрослеющих детей и обрядах посвящения взрослых в различные мистерии и культы. В Древнем Китае считалось, что злые духи могут двигаться только по прямой, а потому даже улицы городов своими изгибами напоминали лабиринты. И входы в китайские города часто сознательно проектировали в виде лабиринтов.

Архитектурные сооружения, специально сконструированные как лабиринты, преследуют цель максимально затруднить выход из них либо сделать его невозможным без посторонней помощи. Но, как мы уже говорили, существуют и природные, естественные лабиринты, послужившие прототипами рукотворных. В качестве примера можно привести системы подземных пещер. И даже любой лес с неизвестно куда ведущими тропинками — тоже лабиринт. И лабиринтом часто представляются улицы большого незнакомого города.

Да и любой выбор, встающий перед человеком, в сущности, является символическим входом в лабиринт. Прекрасной иллюстрацией этого положения является картина В. Васнецова "Витязь на распутье".

Слово «лабиринт», пришедшее в наш язык из Эллады, имеет догреческое происхождение и является одним из самых древних в мире. Имеется несколько версий, пытающихся объяснить его значение. Согласно первой, оно произошло от названия двулезвийного топора — лабриса, который широко использовался в религиозных церемониях на острове Крит и символизировал два рога священного быка. В русский язык пришло через немецкий язык — Labyrinth.

В этом случае лабиринт – "дом двойного топора" либо "святилище божества с двойной секирой".

По другой версии, этот термин является производным от доиндоевропейского слова, означавшего "камень". В Византии "лабрами" называли монастыри, окружённые каменными стенами, в Греции – монастыри в пещерах. Отсюда ведёт свое происхождение знакомое всем русское слово "лавра". В качестве примера можно привести Лавру святого Афанасия в Греции (Афон), Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру.

Каково же назначение лабиринтов, зачем на протяжении тысячелетий создавались они в разных странах и на разных континентах?

Основываясь на знаменитом древнегреческом мифе о Тесее и Минотавре, многие средневековые исследователи на протяжении ряда столетий считали лабиринты, подобные Кносскому, тюрьмами и местами заключения. Часто они ссылались на мнение древнегреческого историка Филохора (345-260 гг. до н.э.), считавшего критский лабиринт тюрьмой для афинских мальчиков, судьбой которых было стать рабами победителей спортивных состязаний.

Такой упрощённый и чисто утилитарный подход не выдержал испытания временем. Уже в XIX веке обитель страшного чудовища, в которую против своей воли вынуждены вступить герои повествования, стала рассматриваться как символ царства мертвых, обитель мрака и теней, воплощение древнего хтонического ужаса.

Но и этот подход не удовлетворил многих исследователей, которые предложили своё видение проблемы: лабиринт – символ движения, ведущего к возрождению и новой жизни. В этом случае прохождение через лабиринт символизирует новое рождение человека, его преображение. Имеется много подтверждений того, что лабиринты использовались в обрядах инициации подростков либо посвящения избранных. Возможно, Тесей со свитой приехал на Крит для того, чтобы пройти обряд посвящения в таинства местного культа. В этом случае Минотавр (его настоящее имя — Астерий, "Звёздный") – не пленник, а хозяин лабиринта, подземное божество, владыка царства теней.

Современные ученые предполагают, что греки разделили единого бога критян на две ипостаси: судью мира мёртвых Миноса и его пасынка Минотавра. Позже забылось, что Минотавр не пожирал, а испытывал вошедших в лабиринт. Подтверждением служит то обстоятельство, что история рождения Миноса – это, в общем-то, смягчённый вариант сюжета о рождении Минотавра. Если родителями Миноса являются принявший облик быка Зевс и похищенная им Европа (именно отсюда ведёт свое происхождение известная древнеримская поговорка: что позволено Юпитеру, не позволено быку), то родителями Минотавра оказались священный бык Посейдона и жена Миноса Пасифая. Некоторые исследователи считают, что рисунки лабиринтного типа (самый древний из которых, нанесенный около 4 тысяч лет назад на стену усыпальницы, найден на острове Сардиния) и первые рукотворные лабиринты могли появиться как попытка изображения движение Солнца и планет.

