Памир-Мургаб рассказы о службе 44

"Памир-Мургаб"(153).

В такую знаменательную дату,как двадцатилетие,человек имеет право рассчитывать хотя бы на маленькое чудо!Вчера нам было конечно не до чудес-до полуночи размундировывались,разгружались,чистили и сдавали оружие,боезапас и паек,сегодня запланирована прямо с утра баня,спали ведь на матрацах ,без простыней и наволочек,чтобы не перемазать хозяйство старшины...Я проснулся с предвкушением какой-то нежданной радости,прислушался к гомону у дверей,потом в казарму вбежали шофера-наши годки,с воплями-Приказ,братва!Зация!!!!Телефонисты с Оша передали нашим-сегодня в газетах напечатано,а значит и нам почта идет,и командир на разводе объявит!
Мы все вскакиваем,дружно орем "Зация!!!!",обнимается,поем "зованую"под грохот гитар....Как же это,за всеми войнами забыли мы про приказ-то?Дневальному дан приказ готовить тумбочку для торжественной читки приказа вечером,а молодым-запоминать наши имена-отчества,ведь теперь мы -квартиранты,почти гражданские люди,и по званию к нам просьба не обращаться!!!!Как долго мы его ждали-наш приказ!Это для него мы дырявили календарики,мурыжили молодых вопросами-Сколько там деньков осталось?Теперь им службу дедовскую править,а мы свое отслужили!Почему?Да потому,что в приказу черным по белому написано самим министром обороны:..."Приказываю уволить в запас из Вооруженных сил военнослужащих,отслуживших установленные сроки службы и призвать на действительную воинскую службу граждан,достигших 18-летнего возраста,годных по состоянию здоровья и не имеющих права на отсрочку...."
Призывались мы под Гречку,а увольняемся под Устинова,но это уже не имеет для нас никакого значения-главное ,что дождались!Хотя конечно,приказ вовсе не значит,что "бери шинель,пошли домой!",реально демобилизация начнется через полтора-два месяца,а у нас в погранвойсках и того хуже,нам ждать молодых,замену,границу просто так не бросишь!Тем более китаезы выдумали гонор показывать,но мы их вроде слегка осадили,хотя напряженка остается...Но надеемся конечно,что наш Папа-Председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов(погранвойска подчиняются этому грозному ведомству) не будет слишком затягивать этот процесс!
Положение квартирантов тоже не означает вообще ничего не делать и никому не подчиняться,службу никто не отменяет,но она уже мало интересует,нам готовить парадки,альбомы,кейсы,обсуждать гражданские перспективы-мы уже одной ногой дома!А наша молодежь по праву становится дедами,хотя и тут анархии быть не должно-сношать им пока некого,разве,что майских,на пол-года младших,но их мало,да и сдружились они за молодое время,вместе заплывали-то...Их молодежь еще мамины пирожки дома кушает,но кому-то уже судьбой предписана Гульча.Приказ на Мургабе обычно отмечают бурно,порой заканчивается все совсем некрасиво и нерадостно,а многие "почти гражданские" лица оказываются на "гауптстической вахте",где начкару наплевать на их солдатские регалии и сроки службы,и он обязательно бросит таких героев на чистку "очка"...