6. Кому нужен тоталитаризм?

1. ЧТО ТАКОЕ ТОТАЛИТАРИЗМ?
    Что есть тоталитаризм? Это явление, когда государство вмешивается во все дела граждан, и жёстко диктует им в каждой сфере жизни, что можно и что нельзя. Верить или не верить в Бога, позитивно или негативно относиться к тем или иным явлениям, писать правой рукой или левой. Какую носить одежду, какие можно причёски, какие татуировки. Какие продукты можно употреблять, куда можно ходить, куда нельзя, с кем можно разговаривать, с кем нет. В какие страны ездить можно, в какие нельзя (а точнее, кому вообще можно куда-то выезжать, а кому никуда). Можно ли употреблять табак и алкоголь, можно ли играть в азартные игры (и в какие вообще можно играть). Как воспитывать детей и кому вообще это делать.
    Какую слушать музыку, каких композиторов можно упоминать, какие вообще можно иметь музыкальные инструменты. Какие можно картины на стены, какие художники разрешены (какие изображения, какие фотки можно хранить) Какую литературу можно читать, что писать, а про какую лучше и не спрашивать. В каких областях научные открытия можно, в каких нельзя. Что должно быть написано в учебниках. И какие сексуальные отношения можно, какие нельзя (ну или наоборот – какие кто обязан и без вариантов). Ну и конечно же, какие вещи можно говорить, какие нельзя – всё строго регламентируется.
    О чём можно не говорить, о чём нельзя (и о чём нельзя не говорить – ну то есть обязан регулярно что-то прославлять). О чьих нарушениях запретов нельзя не сообщать. И само собой, заперт на критику властей, государственной идеологии, и вообще всего, чем государство хотело бы гордиться.
    Даже за небольшие нарушения в тоталитарных режимах могут быть серьёзные наказания. За всеми постоянно следят со всех сторон, фиксируют каждое движение, заставляют спрашивать разрешение на каждый шаг. Каждого (под любыми предлогами) проверяют, суют нос в чужие переписки, иного подконтрольного готовы до гола раздевать, чтобы обыскать на предмет чего угодно из запрещённого контента – всё это типичные составляющие тоталитаризма. Чем больше их в системе общества, тем  конкретнее о нём можно говорить, как о тоталитарном.

2. ЗАЧЕМ НУЖЕН ТОТАЛИТАРИЗМ?
    Зачем нужен тоталитаризм? Тут лично я вижу только два варианта. Первый – государству «достались» совсем не сознательные граждане, которые ничего не понимают, ничего не слушают, не чувствуют никакой ответственности ни за одно своё действие, и которым только дай чуть послабление, так они всё расшатают и развалят, и всё общество сразу коллапсирует. И, как психов в больнице держат в смирительных рубашках, так и их приходится держать в узде при помощи таких вот мер. Второй вариант – с людьми всё нормально; просто их хотят использовать как рабов. Только рабов держат в кандалах, а народ в кандалы заковывать не выгодно и нереально. И вот и приходится использовать всякие ухищрения, чтобы заставить их работать, как рабов (или почти, как рабов), а чтоб верили все (ну или максимально многие), что они сами так хотят. А для реализации второго варианта нужны всякие методики и ухищрения, чтоб заковать их волю и разум, вот тут и появляется сразу целая куча запретов, как червяков после дождя, чтобы держать людей в режиме, в каком их легче всего контролировать. Чтобы стояли смирно и не дёргались, когда их обрабатывать будут.
    Что значит использовать людей, как рабов? Ну первый вариант – эти просто: хозяева хотят жить в роскоши, а порабощённые чтобы были в нищете, а работали на износ. И чтобы все продукты их труда чтобы шли во дворцы хозяевам, а работающим оставался самый минимум, который нужен, чтобы не умереть с голоду и сил хватало дальше работать. Но вместо возмущения «какая несправедливость!» чтобы они рассуждали «А я горжусь, что у нашего хозяина такой великий дворец!». Второй вариант – иметь максимальной силы военную мощь (с соответствующим бесправием подчинённых в отношении военных прихотей хозяев, и отношением последних к людям, как к расходному материалу). Второй вариант удобнее тем, что заставить гордиться военной мощью страны можно гораздо больше народу, чем дворцами хозяев, куда их не пускают. А ещё есть вариант совмещения всего сразу с чередованием.
    Зачем государству может быть нужна максимальной силы военная мощь? Тут тоже два варианта: для обороны от максимально сильного противника, и для действий, в которых оборона если кому и понадобится, то как раз ему. Вот только для реальной обороны много обрабатывать сознательных людей не нужно – они и сами готовы встать на защиту своих очагов и алтарей без лишнего подгоняния. А вот погнать их умирать за то, чтобы у хозяина было больше земель и рабов, а у живущих по ту стороны границы меньше свобод и жизней – тут нужно поработать над их сознанием поосновательнее. И вот тут и пригодятся некоторые методики, при помощи которых их можно заставить делать одно, а чтобы верили, что делают другое.
    Ещё возможен вариант, что нападения на другую страну так и не случится. И не потому, что совестно, а от того, что противник настолько серьёзный, что нападать на него страшно, и тогда сила потенциальных противников заставляет потенциальных агрессоров держать себя так, как сами бы они никогда не захотели. В этом случае хозяевам таких систем останется просто мериться дубинами, тешить себя парадами имеющихся в распоряжении сил, и ждать в надежде, что что-то изменится, и возможность на кого-то напасть без сильного риска всё же появится. И ради этого их верные резиденты должны будут всю жизнь мариноваться в тоталитарном режиме, и содержаться в полной готовности к использованию в случае чего по соответствующему принципу.

