Полвека пролетели быстро

ПРОЩАЙ, БЕЗЗАБОТНОЕ ДЕТСТВО

   Последний день в детском саду остался позади, впереди ждала новая жизнь — школа. Что это за жизнь я пока не знал, но мне очень хотелось в школу. Глядя на старших ребят, я с нетерпением ждал момента, когда наступит это новое, пока ещё незнакомое время — школа и я, так же, как и мои друзья, буду ходить туда в форме с ранцем за плечами.

   В моей повседневной жизни пока никаких перемен не наступило, за исключением того, что теперь не нужно было по утрам ходить на площадку (так мы называли детский сад), которая находилась недалеко от дома. Там было всё знакомо и привычно, там поваром работала моя бабушка Мария Моисеевна (бабушка Маня — так называли её дети), а воспитателем — Елена Фёдоровна. Там остались мои младшие друзья — Женька и Шурик, а мой лучший друг — Вовка пойдёт вместе со мной в школу.
Было начало июня — время обильных дождей и сильных гроз. Но это нисколько не пугало меня и моих друзей, совсем даже наоборот. Во время сильных ливней на улице, прямо напротив дома, где я жил, образовывалась огромная лужа, её размеры были таковыми, что мальчишки постарше в ней устраивали морские сражения, а в качестве плавсредств использовали тазы, в которых наши мамы стирали бельё. Те, кто был младше, такой чести не удосуживались — наш удел был скромнее — наблюдать за этими баталиями с «берега».

   Вопроса о том, чем заняться в свободное время вместо посещения детского садика, у меня и моих друзей никогда не возникало — самой популярной игрой у нас была игра «в войну». Обычно наши «сражения» происходили в лесопосадке между огородами двух улиц — Первомайской и Степной. Условия для игры были идеальными — высокие деревья белой акации, заросли кустарников и лопухов позволяли нам сполна реализовывать самые смелые фантазии. Игры занимали всё наше свободное время и не надоедали нам никогда.

   Однажды в наш клуб привезли очень популярный кинофильм «Смелые люди». Мальчишки все, как один, посмотрели фильм, а кому-то удалось посмотреть его не один раз. Фильм, конечно, всем нам понравился, особенно главный герой — молодой конюх Вася. Каждому мальчишке хотелось быть похожим на Васю и иметь под собой такого же резвого коня по кличке Буян. Мы быстро включили в свои военные игры эпизоды из кинофильма с участием Васи и его Буяна. Каждому из нас в этих играх хотелось быть Васей, но роль Васи всегда доставалась старшим ребятам, младшие же могли претендовать только на роль коня Буяна.

   Я не выделялся среди своих друзей крепким здоровьем, но было у меня одно преимущество перед сверстниками — я быстро бегал, из-за чего роль Буяна мне выпадала чаще, чем другим ребятам. Этой ролью я тайно гордился, поскольку это свидетельствовало о признании моего превосходства над сверстниками в части скорости бега. Другими достоинствами я похвастаться не мог — я рос скромным, болезненным ребёнком, драться не любил, да и не умел, особой храбростью среди друзей не выделялся, хотя трусом не был.

   Свободное от групповых игр время я проводил в кругу своих друзей, живших по соседству — Женьки и Шурика. Они были младше меня на год, поэтому в их среде я был заводилой. Однажды, играя во дворе с Женькой, я предложил пойти на дедовскую пасеку и посмотреть, как пчёлы носят в улей мед. До этого я видел, как мой дедушка отбирает мёд из ульев, а вот как мёд попадает туда, для меня было загадкой. Из разговоров взрослых я слышал, что мёд в улей носят пчёлы.

   Воспользовавшись тем, что все взрослые были на работе, мы с Женькой зашли в дедовский сад, где стояло около десятка пчелиных ульев. Подойдя поближе к одному из них, мы начали пристально рассматривать прилетающих и улетающих из улья пчёл. Понаблюдав несколько минут и не увидев никакого мёда, мы решили «помочь» пчёлам показать нам, как они носят в улей мёд. Для этого нашли длинную жердь, привязали к её тонкому концу пучок сухой травы и начали тыкать в леток, надеясь, что пчёлы начнут более активно летать и нам наконец-то повезёт, и мы увидим, как мёд попадает в улей.

   Пчёлы действительно начали летать быстрее, их стало значительно больше, но вот мёда нам увидеть не довелось. Рой пчёл ринулся на нас так дружно, что мы не успели сообразить, что происходит. Понимание пришло сразу же после первого пчелиного укуса… Интуиция подсказала, что надо бежать, и чем быстрее, тем лучше. Пчёлы безжалостно жалили нас куда попало. Бросив свой нехитрый инвентарь, мы с воплями кинулись прочь от пасеки и из сада. Но пчёлы не унимались и преследовали нас даже тогда, когда мы выбежали за двор на улицу, оставив открытыми все калитки.

   Страшную жгучую боль я ощущал на лице, руках, спине. Мне от пчёл досталось больше, чем Женьке — я стоял ближе к улью и именно я тыкал палкой в леток.
Женька со слезами убежал домой (жил он через дорогу), там его уже ждала бабушка, которая пожалела и, наверное, что-то приложила к местам укусов. Во всяком случае, через какое-то время Женькин плач прекратился. Что нужно сделать, чтобы было не так больно, я не знал, а взрослых дома не было. От боли и обиды я заплакал. Мне помощи ждать было не от кого, поэтому, поплакав ещё немного, я успокоился, хотя боль никуда не исчезла, наоборот, теперь горело всё лицо, и казалось, что оно надулось, как мяч. Умывшись холодной водой, я решил посмотреть в зеркало. Каково же было моё удивление, когда в зеркале я увидел незнакомое лицо с красными щёками и узкими прорезями вместо глаз. Я опять заплакал, теперь не столько от боли, сколько от испуга, что теперь так буду выглядеть всегда.

