Просветительская миссия Абая

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МИССИЯ АБАЯ

Великий Абай Кунанбаев, безусловно, стал основоположником  просветительских идей в Казахстане. Но  прежде он много и упорно учился, считая, что только знание и учение способно делать человека человеком. Изучал труды древнегреческих философов, философов и богословов Востока. Абай был первым  казахским поэтом, который выбрал  путь самосознания и самопознания. Основная цель знания по Абаю – очеловечивание человека.
Импульсом к раскрытию  глубоких потенциальных способностей Абая стало его общение со ссыльными русскими  социал-демократами Е.П. Михоэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской литературе, которая переживала в то время творческий подъём, было тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко.
В общечеловеческой  системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам. Через родной язык, отмечает  мыслитель, открывается окно в  огромный мир, человечность  и широта  взглядов  обязывают изучать языки других народов, ибо только таким образом можно  человеку-мыслителю можно почувствовать связь с гениями мирового духа.
Абай  понимал, что нельзя его народу выйти из  многовековой нужды без образования.
Девизом на этом пути  стало древнее выражение, написанное на храме в Дельфах: «Познай самого себя». Древние философы, хотя их и называли стихийными диалектиками по своему мировоззрению, прекрасно понимали, что только познав себя, человек обретает Истину. Истина же заключается  в том, что человек  должен чувствовать себя не заброшенным и никому не нужным в просторах Вселенной, не каплей в Мировом океане, не маленькой песчинкой на морском берегу, но в понимании  того, что мир – прекрасен, что сам  он устроен он «по образу и подобию божию», что во всём царит  неизреченная гармония; и сам он, человек, на своём месте здесь, на земле. Найти себя, своё место, быть самим  собой – это и есть философское понимание истины, когда всё внешнее и внутреннее уравновешивается, и когда человек может крикнуть на весь мир: «Какое это счастье – быть на Земле Человеком!».
Касаясь  проблемы творения мира и человека, Абай пишет: «Разве не  чувствуется во всём любовь Создателя к человеку? И разве не долг человека отвечать на эту любовь взаимностью?» [Слово тридцать восьмое].
Абай призывает человека обратиться к самому себе:
В душу вглядись глубже, сам собою побудь:
Я для тебя загадка, я и мой путь!
Знай, потомок, дорогу я тебе открывал.
Против тысяч сражался,  не обессудь!

«Люди сбились с пути, указанного Всевышним. Священные слова пророка: «Подумай о величии Аллаха» и «Воистину Аллах любит справедливых людей» никем не принимаются с должной искренностью и надлежащим знанием» [Слово тридцать восьмое].
Ставя вопрос о пути познания Истины, Абай очерчивает познавательные горизонты, вводит в контекст понятия «мир», «самих себя»,  «Аллаха». Философ Абай прямо говорит о двух уровнях истины: истины «от земли», к которой человек идёт через разум; и «чистой истины», которая во Всевышнем. Он пишет: «Даже тайна создания недоступна мудрейшим из людей, не говоря уже о природе Аллаха. Аллах бесконечен, человеческий разум пределен. Разве может предельное измерить бесконечное. Мы говорим: Аллах един и он во всём. Нам кажется, что в этих словах кроется большая тайна, мы слышим в них какую-то неземную  значимость, хотя совершенно ясно, что слово «един» никак не выражает великую сущность Всевышнего. Наверное, когда-то это слово оказалось пределом возможностей нашего разума, его потолком» [Слово тридцать восьмое].
Легко сказать: вот Бог! Но путь
К нему лежит не через слово.
Душой и сердцем чистым будь –
Не надо истине иного.

Но Бога не постичь умом,
Зря мой язык о нём толкует.
Сомненья нет! Господь во всём,
Что в зримом мире  существует.

Здесь мысль Абая обращается к Творцу миров, становясь на точку зрения верующего человека. Строчки Абая перекликаются со стихами  Н. Гумилёва:
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но всё в себя вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Однако, вера Абая – действенная, и совсем не противоречит науке, так он пишет: «Человек овладевает науками и знаниями тогда, когда всем своим существом стремится к истине и правде, пытается  понять самую суть явлений. Разум и вера двигают им, ибо истина от земли, и он идёт к ней с разумом, а правда от Аллаха, и он принимает её на веру» [Слово тридцать восьмое].
Человек должен быть кузнецом своего счастья и творцом своей жизни, а если все время лежать на боку, то счастье само не придёт: «Мудрые мира давно заметили: человек ленивый бывает, как правило, труслив и безволен, безвольный – труслив и хвастлив; хвастливый – труслив, глуп и невежествен; глупый невежествен и не имеет понятия о чести, а бесчестный побирается у лентяя, ненасытен, необуздан, бездарен, не желает добра окружающим» [Слово Третье].
Таким образом, по мысли Абая, учение и образование  необходимы человеку, как  алмазу необходима обработка, чтобы стать бриллиантом, как способ стать человеком в высшем смысле этого слово, т.е., быть достойным человеком, недаром мудрец не уставал повторять: «Адам бол!»