Лабиринты, естественные и искусственные, издавна будоражат воображение людей. Они пугают и в то же время неудержимо влекут к себе. Им приписывались магические свойства, они использовались в обрядах инициации взрослеющих детей и обрядах посвящения взрослых в различные мистерии и культы. В Древнем Китае считалось, что злые духи могут двигаться только по прямой, а потому даже улицы городов своими изгибами напоминали лабиринты. И входы в китайские города часто сознательно проектировали в виде лабиринтов.

Архитектурные сооружения, специально сконструированные как лабиринты, преследуют цель максимально затруднить выход из них либо сделать его невозможным без посторонней помощи. Но, как мы уже говорили, существуют и природные, естественные лабиринты, послужившие прототипами рукотворных. В качестве примера можно привести системы подземных пещер. И даже любой лес с неизвестно куда ведущими тропинками — тоже лабиринт. И лабиринтом часто представляются улицы большого незнакомого города.

Да и любой выбор, встающий перед человеком, в сущности, является символическим входом в лабиринт. Прекрасной иллюстрацией этого положения является картина В. Васнецова "Витязь на распутье".

Слово «лабиринт», пришедшее в наш язык из Эллады, имеет догреческое происхождение и является одним из самых древних в мире. Имеется несколько версий, пытающихся объяснить его значение. Согласно первой, оно произошло от названия двулезвийного топора — лабриса, который широко использовался в религиозных церемониях на острове Крит и символизировал два рога священного быка. В русский язык пришло через немецкий язык — Labyrinth.

В этом случае лабиринт – "дом двойного топора" либо "святилище божества с двойной секирой".

По другой версии, этот термин является производным от доиндоевропейского слова, означавшего "камень". В Византии "лабрами" называли монастыри, окружённые каменными стенами, в Греции – монастыри в пещерах. Отсюда ведёт свое происхождение знакомое всем русское слово "лавра". В качестве примера можно привести Лавру святого Афанасия в Греции (Афон), Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру.

Каково же назначение лабиринтов, зачем на протяжении тысячелетий создавались они в разных странах и на разных континентах?

Основываясь на знаменитом древнегреческом мифе о Тесее и Минотавре, многие средневековые исследователи на протяжении ряда столетий считали лабиринты, подобные Кносскому, тюрьмами и местами заключения. Часто они ссылались на мнение древнегреческого историка Филохора (345-260 гг. до н.э.), считавшего критский лабиринт тюрьмой для афинских мальчиков, судьбой которых было стать рабами победителей спортивных состязаний.

Такой упрощённый и чисто утилитарный подход не выдержал испытания временем. Уже в XIX веке обитель страшного чудовища, в которую против своей воли вынуждены вступить герои повествования, стала рассматриваться как символ царства мертвых, обитель мрака и теней, воплощение древнего хтонического ужаса.

Но и этот подход не удовлетворил многих исследователей, которые предложили своё видение проблемы: лабиринт – символ движения, ведущего к возрождению и новой жизни. В этом случае прохождение через лабиринт символизирует новое рождение человека, его преображение. Имеется много подтверждений того, что лабиринты использовались в обрядах инициации подростков либо посвящения избранных. Возможно, Тесей со свитой приехал на Крит для того, чтобы пройти обряд посвящения в таинства местного культа. В этом случае Минотавр (его настоящее имя — Астерий, "Звёздный") – не пленник, а хозяин лабиринта, подземное божество, владыка царства теней.

Современные учёные предполагают, что греки разделили единого бога критян на две ипостаси: судью мира мёртвых Миноса и его пасынка Минотавра. Позже забылось, что Минотавр не пожирал, а испытывал вошедших в лабиринт. Подтверждением служит то обстоятельство, что история рождения Миноса – это, в общем-то, смягчённый вариант сюжета о рождении Минотавра. Если родителями Миноса являются принявший облик быка Зевс и похищенная им Европа (именно отсюда ведёт свое происхождение известная древнеримская поговорка: что позволено Юпитеру, не позволено быку), то родителями Минотавра оказались священный бык Посейдона и жена Миноса Пасифая. Некоторые исследователи считают, что рисунки лабиринтного типа (самый древний из которых, нанесенный около 4 тысяч лет назад на стену усыпальницы, найден на острове Сардиния) и первые рукотворные лабиринты могли появиться как попытка изображения движение Солнца и планет.