   Вечером, когда взрослые пришли с работы, они сразу же увидели следы «преступления». Мало того, что возле ульев лежала та самая злосчастная палка с пучком сена, так ещё бабушкины грядки в саду были вытоптаны. А ещё в открытую настежь калитку все куры вышли со двора на улицу, и потребовалось немало усилий, чтобы загнать их обратно во двор. Ясно, что вместо сочувствия и жалости, мне перепало «на орехи», лишь, когда домой пришла мама, она пожалела меня и сделала какие-то примочки, от чего боль несколько утихла.

   Наутро в зеркало я увидел всё-то же лицо — опухшее, с узкими прорезями вместо глаз. В таком виде я ходил несколько дней, после чего опухоль спала, физическая боль прошла, а вот боль в памяти осталась, причём на всю оставшуюся жизнь. Правда был в этом и положительный эффект — после этого случая у меня от укусов пчёл опухолей не появлялось, видимо, в организме выработался иммунитет. Вот так я познавал мир.

   Лето подходило к концу и приближалась осень, а с ней и новая жизнь — учёба в школе. Я с нетерпением ждал того времени, когда вместе с друзьями в новой школьной форме отправлюсь в школу. Но формы у меня пока не было, для её покупки надо было ехать в город. Однажды мама сказала, что в воскресенье мы поедем в город на базар покупать мне школьную форму и портфель. Эта новость для меня была неожиданной, хотя и долгожданной — стала главным событием в оставшиеся до воскресенья дни. Я очень ждал этот день, с нескрываемым нетерпением каждое утро спрашивал у мамы: «А сколько дней осталось до воскресенья?» Поскольку я ещё ни разу не был в городе, то мысли о предстоящей поездке полностью завладели моим сознанием. В своих размышлениях я пытался представить город, но на ум не приходило ничего, кроме длинных улиц с огромными домами.

   Наконец наступило утро воскресенья. В этот день я проснулся ещё затемно — боялся проспать. Мама сказала мне: «Спи, ещё рано!» Но о каком сне могла идти речь, если последние дни все мои мысли были заняты предстоящей поездкой. После завтрака мы с мамой собрались и пошли к магазину, куда должна была приехать машина. На площадке у магазина уже собралось довольно много людей, среди которых был и мой лучший друг Вовка со своей мамой. Мы с Вовкой наперебой стали хвастаться друг перед другом о том, какую кому будут покупать школьную форму и чья форма будет лучше. Подъехала грузовая машина, за рулём которой был Вовкин дядя. Он позвал Вовку к себе в кабину. Я немного расстроился, мне было обидно от того, что шофёр не мой дядя.

   Машина тронулась, и от моей обиды не осталось и следа. Дорога в город проходила по краю поля вдоль лесопосадки. Был погожий летний день. Вокруг раскинулись золотистые пшеничные поля, залитые ярким солнцем, узкая полоска дороги проходила по краю поля вдоль лесопосадки деревьев с сочной зеленью. Голубое небо усеяно лёгкими белыми облачками. Ветер подымал рыжие волны созревающей золотистой пшеницы, от чего поле становилось очень красивым.
Скоро по полю пойдут комбайны — начнётся уборка урожая. Мне была знакома эта пора — мой отец работал комбайнером, и я с мальчишками не раз бывал на полевом стане. Однажды, отец даже прокатил меня на комбайне.

   По оживлённому движению и весёлому шуму взрослых, сидевших рядом, я понял, что говорят они о богатом урожае пшеницы. Во время уборки урожая я видел отца очень редко — он работал до поздней ночи, а с рассветом опять уходил на работу в поле. Мозолистые грубые руки отца, пропахшие солнцем, пшеничным полем и ветром, мне запомнились навсегда. Почти все отцы моих друзей работали на тракторах и комбайнах. Механизаторы трудились день и ночь в поле, выращивая пшеницу, они считали хлеб главным богатством. Доставался хлеб тяжким, ежедневным трудом — отсюда и трепетное, уважительное отношение к нему: «Хлеб — кормилец», «Хлеб — всему голова», «Без хлеба сыт не будешь» — часто слышал я от отца и деда. В нашей семье отношение к хлебу было трепетным. Я хорошо знал, что ни в коем случае нельзя выбрасывать недоеденную горбушку — это считалось большим грехом. Я часто слышал от бабушки, когда она, стоя перед иконой, сосредоточенно шептала: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…». Значит хлеб — это что-то очень важное в жизни. И это я усвоил на всю оставшуюся жизнь…

   Окончание уборки урожая было праздником в каждой семье. Взрослые говорили: «Есть хлеб!» Это ощущалось запахом свежеиспеченного в печке хлеба, выложенного на самотканую скатерть, или в большой миске на полотенце с вышитыми узорами. Из свежей муки бабушка обязательно пекла плюшки, рогалики, пироги и пирожки, а хлебный запах, запах знойного солнца и духмяного поля, хрустящей, поджаристой корочки вырывался из дома на улицу. Неизменной картиной этого праздника были мальчишки с большими кусками свежего хлеба на улице.