1. Афоризмы Абая

Афоризмы Абая  из его «Книги слов» вошли в  золотой  фонд казахской философской и литературной мысли. Слово Тридцать седьмое, например, целиком состоит из таких  глубоких, мудрых высказываний, запоминая которые  всякий молодой человек  получает доступ к сокровищнице мировой философской мысли.
«Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста». Тем самым поэт показывает, что человек не в силах выразить всю неизмеримую глубину мысли.
«Сильный хоть и желает многого, но довольствуется  малым, ничтожный просит мало, но не доволен, даже когда получает больше». В этом афоризме налицо деление людей. Это деление существует для того, чтобы лучше можно было понять, что есть что, вернее, кто есть кто, один –  «сильный», другой – «ничтожный».
«Работающий только для себя, похож на животное, которое заботится о своём брюхе. Вседержец любит того, кто трудится на благо человечества». Здесь также заключена глубокая мысль о том, что лучший человек будет тот, кто способен трудиться ради других людей.
«Кто отравил Сократа, сжёг Жанну д Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих  останках? Толпа. Значит, у  толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истинный».
Абай, как никто другой из его окружения, понимал, насколько трудна  его задача, хотя с другой стороны, очевидно, что «направить толпу на путь истинный»  настолько же и важно для будущих поколений. Ведь каждый оставляет после себя  подобного себе, так что воспитание, вероятно, следовало бы начинать со взрослых, с молодых пап и мам. Поистине, счастливейшим из смертных мог бы почитать себя тот, кто сумел бы, пользуясь словами Абая, «направить толпу на путь истинный».
«Человек – дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники». Когда читаешь афоризмы Абая, то невольно возникает ощущение, что перебираешь драгоценные камни, отгранённые  великим мыслителем человечества. Перебирая, сам чувствуешь себя немного богаче, лучше и добрее. В приведенном выражении заключена мысль о неразрывной связи  каждого человека с его  ближайшим окружением.
«Кто не бывал в беде? Удел слабых – терять надежду. Разве за суровой и снежной зимой не идет лето со сверкающими озёрами и густым травостоем?». Данный афоризм состоит из двух, на первый взгляд, различных по составу частей – в первой – характеристика человека; во второй – образное сравнение, заимствованное из наблюдений за природой. Однако, если учесть, что человек, с одной  стороны, и природа – с другой – основные составляющие  творческой лаборатории  Абая, то станет ясно,  противоречие только кажущееся.
«Безвреден – кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит». И вновь существенная характеристика человека, и разделение – на тех, кто «кричит», и на тех, кто «молчит». И вновь – загадка и… ключ к разгадке – каков  отдельный человек.
«От радости и счастья люди теряют  голову. Из тысячи  лишь одному счастливцу удается сохранить разум, чтобы не предстать перед народом нагишом». Мудрые афоризмы Абая хороши еще и тем, что вызывают собственную, читательскую реакцию. Так, например, знакомясь с  приведённым изречением, легко провести параллель с басней  И.А. Крылова «Ворона и Лисица», где лесть оказывается ключом, открывающим  не только рот, но и душу простака.
«Мир – безбрежный океан. Время – неутихающий ветер. Поколения подобны  волнам, спешащим друг за другом, и на их смене держится вечная жизнь». Драгоценное качество мудреца – в немногом сказать о многом. Вдумаемся, в  нескольких словах  неразрывная связь Мира, Времени и Поколений, сменяющихся одно за другим.
«Хитрость превращает человека в попрошайку. Лицемерие делает суфия тунеядцем». И вновь характеристическая  человеческая черта, как  регресс от  лучшего к худшему.
«Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце от него не избавишься; когда  тучи сгущаются  над головой его не найдешь». Теме дружбы посвящено немало трактатов, однако, Абай всего несколькими штрихами  вновь  проводит разделение между другом тем и этим, предоставляя читателю разбираться в каждой конкретной подобной жизненной ситуации самому.
Сколько же нужно было вместить в себя, чтобы говорить так, будто гвозди вколачивать. Мудрого Абая можно уподобить  меткому стрелку-снайперу, который  всаживает пули одну за другой прямо в десятку. Правда, «десяткой» становится в данном случае сердце человека, ибо только в таком случае, т.е., когда слова и мысли  поэта и философа доходят до сердца читателя и слушателя, то можно  сказать, что жизнь такого Человека  можно брать за образец для подражания.
Всякое учение, как известно, начинается  с подражания, подражая мудрому, человек становится чуточку мудрей. И добрей. Ведь тот, кто мудр, тот и  добр, а кто не добр, тот и не мудр.
Чтобы лучше понять Абая-мудреца, Абая-провидца необходимо проникнуться атмосферой и духом того времени и, судя по словам мыслителя и поэта, действительность оставляла желать лучшего, чтобы не сказать, была ужасающе суровой. Иногда возникает  такое ощущение, что сам Абай близок к отчаянию от суровой картины быта своих современников. Об этом свидетельствуют  его  «Слова»  и  большинство стихотворений.