Для древних греков оракул был гораздо больше, чем просто человек, умевший предсказывать будущее. Передача божественного знания от бога к смертному, также известная как прорицание, играла важную роль в древнегреческой религии. Гадание принимало различные формы, от изучения жертвенных внутренностей до интерпретации полёта птиц. Но, пожалуй, самой важной формой гадания была практика консультации с богом через посредника, и этот посредник был известен как оракул.

Консультации оракулов проводились в постоянных местах и святилищах, разбросанных по всей Древней Греции. Царь богов, Зевс, имел престижных оракулов как в Олимпии, так и в Додоне. Были также оракулы Аполлона и в Дидиме, в Малой Азии и на острове Делос. Однако самым известным и долговечным из них был Дельфийский Оракул Аполлона.

Дельфийский оракул на протяжении тысячелетий очаровывал цивилизации и как институт, и как концепция. Существует множество древних источников, которые ссылаются на оракула, от поэта V века до н. э. Пиндара до географа II века н. э. Павсания. Дельфы также пленили более поздних художников и писателей. Лорд Байрон даже оставил несколько граффити на камнях гимназии, когда посетил это место в 1809 году. Всё это литературное внимание подчёркивает важность Дельф, но почему именно они занимали такое особое положение в древнегреческом мире?

Одна история рассказывает о том, как Зевс выпустил двух орлов, по одному с каждого конца Земли. В том месте, где пересеклись орлы, он бросил камень, чтобы определить центр Земли. Камень приземлился в Дельфах. Считается, что этот камень представлен таинственным маркером, найденным на месте раскопок, известным как омфалос (омфал), или пупочный камень. Однако некоторые древние источники утверждают, что этот камень на самом деле был маркером гробницы Диониса.

Расположенные на скалистом хребте под горой Парнас, Дельфы - это место, которое не поддаётся человеческому заселению. Ведь по легенде оно принадлежит богам. Источники сильно различаются по происхождению Дельф. Некоторые утверждают, что Гея, богиня-мать Земли, была первой жительницей, задолго до Аполлона. Эта древняя родословная давала определённый уровень престижа этому месту.

Несмотря на своё высокое мифологическое происхождение, вполне вероятно, что Дельфы изначально представляли собой небольшое поселение. Однако город располагался на важном торговом пути из Коринфа в Северную Грецию. В VIII веке до нашей эры возросший уровень торговли вокруг Греции сделал Дельфы более посещаемыми. К V веку до нашей эры Дельфийский оракул стал самым известным священным местом в Греции.

Карты Таро – это древнейший инструмент предсказания, который используется для разгадывания тайн и отгадывания загадок уже несколько столетий. В последние годы спрос на карты Таро возрастает, и все больше людей начинают интересоваться этой древней практикой. Давайте рассмотрим причины, по которым карты Таро становятся всё более популярными, а также то, кто их покупает и почему.

Одной из причин, по которой карты Таро становятся всё более популярными, является то, что они помогают людям понимать себя и свои отношения с другими людьми. Карты Таро представляют собой мощный инструмент, который помогает людям обнаруживать свои внутренние проблемы и решать их. Они также помогают людям лучше понимать своих близких и партнеров, а также принимать более осознанные решения в своей жизни.

Ещё одной причиной популярности карт Таро является то, что люди ищут альтернативные способы предсказания будущего. В наше время всё движется слишком быстро, и многие люди чувствуют потребность в более медленном и утонченном подходе к жизни. Карты Таро предоставляют такую возможность, позволяя людям замедлиться и подумать о своей жизни более осознанно.