   С мыслями о хлебе я не заметил, как закончились пшеничные поля, и мы выехали на шоссейную дорогу. Движение на трассе было оживленным — ехали грузовики, большие незнакомые автобусы, попадались легковые автомобили. Всё это для меня было в диковинку — столько разнообразного транспорта я ещё не видел, каждую встречную машину встречал восторженным взглядом. Через какое-то время мы въехали в населенный пункт, как потом оказалось, это и есть город. Я был несколько расстроен от увиденного — ничего особенного в этом городе не было. В моих представлениях город должен быть большим, с высокими домами, а передо мной оказалась такая же улица с одноэтажными домами, такими же заборами, как и на нашей улице, единственное, что их отличало, была дорога — здесь она была асфальтированной.

   Повернув несколько раз, машина остановилась, и шофёр сказал: «Всё, приехали». Высадившись из машины, все люди пошли в одну сторону — к базару. Я слышал, что базар — то место, где что-то можно купить. Для меня базар сейчас был самым главным местом, потому что там мама купит мне школьную форму. Подошли к большим воротам, стало понятно, что это и есть базар. За воротами людей было видимо-невидимо. Все они куда-то шли между рядами, о чём-то разговаривали, порой громко спорили. Приглядевшись, сквозь толпы людей, я увидел прилавки, на которых были разложены вещи, продукты, какие-то предметы. Мы с мамой ходили между рядов в поисках школьных товаров, но никак не могли найти то, что нам было нужно, причём всё это время мама крепко держала меня за руку. Наконец, мы увидели большую толпу людей вокруг автолавки, с которой продавали школьную одежду. Пробравшись поближе к машине, мама громко спросила у продавца: «На этого мальчика есть форма?», указав взглядом на меня. На моё счастье форма нашлась, причём самая настоящая — суконная, тёмно-серого цвета, с ремнём и фуражкой с кокардой. Примерив, брюки и гимнастёрку, я оказался на «седьмом небе». Форма подошла и мне она очень понравилась. Здесь же продавали и портфели. Что лучше — портфель или ранец не знали ни мама, ни я, но мне очень хотелось, чтобы купили ранец. Сегодня был мой день — мама купила ранец, большой, коричневого цвета. Ощущение удовлетворённости несколько расслабило меня, я стал рассматривать всё по сторонам и, в какой-то момент потерял маму из виду. Она меня тоже потеряла. Вокруг было очень много незнакомых людей, они шли мимо, и никому не было никакого дело до маленького мальчика. Поняв, что потерялся и, что теперь один среди чужих людей, я заплакал. Ко мне подошёл какой-то лысый мужчина с усами и спросил, почему я плачу. Рыдая, я ответил: «Мамку потерял!». «Не плачь, найдётся твоя мамка. Пойдем, я тебе конфет дам».

   Мужик не обманул и действительно угостил меня конфетами, это были разноцветные сладкие камешки с орешками внутри. Таких конфет я ещё не пробовал, они мне понравились, плакать я перестал. Лысый и усатый мужчина что-то громко спрашивал окружающих, затем сказав, чтобы я никуда не отходил, сам куда-то ушёл. Через какое-то время он вернулся и сказал: «Скоро найдётся твоя мамка». От его слов мне стало как-то спокойно — я поверил этому дядьке. По радио объявили: «Потерявшийся мальчик Саша находится у справочного бюро!». Мужчина, взяв меня за руку, отвёл к Справочному бюро. Туда же вся в слезах прибежала мама. Схватив меня на руки, она начала целовать и приговаривать: «Куда же ты пропал? Я с ног сбилась, ища тебя по всему базару!». Я был несказанно рад тому, что мама нашлась, а про себя подумал: «Теперь никогда от мамы отставать не буду».

   Все покупки были сделаны — пора возвращаться домой. Всё о чём я мечтал, теперь у меня было — и форма, и ранец, можно собираться в школу…
К школе я морально был готов, чего нельзя было сказать о моей физической готовности. Шёл в школу я с желанием, немного пугала предстоящая неизвестность нового. В связи с тем, что со здоровьем у меня было не всё хорошо — рос слабым, болезненным ребёнком, родители беспокоились о моих возможностях переносить школьные нагрузки. Помимо дополнительной умственной деятельности, предстояли ещё и новые физические напряжения. Дело в том, что школа находилась на расстоянии трёх километров от дома, и ходить нужно было пешком ежедневно — утром туда, а после занятий — обратно, причём самостоятельно. Но деваться было некуда — не только у меня были такие проблемы.

   «Что ждёт его там, впереди? Как сложится его жизнь? Кем он станет? Кого встретит на жизненном пути?» Конечно, семилетний мальчишка не мог тогда мыслить такими категориями, но предстоящая учёба в школе, новые знакомства волновали моё воображение.

   Такие же мысли будоражили воображение и моих сверстников, которым предстояло первого сентября тысяча девятьсот шестьдесят третьего года начать новую жизнь — учёбу в Ловлинской средней школе.

   Лето закончилось, а с ним и моё беззаботное детство. Теперь меня ждала неизвестная новая жизнь — напряжённые долгие годы учёбы в школе. В школу я собирался охотно, потому что хотел новых знаний, новых знакомых и друзей.

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

   Первого сентября, как и все мои сверстники, я, вместе с мамой пришёл в школу. Перед школой было очень много народу — взрослых и детей. Все дети были нарядными, с букетами цветов в руках, девочки в форме с белыми фартуками и белыми бантами, мальчики в школьной форме.