Хотя есть официальный приказ начштаба о запрете сричься под ноль,тут уж нам плевать на запреты,и на разводе появляется масса лысых голов-такова традиция,ничего не поделаешь!Все командиры в один голос твердят-никаких пьянок,иначе -губа и последняя партия!Кстати в эту последнюю партию что-то многовато уже набирается,чуть не пол-призыва нашего!Розанцев сегодня необычно весел-обещает и первую партию только после Нового Года отпустить,на что в наших рядах раздается ответный смех...А впрочем такое вполне возможно,мы помним как уезжали наши последние деды аж в марте!
Но несмотря на запреты,подготовка соответственная к кутежу всетаки идет полным ходом,а пока все ждут почту-газеты будут нарасхват-каждому надо вырезать заветный текст в зованый альбом...Но мы сидим после баньки в офицерской,особо не дергаемся,знаем,что почтарь известит и отложит нам по экземпляру...Я вообще-то посылку жду,мамуля навернула гостинцев к дню рождения,вечером соберемся тут по-тихому,отметим мои двадцать лет.Как в песне поется:"В жизни раз бывает....!"Впрочем в жизни любая дата только раз бывает,но круглые принято отмечать особо...И не зря я сегодня ждал чего-то особенного-получил я это особенного,нежданно-негаданно!Почтарь сообщил,что посылка мне пришла(надо идти получать самому) и кучу писем принес,целую пачку-от мамы конечно,от друзей с гражданки,от Михи Кокорина из Кургана,от Вовки из Оша,сразу два от Иришки,с Питера....и вот еще,в длинном,красивом конверте,я взглянул на адрес и обомлел-Динка!!!!В голове что-то замутилось,ноги ослабли-я сел,ничего не понимая,не веря...Смотрю еще раз-Она!!!Ее почерк!И разом все ожило забытое казалось,нахлынуло,подкатило к горлу,не продохнуть,не проморгать слезу....Стесняясь ребят,выхожу на крыльцо столовой...Письмо!О чем оно?Какой она стала за год прошедший?Может,это лишь жест вежливости,товарищеское поздравление...Она ведь замужняя женщина,зачем бередить старую боль?Надо раскрыть прочитать,но что-то не по себе надо бы куда-то уединиться,сунув письма в карман,бреду по отряду вверх,к складам....Есть место для уединения-отрядовское старое кладбище,там точно никто не потревожит...Здесь лежат те,кто навечно прописан на Мургабе.Это сейчас тела погибших отправляют вниз,на родину,а раньше не до того было,тут же и хоронили бойцов.Могилы старые,еще с дореволюционных времен-покосившиеся ржавые кресты с истлевшими надписями,невзрачные бугорки,холмики,каменные плиты,есть жестяные,облупившиеся пирамидки со звездами-все почему-то неухоженное,никто здесь не бывает,а ведь эти люди,как и мы,служили здесь,страдали,,тосковали,любили,так же смотрели на эти вечные горы,на это холодное бездонное небо-и вот их позабыли,никто уже не вспомнит их имен,никто не приходит к этим могилам,не приносит цветов....

