6. Кому нужен тоталитаризм?

1.1. Что такое тоталитаризм?
    Что есть тоталитаризм? Это явление, когда государство тотально вмешивается во все дела граждан, и жёстко диктует им в каждой сфере жизни, что можно и что нельзя. Что делать, что не делать, что говорить, что не говорить, что думать, что не думать.
    Верить или не верить в Бога, позитивно или негативно относиться к каждому явлению, писать правой рукой или левой. Какую носить одежду, какие можно причёски, какие татуировки. Какие продукты можно употреблять, куда можно ходить, куда нельзя, с кем можно разговаривать, с кем нет. В какие страны ездить можно, в какие нельзя (а точнее, кому вообще можно куда-то выезжать, а кому никуда).
    Заводить или не заводить детей. Как их воспитывать можно, а как нельзя. Какую слушать музыку, каких композиторов можно упоминать, какие вообще можно иметь музыкальные инструменты. Какие можно картины на стены, какие художники вообще разрешены, а какие нет (какие изображения, какие фотки можно хранить) Какую литературу можно читать, что писать, а про какую лучше и не спрашивать.
    В каких областях научные открытия можно, в каких нельзя. Что должно быть написано в учебниках. И какие сексуальные отношения можно, какие нельзя (ну или наоборот – какие кто обязан и без вариантов). Ну и конечно же, кого можно хвалить, кого нельзя. И кого нельзя не хвалить – или рискуешь нажить неприятные вопросы. И чего нельзя критиковать (политику тех, кто решает, что тебе можно, а что нельзя).
    За всеми постоянно следят, за малейшие нарушения сурово наказывают, на каждый шаг обязан спрашивать разрешение. Каждого (под любыми предлогами) проверяют, суют нос во все личные дела. Когда всё это кругом и везде, и это есть тоталитаризм. Ну или так: чем больше этого всего становится в жизни, тем больше расцвет тоталитаризма.

1.2. Зачем нужен тоталитаризм?
    Зачем нужен тоталитаризм? Ну тут два варианта. Первый – государству «достались» совсем не сознательные граждане, которые ничего не понимают, никого не слушают, не чувствуют никакой ответственности ни за одно своё действие, и которым только дай чуть послабление, так они всё расшатают и развалят, и всё общество сразу погрузится в неконтролируемый хаос. И, как психов в дурке держат в смирительных рубашках, так и их приходится держать в узде при помощи тоталитарных мер. Второй вариант – с людьми всё нормально; просто их хотят использовать, как рабов. Только рабов обычно держат в кандалах, а весь народ в кандалы не закуёшь. Значит, придётся использовать всякие ухищрения, чтобы заставить людей служить, как рабов (или почти, как рабов), но при этом чтоб верили все (ну или максимально многие), что они свободные, и что сами так выбрали.
    Для реализации второго варианта нужны определённые методики и ухищрения, чтоб заковать человеческую волю и разум. И вот тут становится нужной сразу целая куча запретов, чтобы, с одной стороны, жизнь в таком режиме сама по себе угнетала их разум, а с другой, чтоб стояли смирно и не дёргались, когда их сознание обрабатывают. Вот этот второй вариант мы им разберём далее, и когда буду ниже употреблять слово тоталитаризм, в основном в виду иметь будет именно он.