3. КОМУ НУЖЕН ТОТАЛИТАРИЗМ?
    Почему некоторые деятели в роли хозяев (и не только хозяев) не могут обойтись без своих военных прихотей и тоталитаризма? Дело в том, что есть два типа людей, и одни больше склонны к «используй другого так, как ни в коем случае не позволяй использовать себя», а вторые к «не делай другому того, чего не хочешь себе». И ещё есть промежуточная градация, которая колеблется в принципах, и большую часть из которых к чему приучишь, то им и будет нужно. И если без тоталитаризма погнать всех на ту войну, в которой страна позволила себе в отношении другой как раз то, чего в отношении себя бы не потерпела, тогда все приверженцы второго типа на неё просто не пойдут. А если и погнать их принудительно, то воевать будут крайне неохотно, а риск того, что они при случае захотят отомстить погонщикам, слишком велик.
    Если же пойдут только приверженцы первого принципа, то они там будут умирать, а эти здесь будут оставаться в живых, и внутренний расклад сил будет невыгодным образом для принципа меняться. И сама смертность первых будет аргументом против их же принципов. Да и не все приверженцы первого принципа рвутся на передовую своей жизнью рисковать – ведь делай с другими то, чего с собой не позволяй, означает так же и гони других туда, куда сам не лезь. Так что принцип этот есть палка о двух концах, и есть такие, которые хотят, чтобы за них другие воевали, а они бы в тылу сидели, и гордились бы успехами «страны». И ряды фронтовых бойцов имеют тенденцию редеть гораздо быстрее, чем диванных, и последних тоже надо за шкирку брать, и наравне со теми отправлять, а то одни первые не справятся. А тут опять же нужен отлов и принуждение.
    В общем, при первом принципе всё развалится без системного насилия, и со свободами ему не по пути. А вот если каким-то образом всё же заставить приверженцев второго поверить, что они идут воевать за правое дело, то тогда все слабые места сразу же будут закрыты. И вот для этого и нужен тотальный контроль, чтобы удобнее было заставлять их поверить.

4. КАК РАБОТАЕТ ТОТАЛИТАРИЗМ?
    Каким же образом можно заставить людей пойти на завоевательную войну, и поверить в то, что они идут делать правое дело? Классический способ: «У нас вера правая; у них неправая. Идём бить неверных, с нами Бог!». Или более современная её модификация: «У нас политический строй справедливый; у них нет. Идём освобождать угнетённых; все, кто будут сопротивляться – плохие, и сами виноваты!». Могут быть и более простые: «А они первые начали – они нас обстреляли!», и вперёд учить врага уму-разуму, ну а там уже (конечно же «по его вине») придётся навязать свои порядки и так и оставить.
    Каким же образом все должны поголовно поверить, что враг начал первым, если он, допустим, кричит, что это не так, да и в его положении (допустим) ни один разумный субъект не позволил бы себе такую провокацию? Ведь людям свойственно иметь разное мнение и раскол общественности в данном вопросе неизбежен. А вот для этого и нужен тоталитаризм. Чтобы, во-первых, сознание общественности находилось в такой информационной блокаде, через которую не пробьётся ни один крик врага, и оно сплошь слышало бы изо всех рупоров только о том, что первым начал враг. Но допустим, на кого-то это воздействует, а на кого-то нет – думающий человек из принципа задаст вопрос: «А почему вы не даёте нам самим слышать, что говорит противник, и решать, как взрослые люди – вам что, есть, что скрывать?». А вот здесь срабатывает другой рычаг тоталитаризма – за такие вопросы будет наказание. Они должны боятся об этом громко говорить; только перешептываться между собой. А между собой – значит, распространения информации на целевую аудиторию не будет, значит, все их усилия практически впустую. Ну так может быть, тогда остальные должны сами додуматься до таких вопросов? Нет, если кто и додумается, то количество таких людей должно быть минимально. Потому, что тоталитаризм с детства должен приучать людей быть, как все, и за каждую попытку выделиться давал тумака. И пробовал кто-то выделиться разговорами о книгах, которые другие не читают – его сразу «на место» ставили, пробовал выделиться при помощи причёски, какую другие не делают – сразу нагоняй. И в таком режиме чтобы с материнским молоком всосать убеждение, что, если ты пытаешься быть, не как все (и поставить себя выше других), ты заведомо не прав. И чтобы на уровне рефлекса от любой попытки быть не как все его уже сразу отворачивало. И вот каждый такой ровняющийся на остальных посмотрит по сторонам – не увидит никого задающего такие вопросы, и сделает вывод, что не задавать их правильно.
    Какого же само количество думающих людей? А вот здесь уже новый барьер тоталитаризма – количество свободомыслящих в такой системе минимально. Почему? Да потому, что их, во-первых, всячески выщипывают из рядов общества, во-вторых, с детства приучают мыслить только так, как системе надо. Пичкают все возможными материалами, которые развивают мышление именно в заданном направлении, и всячески подавляют способность мыслить в альтернативном. Заставляют родителей, воспитателей в дестаду, учителей в школе, преподавателей в вузах, журналистов в СМИ, постоянно кормить их мозг исключительно программами в заданном направлении, а любую другую подачу сразу же пресекают. А направление у тоталитарной системы всегда одно: «Наши всегда правы; ихние всегда неправы. Если какое-то действие наших кажется неверным, значит, надо искать до тех пор, пока ему не найдётся что-то кажущееся похожим на оправдание. Если что-то ихнее кажется верным, значит, надо искать ему разоблачения, пока не найдёшь что-то кажущееся тебе таковым. А если ничего не находится, значит, просто вгонять себя в состояние, когда никакие аргументы не нужны, а достаточно просто одного желания верить в заданные убеждения вопреки всему, и действовать, исходя из этого».
    Не должно быть никакой информации, которая бы гладила этот «поток сознания» против шерсти. Не должно быть никакой инфы, которая бы опровергала или ставила под сомнение что-либо из заложенного в данном направлении. Не должно быть никакой инфы, которая бы учила мыслить на альтернативный манер. Не должно быть вообще ничего, что, хотя бы просто подталкивало к необходимости учиться. Только проверенные профильтрованные цензурой данные.

5. ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОТАЛИТАРИЗМА?
    Разумеется, неотъемлемой чертой лихого тоталитаризма должен быть запрет на выезд за границу (ну или по крайней мере, крайнее затруднение). Без этого пункта никакого серьёзного тоталитаризма толком и не получится. Потому, что миграция/туризм – это, во-первых, возможность для людей увидеть, как всё выглядит со стороны (и услышать альтернативную точку зрения). Во-вторых, это каналы информации, через которые об этом могут узнать, по крайней мере, близкие тех, кто ездит (и передавать по сарафанному радио). Ну и в-третьих, без этого условия просто невозможно будет контролировать несогласных с системой. Не понравится человеку режим – он возьмёт, да эмигрирует. Вот и старайся создавать ему приемлемые условия, чтоб он соизволил оставаться. Тоталитаристы так вопросы не решают. При тоталитаризме разговора короткий: нравится не нравится – терпи, моя красавица. А для этого выезд должен быть под контролем.
    Если выезд официально не закрыт, то должен быть связан с такими процедурами, что человек их просто должен бояться. Чтоб знал, что за саму попытку попробовать к нему уже могут прицепится так, что он не знал даже, чем это закончится. Выезд может быть разрешён только для своих, проверенных, в ком можно не сомневаться, что они захотят вернуться. Хотя, в ком можно быть уверенным в режиме тоталитаризма? Родные уехавших должны выступать заложниками их возвращения – так надёжнее всего.

    Так же неотъемлемым атрибутом тоталитаризма является запрет на критику системы. Пролы должны верить, что у них всё прекрасно. А то как им поверить, что за правое дело идут воевать? Прол должен постоянно вариться в информационной среде, где всё, к чему стремится система, прославляется. Даже если всё плохо, если ходит голодранцем, и живот бурчит от голода. Но он постоянно должен петь песни, что его страна самая лучшая. А то вдруг он усомнится, что идёт ратовать за правое дело?
    Пусть прол еле сводит концы с концами, пусть, на кого он не посмотрит – у всех примерно те же (или хуже) проблемы, но это как бы не считается. Это временные трудности, это исключение, на это не надо обращать внимание, а вот в целом-то всё оказывается хорошо. И вот когда он будет верить, что всё хорошо, тогда он и без задней мысли пойдёт н ести это «хорошее» в другие общества, а без этого у него сомнения могут возникнуть.
    За счёт чего в тоталитарном обществе должно быть хорошо – а людям со всех сторон сообщают, что то тут, то там новые достижения. Постоянные взлёты, подъёмы, бурный рост, и пусть попробуют только не поверить. Потому, что если прол поверит, то сможет чувствовать себя важным за счёт принадлежности ко всему этому. А если не поверит, то чувствовать себя важным ему больше и не за счёт чего. Собственных достижений у прола быть не должно; только коллективные – нечего ему думать, что он без общества что-то из себя представлять может.
    Всё, что делает текущая власть, тоже прославляется, а то как он захочет поддержать её во всех её начинаниях?
Содержать людей в рабских условиях, но при этом заставлять петь, какие свободные и богатые – одна из типичных черт тоталитаризма.

    Так же, неотъемлемым атрибутом тоталитаризма является развитый культ доносительства, который всеми способами возводится пропагандой чуть ли не в ранг героизма. Донёс на соотечественника/соседа/друга – молодец, сознательный гражданин, бдишь (или бз… – не знаю, как правильнее) врагов.
    Стукачество, помимо возможности расправляться с неугодными соседями/сослуживцами/конкурентами, несёт ещё и фактор деградации народа. Потому, что без стукачества, если ты не согласен с оппонентом, ты должен доказывать ему свою позицию. И ты должен быть способным предоставить такие доводы, на которые ему нечего ответить, а не те, на которые запрещено отвечать. А если таковых нет, работать над своей позицией, чтобы таковые были. А при необходимости и над собой, чтобы быть в состоянии признать свои ошибки, если у тебя таких доводов не будет, а у оппонента найдутся. И только на основании этого требовать от оппонента аналогичного (и вообще работать над тем, чтобы в обществе было как можно больше адекватных людей, способных слышать аргументы). И только добиваясь чего-то на этом фронте, чувствовать себя что-то значащим.
    В режиме стукачества ничего этого не требуется. Там не согласен с оппонентом – иди стучи, и угрозой этого заставляй его с тобой соглашаться. А позиция твоя может хоть быть хоть трижды на лжи построена; если эта ложь узаконена – тебе ничего не надо доказывать. И победами на таких условиях можешь чувствовать себя важным. И никто тебя не заставит самого себя воспитывать – система даёт возможность чувствовать себя важным и без этого. И в такой системе некоторые могут чувствовать себя, как рыба в воде, вот только без системы они никто.
    Стукач без системы чувствует себя крайне беспомощным. И он может быть надутым гордостью за свою страну, которой все боятся (ну или он думает, что боятся), но беспомощный, и держится за систему. И он не хочет, чтобы она развалилась, и следит за тем, чтобы её не расшатывали. А если система построена на лжи, то чем сильнее ложь, тем сильнее тем опаснее её будет шатать правда. И он стучит на тех, кто не хочет такой системой гордиться, и гордится тем, что стучит, и чем больше стучит, тем больше деградирует, и тем больше у него несогласия с теми, кто против деградации, и тем больше причин стучать.
    И те силы, которые должны идти на саморазвитие, идут на борьбу с несогласными, и всё это завязывается в один сплошной клубок зависимостей. И поэтому стукачество именно то, что нужно тоталитарным властям (которым не нужны способные мыслить и быть ответственными люди) – чем больше в системе стукачей, тем легче скармливать народу всякую ложь. И тем она больше может рассчитывать на их поддержку и на стабильность своего положения.