"Памир-Мургаб"(154).

Конверт был хоть и красивый,но почему-то какой-то помятый и потертый,я посмотрел на дату штемпеля и ужаснулся,письмо-то написано почти два  месяца назад!Пришло оно в Гульчу,и там видимо провалялось где-то,пока его не удосужились передать с оказией на Мургаб.Вот же гадство,а если там что-то важное и срочное,а я и не знал....

  Содержание письма меня просто ошеломило!Я перечитывал,опять не веря глазам,и все никак не мог уяснить и поверить...Письмо было большое,на нескольких листах,но я воспроизведу по памяти лишь самое важное...
"Валера!Здравствуй!Даже не знаю найдет ли это письмо тебя,захочешь ли ты на него ответить,но почему-то верю,что ты меня еще не забыл,верю,что поймешь и простишь за все и надеюсь получить от тебя весточку...Мы всегда были с тобой предельно откровенны,хочу,чтобы это сохранилось,поэтому честно признаюсь-не писала тебе так долго сознательно,старалась изо всех сил забыть тебя,старалась принять ту жизнь,что мне уготовила судьба,а испытывать былую боль и причинять ее тебе не хотела..Старалась добросовестно,надев маску покорности в отношениях с родственниками и мужем,так шли дни и месяцы...но все же иногда,тайком от всех,я смотрела на твое лицо на фото,в тысячный раз перечитывала твои письма мне,закрыв глаза,вновь переживала коротенькие дни нашей любви...и тогда пусть на миг отступали все беды и горести мои...Но не буду жаловаться-что было,то было!
Что во мне осталось от той наивной девчонки-почти ничего!Моя душа перевернулась,я и жить-то особо не хотела,просто существовала...А ведь это страшно-в девятнадцать лет потерять интерес к жизни,но не моя в том вина!Я осталась одна-без друзей,без учебы,без работы,даже родственников(лишь мама и младший брат меня как-то старались поддержать,но что они могли...)
Я должна рассказать тебе обо всем,мне так необходимо выговориться,освободиться от непосильной тяжести ,но только ты должен это знать!
Сначала о муже,прости,тебе будет неприятно,но не вздумай ревновать-люблю я тебя и только тебя!К нему у меня два чувства-ненависть и жалость!Ты наверное представляешь его жестоким тираном,этаким баем-сумасбродом,глумящимся над бедной женой...Нет,все не так!Он даже нерешительный и слабовольный человек,мы знаем друг друга с детства,и когда-то мне казалось,что нас объединяет нечто большее,чем дружба...Пока не встретила тебя,тогда я поняла,что такое настоящая любовь,а там была жалость,извечная женская жалость и привычка...Его отец-большой начальник,наши семьи дружили,поэтому вопрос о браке был давно решен родителями,и мне даже завидовали подруги-такая семья,богачи....Хотя и мы жили неплохо,но деньги-разве они могут заменить счастье!Потом я его ненавидела,жутко,до помутнения рассудка,мысль о его прикосновении сводила меня с ума-я видела в нем основную причину бед,свалившихся на мою голову....а он любил,любил жалко,робко,но упрямо.Только раз он поднял на меня руку,а потом вымаливал прощение!А может потому,что Айшен сказал ,что убьет его,если он меня еще тронет.Но не то его родители,они опозорили меня на свадьбе-поэтому я решила разом разрубить этот узел,выпила отраву,но если бы я знала,что беременна,что ношу под сердцем частицу тебя,я бы никогда на такое не пошла,я бы обязательно родила бы и вырастила ребенка,пусть даже и одна!Но все получилось иначе,и теперь мне остается лишь просить у тебя прощения,лишь жалеть и страдать....
Потом меня выходили конечно,даже перестали попрекать,но зачем?Опять эта непонятная,бессмысленная жизнь,опять(прости!)-тошные ночи с нелюбимым мужем,и не одной точки опоры,ни проблеска надежды!Поэтому я почти с радостью приняла известие,что вряд ли когда смогу еще забеременеть...Прости,но ты должен и это знать!Муж был согласен жить со мной и так,но его родители решили иначе-им нужны были внуки,наследники..и они повели дело к разводу...Я и не смела надеяться,так как отец и Айшен пришли в бешенство-они возили меня во Фрунзе,на обследование,на лечение,но опять судьба внесла свои коррективы-весной,пока я лежала в клинике,брат с отцом поехали в Ош к родне и по дороге на перевале попали в аварию.Отец погиб,а брат сильно поломался,и врачи не уверены,что он сможет ходить.Они были моей родней,я не могу не скорбеть,но в глубине души я понимала-появилась и для меня надежда.Когда я навещала брата в больнице,он вдруг заплакал и сказал-Сестра!Прости,я сломал тебе жизнь и погубил папу!Прости!И если хочешь,если еще можно-найди своего солдата!Ты свободна!И вот уже месяц,как я действительно стала свободна-бросила все и подала на развод.С мужем почти не вижусь,несмотря на его мольбы и плачи-просто взяла вещи и ушла,а он не посмел удержать...
И вот я решилась написать тебе и хочу спросить тебя,хотя и боюсь ответа-нужна ли я еще тебе ,такая вот как есть?Любишь ли ты еще меня?Если да-то напиши в ответ хоть одно это слово,мне хватит!Адрес прежний,я опять буду жить в общежитии,восстановилась на учебе в институте.И,знаешь,Валера очень люблю и тоскую!!!!
Мужчины тоже плачут,и по разным поводам-я плакал от всего сразу,от всего,что накопилось в душе,прорвалось сейчас с этими слезами,лопнуло ,как нарыв,облегчая измученное сердце и уступая его в обитель любви,обновленной,ликующей,светлой,как заря чего нового,долгожданного....


"Памир-Мургаб"(155)

