Сбой ритма в стихах

(для тех, кто недавно захотел серьёзно понять как пишутся стихи - выдаю некоторые секреты писателей).

Самая распространённая ошибка в стихах, публикуемых, в интернете, впрочем не только в нём, - это сбой ритма в стихотворении.
Сбои бывают разные, разберём самый распространённый - это когда, например, катрены (четверостишия) звучат в разнобой. Значит, это ещё не стихи, а некая заготовка, которая требует от нас Саморедактирования.

ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ИСПРАВИТЬ?
ПРОВЕРЯЕМ на примере катрена (четверостишия):
- Если в первой строке стихотворения у вас 8 слогов, во 2-ой - 9, то это повторение должно следовать до конца всего стихотворения. Наглядно это можно представить себе так:

1-ая строка - 8 слогов
2-ая строка - 9 слогов
3-ая строка - 8 слогов
4-ая строка - 9 слогов

Стихи лучше читать вслух, намеренно ритмично. При этом
надо считать слоги. Их можно считать на пальцах и записывать перед каждой строкой количество слогов, сразу перед вами всё чётко прорисуется, и зрительно вы увидите места сбоя. Особенно это помогает, когда есть физическая и эмоциональная усталость.

- Теперь смотрим на рифмующиеся между собою строки: какой они рифмой написаны - мужской или женской.

Мужская рифма - с ударением на последнем слоге.
Пример:
Чтоб дружбу товарищ пронёс по волна;м -
Мы хлеба горбушку - и ту попола;м!

Женская рифма - ударение на предпоследнем слоге.
Пример:
Коль ветер лавиной, и песня – лави;ной,
Тебе – половина, и мне – полови;на!

Женскую и мужскую рифмы между собой рифмовать нельзя, сразу сбивается ритм, и это уже не стихи. Ведь у стихотворения есть два основных, я бы сказала, технических признака - ритм и рифма, и они должны быть правильными и гармоничными.

- При этом надо взять себе за правило: все катрены должны рифмоваться по схеме, заданной вами в первом четверостишие.
Чувствуете, что на третьем или четвёртом четверостишии звучание строк какое-то другое, прочтите вслух первый катрен, потом тот, где почувствовали сбой ритма, и переделайте его звучание и ритм по образцу-эталону, каковым является первое четверостишие.

- Иногда в стихотворении, написанном четверостишием, последние 2-е строки могут быть написаны в другом ритме, чем всё остальное стихотворение. Но это не ошибка, а специальный приём для подчёркивания главной мысли или для создания интриги, или для внесения морали, как в баснях, или для неожиданного поворота в конце стихотворения.
Но и эти последние 2-е строки должны между собой рифмоваться по тем же правилам, которые я изложила выше.

- Более опытные поэты могут проверять ритм стихотворения по схемам ямба, хорея, дактиля и т. д. Но это сложно. Я тоже не сразу это освоила. Для начала лучше освоить то, что содержится в этой статье.

Для скептиков могу сказать: считаете, что это так простенько? Всё гениальное просто. Только до этой гениальной простоты надо докопаться и вжиться в неё. Тогда можно отточить внутри себя ощущение ритма и рифмы на подсознательном уровне. Нам это нужно. Даже гений А.С.Пушкин, имеющий обострённое природное чувство ритма и рифмы, постоянно оттачивал своё мастерство и ещё в Лицее познал многие поэтические премудрости. Почему бы и нам этим не заниматься.

- Если вы пишите стихи твёрдой формой /Онегинская строфа, Триолет, Сонет и т.д./, очень большие по объёму стихи или стихи для детей, там есть своя специфика или даже более сложные схемы. О них можно потом поговорить отдельно. Эта же статья о самых распространённых классических стихах, которые мы обязаны научиться писать правильно в первую очередь. Благодарю тех, кто относиться к этой мысли и редактированию с пониманием.

Дуванова Зинаида Фёдоровна.


Рецензии
Спасибо за интересную и полезную информацию, Зинаида Федоровна.
Не могли бы Вы для наглядности привести пример стихотворения классиков, где «в стихотворении, написанном четверостишием, последние 2-е строки ... написаны в другом ритме, чем всё остальное стихотворение?»
Заранее спасибо.

Наталия Дементьева   17.04.2024 21:53     Заявить о нарушении