6. ЧТО ЕЩЁ НУЖНО ДЛЯ ТОТАЛИТАРИЗМА?
    Назначений у доносительства много. Во-первых, просто выявить и убрать всех, кто не хочет затыкаться, чтобы не было в обществе тех, кто может научить людей чему-то нежелательному для системы. Во-вторых, заставить заткнутся тех, кто готов заткнуться. Достаточно, чтобы на множество людей нашёлся хотя бы один стукач, чтобы критиковать систему было уже опасно. А значит, никто не разоблачит то, что льёт пропаганда, и усваиванию её продуктов остальными ничто не помешает.
    Ещё доносительство нужно, чтобы готовые до него опуститься получили преимущество над всеми остальными. Что в конечном итоге приведёт к продвижению их на более высокие места. А когда человек использует предоставленные системой такие возможности, он становится от неё более зависимым и готовым выполнять всё, что на потребует. Впрочем, это не означает, что доносительство при тоталитарном режиме дело сугубо добровольное. Порядочных людей при жёстком тоталитаризме тоже могут (и будут) ставить в такие условия, что они вынуждены были доносить. И давить на них будут так, что отказаться получится у самого малого количества. А совершив этот поступок, они будут испытывать отвращение к себе, стыдиться его, и не хотеть, чтобы система лопнула и он всплыл.
    Помимо доносительства в тоталитарных режимах есть ещё развитая тема недоносительства. Это отдельная дисциплина кары тех, кто «знал, но не сообщил». В общем, если кто-то что-то неугодное системе скажет, а кто-то услышит, но не донесёт, ему тоже будет худо. Это ставит человека перед необходимостью сразу для себя решить, или он готов на этот поступок, или пусть на спокойное существование не рассчитывает. В любой момент в любом месте его могут поставить перед этим выбором (а если надо будет, то и специально).
    Недалёкий человек подумает: а что я плохого сделал? Почему я должен считать, что я в чём-то поступаю низко, если я ни в чём не виноват? Если я никому ничего плохого не хотел, то почему я должен не находить себе места от того, что я делаю что-то не так? Нет, мне не нравится такое. А значит, считать донос предосудительным неправильно, а значит, должны быть какие-то объяснения. Вот только объяснений нет (по крайней мере таких, которые бы выдерживали серьёзную критику), а значит, надо отказаться от логики. Приучаться мыслить в определённых темах не логикой, а чувствами. Вот ему просто кажется, что он чувствует свою правоту, и делает, что кажется правильным. И когда он встаёт на этот путь, он своей головой думать уже не может – только решениями пропагандистов.
    Как получить максимальное количество недалёких людей – а очень просто: понатыкать как можно больше тоталитарных запретов. И таких, которых как можно труднее было бы не нарушить. Чтоб человек настолько был занят заботой об этом, что на всё остальное его уже не хватало. Вот тогда ему и некогда будет работать над развитием логики. И чтобы никакой логики в запретах тоже не прослеживалось. Ну кроме разве что, логики тоталитарной системы: «всё, что во славу системы – правильно; всё, что в критику – нет». Прими это на веру и всегда действуй, исходя из этого. И проблем у тебя не будет, и всегда все концы с концами будут сходиться (там, где есть власть системы). А где её нет, там приучайся ненавидеть всё, благодаря чему её нет. А не принимай – и живи в вечных страданиях без возможности что-то изменить и осознавай бессмысленность борьбы с системой.
    Эти и подобные приёмы достаточно эффективно помогают тоталитаризму отучать человека мыслить логически, да и вообще  в некоторых вопросах мыслить. У резидента тоталитарного режима логика если где и должна работать, то только на благо системы. Как построить оружие, какого нет у врага, как рациональнее заточить экономику (в соответствии с милитаристическими, конечно же, потребностями), как правильнее развернуть боевые построения. В несовпадающих с интересами системы она должна быть отключена и атрофирована. В отношении политических тем её вообще не должно быть; там работает система «свой-чужой». Если человек хвалит/оправдывает каждое действие системы – он свой; если критикует – чужой (и если регулярно не занимается прославлением системы – тоже чужой, только скрытый, маскирующийся под своего, но враг, которого надо обязательно выявить и разоблачить). Откуда верный резидент системы должен знать, что тот враг? А просто «чувствовать», и этого должно быть достаточно, потому, что оперировать логикой в таких вещах «свои люди не будут»; своим и без неё всё должно быть «понятно».