1.3. Как можно использовать тоталитаризм?
    Основных вариантов использования тоталитаризма два: в мирное время и в военное. В мирное время можно народ эксплуатировать так, чтобы заставлять работать как можно больше, а продуктов его труда оставлять ему как можно меньше. Забирать всё себе, тратить на роскошь и на развлечения. Народ будет роптать, проявлять недовольство, и вот тут пригодятся меры, которые будут жёстко регламентировать, по поводу чего возмущаться можно, а поводу чего нельзя.
    Естественно, чем сильнее эксплуатация, тем сильнее будет недовольство, а чем сильнее довольство, тем больше потребуется мер по запрещению критики в адрес всех тех, кто вызывает это недовольство. Соответственно, уровень этих мер в данном случае и выступает, как показатель эксплуатации. Только в рамках тоталитаризма рассуждения в данном направлении тоже, соответственно, будут запрещены.
   В отношении военного времени самый яркий пример использования тоталитаризма будет выглядеть примерно так. Допустим, мало станет власти одних только роскоши и разведений (таким же всегда чего-то мало?) Захочет она ещё и славы великого завоевателя. А заодно ещё и побить политических врагов (у таких оные всегда же тоже есть). И до кучи удовлетворить свои потребности в противостоянии. Вот и решит использовать народ в качестве расходного материала для этого процесса. Только народу (ну так уж получается), знать об этом в такой форме не полагается. Поэтому его надо учить по-другому. Пропагандировать образ врага, которого обязательно надо победить. Потому, что если его не победить сегодня, то завтра он всех уничтожит (ну или как альтернатива, Насаждать веру, что если победим, то попадём в рай, и если не победим, то будем гореть в аду). И тому подобные версии начинают активно засаживаться в сознание народа.
    Какова в данном процессе будет роль тоталитаризма? Суть тоталитаризма в том, чтобы всё неугодное власти тотально запрещать. А соответственно, в данном деле запретить инакомыслие. И если общество и без этого приучено к запретам со всех сторон, то данная мера пройдёт практически без возражений. А вот если оно приучено к свободной жизни тогда может иметь место какое-то сопротивление, которое придётся подавлять.
    И вот поток пропаганды будет литься в одном направлении, а все альтернативные разговоры будут запрещены. Получится, информация будет литься тотально изо всех источников в одном направлении, а всех, кто пытается грести против течения, тотально затыкать.
    Так же для тоталитаризма в данном случае естественно ввести запрет людям ездить туда, с кем планируется воевать (и вообще всюду, откуда можно узнать, что истина не такая, какой её здесь рисуют). Выпускать только проверенных людей, которые лишнего по возвращении не скажут. И вообще перекрыть все каналы информации, по которым здесь люди могли бы свободно узнавать о том, что по ту стороны границы и какие бывают альтернативные версии. Только те каналы, по которым они смогут получать лишь контент, формирующий их мнение в заданном направлении. Короче, тотальный контроль за получением информации.
    Ну и до кучи роль тоталитаризма в том, чтобы постоянно варить сознание народа в таком режиме. Чем дольше процесс, тем больше оно начнёт к этому привыкать и постепенно, считать это нормальным. Соответственно, тоталитаризм так же есть борьба со всеми, кто пытается как-то дестабилизировать работу в данном направлении.

1.4. Как может выглядеть тоталитаризм?
    На неокрепшие умы тоталитарный приём оказывает весьма эффективное воздействие, потому, что они видят только одни рассуждения в направлении «за» и ни одного рассуждения «против». И думают, что это если ни одного «против» не слышно, то значит, их просто нет. А если их нет, получается, что значит, данная пропаганда вроде как правильна, и в такой подаче она усваивается неокрепшими умами.
    Пропаганда для неокрепшего ума выглядит вроде как правильно, а обоснованно аргументировать это не получается (ибо не из чего конструктив доводов выстроить). Из этого он должен сделать вывод, что аргументировать тут ничего не надо – всё должно быть понятно и без аргументов. И вгонять себя в состояние, когда такое кажется нормальным.
    Умно состроенная пропаганда же в свою очередь может не ограничиваться голословными пропагандистскими штампами; она может ещё и выстраивать свои последовательно построенные рассуждения. И для данной работы будут задействованы лучшие умы, какие только удастся завербовать. Поэтому такие материалы могут выглядеть обоснованно для большинства людей, т.к. там все аргументы продуманы на таком уровне, на каком они сами критиковать ещё не готовы. И чтобы содержащиеся в этих построениях несоответствия разоблачать, нужны тоже умы соответствующего уровня, которые всё остальным разжуют и популярно объяснят. Но если критика пропаганды будет запрещена, то эти разоблачения привести никто не сможет (а если и сможет, то его максимально быстро заткнут и все его слова подотрут). И тогда основная аудитория снова останется с аргументами, которые выглядят вроде как обоснованно, и никаких возражений которым они не видят.
    Т.о, тоталитаризм – это не обязательно режим, где все понимают, что лишены прав бороться за правду. Там может быть основная часть общества как раз убеждена, что её мнение и есть правда, и что затыкание тех, кто с этим спорит, правильно. И иметь какие-то вроде бы последовательно построенные рассуждения в эту пользу. Просто критиковать эти рассуждения нельзя. Любая попытка спорить должна быть чревата опасностью пожалеть об этом. И за счёт этого не должно быть критики, которая объяснит им, в чём именно в их рассуждениях упущения. Не будет критики – они не узнают, что их рассуждения серьёзной критики не держат. Не узнают – будут думать, что думают всё правильно.
    Так и выглядит развитый тоталитаризм: если тебе не нравится ограничиваться одними пропагандистскими штампами, то можешь иметь какие-то вроде бы рассуждения. Только доказать эти рассуждения ты не сможешь в споре с критиком, который их на должном уровне раскритикует. Но ты об этом не узнаешь, потому, что критиков не будет. А не будет критиков – будешь думать, что разоблачений нет, потому, что быть не может.

