Глава 28. Советы автостопщику. Дорога Владивосток

До лета 2014 года мне казалось, что автостоп, словно розовая мужская рубашка – является привилегией исключительно решительных и самоуверенных людей. И я был убежден, что если однажды сяду в автомобиль к незнакомцу, это полностью изменит мою жизнь. Но полностью мою жизнь изменили война и концепция Маршрута. Автостоп же только помогал бюджетно преодолевать расстояния и совсем не хотел делать меня увереннее или общительнее. Однако, преодоленные тысячи километров, не прошли бесследно и превратились в уникальный жизненный опыт, которым я и хотел бы поделиться.

Лучшей метафорой для понимания автостопа, мне представляется маркетинг, ведь для того, чтобы эффективно себя продать, нужно быть максимально клиентоориентированным. Ездить на большие расстояния становится намного проще после того, как получится взглянуть на трассу с позиции водителя.
Основная задача автостопщика, как и ценника на бензоколонке – обездвиживать автомобили. Конечно всегда остаётся надежда на чудо, но реально повысить шансы на успех в ловле попутки могут две вещи: удачное время и правильная позиция.

У хитчхайкера, в отличие от Канта или Эйнштейна, понимание времени очень простое: чем раньше – тем лучше. Необходимо учитывать, что чаще всего автомобилисты покидают свой город с расчетом к вечеру оказаться либо дома, либо в каком-то другом населенном пункте. А значит, чем больше километров впереди, тем раньше отправление. После заката солнца образуется поток водителей, возвращающихся домой из своих деловых поездок и шансы попасть в большой город заметно возрастают, хотя обычно от этого явления пользы мало.

Если кратко, то лучшей позицией является точка на трассе, где водителю будет удобно притормозить. Однако, выбор правильной позиции слишком важен, чтобы обойтись краткой формой, так что следует запомнить несколько важных элементов:

 1.  Законность. Точно никто не остановится на мосту, переезде или в зоне действия знака "остановка запрещена".
 2. Обочина. Достаточно протяженная, чтобы принять на себя не только автомобиль, но и его тормозной путь.
 3. Торможение. На низкой скорости люди охотнее останавливаются. А не спешат обычно сразу на выезде с заправки, кафе или второстепенной дороги, а также после поворота, подъёма на возвышенность и перекрестка.
 4. Видимость. Человек за рулём должен не только заметить кого-то на обочине, но и понять, что перед ним находится автостопщик. По этой причине лучше не пытаться голосовать сразу после поворота или в конце подъёма – нужно иметь хотя бы 50-100 метров для установления зрительного контакта.
 5. Определенность. Стоит исключить недопонимание, касательно цели поездки и не пытаться стопить на остановках общественного транспорта, а если впереди находится перекресток или развилка – лучше пройти за них и расположиться на нужном направлении.

Иногда случается, что позиция, которая выглядит очень удачной, оказывается не лучшим местом для автостопа по неочевидным причинам. И лично я двигаюсь вперёд пешком, если долго не могу остановить попутку. Потому как, чем больше населенных пунктов остаётся позади, тем больше автомобилей может выехать в нужную сторону.

Кроме времени и позиции, существует ещё несколько моментов прямо влияющих на скорость автостопа.
– Попутчики. Проще всего двигаться одному, однако водители довольно легко подбирают на трассе и пары из двух девушек или парня с девушкой. Двум парням уехать намного сложнее, а компаниями по три и более человек – мои соболезнования.
– Федеральные трассы. Весь маршрут желательно проходить по главной дороге и не сворачивать на второстепенные пути, даже если кажется, что можно удачно срезать расстояние. Часто такие попытки сэкономить пару часов обходятся в лишний день пути.
– Большие города. Населённые пункты сильно тормозят передвижение и легко можно потерять полдня на то, чтобы снова выбраться на трассу из какого-нибудь административного центра. Можно пытаться выходить не в самом городе, а на объездном кольце, но часто из-за высокой плотности трафика всю дорогу до нужного поворота приходится измерять пешком. Так что города в автостопе, словно морковь в супе – необходимое зло.