7. И ЧТО ЕЩЁ НУЖНО ДЛЯ ТОТАЛИТАРИЗМА?
    Ещё одна неотъемлемая часть то тоталитарной системы – это пытки. Они могут быть узаконены, может делаться вид, что их нет, но все должны знать, что они есть, и при этом этот вопрос как-то не обсуждать. Пытки можно использовать, чтобы выбить из обвиняемого признания в том, чего он не делал, и заставить подписать, чтобы только избавить себя страданий. Поэтому в обществе нормальных людей (ну т.е. уважающих презумпцию невиновности) они должны быть запрещены, но в тоталитарном обществе к ним другой подход. Сторонники тоталитаризма каким-то образом умудряются видеть в них только одну сторону: пытки позволяют заставить признаваться виновного, а того, что они могут сделать с невиновным, они в упор не видят и видеть не хотят, даже если их тыкать носом. А если их начать тыкать в слабую сторону их позиции, они начнут вести себя, как студент на экзамене, который выучил один билет, а вытянул другой.
    Корень этого явления в основном отличие тоталитаризма. Вообще, чем отличается от тоталитаризма не тоталитарного общества? В не тоталитарном, допустим, может быть закон, запрещающий что-то делать вопреки интересов своей страны, но при этом будут даны чёткие определения, что такое агрессивная война, что такое презумпция невиновности, и оговорено, что агрессивная война не может входить в интересы страны. И тогда если какой-то контингент решит пойти на кого-то агрессией, а несогласные выскочат с протестом «нет агрессии!», то, когда им предъявят «А, вы против интересов своей страны!», они спросят: «А с каких это пор агрессия входит в её интересы?». И тогда если им ответят «А это не агрессия! Это, знаете ли, оборонительная война на территории противника в рамках нанесения упреждающего удара...», они спросят: «А вы бы оправдали аналогичное в своём отношении?». И тогда или признавай, что готов оправдать (и готовься выполнять заявленное в случае чего), или признавай свою несостоятельность.
    В тоталитарном обществе нечего подобного не будет. Там будет так: все вперёд и с песней на «защиту родины бить врагов на их земле превентивным ударом». А если кто-то посмеет спросить: «А вы потерпели аналогичное в свою сторону?», ответ будет «А, ты враг!». Никаких других аргументов не нужно – сам факт того, что ты осмеливаешься оспаривать общепринимаемый толк действий, говорит о том, что ты враг.
    Интересы родины – делать, что ей выгодно, и отрицать то, что она действует из соображений выгоды (потому, что это тоже выгодно). А если ты против – значит, ты враг. Если враг, значит, виноват, значит, добрая родина по-хорошему предлагает это признать. Не хочешь, значит, сам виноват – придётся по-плохому. Значит, нужны пытки, под которыми ты или сломаешься, или умрёшь. А какое право она имеет применять пытки? Ну как какое – ты же виноват! А в чём ты виноват-то, какие конкретно доказательства? А вот ты сам и скажи, на это пытки и нужны, чтобы ты признался, и как признаешься, они и будут знать, в чём. Ну а какое право они имеют применять пытки – где доказательства, что ты виноват, а не невиновный, который может себя говорить? А никакие; доказательства – это для тех, кто мыслит логикой, а они мыслят чувствами. И вот они «чувствуют», что ты виноват – это в сочетании с «фактом», что ты враг, и есть для них высшее доказательство. А как чувствуют? Каким местом они такие вещи чувствовать приучаются? Ну как каким – тем самым, которое годно только на режим работы «свой-чужой».
    И вот страна нападает ну другую, говорит, что враги-де их обстреляли (по совпадению после долгой и методичной компании в СМИ по накачиванию ненавистью общественности в отношении противника). И никто не выступает против. И все ведут себя так, как будто другие варианты исключены, и уверенно выступают за соответствующие действия. Это и есть тоталитаризм.

8. ППРИХОД ТОТАЛИТАРИЗМА.
    Когда строится тоталитаризм, в любом обществе будет черта, до которой строительству ещё можно сопротивляться, а после которой сопротивляться уже практически бесполезно. Это, наверное, тот самый момент, до которого, собственно, тоталитаризм ещё можно обличать такими вот статьями, и при этом сразу не подпадать под цензуру и репрессии. Дальше этой черты уже начинается момент, когда тоталитаризм можно считать окончательно состоявшимся.
    Так же верной чертой тоталитаризма является положение, когда целевая аудитория тотально начинает критиковать такие статьи, полностью игнорируя логику и все доводы, на которые им нечего ответить. Она просто сыплет хамство, обвинения и угрозы, и подкрепляет их только новыми хамством, обвинениями и угрозами.
     Спорить с такими бессмысленно, а всем остальным в качестве пищи для размышлений: траву, конечно, срезать легче, чем долбить асфальт, но не стоит думать, что, если траву укатать асфальтом, она сквозь него никогда не пробьётся.


Рецензии
Мне кажется, статья написана под влиянием совершенно ложных парадигм, построенных вокруг контрпродуктивного термина.

1. Наибольший уровень государственного вмешательства в повседневные дела граждан имеет быть в Швейцарии.
В стране с наибольшей степенью вовлечения рядовых граждан в управление страной.
Т.е. самая демократичная страна мира является одновременно самой тоталитарной.

Прославленный немецкий "ордунг" - ничто по сравнению со швейцарским. Ребята, вполне комфортно чувствовавшие себя в западной Германии, часто вылетают из Швейцарии как ошпаренные. Не прижился в Швейцарии и закалённый долгими годами советских лагерей строгого режима диссидент Буковский.

Швейцарский тоталитаризм построен по любимому Вами принципу "не делай другому того, чего не желаешь себе".
Отчего не перестаёт попадать под определения тоталитаризма.

2. Сравните процент политических следственных дел, сопровождавшихся пытками при Сталине, Алексее Михайловиче и Иване IV Грозном.
Затем сравните уровень вмешательства государства в жизнь граждан при этих властителях.
Не поленитесь, проведите такую "лабораторную работу". Поверьте, впихнуть результаты в представленную Вами схему будет достаточно трудно.

3. Сравните свободу выезда из ведущей непрерывные агрессивные войны империи Чингис-хана со свободой выезда из ни на кого ни разу не нападавшего и нападать не собирающегося талибского Афганистана.

4. Изучите десяток диктаторов, в максимальной степени предоставляющих своим небогатым подданным "свободу сопли в полёте".
Много ли найдётся режимов более омерзительных?