   Я тоже выглядел очень красиво — серая суконная школьная форма, подпоясанная ремнем с блестящей пряжкой, на голове форменная фуражка с кокардой. Форма мне очень нравилась, я чувствовал себя в ней уверенно и казался немного взрослее. Незаметно для окружающих, краем глаза я всё время посматривал на форму и на блестящие ботинки. Это доставляло мне удовольствие и добавляло гордости.
После завершения торжественной линейки, на которой кто-то выступал, что-то говорил, первоклассников строем, под аплодисменты всех присутствующих, учительница повела своих новых учеников в большое одноэтажное здание из коричневого кирпича с большими окнами — это было здание начальной школы.
Всего первоклассников было сорок шесть человек, и всех нас определили в один класс. Класс получился большим, сверх всех нормативов. Для работы с таким количеством учеников нужны были незаурядные способности учителя. Как впоследствии оказалось, именно такими качествами обладала наша первая учительница.

   В здание школы мы шли парами: мальчик и девочка, держась за руки. Впереди шла наша учительница — Даниленко Нина Георгиевна, женщина лет сорока, с виду очень строгая. Она была одним из опытнейших учителей школы, в школе она начала работать ещё в довоенные годы.

   Когда мы зашли в класс, то увидели много стоявших рядами парт, каждая из которых была рассчитана на двух человек.

   Парты представляли собой одновременно и стол, и скамейку, соединённые вместе, внизу находилась перекладина для ног. В верхней части парты были углубления: одно круглое — для чернильницы и два продолговатых — для ручек. Крышка стола была с наклоном, а нижняя её часть открывалась на навесах, под ней располагалась полка, куда можно было положить книги. На боковых стенках парты крепились крючки, на которые ученики вешали портфели.

   Обо всём этом нам рассказала Нина Георгиевна. Ещё она показала картинку, висевшую на стене и объяснила, как нужно правильно сидеть за партой, чтобы не уставала и не искривлялась спина, а также не портилось зрение.

   Затем Нина Георгиевна познакомилась с каждым из нас — она по журналу зачитывала фамилию, а ученик, услышав свою фамилию, вставал и говорил: «Я». В ожидании своей фамилии я сильно волновался — ведь ещё никто ни разу так официально меня по фамилии не вызывал. Когда учительница назвала мою фамилию, я взволнованно встал и с дрожью в голосе тихо сказал: «Я».

   Учительница рассказала нам о том, что она научит нас читать, писать и считать. Учиться писать мы будут сначала карандашом, а затем перьевыми ручками и чернилами.

   Также она рассказала о том, что эти знания нам понадобятся в будущем, чтобы стать учителями, врачами, строителями, инженерами, моряками и космонавтами. Мы слушали учительницу очень внимательно — для всех нас всё это было незнакомо и очень интересно.

   Меня посадили за парту во втором ряду, рядом с девочкой, с которой я шёл за руку, её звали Люсей. Девочка выглядела какой-то испуганной и у неё всё время дрожали руки. Это было моё первое новое знакомство в школе.

   Сначала в классе мы друг друга не знали, общались лишь с теми, кто жил по соседству. Только к концу первого класса мы стали различать друг друга и обращать внимание на одноклассников. В классе училась девочка по имени Валя. Отношение
к ней со стороны одноклассников, как, впрочем, и с её, было обычным, хотя со стороны некоторых мальчишек отношение к ней было настороженным. Она была дочерью нашей учительницы, а значит, могла доносить ей обо всём, что происходило в классе в отсутствие учителя. Со временем все одноклассники поняли, что, Валя этим не грешила. В классе были другие девчонки, которые с нескрываемым удовольствием докладывали учительнице обо всех проделках, происходивших в классе.

   Познакомился я и с другими своими одноклассниками, со многими из них я прошёл все десять лет школьного обучения.

   Учился в школе я охотно и легко. Школа для меня стала вторым домом — здесь я научился писать, читать, считать, выступать на сцене. Здесь всё было интересно, каждый день приносил новые знания и впечатления.

   Надо отметить, что в начале шестидесятых годов население станицы, как и по всей стране, жило бедно — не хватало продуктов питания, одежды, других предметов первой необходимости. Что-то купить в магазинах было сложно — оплата труда колхозников была низкой, в течение года начислялись, так называемые, трудодни, а зарплату выплачивали только в конце года. Жители станицы, в основном, существовали за счёт своих приусадебных участков и подсобных хозяйств. Но даже в те непростые годы, в условиях тотальной бедности, руководители станицы, школы и колхоза сумели организовать для детей, хотя и скромное, но всё же горячее питание. На территории школы был небольшой буфет, в котором можно было за пять копеек приобрести пирожок с повидлом и бесплатно получить стакан горячего молока. Многим ребятам, особенно тем, кто жил в отдалённых районах станицы, это помогало хоть как-то поддерживать свой режим питания. Кроме того, государство
оказывало материальную помощь многодетным семьям, детям сиротам. Им выдавали предметы верхней одежды и обуви. Правда, был в этом и негативный момент — некоторые ребята из более-менее благополучных семей позволяли себе отпускать непристойные шутки в адрес детей, кому эта помощь полагалась, из-за чего некоторые дети этой помощи стеснялись, воспринимали её, как унизительную подачку.

   В конце первого класса меня, как и всех моих одноклассников, приняли в октябрята. Всем нам выдали нагрудные значки — пятиконечные звездочки с рельефным изображением юного В. И. Ленина. Наш класс стал одним октябрятским отрядом. Отряд состоял из нескольких групп, называемых «октябрятскими звёздочками», в каждую из которых входило по пять ребят.