1.5. Кто и насколько может страдать от тоталитаризма?
    Есть люди, которые (по разным причинам) готовящейся войны могут хотеть. И им не нужна никакая обработка; им нужен только предлог, и желательно получше состряпанный. Они возьмут его на вооружение, и пойдут его проповедовать тем, кому нужна обработка. А вот среди тех, кому не нужна эта война, есть два совершенно разных контингента.
    Есть люди, которые могут думать сами, и есть люди, которые могут только думать, что они могут думать сами. А на самом деле думают только то, чему их учат. И когда тоталитарная пропаганда им скармливает свой материал, они его принимают за чистую монету.
    В рамках тоталитарной пропаганды у неспособных думать «против течения» формируется версия, что есть враг, которого обязательно надо сокрушить. Потому, что если они его сегодня не сокрушат, то завтра он сокрушит их. Ну или кто пойдёт бить врага, тот заработает рай, а кто не пойдёт, попадёт в ад. И в рамках этого у них получается, что в такой войне ничего плохого вроде как и нет.
    Радикально иначе выглядит всё только у людей, которые в такой ситуации мыслят сами. У них получается, что есть война, которая им не нужна. И которая не нужна тем людям, против которых и гонят воевать. Но в рамках тоталитаризма у них не ни права избежать участи получить все проблемы, связанные с войной. И нет права на свободу совести, чтобы не быть обязанным идти убивать тех, кого они не хотят идти убивать. И они обязаны идти и не просто умирать, а умирать, как те, кто пришёл убивать и получил за это. А это может быть для них несравнимо хуже, чем просто смерть. И у них нет права воспитывать своих детей так, как они считают правильным, а они обязаны отдавать их на воспитание учреждениям, которые будут пичкать их тоталитарными установками. И у них нет права возмущаться по поводу того, что у них нет прав. Что делает их положение ещё более унизительным. Т.е. у человека можно отнять основные жизненные ценности, а он даже не имеет права возмущаться.
    У податливых на тоталитарную пропаганду такой проблемы нет. У них есть просто убеждение в необходимости идти туда, куда их направляют. И никаких страданий, свойственных свободомыслящим, они не чувствуют. Те страдания, что будут чувствовать они, образно можно выразить так. Представьте себе наивную доверчивую женщину, к которой подкатывает цыганка и говорит: «Вижу, большая беда тебя ждёт, надо срочно тебя спасать!» И женщина сразу «Ой, что? Как? Что делать, подскажи, помоги!» Цыганка говорит, что надо провести обряд по снятию порчи, только порча очень сильная, поэтому и обряд обойдётся в кругленькую сумму. Женщина наскребает сумму, ей проводят обряд, и вот она идёт домой, и радуется, что большой беды избежала. А на самом деле её просто развели на деньги. И беда в этом и заключается. И страдает она тем, что недополучит теперь всё то, что могла бы (и планировала) на них купить. Но только она этого не понимает. Она думает, что то, что она планировала, не считается, т.к. с этим было бы ещё хуже, а стало быть, надо считать то, что сейчас есть, а сейчас есть отсутствие большой беды, и это положение лучше денег.
    Т.о, жертва развода в минусе, только она этого как бы не осознаёт. Но то, что она чего-то недопонимает, не означает, что она не чувствует никаких проблем. Она чувствует нехватку того, на что ей нужны были деньги, просто объяснение этого у не идёт в обход неприятной правды. Она просто радуется тому, что высосанно из пальца. И так же будет и с народом, который развели на войну: крови он от этого меньше не прольёт, но моральные страдания будут в определённой мере обезболены тоталитарной идеологией.
    Разумеется, не быть податливым на такой развод у думающих людей может быть частью жизненных ценностей. Только тоталитаризм права но отстаивание таких ценностей не даёт. Из чего получается вывод, что тоталитаризм – это режим, в котором, как в аду, чувствуют себя только люди с наиболее развитыми совестью и умом. Все менее развитые страдают слабее пропорционально своему недоразвитию. Поэтому, когда человек, который недостаточно сильно ощущает тяготы тоталитаризма, в условиях оного пытается высмеивать тех, кто страдает сильнее, он выглядит обоснованно только в своих собственных глазах и глазах себе подобных. В глазах более развитых людей он выглядит отвратительно.

