Чудесное преображение певцы вдохнули жизнь и весел

 Чудесное преображение: певцы вдохнули жизнь и веселье в прекрасную оперу!

"Похищение из сераля", опера Моцарта, историческая сцена Мариинского театра, 21 мая 2023 года, 13 часов.

Дирижер – Юстус Франтц.
Бельмонт – Денис Закиров.
Констанца – Антонина Весенина.
Блондхен – Анна Денисова.
Педрильо – Роман Арндт.
Осмин – Геворг Григорян.


Попытка номер два удалась! Дневной спектакль оказался прекрасным. Казалось, что слушаешь другую оперу - смешную, яркую, захватывающую. А это было то же "Похищение из сераля", что и накануне. Но все преобразилось, как по мановению волшебной палочки! Вот что значит талантливое исполнение! А ведь всего-то изменений - трое новых певцов (Денис Закиров, Антонина Весенина и Анна Денисова), которые вдохнули жизнь и чувства в музыку, и маленькие поправки в действии: ушли пошлые спущенные штаны и оседланная трость. Не шумел прибой. И Констанца не восседала на лежащем на ковре Селиме в недвусмысленной позе, размахивая ножом и распевая арию о своей неприступности. Не зря говорят - дьявол кроется в деталях.
По стечению обстоятельств в последний момент заменили двух исполнителей, и две роли - Осмина и Педрильо - исполняли те же солисты, что и в предыдущем спектакле, но и их партии зазвучали по-иному. Я уже давно заметила, что, когда одни и те же исполнители поют в одной и той же опере два дня подряд или через день, то второй спектакль всегда лучше первого. А кроме того, есть артисты, которые словно "заводят" всех, заражают своей энергией и прекрасным пением, и вся опера словно расцветает, обретает захватывающую динамику и восхитительное звучание! Именно это и произошло на дневном спектакле, втором премьерном! И "заводилой" общего оперного драйва стал Денис Закиров! Внутренний огонь, вокальная яркость и душевная наполненность этого певца могут творить чудеса!
Его Бельмонт - энергичный, предприимчивый, не знающий сомнений (кроме любовных), отчаянный в поступках молодой человек, который считает, что возможно все, стоит только захотеть. Даже то, что невозможно, по мнению других. Лучезарный голос Дениса Закирова покоряет сразу! В этом спектакле вокально его герой явно задал тон всей опере: артист придал действию драйв, энергию, жизнерадостность, красоту звучания. В пении Дениса Закирова очаровывала солнечная роскошь прекрасного голоса, он смаковал мелодии, заставлял публику любоваться звуком, играл музыкальными фразами, нарастающей эмоциональностью исполнения, радостными интонациями. Лирические мелодии, наполненные искренним чувством, тягучие звуки арии, которым изящно вторит оркестр, одухотворяли происходящее на сцене и увлекали с первой ноты! Очень выразительное, прочувствованное исполнение!
И все сложилось! Зазвучали дуэты, заискрились медодии, закрутилось веселое действие, засверкали россыпью алмазной пыли колоратуры, наполнились смыслом и чувством все арии, стало захватывающе интересным следить за развитием музыкальной истории.
А с появлением Антонины Весениной в роли благородной Констанцы, этот эффект усилился. Ее замечательный подвижный выразительный голос, с богатыми эмоциональными модуляциями, интересной звуковой игрой и виртуозными колоратурами подкупал искренностью и проникновенной красотой. Сложнейшие арии в ее исполненнии звучали взволнованно, легко и естественно. Создавалось впечатление, что певица сама получает удовольствие от этих мелодий и заражает этой радостью слушателей. Героиня Антонины Весениной была девушкой с характером, благородным и бесстрашным. Не поддалась на страстные уговоры паши Селима, не побоялась спорить с ним, сохранила достоинство, даже на ковер к паше не прилегла и не скакала в позе наезницы у него на животе, как было в предыдущем спектакле, сберегла она и любовь к Бельмонту.
Преобразился и Геворг Григорян, который второй спектакль подряд выступал в роли Осмина, управляющего паши, его главного садовника и любителя смоковницы (т.е инжира). Он смягчил свое пение, оживил его иронией и комическими интонациями - и его персонаж стал смешным, сцены с его участием веселыми, арии, дуэты и ансамбли с ним обрели вокальную красоту и звуковое изящество. Добавили комичности и удачно исполненные скорговорки.
Позабавила и милая влюбленная парочка - Блондхен (Анна Денисова) и Педрильо (Роман Арндт). В исполнении Анны Денисовой ее героиня была стервозной зазнайкой, как и положено англичанке, дерзкой и энергичной. Она нещадно третировала Осмина, хотя была его рабыней, метко залепила ему в рот плодом фигового дерева (инжиром), а потом и сломала само деревце в порыве злости. Она смешно флиртовала с Педрильо, не позволяя ему лишнего. Даже, когда он собрался спускать штаны (по плану режиссера), она быстро вернула их на место. И вокально она прекрасно вписалась в оперное окружение. Ее голос украсил и сольные номера, и дуэты и квартеты, и другие ансамбли.
У Романа Арндта роль поменьше, но тоже была удачно исполнена, легко и весело. У певца хороший многообещающий тенор. В роли Педрильо, пронырливого слуги Бельмонта много игровых моментов, и они добавили комичности всему действу.
Особое впечатление произвели турецкие (янычарские) музыкальные эпизоды. И хор, и оркестр в них были на высоте, и не только в них. В этот раз музыка звучала превосходно!
В итоге опера, словно богиня Венера, возникшая из морской пены, явилась во всем блеске и красоте из роскошных голосов первоклассных певцов, полных жизни и искренних чувств, и звуков музыки, рожденных замечательными музыкантами. И опера оказалась прекрасной!

Но все-таки фига (не инжир) и в этом спектакле осталась в режиссерском кармане в виде тубуса (в XVI веке!!!) с картиной обнаженной Венеры Тициана (якобы написанну с Констанцы), которую в финале передали паше Селиму, видимо, как утешительный приз. И это мусульманскому владыке, совершившему невиданный акт благородства, отпустившему на волю сына своего злейшего врага со своей любимой женщиной и их слугами. И под опускающийся занавес паша разворачивает картину... Дальше должна быть немая сцена!
Поразительный режиссерский пассаж! Ислам запрещает изображать человека, это страшный грех, наказуемый смертью. А тут такой подарок от освобожденных европейцев! Что это, как не издевательство или грубая насмешка в ответ на милосердие правителя? Им повезло, что они вовремя уплыли, а то не миновать бы им казни! Ай, да режиссер! Ай, да Илья Устьянцев! Ай, да... Так и хочется дальше процитировать Пушкина!
"Шарли Эбдо" с их антиисламскими карикатурами отдыхает!


Рецензии