Тесей – великий правитель Афин, одержавший немало побед
Самых известных героев Древней Греции можно легко сосчитать по пальцам одной руки, однако их подвиги стали поистине легендарными. Одним из таких людей считался Тесей, знаменитый афинский воин, на счету которого сложное и крайне опасное путешествие в Лабиринте и сражение с Минотавром.

Также Тесей прославился как выдающийся правитель, сделавший огромный вклад в развитие родных Афин. Более того, есть исторические сведения о том, что во времена Марафонской войны, что разразилась в 490 году до нашей эры, некоторые эллины видели Тесея на поле боя. Личность этого героя действительно содержит немало вполне реальных черт.

Битва при Марафоне. Одно из крупнейших сухопутных сражений греко-персидских войн, состоявшееся 12 сентября 490 года до н. э. неподалёку от греческого города Марафон приблизительно в 42 км от Афин. В битве при Марафоне персидская армия потерпела сокрушительное поражение.

В честь бегуна, который сообщил Афинам о поражении персидской армии, названа беговая дистанция в 42 км 195 метров, а всех атлетов, которые преодолели это расстояние, называют марафонцами.

Автор этих строк и видео о презентации Ник Карпати (Анатолий Обросков), Всемирный посол бега (Global_running_ambassador), основатель Марафонской команды совместно с Атлетика Ватикана, также пробежад три международных марафона Белые Ночи в Петербурге.

Корабль Тесея, или парадокс Тесея — парадокс, который можно сформулировать так: «Если все составные части исходного объекта были заменены, остаётся ли объект тем же объектом?».

Заметки на полях "Корабля Тесея".
В рамках рубрики #примечания_редактора поделилась заметками выпускающий редактор Анастасия Козакевич, сделанными в ходе работы над чёрно-белым романом Ильдара Абузярова «Корабль Тесея».

• Пролог. Промежуток перехода. — Для вдохновения пересмотреть «Нефертити, королеву Нила», а затем «Клеопатру» 1963 года, потому что Элизабет Тейлор так же прекрасна, как столкновение зыбучей Египетской и изощрённой Античной мифологий.

• Глава 3. Бар «Трибунал». — Пересмотреть: «Убить Билла», потому что образ невесты не так прост, как кажется.

• Глава 6. Совсем другая Мелисса. — «Король, дама, валет» В. В. Набокова: «Но забавляло его и другое. Он уже мог представить себе довольно ясно, как, в костюмах напоказ, за витриной, будут ходить туда и сюда искусственные манекены. Это было прелестное видение». — Всегда обезоруживал эпитет «искусственные» по отношению к манекенам, после этой главы восприятие поменялось.

• Глава 7. Мост искателей. — Попробовать нарисовать карту перемещений героев по городу, рискнуть пройтись по этому лабиринту без нити, но в хорошей компании.

• Глава 20. Скелет в шкафу. — Ну вот, ещё одна безумная идея в копилку: увидеть своими глазами добычу мрамора, потому что ДК «Горняк» вряд ли послужит источником вдохновения.

• Глава 21. Призрак. — Герой в пустыне ассоциируется с «Лоуренсом Аравийским», но по сюжету и гипнотическому ритму все же Вендерс, «Париж, Техас».

• Глава 24. Парадокс Тесея. — Вновь посетить кроме очевидных по сюжету Эрмитажа и Михайловского театра, крейсер «Аврора», как самую настоящую иллюстрацию к парадоксу Тесея, озадачить там экскурсовода.

• Эпилог. Адская лотерея: чёрное и белое. — Перечитать «Арабский кошмар» Роберта Ирвина, потому что хочется еще городских лабиринтов, в которых все не те, кем кажутся.