1.6. Когда тоталитаризм ощущается больнее всего?
    Поскольку чем сильнее развита в людях свобода мысли, тем сильнее они мешаются тоталитаризму, то прессовать свободомыслие ему тоже естественно тем сильнее, чем больше оно вообще несёт в себе развития. И чем больше в обществе тоталитаризма, тем меньше в нём возможностей для полноценного развития самостоятельного мышления. И чем дольше люди находятся в режиме тоталитаризма, тем меньше среди них тех, кто способен мыслить самостоятельно.  А поскольку сильнее всего страдания от тоталитаризма ощущаются теми, кто способен мыслить самостоятельно, то, если тоталитаризм ограничивает саму эту способность, получается, что люди, взращённые в условиях оного, должны от него страдать слабее, чем люди, привыкшие жить в более свободных условиях. Потому, что в свободных условиях у всех имеющих импульс к развитию больше возможностей развиваться. Поэтому получается, что в обществе, привыкшем жить в условиях свободы слова, если ему начать навязывать тоталитаризм, страдания от его принятия тоже будут сильнее.
    Так же, все привычки жить в соответствии со своими убеждениями, и ценностями, заключающимися в свободе совести и чувстве собственного достоинства, тоже сильнее развиваются именно в свободном обществе. И чем сильнее эти вещи в человеке развиты, тем сильнее будут страдания, когда их начнут подавлять. Поэтому наступление тоталитаризма ампутирует то, что в тоталитарном режиме бы до такого уровня бы и не выросло. Поэтому переход из более свободного общества в тоталитарное всегда больнее, чем просто жизнь в тоталитарном обществе.
    Образно, проиллюстрировать проблему можно примерно так. В истории человечества были такие эпохи, в которых детям заковывали в колодки ноги, чтобы ступня не росла. И она не вырастала до таких размеров, какие ей естественно иметь от природы в нормальном режиме жизни. И дети страдали от ношения этих колодок, и страдали потом от жизни с изуродованными ими ногам. Но эти страдания не были такой сильной болью, как если бы ноге дать нормально вырасти до заданных природой размеров, а потом тисками заставлять её сжаться до стандартов, задаваемых колодками.
    Примерно так же и сильнее будут моральные страдания людей, привыкших жить в более свободном обществе, которое вдруг начинает впадать в тоталитаризм. Только тем, чей уровень развития не выходить за рамки тоталитарных ценностей, этого не понять.


Рецензии
Мне кажется, статья написана под влиянием совершенно ложных парадигм, построенных вокруг контрпродуктивного термина.

1. Наибольший уровень государственного вмешательства в повседневные дела граждан имеет быть в Швейцарии.
В стране с наибольшей степенью вовлечения рядовых граждан в управление страной.
Т.е. самая демократичная страна мира является одновременно самой тоталитарной.

Прославленный немецкий "ордунг" - ничто по сравнению со швейцарским. Ребята, вполне комфортно чувствовавшие себя в западной Германии, часто вылетают из Швейцарии как ошпаренные. Не прижился в Швейцарии и закалённый долгими годами советских лагерей строгого режима диссидент Буковский.

Швейцарский тоталитаризм построен по любимому Вами принципу "не делай другому того, чего не желаешь себе".
Отчего не перестаёт попадать под определения тоталитаризма.

2. Сравните процент политических следственных дел, сопровождавшихся пытками при Сталине, Алексее Михайловиче и Иване IV Грозном.
Затем сравните уровень вмешательства государства в жизнь граждан при этих властителях.
Не поленитесь, проведите такую "лабораторную работу". Поверьте, впихнуть результаты в представленную Вами схему будет достаточно трудно.

3. Сравните свободу выезда из ведущей непрерывные агрессивные войны империи Чингис-хана со свободой выезда из ни на кого ни разу не нападавшего и нападать не собирающегося талибского Афганистана.