   Символом отряда был красный октябрятский флажок, а «звёздочки» — красная пятиконечная звезда, вырезанная из картона. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из «должностей»: командир «звёздочки», цветовод, санитар, библиотекарь, или физкультурник. Отличительным знаком командира отряда была нашивка на рукаве из двух красных полосок.

   В октябрятской организации существовали Правила октябрят:
— Октябрята — будущие пионеры;
— Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших;
— Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут;
— Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые;
— Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

   Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми.

   Вожатыми в октябрятские отряды назначались наиболее активные пионеры из старших классов. Занимались октябрята в культурных или спортивных секциях, а также общественно-полезным трудом. Лозунг у октябрят был такой: «Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут!»

   Такая организация стимулировала детей на хорошую учёбу и активное участие в общественной жизни класса и школы.

УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ

   Нина Георгиевна родилась в тысяча девятьсот двадцать втором году в городе Кропоткине. Её родители: отец Воронин Георгий работал служащим Кавказской железной дороги, а мать Анна Фёдоровна — портной в швейной мастерской.

   Училась Нина Георгиевна в школе №45 города Кропоткина. История этой школы довольно примечательна, открыта она была в тысяча восемьсот восемьдесят шестом году в здании бывшего двуклассного училища для детей работников железной дороги. В тысяча девятьсот семнадцатом году школе присвоили статус пятилетней железнодорожной школы имени революционера-народовольца, одного из организаторов убийства императора Александра II Желябова А. И. С тысяча девятьсот двадцать третьего года школа перешла на семилетнее образование, а через три года получила производственный железнодорожный уклон.

   В тысяча девятьсот двадцать девятом году это учреждение было преобразовано в среднюю школу, а уже через год — в тысяча девятьсот тридцатом году средняя школа имени Желябова стала образцовым образовательным учреждением. Она занимала третье место среди всех образцовых школ в РСФСР. Уровень преподавания в школе был очень высоким. Лучшие учителя-методисты школы добивались отличных учебно-воспитательных результатов. Выпускники школы пользовались высоким авторитетом и их с удовольствием принимали в средне-специальные и высшие учебные заведения страны.
По окончанию этой школы Нина Георгиевна поступила в Кропоткинское педагогическое училище, которое окончила в тысяча девятьсот сороковом году и была назначена учителем начальных классов в семилетнюю школу станицы Ловлинской Кропоткинского района.

   Вся трудовая деятельность Нины Георгиевны с первого и до последнего дня работы прошла в этой школе. Нина Георгиевна была одним из самых опытных и уважаемых учителей. За сорок семь лет педагогического стажа она стала для сотен ребятишек первой учительницей, которая научила их читать и писать, открыла глаза на мир, дала им путёвку в жизнь. Многие её ученики стали учёными, инженерами, военными, врачами, педагогами и все с большой благодарностью вспоминают свою первую учительницу.

   Труд учителя всегда был непростым, но особенно тяжёлым в трудовой деятельности Нины Георгиевны был период фашистской оккупации станицы в годы Великой Отечественной войне с августа 1942 по февраль 1943 года. В это время дети в школе не учились, здания школ фашистами были разграблены и использовались в собственных целях.

   За военные годы здания школ пришли в ветхое состояние, не отапливались. Материально-техническая база школ практически отсутствовала — не хватало мебели, школьных досок, другого школьного инвентаря. Методические пособия для подготовки и проведения занятий учителя находили, кто, как мог — кто — то покупал на рынках, кто-то брал попользоваться у своих знакомых коллег, кто-то смог сохранить эту литературу во время войны. Такое же положение было и с учебниками, по одному учебнику занимались несколько человек по очереди. Не было бумаги для письма, использовали всё, что можно было использовать для этого — старые газеты, обрывки любых листов бумаги, писали между строк уже использованных тетрадей. Писать было тоже не чем — ни карандашей, ни ручек не хватало. В качестве чернил использовали луговые цветы ярко синего цвета — мускари, или мышиный гиацинт, в просторечии их называют «соплячками».

   Еще одной большой проблемой была нехватка одежды и обуви в семьях учеников, её негде и не за что было купить. Многие дети не могли ходить в школу в ненастную погоду из-за того, что им просто нечего было одеть и обуть. В тех семьях, где было несколько учеников — дети ходили в школу по очереди. О том, в каком виде дети ходили в школу можно судить по фотографиям того времени.

   В военные годы из-за нехватки учителей Нине Георгиевне приходилось преподавать и в старших классах. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Вот в таких условиях происходило восстановление разрушенного войной хозяйства на селе. Удивительно то, как в таких невероятно тяжёлых условиях смогли выжить наши предки, в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, найти в себе силы строить новую жизнь.

   Нину Георгиевну всегда отличали высокий профессионализм, ответственное отношение к своим обязанностям, доброе и справедливое отношение к детям. Она была строгим, но справедливым учителем. Никому не давала никаких поблажек, даже собственным детям. В тоже время всегда помогала, если видела, что у ребёнка что-то не получается, не из-за лени, а от того, что тот не понял учебный материал, или он трудно ему даётся. Её немного побаивались, но и любили.

   Её хорошо знали в станице — для многих жителей станицы она стала первой учительницей. На протяжении всех лет работы в школе Нина Георгиевна активно участвовала в общественной жизни школы и станицы.

   Уйдя на заслуженный отдых, она еще десять лет продолжала работать в школе воспитателем в группе продленного дня. Нина Георгиевна неоднократно поощрялась руководством школы, районного и краевого отделов образования.