2. Абай – педагог-воспитатель

Изреченье – речи украшенье, говорят на Востоке. Счастье человека не в его доме, а в уме. Но  чтобы проникнуться  духом учения, необходимо, как минимум, научиться читать, писать. Очевидно, что чем раньше ребенок начинает учиться, тем больше у него будет шансов овладеть сначала грамотой, а потом  наукой. Как устроить обучение так, чтобы дети охотно шли  в школу и с радостью возвращались домой?
Не секрет, что дети – самые лучшие люди на свете. Мы  любим наблюдать за ними, любим слушать и повторять их перлы. Мы любим их, но, к сожалению, нередко не  хотим понимать, что не только мы учим их, но и они учат нас. Так что процесс обучения и образования отнюдь не односторонний, т.е. от учителя или родителя – в сторону ученика, сына или дочери.
Разве мы не понимаем, что выражение «дети – это наше будущее», действительно, глубоко верное и глубокое? Недаром ведь на  Востоке говорили: «Дом с детьми –  базар, а без детей – мазар».
Но если мы действительно любим  детей, своих и чужих  (кстати, мудрый человек давно заметил, что чужих детей не бывает), то нам  ни о чем не следовало  бы  так печься, как о  наших детях (разумеется, включая «чужих»). Очевидно также, что  умение читать и писать это только самое начало, что труднее всего научить  человека размышлять (если только это вообще возможно), тем более, что этому следует учиться  самому и всю жизнь.
Размышляя о судьбе своего народа, мудрый Абай прекрасно понимал, что дети – это всё. Это – судьба. Это – будущее. Это – любовь. Это – жизнь. Поэтому, веря в Аллаха, и будучи  по своему мировоззрению  человеком науки,  народный просветитель, поэт, философ и  Человек Абай своё внимание и свою мысль постоянно направлял на детей.
Но  в то же время с  горечью замечал: «Однако в большинстве случаев дети остаются недоучками, а то и вовсе невеждами. Причиной всему – насилие со стороны родителей и мулл, которое убивает в детях искренность. Эта потеря оборачивается тяжелейшим несчастьем. Не бывает толку от учебы этих людей, ибо у них уже все неискренне: и стремление к наукам, и отношение к наставникам, и даже вера в святое учение – иман. Воспитать их полноценными людьми  почти невозможно, потому что аллах – это «путь истины», а истина и правда  несовместимы с насилием. Разве придет к тебе друг, которому ты передал свое приглашение через его врага? Когда в душе человека нет  любви к Аллаху, то нет и веры в него» [Слово тридцать восьмое].
Как же построить систему образования так, чтобы использовать естественное стремление детей к знаниям, как сделать так, чтобы не убить живой интерес ребёнка к учёбе? Как устроить, чтобы  жажда познания не иссякала с годами,  как  это чаще всего бывает, а напротив, была бы жива и двигала человека дальше и выше.
«Но дети не сами идут в школу, не своей охотой овладевают  знаниями: на первых порах их приходится  либо принуждать, либо привлекать к этому хитростью. И если постепенно привыкнув к учебе, дети тянутся к ней уже по доброй воле, если у них появилась жажда познания – лишь в этом случае можно сказать, что они стали людьми. Теперь можно уже надеяться, что  они овладеют наукой и используют ее для блага людей; научатся  отличать добро от зла, сомнительное от достоверного, подлинное от поддельного; познают аллаха,  самих себя и мир» [Слово тридцать восьмое].
Необходимо развивать память заучиванием стихов и песен. А без чтения, без памяти, без воображения не развивается ум. А если не развивается ум, значит, не может возникнуть и никакой свежей мысли.
Больше чем через сто лет доходят до нас слова мудрого Абая, которые потому и оказались бессмертными, что сегодня верны точно так же, как тогда, когда этот замечательный человек писал их.
«О дети, утешение моего сердца! Всё, что я написал о человеческом характере и жизни, оставляю вам на память. Прочтите эти строки без равнодушия, и вы проникнетесь ко мне  любовью. Стремление к истине и постижение ее рождается высоким сознанием; сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих качеств прежде всего способствует непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников» [Слово тридцать восьмое].