После прикиньте, не являются ли рассуждения и измерения в системе "тоталитарный - нетоталитарный" контрпродуктивными?
Не пичкают ли Вас термином "тоталитарный" исключительно для того, чтобы пачкать Вам мозг?

Беднарский Константин Викторович   12.09.2023 18:56     Заявить о нарушении
1. Пожалуйста, перечень пунктов швейцарского тоталитаризма

2. Сомневаюсь, что история даёт одинаковой полноты картину информации о столь разных временах. Но если есть, что сравнивать, приведите сюда. А то я пока даже не очень понимаю, какого результата от меня хотят.
Вообще, измерять уровень тоталитаризма процентом таких дел – всё равно, что масштаб чернобыльской катастрофы измерять мощностью взрыва того злополучного котла 4го энергоблока. Нужен несколько более широкий анализ. Кстати, научите, где в делопроизводстве сталинского времени (и статистике) уточнялось, что дознание производилось при помощи пыток.

3. Откуда Вы знаете, что Талибан ни на кого не собирается нападать? По-моему, они достаточно быстро всё захватили, что могли, когда амеры свалили. И насколько я знаю, у них есть все признаки агрессивного общества. Ну а то, что они дальше не нападают – ну так может, просто знают, что 3.14.. получат, вот и сидят тихо до поры до времени. У меня, кстати, в этой статье есть про такое.
Свобода выезда при Чингиз-хане? Не знаю, времена далёкие были. Насколько всё точно там передано. Но допустим, что была полная. О чём это говорит? В те времена, вообще-то путешествовать без охраняемого каравана опасно было – это тебе не сейчас, паспортный контроль прошёл, сел в такси из аэропорта и поехал в гостиницу. Да и удерживать подданных не так просто – китайцы вон великую стену строили, а Чингизхану не до того было.
4. Приведите конкретику, будем разбирать.

Роман Дудин   12.09.2023 20:28   Заявить о нарушении
Принимаем Ваше определение тоталитаризма и его разъяснение(т.е. первый параграф статьи).
Тем более они по смыслу почти стопроцентно совпадают с первородными идеологически-диверсионными.

Переходим ко второму параграфу.

Вы пишите: "2. ЗАЧЕМ НУЖЕН ТОТАЛИТАРИЗМ?
Зачем нужен тоталитаризм? Тут лично я вижу только два варианта. Первый – государству «достались» совсем не сознательные граждане, которые ничего не понимают, ничего не слушают, не чувствуют никакой ответственности ни за одно своё действие, и которым только дай чуть послабление, так они всё расшатают и развалят, и всё общество сразу коллапсирует. И, как психов в больнице держат в смирительных рубашках, так и их приходится держать в узде при помощи таких вот мер."
С первой половиной абзаца, как с огрублённой абстракцией я готов согласиться.
Хотя уточнил бы, что в "смирительной рубашке" нуждается 20-25% взрослых граждан, а остальным регламентация нужна скорее как рельсы, чтобы по ним катиться.

Дальше Вы пишите:
"Второй вариант – с людьми всё нормально; просто их хотят использовать как рабов. Только рабов держат в кандалах, а народ в кандалы заковывать не выгодно и нереально. И вот и приходится использовать всякие ухищрения, чтобы заставить их работать, как рабов (или почти, как рабов), а чтоб верили все (ну или максимально многие), что они сами так хотят. А для реализации второго варианта нужны всякие методики и ухищрения, чтоб заковать их волю и разум, вот тут и появляется сразу целая куча запретов, как червяков после дождя, чтобы держать людей в режиме, в каком их легче всего контролировать. Чтобы стояли смирно и не дёргались, когда их обрабатывать будут."
С этим тоже можно было бы согласиться, если бы не то, что Вы пишете дальше:
"Что значит использовать людей, как рабов? Ну первый вариант – эти просто: хозяева хотят жить в роскоши, а порабощённые чтобы были в нищете, а работали на износ. И чтобы все продукты их труда чтобы шли во дворцы хозяевам, а работающим оставался самый минимум, который нужен, чтобы не умереть с голоду и сил хватало дальше работать. Но вместо возмущения «какая несправедливость!» чтобы они рассуждали «А я горжусь, что у нашего хозяина такой великий дворец!»."

В сумме получается заезд в область "сферического в вакууме".

В реальности, любители дворцов, построенных за счёт обнищания населения, категорически не стремятся к "тоталитаризму".
"Тоталитаризм" - это, чрезвычайно трудоёмко, а любители дворцов за чужой счёт в реальности банально лишены всякого трудолюбия.
У нас перед глазами эталонный пример в виде россиянских "экономических реформаторов", демонстрирующих классическую избирательность в области управления. Они твёрдо держат в руках то, что необходимо для охраны "дворцов". Назначения "силовых министров" президент не доверяет даже собственному премьер-министру. Зато детские сады и ясли они радостно перебрасывают муниципальным властям. Школы - региональным властям, и были бы рады спихнуть ясли и школы с государства вообще, в руки частных предпринимателей.

Ваш второй вариант ближе к реальности.
"Второй вариант – иметь максимальной силы военную мощь (с соответствующим бесправием подчинённых в отношении военных прихотей хозяев, и отношением последних к людям, как к расходному материалу). Второй вариант удобнее тем, что заставить гордиться военной мощью страны можно гораздо больше народу, чем дворцами хозяев, куда их не пускают. А ещё есть вариант совмещения всего сразу с чередованием."
Не буду придираться к мелочам.
Завоевательский зуд - действительно хорошая почва для тоталитаризма.
С детства сытно кормить будущих мужчин-солдат, чтобы были рослыми и сильными. Как принято шутить у бойцов-рукопашников "размер имеет значение". А ещё лучше, чтобы будущих солдат здоровенькими рожали сытые мамочки. И сытые ремесленники будут лучше ковать оружие. Да и крестьяне будут лучше пахать, если "не заслонять рты волам молотящим".
Чтобы корм не уходил в жир - заставить всех заниматься физкультурой и немножко (для бодрости) спортом. Не повредит ни военным, ни гражданским, ни мужчинам, ни женщинам, ни рабочим детям, ни крестьянским...
Не повредит военному потенциалу и развитие образования. Любитель завоеваний, в отличие от любителя "дворцов", не будет спихивать школы на кого попало...