В Павильоне С, стенд КПРФ. На стенде КПРФ обсудил с одним из сотрудником последние новости по выборам мэра Москвы. Как известно, КПРФ выдвигает на эту должность кандидатуру внука Г.А. Зюганова Леонида. Пока о нём мало информации. Сотрудник сказал, что это даже может способствовать успеху избирательной кампании, в России такое принято.
На сентябрь 2023 года намечены очередные выборы мэра Москвы.
Это одно из самых важных политических событий РФ не только для столичных жителей, но и для остальных граждан страны. По этой причине вопросы о том, когда пройдут выборы градоначальника Москвы, имена возможных кандидатов и прочее обсуждаются на разных уровнях.
По закону срок полномочий мэра столицы России 5 лет, истекает он в сентябре 2023 года, так как в прошлый раз градоначальника Москвы выбирали 9 сентября 2018 года.
Тогда победу одержал Собянин, он стал мэром в очередной раз.
На стенде компартии партии Зюганова были представлены свежие номера газеты "Правда", брошюры "Политическое просвещение". 

На стенде "Старообрядчество" снял на видео интервью у сотрудницы, она мне вручила визитку. В своё время прочитал книгу М.В. Пулькина о старообрядцах. Узнал из её, что начинание "морильщиков" получило массовую поддержку среди противников никоновских церковных реформ.  А быстрому распространению «самогубительной смерти» на значительной территории способствовала поддержка со стороны протопопа Аввакума и ряда других радикальных предводителей церковного раскола.
http://proza.ru/2017/01/23/1199

На одном из видео Шатёр F, презентация книги Романа Сенчина.
Он родился в Кызыле Тувинской АССР в семье служащих. После окончания школы продолжил обучение в Ленинграде, затем проходил действительную военную службу в Карелии.

В 1993 году из-за обострившихся в республике межнациональных отношений семья Сенчиных покинула Кызыл и переселилась в Красноярский край, где начала заниматься фермерским хозяйством.

В начале 1990-х годов Роман Сенчин попеременно живёт в Абакане и Минусинске, где работает монтажником сцены в Минусинском драмтеатре, дворником, грузчиком. В 1995—1996 годах в местных изданиях появляются первые рассказы Сенчина. Первые публикации в Москве — в журнале «Наш современник».

В 1996—2001 годах учится в Литературном институте (семинар Александра Рекемчука)], становится постоянным автором «Октября», «Дружбы народов», «Нового мира», «Знамени», позже — «Урала», «Авроры» и других журналов. По окончании Литературного института ведёт там семинар прозы (2001—2003), живёт в Москве.

Автор романов «Минус», «Нубук», «Ёлтышевы», «Информация», сборников рассказов «Иджим», «День без числа», «Абсолютное соло», «Изобилие».

В 2009 году роман «Елтышевы» входит в шорт-листы литературных премий «Большая книга», «Русский Букер», «Ясная Поляна», «Национальный бестселлер», получает много критических отзывов. В 2011 году роман «Елтышевы» вошёл в шорт-лист премии «Русский Букер десятилетия».

В 2012 году получает Премию правительства РФ, в 2015 году — третью премию «Большая книга» (за роман «Зона затопления»), в 2017 г. — премию «Писатель XXI века» в номинации «Проза» (за книгу «Постоянное напряжение» (М.: «Эксмо», 2017)).

В начале 2017 года из Москвы переезжает в Екатеринбург, объясняя это тем, что «время, когда писатели стремились в Москву, прошло»[7]. В последующем становится помощником депутата Госдумы России от КПРФ Сергея Шаргунова (на общественных началах).

По мнению критика А. Г. Рудалёва: «Сенчин представляет себя таким, каким его привыкли видеть: нелюдимый человек в чёрном и пишущий депрессивную прозу. Он этим вводит в заблуждение и многие заблуждаются. На самом деле это очень светлый писатель, при этом предельно серьёзный».

Журналист и писатель Олег Свечин, персонаж самого Сенчина, перекочевал в книгу Анны Козловой «Превед победителю».

https://youtu.be/HlUlTNadLHU

https://youtu.be/wPXAgOSxXa8

https://youtu.be/4VyKRyqqaIg

https://youtu.be/4VyKRyqqaIg

https://youtu.be/Nc0NXRfvnVM

https://youtu.be/ElQ9z328s7M

https://youtu.be/Nc0NXRfvnVM


Рецензии