4. Изучите десяток диктаторов, в максимальной степени предоставляющих своим небогатым подданным "свободу сопли в полёте".
Много ли найдётся режимов более омерзительных?

После прикиньте, не являются ли рассуждения и измерения в системе "тоталитарный - нетоталитарный" контрпродуктивными?
Не пичкают ли Вас термином "тоталитарный" исключительно для того, чтобы пачкать Вам мозг?

Беднарский Константин Викторович   12.09.2023 18:56     Заявить о нарушении
1. Пожалуйста, перечень пунктов швейцарского тоталитаризма

2. Сомневаюсь, что история даёт одинаковой полноты картину информации о столь разных временах. Но если есть, что сравнивать, приведите сюда. А то я пока даже не очень понимаю, какого результата от меня хотят.
Вообще, измерять уровень тоталитаризма процентом таких дел – всё равно, что масштаб чернобыльской катастрофы измерять мощностью взрыва того злополучного котла 4го энергоблока. Нужен несколько более широкий анализ. Кстати, научите, где в делопроизводстве сталинского времени (и статистике) уточнялось, что дознание производилось при помощи пыток.

3. Откуда Вы знаете, что Талибан ни на кого не собирается нападать? По-моему, они достаточно быстро всё захватили, что могли, когда амеры свалили. И насколько я знаю, у них есть все признаки агрессивного общества. Ну а то, что они дальше не нападают – ну так может, просто знают, что 3.14.. получат, вот и сидят тихо до поры до времени. У меня, кстати, в этой статье есть про такое.
Свобода выезда при Чингиз-хане? Не знаю, времена далёкие были. Насколько всё точно там передано. Но допустим, что была полная. О чём это говорит? В те времена, вообще-то путешествовать без охраняемого каравана опасно было – это тебе не сейчас, паспортный контроль прошёл, сел в такси из аэропорта и поехал в гостиницу. Да и удерживать подданных не так просто – китайцы вон великую стену строили, а Чингизхану не до того было.
4. Приведите конкретику, будем разбирать.

Роман Дудин   12.09.2023 20:28   Заявить о нарушении
Принимаем Ваше определение тоталитаризма и его разъяснение(т.е. первый параграф статьи).
Тем более они по смыслу почти стопроцентно совпадают с первородными идеологически-диверсионными.

Переходим ко второму параграфу.

Вы пишите: "2. ЗАЧЕМ НУЖЕН ТОТАЛИТАРИЗМ?
Зачем нужен тоталитаризм? Тут лично я вижу только два варианта. Первый – государству «достались» совсем не сознательные граждане, которые ничего не понимают, ничего не слушают, не чувствуют никакой ответственности ни за одно своё действие, и которым только дай чуть послабление, так они всё расшатают и развалят, и всё общество сразу коллапсирует. И, как психов в больнице держат в смирительных рубашках, так и их приходится держать в узде при помощи таких вот мер."
С первой половиной абзаца, как с огрублённой абстракцией я готов согласиться.
Хотя уточнил бы, что в "смирительной рубашке" нуждается 20-25% взрослых граждан, а остальным регламентация нужна скорее как рельсы, чтобы по ним катиться.

Дальше Вы пишите:
"Второй вариант – с людьми всё нормально; просто их хотят использовать как рабов. Только рабов держат в кандалах, а народ в кандалы заковывать не выгодно и нереально. И вот и приходится использовать всякие ухищрения, чтобы заставить их работать, как рабов (или почти, как рабов), а чтоб верили все (ну или максимально многие), что они сами так хотят. А для реализации второго варианта нужны всякие методики и ухищрения, чтоб заковать их волю и разум, вот тут и появляется сразу целая куча запретов, как червяков после дождя, чтобы держать людей в режиме, в каком их легче всего контролировать. Чтобы стояли смирно и не дёргались, когда их обрабатывать будут."
С этим тоже можно было бы согласиться, если бы не то, что Вы пишете дальше:
"Что значит использовать людей, как рабов? Ну первый вариант – эти просто: хозяева хотят жить в роскоши, а порабощённые чтобы были в нищете, а работали на износ. И чтобы все продукты их труда чтобы шли во дворцы хозяевам, а работающим оставался самый минимум, который нужен, чтобы не умереть с голоду и сил хватало дальше работать. Но вместо возмущения «какая несправедливость!» чтобы они рассуждали «А я горжусь, что у нашего хозяина такой великий дворец!»."