Ненависть любителей "дворцов" к завоевателям-тоталитаристам естественна и логична.
Велик ли шанс у солдат, навербованных из рабов-заморышей, противостоять откормленным, образованным и тренированным здоровякам? Ой как неприятно было британским офицерам сравнивать своих солдат с гитлеровскими!

Под конец то, что Вы любите меньше всего: задачка на самостоятельное размышление.

Дано:
В соседней стране к власти пришёл к власти завоеватель-тоталитарист и уже принялся за перестройку всех сфер жизни подвластного ему государства.
А в Вашей собственной стране раскол и раздрай.
За власть, с равными шансами на успех борются два претендента. Один - потенциальный завоеватель-тоталитарист, равноценный соседскому. Второй - любитель "дворцов" и нелюбитель мелочного вмешательства в дела рабов. Третьей значимой силы в стране нет.
Вы, (по условиям задачи) в одно лицо способны привести к власти либо первого, либо второго претендента.

Беднарский Константин Викторович   23.04.2024 03:43   Заявить о нарушении
< в "смирительной рубашке" нуждается 20-25% взрослых граждан, а остальным регламентация нужна скорее как рельсы, чтобы по ним катиться >
Не знаю насчёт цифр, но регламентация и «смирительная рубашка» не одно и то же.

< "Тоталитаризм" - это, чрезвычайно трудоёмко, а любители дворцов за чужой счёт в реальности банально лишены всякого трудолюбия. >
Так-то оно так, но в реальности любители дворцов должны защищать свои дворцы. Иначе придут любители забирать чужие дворцы и присваивать себе. А ещё есть фактор естественного отбора, в рамках которого выживают сильнейшие, а более слабые не выдерживают конкуренции и уходят со сцены. А сильнейшими естественно быть тем, в ком сильнее всех желание что-то делать для того, чтобы укреплять (стяжать) свою силу. Так что хотят они того или нет – их, в общем, не спрашивают. У любителя дворцов за чужой счёт может не быть ни времени ни сил на то, чтобы что-то делать за свой счёт – у него все силы направлены на то, чтобы вырубить ещё того, что можно взять за чужой счёт, стать за счёт этого ещё весомее, и удерживаться дальше.

<Не повредит военному потенциалу и развитие образования. Любитель завоеваний, в отличие от любителя "дворцов", не будет спихивать школы на кого попало... >

А это, как раз то, что Вашими словами называется «сферическим в вакууме». Для начала надо дать адекватное определение понятию «образование», а потом уже аргументы из него городить.

<Ой как неприятно было британским офицерам сравнивать своих солдат с гитлеровскими! >
У Гитлера было меньше дворцов, чем у Черчилля?