На этом теоретическую часть в обучении автостопу можно считать завершенной, но у меня есть ещё несколько практических советов.
– Снаряжение. Набор вещей, рассчитанный на несколько дней туризма: палатка, спальник, каремат, печатный атлас дорог или карта в телефоне и павербанк, влажные салфетки, дезодорант, пара литров воды, несколько шоколадных батончиков, а также немного сменной одежды и непромокаемая ветровка.
– Гигиена. Чистое лицо и отсутствие запаха пота выгодно отличают путешественника от бродяги. Перед длительной поездкой желательно коротко постричься, либо заплести дрэды – такие прически лучше всего переносят дорожную пыль и отсутствие душа. Для умывания стоит иметь при себе несколько пачек влажных салфеток. Не повредят и пластыри.
– Старт. Нельзя выйди из дома и сразу же начать стопить. Вообще в черте города мало кто останавливается, кроме таксистов, а от них пользы в автостопе – ноль. Необходимо отсечь все местные направления и оставить только междугородние поездки. Для этого достаточно выбраться электричкой, автобусом или пешком на несколько километров за транспортную развязку или кольцевую автодорогу.
– Голосование. Чтобы остановить попутку, руку следует держать на уровне горизонта. Если ниже, то выйдет сигнал для таксистов, если выше – римский салют. Метров за 50 до автомобиля, желательно выглядеть приветливо и установить зрительный контакт с водителем или просто смотреть туда, где должен быть руль. Всё-таки автостоп – это вид продаж и товар должен быть привлекательным. Лучше всего останавливаются одинокие автомобили, если же несколько машин едут подряд, то нацеливать взгляд стоит только на первую и последнюю в очереди, потому что остальным слишком неудобно будет выруливать на обочину.
– Приветствие. "Здравствуйте, в сторону (название ближайшего административного центра) не подкинете?"
– Беседа с водителем. До того, как я сам начал ездить попутками, мне казалось, что автостопщик должен безостановочно болтать, расплачиваясь тем самым за проезд. На самом же деле хитчхайкер вовсе не обязан быть гениальным оратором или даже экстравертом. Достаточно в самом начале просто рассказать о себе и своем путешествии, а дальше только слушать или отвечать на вопросы. Часто в салоне автомобиля играет музыка и чем выше громкость, тем меньше причин заводить беседу. Некоторые автостопщики, обычно девушки, первым делом просят сделать музыку погромче, чтобы не разговаривать самим, но это, словно подманить голубя камешком – грязный приём.
– Этикет. Тот, кто первый занял позицию, в праве первым с нее и уехать. Поэтому если на удобном месте уже расположился другой автостопщик, следует самому расположиться метров за 30-50 после него.  Также не стоит вставать с незнакомцем рядом, образуя пару, которую большинство водителей не захочет подбирать.

И, напоследок, пара менее материалистических моментов. Так получается, что за время в пути, автостопщик преимущественно контактирует с людьми, готовыми помогать ближнему. Просто потому что, нежелающие оказывать помощи – не останавливаются. Из-за этого, лично у меня, после долгой дороги, пробуждается вера в гуманизм, которая постепенно рушится по прибытии в город, где нужно выживать.
Также, на метафизическом уровне, автостоп видится мне метафорой детерминизма. В путешествии присутствует минимум переменных и лишь один критерий эффективности – количество километров. Поэтому, довольно легко проследить, как незначительные или даже неприятные оттенки пути, лишь подготавливают почву для действительно важной встречи. Эти мысли помогают принимать события как есть и не расстраиваться, если в дороге что-то идет не по плану. Правда в быту от такой философии пользы нет и несколько неудач подряд обычно не приводят к счастливой развязке, а украшаются ещё большей проблемой.
Так что автостоп, со своим уникальным мироустройством, является неплохим вариантом для побега от недружелюбной действительности. Это в нем и привлекает.

30 июля я занял позицию около станции Сиреневка, докуда добрался электричкой. После пары небольших отрезков пути с местными жителями, меня подобрал молодой мужчина, скучающий по хулиганской юности. В салоне автомобиля надрывал колонки провинциальный русский рэп с филигранными рифмами "торт–корт–чёрт...", а беседу водитель предпочитал вести об конопле и ее производных. Ехали мы быстро и вечером распрощались в Хабаровске, что в 760 км. от Владивостока. В запасе имелось ещё 2-3 часа светового дня, но этого даже не хватило на то, чтобы выбраться из города.
Только ближе к полуночи я поставил палатку на каком-то болоте, а пока бродил среди высокой травы в поисках места посуше, потревожил сон хозяев здешних земель. Легионы таёжных комаров насытили ночь взмахами крыльев и сами стремились насытиться за мой счёт. Хрупких кровососов можно было собирать горстями прямо из воздуха, а если бы тогда внезапно встало солнце, я бы этого даже не заметил.