В сумме получается заезд в область "сферического в вакууме".

В реальности, любители дворцов, построенных за счёт обнищания населения, категорически не стремятся к "тоталитаризму".
"Тоталитаризм" - это, чрезвычайно трудоёмко, а любители дворцов за чужой счёт в реальности банально лишены всякого трудолюбия.
У нас перед глазами эталонный пример в виде россиянских "экономических реформаторов", демонстрирующих классическую избирательность в области управления. Они твёрдо держат в руках то, что необходимо для охраны "дворцов". Назначения "силовых министров" президент не доверяет даже собственному премьер-министру. Зато детские сады и ясли они радостно перебрасывают муниципальным властям. Школы - региональным властям, и были бы рады спихнуть ясли и школы с государства вообще, в руки частных предпринимателей.

Ваш второй вариант ближе к реальности.
"Второй вариант – иметь максимальной силы военную мощь (с соответствующим бесправием подчинённых в отношении военных прихотей хозяев, и отношением последних к людям, как к расходному материалу). Второй вариант удобнее тем, что заставить гордиться военной мощью страны можно гораздо больше народу, чем дворцами хозяев, куда их не пускают. А ещё есть вариант совмещения всего сразу с чередованием."
Не буду придираться к мелочам.
Завоевательский зуд - действительно хорошая почва для тоталитаризма.
С детства сытно кормить будущих мужчин-солдат, чтобы были рослыми и сильными. Как принято шутить у бойцов-рукопашников "размер имеет значение". А ещё лучше, чтобы будущих солдат здоровенькими рожали сытые мамочки. И сытые ремесленники будут лучше ковать оружие. Да и крестьяне будут лучше пахать, если "не заслонять рты волам молотящим".
Чтобы корм не уходил в жир - заставить всех заниматься физкультурой и немножко (для бодрости) спортом. Не повредит ни военным, ни гражданским, ни мужчинам, ни женщинам, ни рабочим детям, ни крестьянским...
Не повредит военному потенциалу и развитие образования. Любитель завоеваний, в отличие от любителя "дворцов", не будет спихивать школы на кого попало...

Ненависть любителей "дворцов" к завоевателям-тоталитаристам естественна и логична.
Велик ли шанс у солдат, навербованных из рабов-заморышей, противостоять откормленным, образованным и тренированным здоровякам? Ой как неприятно было британским офицерам сравнивать своих солдат с гитлеровскими!

Под конец то, что Вы любите меньше всего: задачка на самостоятельное размышление.

Дано:
В соседней стране к власти пришёл к власти завоеватель-тоталитарист и уже принялся за перестройку всех сфер жизни подвластного ему государства.
А в Вашей собственной стране раскол и раздрай.
За власть, с равными шансами на успех борются два претендента. Один - потенциальный завоеватель-тоталитарист, равноценный соседскому. Второй - любитель "дворцов" и нелюбитель мелочного вмешательства в дела рабов. Третьей значимой силы в стране нет.
Вы, (по условиям задачи) в одно лицо способны привести к власти либо первого, либо второго претендента.

Беднарский Константин Викторович   23.04.2024 03:43   Заявить о нарушении
< в "смирительной рубашке" нуждается 20-25% взрослых граждан, а остальным регламентация нужна скорее как рельсы, чтобы по ним катиться >
Не знаю насчёт цифр, но регламентация и «смирительная рубашка» не одно и то же.

< "Тоталитаризм" - это, чрезвычайно трудоёмко, а любители дворцов за чужой счёт в реальности банально лишены всякого трудолюбия. >
Так-то оно так, но в реальности любители дворцов должны защищать свои дворцы. Иначе придут любители забирать чужие дворцы и присваивать себе. А ещё есть фактор естественного отбора, в рамках которого выживают сильнейшие, а более слабые не выдерживают конкуренции и уходят со сцены. А сильнейшими естественно быть тем, в ком сильнее всех желание что-то делать для того, чтобы укреплять (стяжать) свою силу. Так что хотят они того или нет – их, в общем, не спрашивают. У любителя дворцов за чужой счёт может не быть ни времени ни сил на то, чтобы что-то делать за свой счёт – у него все силы направлены на то, чтобы вырубить ещё того, что можно взять за чужой счёт, стать за счёт этого ещё весомее, и удерживаться дальше.