Люди,в большинстве своем эгоисты.Когда нам плохо,то весь мир вокруг видится в черных тонах,когда счастливы,нам нет дела до чужой беды!И часто,сами вчера еще несчастные ,мы сегодня приносим несчастье другим.Но жизнь зебра, и смотришь- все опять поменялось местами,и приходится горько сожалеть о бездумной обиде,что принес кому-то...Мы ли тому виной,мир ли так уж устроен-кто ответит!
Вновь обретя любовь в душе,я как глашатай,трезвонил о своей радости близким и далеким друзьям,но в двадцать лет еще плохо разбираешься в этой жизни,не различая полутонов,полунамеков,подтекста событий и возможных неудач...Долго писал письмо Иришке,ну как ей обьяснить,что люблю другую,а то,что наобещал ей в своих солдатских письмах,оказалось пустыми прожектами...Можно было и соврать конечно,но зачем бесплодными надеждами травить чью-то душу...Знаю,что ей будет больно,но по крайней мере ,это честно!Любовь оказывается зависит совсем не от нас,от нашего рассудка и целесообразности-любим,как раз,вопреки здравому смыслу,не замечая,того,кто рядом был все это время и достоин любви не меньше,но.....!Разве Ира не красива,не умна,разве не чувствую я,что она ко мне что-то испытывает,но пусто на душе,сердце рвется к другой-запутавшейся,уставшей,уже взрослой женщине(а ведь они пожалуй ровестники)...И фотки рву,где мы вместе,у палаток на Джамантале,словно спешу порвать эти,только начавшиеся отношения...Так паршиво сделалось на душе,ведь она же будет страдать,может впервые в жизни поверила парню.....Свинья я,это уж точно,но что же делать...Пойти что ли напиться,может после вчерашего у наших чего и осталось,приказ все таки отмечали...
На Мургаб спустилась ночь-холодная,гулкая,звездная...чувствуется уже осень,скорей бы домой!Уже протрубили отбой,но в минбате что-то светло во всех окнах,может Андрюха опять заплывы устраивает,хорош уже вроде,или не остыл кусок от своих проблем?С ходу попадаю в радостные обьятия парней-Пышка,Баркуся,Нейчу,Батура..А Босс где?Вон он,идет уже по коридору из спального-с гитарой,голый по пояс,на плече шикарная наколка-Памир-Мургаб,горы,солнце,орел,СССР,КНР и прочие причандалы....На руке золотой браслет с часами,во рту фикса,только уже из рандоли,пошла мода блатная на фиксы,все манометры в отряде поломали...Босс радостно ржет,тычет меня грудь кулаком:Чо Москва зазнался,нос не кажешь?А мы сегодня гуляем,вчера поздно припылили,аж с Рангкуля перли в колонне,так что с приказом,братуха!!!!Взаимно,толстый!Да не помни ,у меня ж пузыри за пазухой!!!За мой двадцатник надо же?Ого!А как же,пошли в каптеру!Орлы за мной!....Дежурный!На шубу бойцов поставил?Смотри у меня,головой отвечаешь!...
Все уже довольно пьяны,поэтому разговор переходит с глобальных тем на наши местные проблемы-все бубнят,никто никого не слушает,дым от сигарет-хоть топор вешай,короче нормальная обстановка.Я тоже расслюнявившись ,рассказываю Андрюхе про Динку,про письмо,но Боссу тут что-то явно не нравится,он обняв меня за шею(чуть не свернув при этом,ревет в ухо-Будь мужиком Москва!Весь мир бардак,все бабы бл..ди!Давай песни петь!Люблю я это дело!И берет в ручищи свою любимую,всю в гдровских наклейках с голыми бабами,гитару,ласково поглаживает,даже целует деку(или может девку на наклейке)...Поехали,парни!!!!С первыми аккордами шум-гам помаленьку стихает,и братва дружно подхватывает:
"И забыв про девичий позор,слышится стыдливое Не надо!
А в малине иволга поет,девичья надежда и отрада!"
---------------
"Пусть весь мир околдован весною,пусть шумит он листвою!
Мир,где рядом тебя нет со мною,мне отдному ни к чему!"
---------------
"Мы вам честно сказать хотим,на девчонок мы больше не глядим!
Они всю жизнь нам разбивают сердца,от них мучения нам без конца"
----------------
"Ты помнишь плыли в вышине и вдруг погасли две звезды
Но лишь теперь понятно мне,что это были я и ты!"
-----------------
" Опустел перрон,можно уходить,и теперь цветы некому дарить
За колонной я так и простоял,а тебя другой с поезда встречал
Наташка,Наташка!Если бы диво случилось и стала бы ты некрасивой
Быть может тогда бы смогла ты заметить,что я с тобою рядом один в целом свете!"
-----------------
"Студентка-практикантка входила в класс исправно
И у доски робея,ломала мел в руках..."
------------------
"Плачут гитары,ну что же пусть!,если на парня находит грусть
Но виноваты во всем они,только они одни!

А эту песню Андрюха спел один,а мы слушали,понимая его состояние души...
"Песни у людей разные,а моя одна навека!Звездочка моя ясная!Как ты от меня далека!Тут и я вздохнул тоже...

НУ и конечно не забыли мы,разлив по последней дозе,и то,ради чего мы сегодня собрались,вышли из накуренной каптерки и запели десятками голосов нашу любимую "Мургабскую зарю":
"В прошлое два года улетели,с ними,как листки календаря
Белые туманы,жгучие метели и Мургабская заря Памира!".....


на фото-минбат,слева-направо:Юра Барков(Баркуся),Андрюха Дорохов(Босс),Серега Чебыкин,сидят-Серега Зорин и Игорь Танаев(Танай).лето 1976г.Мургаб.


Рецензии