   После ухода из школы занималась домашним хозяйством и внуками. Внуков у неё было шестеро — три внука и три внучки. На лето все внуки старались приехать к бабушке Нине. Она не просто заботилась о них, но, как опытный педагог, придумывала всякие занятия для них, даже помощь по дому она обставляла, как игру. Детям это очень нравилось, и они выполняли все поручения своей бабушки с огромным удовольствием.

   Нина Георгиевна была добрым, чутким и отзывчивым человеком. Все трудности, которые выпали на её долю она преодолевала мужественно и терпеливо.
В последние годы жизни Нина Георгиевна сильно болела. Умерла она в августе тысяча девятьсот девяносто седьмого года, похоронена на сельском кладбище в станице Ловлинской.

   В памяти бывших учеников и жителей станицы Нина Георгиевна осталась высокопрофессиональным и грамотным педагогом, чутким и отзывчивым человеком.

ГРАНИТ ШКОЛЬНОЙ НАУКИ
 
   В школе учился я охотно и легко, для меня она стала вторым домом — здесь я научился писать, читать, считать, выступать на сцене. Здесь всё было интересно, каждый день приносил новые знания и впечатления.

   В третьем классе всех ребят нашего класса приняли в пионеры, причём первыми приняли тех, кто хорошо учился, был активистом в общественной жизни класса. Вопрос о приёме рассматривался сугубо индивидуально на сборе пионерского отряда или дружины. При приёме в пионеры учитывалась успеваемость, поведение и участие в общественной работе ученика. В случае положительно решения совета дружины пионеры давали торжественное обещание перед всеми присутствующими на этом мероприятии. Меня приняли в пионеры одним из первых в классе.

   На шею нам повязали красные пионерские галстуки треугольной формы, символизирующие связь трёх поколений: октябрёнок — пионер — комсомолец. Галстук являлся символом чести. Значок пионера был также с изображением В. И. Ленина в центре звезды на фоне языков пламени пионерского костра и надписью: «Всегда готов». Приём в пионеры был приурочен к празднику в честь дня рождения В. И. Ленина — 22 апреля 1966 года.

   Успехи в учёбе и участие в общественных делах класса сделали меня более уверенным в своих силах, что не осталось незамеченным моими товарищами и учительницей. Меня выбрали старшим в одной из «звёздочек». Со временем я приобрёл новых друзей, стал активистом. У меня появились такие качества, как дисциплинированность, ответственность, а еще я понял, что за свои дела и поступки нужно отвечать.

   Быстро пролетели четыре года учёбы в начальных классах. Все эти годы нас учила одна учительница — Нина Георгиевна. Она любила своих учеников, много тепла и ласки дарила нам, мы отвечали своей первой учительнице взаимной любовью, считали её своей второй мамой.

   Успеваемость в нашем классе была высокой. Большинство учеников учились на хорошо и отлично. Круглыми отличниками в классе были: Феклистова Таня, Таганова Тоня, Герасименко Таня, Каширина Надя.

   Я тоже учился хорошо — первые четыре класса окончил на отлично. В поощрение за это родители купили мне велосипед «Орлёнок». Но счастье было не долгим. Однажды, я с друзьями поехал кататься на велосипедах в поле, туда, где комбайны собирали урожай пшеницы. Приехав на поле, мы спрятали свои велосипеды в высокой траве на краю этого поля, а сами напросились к комбайнёрам прокатиться на комбайнах. Когда через час мы вернулись обратно, то увидели такую картину — у места, где мы спрятали свои велосипеды, стояла группа комбайнеров и о чём-то оживленно разговаривала, был среди них и мой отец. Оказалось, что один из трактористов решил проехать по высокой траве и, не заметив лежащих на земле велосипедов, наехал передним колесом на один из них. Как на зло это был новенький велосипед «Орлёнок» — моя гордость. От велосипеда осталось жалкое зрелище — погнутая его передняя часть.

   Конечно, мне было очень обидно, и я заплакал. Отец начал меня ругать за такое отношение к ценной вещи, но потом поняв, что этим делу не поможешь, сказал мне, что попытается починить велосипед. Велосипед починили — выправили раму, вилку, купили новое колесо, но теперь это был уже не тот «Орлёнок», которым я гордился.
Итог этой истории для меня был таким — следующий раз велосипед мне купили тогда, когда я учился в девятом классе…

ПИОНЕР — ВСЕМ РЕБЯТАМ ПРИМЕР

   С окончанием четвёртого класса всех учеников разделили на два класса. К числу будущих пятиклассников добавились выпускники трёх Ловлинских начальных школ, расположенных на территории бывших колхозов: «Камышевахский хлебороб», «Общий труд» и «Коммуна Воронова». Получилось два полноценных пятых класса по тридцать с лишним учеников в каждом — 5 «А» и 5 «Б». Я оказался в 5 «А» классе.

   Мои лучшие друзья Вовка Шелковой, Сергей Молчанов оказались в 5 «Б», зато вместе со мной остались ребята с нашей улицы Серёжа Пономарёв, Долженко Петя и пришли в наш класс: из школы в «Общем труде» Митя Стариков, а из школы в Камышевахе — Саша Криницын.