Л. Н. Толстой отмечал, что  нашим  настоящим интеллектуальным богатством являются результаты мыслей величайших мыслителей, выделившихся в продолжении тысячелетий из миллиардов людей, и эти результаты мышления  этих величайших мыслителей просеяны через решето и сито времени; отброшено всё посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное.
Как же заставить ребёнка учиться и, самое главное, как не убить в  детской душе  желание познавать мир все  дальше и глубже. Как развить его природное  любопытство, направить в нужное русло, как воспитать настоящего человека? Да и зачем учиться, думает ребенок, когда мир и так, без всякого учения хорош? Когда можно бездумно бегать с друзьями, играть на воле, радоваться  солнцу и чистому, без единого облачка, небу.
Воспоминания замечательного казахстанского  писателя Мухтара Ауэзова  о таком далёком времени детства, ясно показывают всю трудность задуманного Абаем пути. «Помню безоблачное теплое весеннее утро. На лужайке перед зимовкой резвятся телята, прыгают милые сердцу ягнята и козочки, а по небу подобно  белокрылым пери из бабушкиных сказок, далеко растянувшейся стаей летят озаренные солнцем лебеди, чуть слышная песнь доносится с непостижимой высоты. И вдруг всё очарование весеннего дня исчезает: нас зовут в душную низкую зимовку к деду. Увидев в его  руках толстую рукописную книгу, я  понимаю зачем нас звали, и огорчаюсь еще больше. Дед начинает показывать  мне в книге арабские  буквы, и у каждой из них такое трудное название… Книга эта  была сборником стихов Абая. Ауэз, друг поэта и искренний почитатель его таланта, заказал  мулле переписать их в одну книгу и решил обучать нас грамоте по стихам любимого поэта, надеясь внушить любовь к ним и своим внукам.
У деда был свой метод обучения. Вероятно, он значительно облегчал труд учителя, но бедного ученика заставлял проливать немало слез: едва я стал различать  буквы, мне пришлось учить одно стихотворение за другим. Стихи были длинные, непонятные, в них то и дело попадались странные, непривычные, иногда неслыханные имена: Фошкин, Лермонтып, Крылоп, какие-то Татьян, Анегн (Пушкин, Лермонтов, Крылов, Татьяна, Онегин – В.Г.)
Дед, подражая  учителям-муллам, держал нас над книгой с утра до захода солнца, и все выученное за день нужно было перед ужином прочесть ему и отцу наизусть. Вешнее солнце потускнело для меня, целыми днями не видел  я  своих друзей ягнят, и абаевские страницы с сердечными жалобами Татьяны были мокры от горьких слез другой жертвы судьбы. Но дед твердо держался своего  способа обучения; не помогало и заступничество сердобольной бабушки, опасавшейся, что от беспрерывного заучивания стихов ее маленький внук отупеет» [2:3-4].
Двадцать лет посвятил  драматург и писатель Мухтар Ауэзов работе над романом о классике казахской литературы Абае. Прежде чем начать задуманный роман, писал Ауэзов, я занялся изучением биографии и творчества поэта. Редактировал Полное собрание сочинений поэта, написал его биографию, собирал касающиеся поэта и его эпохи  исторические материалы, в соавторстве с русским писателем Леонидом Соболевым, знатоком истории культуры казахского народа, написал трагедию «Абай».
Изучать историю, литературу, философию,  это всё равно, что входить в храм мудрости. Поистине, прав был французский писатель и просветитель Анатоль Франс,  когда писал, обращаясь к молодым людям: «Не считайте себя незваными гостями на пиру мудрецов. Занимайте там  уготованное для вас место. И тогда, с глазу на глаз с прекрасными творениями поэтов, учёных, историков всех времён и народов, вы правильно оцените свои способности, и вашим взорам откроются новые, широкие, неведомые горизонты».
Итак,  чтение мыслей и, в данном случае мыслей Абая, это и значит занять  место на пиру мудрецов, что поистине  является заветной мечтой  всякого мыслящего человека. Золотыми буквами в сокровищницу мировой философии и литературы вписаны  стихотворения и «Слова» мудрого Абая.

Литература
1. Абай  Кунанбаев. ;ара с;з. Книга слов. Семей: Международный клуб Абая. 2007.
2. Ауэзов Мухтар. Повести и рассказы. Алма-Ата, 1984.


Материалы международной научно-практической конференции «Абай и Гёте в контексте концепции евразийства». // Семипалатинский государственный педагогический  институт, 3-5 ноября  2010 г. Т. 1. – Семей, 2010. – 367 с.  с. 253-257.


Рецензии