<задачка на самостоятельное размышление >
Всякий народ имеет такое правительство, какое заслуживает. Это значит, что если он поленился проявить должную сознательность и не допустить приход к власти паразитического «любителя дворцов», то он заслуживает нести на своём горбу все издержки этих дворцов. А если он не сможет проконтролировать то, чтобы во главе его не оказался завоеватель-тоталитарист, он будет сам виноват, если придётся оплачивать потребности последнего не только своим пОтом, но и кровью (пусть не весь виноват, но большей своей частью – той, которая перевесила).
Вы предлагаете мне выбор между «надерут задницу» и «набьют морду», в условиях, где третьего не дано, и предлагаете по сути решить за народ, кем он должен быть, чтобы в связи с этим чего-то из этого заслуживать. А я, во-первых, считаю неправильным решать за кого-то, кем он должен быть, чтобы чего-то заслуживать. Я могу максимум только решать, кто чего заслуживает в связи с тем, кем он сам решил стать, и что в связи с этим сделал (и то не всегда хотелось бы). Поэтому я должен сделать со своей стороны всё для того, чтобы появился третий вариант, а если по не зависящим от меня причинам это окажется невозможно, проголосовать «против всех» кандидатов, чтобы не быть причастным к выбору. Если же я отдам свой голос (тем более решающий) за одного из них, то я буду виноватым во всех последствиях этого выбора, если они будут. Поэтому такую постановку условий задачи я считаю неполиткорректной.
Теперь по поводу выбора – я, конечно, могу допустить, что иногда лучше выбрать из двух зол меньшее, чем вообще не выбирать. И если мне придётся выбирать между чумой и холерой, то я буду прикидывать и взвешивать последствия. Только проблема в том, что в условиях Вашей задачи полностью отсутствуют данные, на основе которых можно судить о вероятностях чего-либо. Т.е. я должен выбирать или вслепую, или стоять в позе буриданова осла. Поэтому по-умолчанию выставлены взятые с потолка 50~50, на базе которых получается следующее:
Если придёт завоеватель-тоталитарист (в современном мире обычно называется фашист), то с вероятностью 50% он нападёт первым (хотеть напасть первым он может и на 100, но с вероятностью 50 его опередят). Так же с вероятностью 50% он проиграет, и тогда его народ получит не только за то, что не хотел быть рабами другого народа, но и за то, что имел наглость попятиться сделать того своими рабами. Это будет использовано против него, и чем больше крови пролил, тем сильнее будет кара. Сверх того, это будет куда более тёмное позорное пятно для истории данной страны, чем если бы на него просто напали и завоевали. Она станет для всех нарицательным злом, которое «получило по заслугам», а особенно врамках истории, которую напишут победители.
Так же, если завоеватель-тоталитарист придёт к власти в условиях противостояния империи завоевателя-тоталитариста соседа, то он может напасть не только на того, от кого исходит непосредственная угроза, но и на тех, кого надо успеть захватить и использовать, чтобы конкурент не захватил. Ну или на кого вообще можно под этим предлогом захватить. Для людей, имеющих совесть, это может быть крайне тяжёлый груз вины, а страдания таких людей, для меня знаете ли, тоже кое-что значат. Т.е. на одну чашу весов кладётся опасность, что люди могут быть истреблены, а на другую, что они станут чьими-то поработителями-истребителями, что для кого-то может быть и «нормально», а для кого-то стать убийцей может быть ещё хуже, чем стать мучениками. Обозначьте своё отношение к этому вопросу.
В случае же, если завоеватель-тоталитарист победит конкурента, то он будет всего лишь злом, которое победило другое зло, оказавшееся более слабым противником. Т.е. война под его знамёнами по сути будет войной за то, чтобы оказаться самым сильным злом. Так же максимальна вероятность, что одержав победу, он на этом не успокоится, и попрёт дальше (и там проиграет 50~50). Но даже если он «всех победит», он получит мир на условиях «победителей не судят», и вечную необходимость эту «неподсудность» поддерживать. Т.е. творить тоталитаризм везде, где нужно, чтобы мировая история не спросила с его страны за то, что эта себе позволила. Со всем вытекающим из этого принуждением резидентов системы служить злу и не иметь права быть человеком. А империи, как Вы, наверно, знаете, вечными не бывают, так что потом будут предпосылки для новых войн, и свою долю вины в них поддержавшие режим тоже закладывают.
В случае же, если на выборах победит «ленивый любитель дворцов», то тут вероятность, что он проиграет войну, наверное, выше 50%. И возможно даже, его народ будет использован, как расходный материал в новых завоеваниях победителя. Но в истории бывали случаи, когда голодные и в меньшинстве всё же побеждали сытое большинство. Чаще всего это бывает в освободительных войнах, когда за обороняющимися правда. Это такая ценность, которая может иметь не только моральное, но и результативное значение. А в данном случае за таким народом будет больше правды.
Какой вариант хуже, я более точно сказать не могу, т.к. не знаю вероятностей. Чего, разумеется, в реальной жизни бы не было, т.к. были хоть какие-то данные, на основе которых можно судить о вероятностях хоть чего-то. Так что приблизьте условия своей задачи к реальности, и я дам более конкретный ответ.

Роман Дудин   23.04.2024 11:14   Заявить о нарушении
Кстати, что дало Вам основания утверждать что я меньше всего люблю задачи на самостоятельные размышления?

Роман Дудин   23.04.2024 11:32   Заявить о нарушении
С первым пунктом Вашего возражения согласен.
"Смирительная рубашка" действительно не равна регламентации.
"Смирительная рубашка" равна регламентация + репрессивное нечто, что эту регламентацию подкрепляет.

Мой тезис правильнее было бы сформулировать как утверждение о том, что репрессивный аппарат в тоталитарном государстве содержится, в первую голову, из-за 20-25 взрослого населения, так как 15-20% тоталитарная регламентация вполне устраивает и они составляют истэблишмент, а 60+%, как правило, катятся куда им указано без особого сопротивления в силу своей околонулевой активности и околостопроцентного конформизма. Т.е. нагрузки на репрессивные органы не создают. При этом, степень, в которой установленная регламентация не устраивает пассивные 60%, за редкими исключениями, значения не имеет.

А вот второе Ваше возражение оно некорректненькое.
Вы утверждаете:
"Так-то оно так, но в реальности любители дворцов должны защищать свои дворцы. Иначе придут любители забирать чужие дворцы и присваивать себе."
Должны, то с точки зрения формальной логики должны...
Но вот делают ли они то, что якобы "должны"?
Историческая практика показывает, что любители дворцов со своими любимыми дворцами расстаются гораздо чаще, чем многие предполагают.
Один мой знакомый, ещё в советское время подсчитал срок средний жизни западноевропейских государств за предшествовавшие 500 лет. Результат оказывался откровением почти для всех.
Попробуйте сделать прикидку.

Требование дать адекватное определение образованию для меня оказалось несколько неожиданным.
Я как-то ориентировался на то, что получил сам: умение читать-писать-считать-чертить. Основы астрономии-физики-химии-биологии. В качестве необязательного акта доброй воли (который в случае антинародной диктатуры можно из программы исключить)- теорию революционной борьбы.
Короче, думать надо, что подразумевать под образованием, а я всерьёз думать сейчас не готов.

"У Гитлера было меньше дворцов, чем у Черчилля?"
Таки да. Меньше. Принципиально меньше.
Несмотря на то, что сыну третьего сына герцога по закону майората никаких личных дворцов не полагалось.

У Гитлера не было на загривке короля, не висела на ногах Палата Лордов, не было больше трети дворян в Палате Общин.
В Германии, в отличие от Британии, судейский корпус не был аристократическим.
Куда скромнее был процент дворян в офицерском корпусе.
Если Британская империя до 1945 года была насквозь аристократичной, то в гитлеровской Германии за пределами вооружённых сил и дипломатического корпуса аристократия сколько-нибудь значимым влиянием не пользовалась.

Ваш ответ по задаче мне надо серьёзно осмыслить, так как он оказался неожиданно содержательным и интересным.

Беднарский Константин Викторович   23.04.2024 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.