<Не повредит военному потенциалу и развитие образования. Любитель завоеваний, в отличие от любителя "дворцов", не будет спихивать школы на кого попало... >

А это, как раз то, что Вашими словами называется «сферическим в вакууме». Для начала надо дать адекватное определение понятию «образование», а потом уже аргументы из него городить.

<Ой как неприятно было британским офицерам сравнивать своих солдат с гитлеровскими! >
У Гитлера было меньше дворцов, чем у Черчилля?

<задачка на самостоятельное размышление >
Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает. Это значит, что если он поленился проявить должную сознательность и не допустить приход к власти паразитического «любителя дворцов», то он заслуживает нести на своём горбу все издержки этих дворцов. А если он не сможет проконтролировать то, чтобы во главе его не оказался завоеватель-тоталитарист, он будет сам виноват, если придётся оплачивать потребности последнего не только своим пОтом, но и кровью (пусть не весь виноват, но большей своей частью – той, которая перевесила).
Вы предлагаете мне выбор между «надерут задницу» и «набьют морду», в условиях, где третьего не дано, и предлагаете по сути решить за народ, кем он должен быть, чтобы в связи с этим чего-то из этого заслуживать. А я, во-первых, считаю неправильным решать за кого-то, кем он должен быть, чтобы чего-то заслуживать. Я могу максимум только решать, кто чего заслуживает в связи с тем, кем он сам решил стать, и что в связи с этим сделал (и то не всегда хотелось бы). Поэтому я должен сделать со своей стороны всё для того, чтобы появился третий вариант, а если по не зависящим от меня причинам это окажется невозможно, проголосовать «против всех» кандидатов, чтобы не быть причастным к выбору. Если же я отдам свой голос (тем более решающий) за одного из них, то я буду виноватым во всех последствиях этого выбора, если они будут. Поэтому такую постановку условий задачи я считаю неполиткорректной.
Теперь по поводу выбора – я, конечно, могу допустить, что иногда лучше выбрать из двух зол меньшее, чем вообще не выбирать. И если мне придётся выбирать между чумой и холерой, то я буду прикидывать и взвешивать последствия. Только проблема в том, что в условиях Вашей задачи полностью отсутствуют данные, на основе которых можно судить о вероятностях чего-либо. Т.е. я должен выбирать или вслепую, или стоять в позе буриданова осла. Поэтому по-умолчанию выставлены взятые с потолка 50~50, на базе которых получается следующее:
Если придёт завоеватель-тоталитарист (в современном мире обычно называется фашист), то с вероятностью 50% он нападёт первым (хотеть напасть первым он может и на 100, но с вероятностью 50 его опередят). Так же с вероятностью 50% он проиграет, и тогда его народ получит не только за то, что не хотел быть рабами другого народа, но и за то, что имел наглость попятиться сделать того своими рабами. Это будет использовано против него, и чем больше крови пролил, тем сильнее будет кара. Сверх того, это будет куда более тёмное позорное пятно для истории данной страны, чем если бы на него просто напали и завоевали. Она станет для всех нарицательным злом, которое «получило по заслугам», а особенно врамках истории, которую напишут победители.
Так же, если завоеватель-тоталитарист придёт к власти в условиях противостояния империи завоевателя-тоталитариста соседа, то он может напасть не только на того, от кого исходит непосредственная угроза, но и на тех, кого надо успеть захватить и использовать, чтобы конкурент не захватил. Ну или на кого вообще можно под этим предлогом захватить. Для людей, имеющих совесть, это может быть крайне тяжёлый груз вины, а страдания таких людей, для меня знаете ли, тоже кое-что значат. Т.е. на одну чашу весов кладётся опасность, что люди могут быть истреблены, а на другую, что они станут чьими-то поработителями-истребителями, что для кого-то может быть и «нормально», а для кого-то стать убийцей может быть ещё хуже, чем стать мучениками. Обозначьте своё отношение к этому вопросу.
В случае же, если завоеватель-тоталитарист победит конкурента, то он будет всего лишь злом, которое победило другое зло, оказавшееся более слабым противником. Т.е. война под его знамёнами по сути будет войной за то, чтобы оказаться самым сильным злом. Так же максимальна вероятность, что одержав победу, он на этом не успокоится, и попрёт дальше (и там проиграет 50~50). Но даже если он «всех победит», он получит мир на условиях «победителей не судят», и вечную необходимость эту «неподсудность» поддерживать. Т.е. творить тоталитаризм везде, где нужно, чтобы мировая история не спросила с его страны за то, что эта себе позволила. Со всем вытекающим из этого принуждением резидентов системы служить злу и не иметь права быть человеком. А империи, как Вы, наверно, знаете, вечными не бывают, так что потом будут предпосылки для новых войн, и свою долю вины в них поддержавшие режим тоже закладывают.
В случае же, если на выборах победит «ленивый любитель дворцов», то тут вероятность, что он проиграет войну, наверное, выше 50%. И возможно даже, его народ будет использован, как расходный материал в новых завоеваниях победителя. Но в истории бывали случаи, когда голодные и в меньшинстве всё же побеждали сытое большинство. Чаще всего это бывает в освободительных войнах, когда за обороняющимися правда. Это такая ценность, которая может иметь не только моральное, но и результативное значение. А в данном случае за таким народом будет больше правды.
Какой вариант хуже, я более точно сказать не могу, т.к. не знаю вероятностей. Чего, разумеется, в реальной жизни бы не было, т.к. были хоть какие-то данные, на основе которых можно судить о вероятностях хоть чего-то. Так что приблизьте условия своей задачи к реальности, и я дам более конкретный ответ.