31 июля автостоп начался вяло. Пару часов меня, словно овощной салат на детском праздничном столе – просто никто не замечал. Я шел вдоль трассы с жвачкой во рту, а когда она потеряла вкус, захотел выплюнуть и ударить ее ногой в полете так, чтобы безвкусный комок улетел в кювет. Но жвачка упала сантиметрах в восьми от моих кроссовок и запуталась в траве. Скоро подъехала машина и парень за рулём, без лишних слов, согласился меня подбросить вперед по трассе. В нашем разговоре даже не успело возникнуть неловкого молчания, когда он сказал, что поворачивает и нам больше не по пути.
Я занял позицию километрах в 20 от прошлого места стоянки и вспомнил о случае с жевательной резинкой. Казалось неслучайным совпадением, что меня подвезли на крайне небольшое расстояние после того как она упала намного ближе, чем хотелось бы. Поэтому эксперимент был воспроизведён и крошечная комета устремилась в сторону лесополосы, пропав из виду. Знал бы я, что умею так бить – искал бы работу не в заведениях фастфуда, а в футбольных клубах. Такой результат мог означать, что скоро меня подвезут на очень большое расстояние. Так и получилось.
Весёлый мужчина околопенсионного возраста направлялся в Якутию на японском микроавтобусе и предложил составить ему компанию. Пути наши разошлись около трёх часов ночи, вблизи Сковородино, а проехали мы вместе почти 1200 км. Ночевать в палатке было холодно – я не раздевался и свернувшись калачиком, спал на коленях, чтобы не отморозить почки. Снаружи накрапывал дождь и капли, крадущиеся по тентовой ткани, размывали мою недавнюю радость от приобретения уцененной палатки всего за 500 рублей.

1 августа за первые три часа автостопа я проехал лишь 10 км, хотя, мог бы за это время пройти большее расстояние пешком. Дальше меня подобрали какие-то сельские железнодорожники. Трое, из четверых мужиков в машине, были пьяны и в течении полутора часов я выслушивал упрёки и нравоучения, вперемешку с угрозами и насмешками – сразу почувствовалась близость Забайкалья. Железнодорожники приняли на себя все обязательства по поддержанию беседы, мне же оставалось только кратко отвечать на вопросы и с сожалением вспоминать о спокойном и безопасном месте на обочине федеральной трассы.
Случается такое не часто, но при автостопе всё-таки приходится контактировать с людьми, благодаря которым в общественных заведениях существует вакансия охранника. Главное в таких ситуациях – распрощаться с водителем, получив лишь моральный ущерб. А сложнее всего – покинуть автомобиль, не позволив возникнуть конфликту, ради которого автостопщика и подобрали.
Высадили меня около станции Ерофей Павлович, названной в честь командира казаков, истребившего достаточно коренного населения Приамурья, чтобы назвать эти земли русскими.
Следующей встречи я прождал совсем немного, около 20 минут. Тридцатилетний мужчина из Якутии сначала смутил синюшными наколками и разговорами про блатных, но зато сразу сказал что может довезти до Улан-Удэ. Только благодаря якутским водителям по Приамурью, в отличие от Забайкалья, можно было перемещаться автостопом. Вот в чью честь стоило называть станции.
Ехали мы вместе целый день и уже глубоким вечером попали в Читу, где немного заблудились, перепутав старую федеральную трассу с новой. Ночевать остановились далеко за полночь и спали прямо в автомобильных сиденьях, что было намного комфортнее моего варианта с палаткой. Всего за день я преодолел примерно 1100 км. и словно профессиональный участник хороводов, попавший в слэм – был удивлен темпом движения.

2 августа якут проснулся рано и ещё до обеда мы проехали около 500 км. до Улан-Удэ, где автостоп и завершился. Чтобы иметь больше времени на поиск съёмного жилья в Иркутске, я приобрел билет на ночной поезд и в ожидании отправления, весь день прошатался по столице Бурятии. Ни местные музеи, ни дацан, меня уже не интересовали, так что мое время распределилось тонким слоем по парку с колесом обозрения, городской набережной и небольшому скверу со старыми качелями.

Утром 3 августа я завершил путешествие на иркутском вокзале. Снаружи, за каменными стенами зала ожидания уже готовил особый прием последний город Маршрута.


Рецензии