   Из центра станицы в 5 «А» класс перешли мальчишки: Петровский Коля, Шевченко Вася, Коротков Вася, Пахомов Саша, Резниченко Саша, Милованов Леня, Васильев Валера. Кроме того к нам в класс добавились те ребята, кто остался в пятом классе на второй год: Дылёв Вова, Ивлев Вова, Шкодин Коля и Бочарников Петя.
Девчонки в нашем классе оказались из разных частей станицы:
— центральной части: Плачковсая Тоня, Плачковсая Рая, Ерёменко Тоня, Даниленко Валя, Слинченко Люба, Милованова Люба, Ифанова Валя, Воронова Оля, Колесова Валя, Стогний Таня;
— из «Общего труда»: Бузаева Зина, Герасименко Таня,
Неменущая Рая, Аскольская Надя, Глущенко Надя;
— из «Красной молодёжи» (так назывался район станицы с улицами Первомайской и Степной): Долженко Нина, Долматова Маша, Ватутина Дуся, Каширина Надя, Каширина Тоня, Мазурова Надя, Машкова Надя, Старикова Маша, Феклистова Таня.

   В пятом классе появились новые предметы, преподавать их стали разные учителя: алгебру — Левченко Василий Петрович, русский язык и литературу — Слинченко Мария Афанасьевна, ботанику — Дурнева Мария Ивановна, историю — Гречишкина Мария Мироновна, немецкий язык — Феклистов, физкультуру — Елизаров Фёдор Филиппович, рисование — Таранов Иван Петрович, пение — Рой Вера Васильевна, трудовое обучение — Кудинов Иван Васильевич (у мальчиков) и Дурнева Мария Ивановна (у девочек).

   Классным руководителем у нас стала Слинченко Мария Афанасьевна.
Заведующей школьной библиотекой работала Попадукина Валентина Алексеевна, за организацию общественной работы с учениками отвечала старшая пионерская вожатая Мудрая Таисия Дмитриевна.

   В пятом классе ребята учились по-разному — были и отличники, и середнячки и отстающие. Отлично учились: Герасименко Таня, Надя Каширина, Надя Аскольская, Феклистова Таня. Отставали в учёбе второгодники: Дылёв Вовка, Ивлев Вовка, Шкодин Николай и Бочарников Петя, а также Пахомов Саша и Долженко Петя. Среди девочек, отстающих не было.

   Поведение у ребят было тоже разным. Чаще других нарушали дисциплину на уроках и переменах Дылёв Вовка, Шкодин Николай и Бочарников Петя. В основном это были детские шалости, но бывало и мелкое хулиганство. Мальчишки вставали с мест и ходили по классу, во время урока разговаривали, шумели, бросались разными предметами, стреляли бумажными скобками из резинок, подкладывали кнопки на стулья, косы девчонок привязывали к стульям и много чего ещё делали, что порой приводило к срыву урока. За такое поведение их удаляли из класса до конца урока, вызывали в школу родителей, а поведение «особо одарённых» разбирали на педсовете школы.

   В целом же обстановка в классе была не такой уж безнадёжной, как в некоторых других классах. Этому способствовало отношение к ученикам нашего классного руководителя — Марии Афанасьевны Слинченко.

   Обучение с пятого по восьмой класс для ребят нашего класса было насыщенным и интересным. Добавились новые предметы — геометрия, физика, химия, биология, черчение. Появились и новые учителя: по геометрии — Кошарная Александра Андреевна, по географии — Скрылёва Валентина Иссидоровна, по физике — Денисов Алексей Григорьевич, по химии — Пахомов Николай Иванович, по биологии — Болгова Екатерина Дмитриевна, по черчению — Погорелов Николай Иосифович.

   Была у нас и активная общественная жизнь. В нашем классе был пионерским вожатым Солонский Геннадий — ученик на четыре года старше нас. Под его руководством мы занимались общественно-полезным трудом, играли в спортивные игры, помогали по хозяйству одиноким престарелым жителям станицы. Запомнился один случай — в то время шло активное переселение жителей отдалённого хутора Камышевахи в центр станицы и многие подворья остались заброшенными. В один из весенних дней мы, вместе с Геннадием, на велосипедах, поехали в Камышеваху и накопали много кустов смородины, крыжовника, малины. Привезли в школу и на пришкольном участке высадили их.

   Ребята из нашего класса участвовали в художественной самодеятельности — школьном хоре, драматическом кружке, духовом оркестре, фотокружке. Мне запомнилась постановка, где я исполнял главную роль — пионера Васи, который во время немецкой оккупации спрятал от фашистов бюст В. И. Ленина. Когда это стало известно фашистам, Васю расстреляли. С постановкой мы выступали в клубе станицы, где было очень много народу. Всё шло хорошо, но всё испортил Дылёв Вовка, который играл гестаповца — в момент расстрела пионера, он от волнения рассмеялся так, что не мог остановиться, испортив тем самым финальную часть пьесы.

   Начиная с пятого класса лучших учеников назначали пионерскими вожатыми в младшие классы. Так, меня и моего нового друга Криницына Сашу назначили вожатыми в первый класс, где учителем была наша первая учительница Даниленко Нина Георгиевна. Мы очень ответственно относились к пионерскому поручению — очень много времени проводили со своими подопечными, за что снискали их любовь и уважение.

   За хорошую учёбу и участие в общественной работе пионеров-активистов поощряли поездками на различные экскурсии, пионерские слёты, конференции,. Посчастливилось и мне с моим другом поучаствовать в них. Так во время весенних каникул в седьмом классе мы ездили на трёхдневную экскурсию в город Краснодар. Для нас это была первая поездка в большой город, поэтому она запомнилась на всю жизнь.

   Участвовали мы и в других мероприятиях: наводили порядок на братской могиле жертвам белогвардейского террора, шефствовали над могилой погибшего во время войны жителя станицы Ловлинской красноармейца Беликова, сажали зеленые насаждения в новом станичном парке, помогали колхозу в прополке посевов подсолнечника, уборке урожая кукурузы, других культур, работали на пришкольном участке.