Роман Дудин   23.04.2024 11:14   Заявить о нарушении
Кстати, что дало Вам основания утверждать что я меньше всего люблю задачи на самостоятельные размышления?

Роман Дудин   23.04.2024 11:32   Заявить о нарушении
С первым пунктом Вашего возражения согласен.
"Смирительная рубашка" действительно не равна регламентации.
"Смирительная рубашка" равна регламентация + репрессивное нечто, что эту регламентацию подкрепляет.

Мой тезис правильнее было бы сформулировать как утверждение о том, что репрессивный аппарат в тоталитарном государстве содержится, в первую голову, из-за 20-25 взрослого населения, так как 15-20% тоталитарная регламентация вполне устраивает и они составляют истэблишмент, а 60+%, как правило, катятся куда им указано без особого сопротивления в силу своей околонулевой активности и околостопроцентного конформизма. Т.е. нагрузки на репрессивные органы не создают. При этом, степень, в которой установленная регламентация не устраивает пассивные 60%, за редкими исключениями, значения не имеет.

А вот второе Ваше возражение оно некорректненькое.
Вы утверждаете:
"Так-то оно так, но в реальности любители дворцов должны защищать свои дворцы. Иначе придут любители забирать чужие дворцы и присваивать себе."
Должны, то с точки зрения формальной логики должны...
Но вот делают ли они то, что якобы "должны"?
Историческая практика показывает, что любители дворцов со своими любимыми дворцами расстаются гораздо чаще, чем многие предполагают.
Один мой знакомый, ещё в советское время подсчитал срок средний жизни западноевропейских государств за предшествовавшие 500 лет. Результат оказывался откровением почти для всех.
Попробуйте сделать прикидку.

Требование дать адекватное определение образованию для меня оказалось несколько неожиданным.
Я как-то ориентировался на то, что получил сам: умение читать-писать-считать-чертить. Основы астрономии-физики-химии-биологии. В качестве необязательного акта доброй воли (который в случае антинародной диктатуры можно из программы исключить)- теорию революционной борьбы.
Короче, думать надо, что подразумевать под образованием, а я всерьёз думать сейчас не готов.

"У Гитлера было меньше дворцов, чем у Черчилля?"
Таки да. Меньше. Принципиально меньше.
Несмотря на то, что сыну третьего сына герцога по закону майората никаких личных дворцов не полагалось.

У Гитлера не было на загривке короля, не висела на ногах Палата Лордов, не было больше трети дворян в Палате Общин.
В Германии, в отличие от Британии, судейский корпус не был аристократическим.
Куда скромнее был процент дворян в офицерском корпусе.
Если Британская империя до 1945 года была насквозь аристократичной, то в гитлеровской Германии за пределами вооружённых сил и дипломатического корпуса аристократия сколько-нибудь значимым влиянием не пользовалась.

Ваш ответ по задаче мне надо серьёзно осмыслить, так как он оказался неожиданно содержательным и интересным.

Беднарский Константин Викторович   23.04.2024 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.