   Бывали в моей школьной судьбе и курьёзные случаи. Однажды я пострадал, как бы сейчас сказали — «за свободу слова». Дело было в седьмом классе, я только что вступил в комсомол и первое комсомольское поручение, которое мне дали в комитете комсомола — ответственные за выпуск школьной стенной газеты. В очередном номере стенгазеты нужно было «пропесочить» школьных курильщиков. Обладая неплохими навыками в рисовании, я написал фельетон с карикатурой на курильщиков, сопроводив его подробной аннотацией с их именами и фамилиями. Газета получилась классной — возле неё толпилась вся школа, весело смеясь над «героями» фельетона. Видимо фельетон здорово задел самолюбие этих «героев» и они решили мне отомстить за нанесённую обиду. После школьных занятий, они подстерегли меня по пути домой. Их было четверо, ровно столько, как на карикатуре. Предъявив мне свои претензии, они набросились на меня и несколько раз ударили, в том числе и по лицу. Я, как мог отбивался, но удары всё же пропустил. По тяжести ударов я понял, что в руке одного из нападавших был какой-то предмет, возможно, свинчатка. Посчитав, что этого урока для меня достаточно, они удалились, пригрозив мне повторением избиением в случае, если я не прекращу их критиковать в будущем. Закончилась эта истории общешкольной линейкой, на которой мои обидчики слёзно просили у меня прощения. Впредь подобных ситуаций не возникало.

   Были и менее драматические события, тем не менее сыгравшие для меня большое воспитательное значение. Запомнился мне один урок истории в седьмом классе. Историю нам преподавала Гречишкина Мария Мироновна — опытный педагог и своеобразный человек. Ученики её недолюбливали. За что не понятно, возможно за строгость, возможно за манеру вести диалог с учениками. Я учился хорошо, по истории у меня были только пятерки. Материал я усваивал легко за счёт того, что внимательно слушал учителя на уроке и этого было достаточно. Однажды это правило я нарушил — отвлекался во время рассказа Марией Мироновной нового материала. По установившейся привычке, дома в учебник не заглянул, и на очередном уроке истории «попался». Мария Мироновна, видимо, решила преподать мне урок воспитания — неожиданно вызвала к доске и попросила рассказать материал предыдущего урока.

   Поскольку она меня спрашивала на прошлом занятии и я получил оценку «отлично», я к уроку не готовился, рассказ учителя не слушал, за что и схлопотал «пару». Мария Мироновна с нескрываемым удовольствием поставила в журнал двойку, а в дневнике сопроводила её ещё и припиской: «Учить материал надо регулярно!» Мне было стыдно, что так опростоволосился перед классом, но я сделал из этого вывод — истину глаголит русская пословица: «Не надейся на авось» и в дальнейшей жизни старался ей следовать.

   После окончания седьмого класса часть моих одноклассников из тех, кто слабо успевал в учёбе, вместо продолжения учёбы в школе поступили учиться в Ладожское СПТУ, образованное в 1954 году, как школа механизаторов по выпуску комбайнеров для нужд края и освоения целинных земель. Не одно поколение ребят здесь научилось пахать и сеять, любить землю, ценить человека — труженика, гордиться своей профессией. Были среди выпускников этого учебного заведения и мои одноклассники: Дылёв Владимир, Шкодин Николай, Бочарников Пётр, Корецкий Валерий, Петровский Николай, Шевченко Василий, Долженко Петр.

   Честно говоря, с уходом некоторых ребят, обстановка в классе стала намного лучше и спокойнее, учиться стало легче и приятнее. На уроках прекратились бесконечные хулиганские выходки, отвлекающие и учителя и учеников, на переменах тоже стало намного спокойнее.

   Заканчивали мы восьмой класс хоть и в несколько сокращённом составе, зато с хорошими результатами в учёбе и дисциплине. С лучшими результатами восьмой класс окончили: Аскольская Надежда, Феклистова Татьяна, Герасименко Татьяна, Каширина Надежда.

   После сдачи экзаменов по русскому языку и математике каждому из нас выдали Свидетельство о восьмилетнем образовании. В моём Свидетельстве было две четвёрки — по русскому языку и физкультуре.

   Перед каждым из нас встал вопрос: «Что делать? Продолжать обучение в школе, или попытаться поступить в какой-нибудь техникум, или училище?» Добрая половина ребят из нашего класса решила обучение в школе на этом завершить. Среди тех, кто ушёл из школы после окончания восьмого класса были: Аскольская Надежда — поступила в пищевой техникум, Пономарёв Сергей — поступил в Астраханское речное училище, несколько мальчишек и девчонок поступили в Профессионально-технические училища, где получили рабочие специальности.

   На выпускном вечере наш классный руководитель Мария Афанасьевна нашла для каждого из нас теплые, душевные слова и пожелала найти своё место в жизни и не растерять друг друга.

КЛАССНАЯ МАМА

   Мария Афанасьевна родилась в станице Ловлинской в тысяча девятьсот двадцать четвёртом году. После окончания семилетней школы поступила в Кропоткинское педагогическое училище.

   Окончив училище в тысяча девятьсот сорок третьем году, работала учителем начальных классов в Ловлинской семилетней школе и одновременно заочно обучалась в Краснодарском государственном педагогическом институте имени 15-летия ВЛКСМ. В институте получила специальность преподавателя русского языка и литературы. Затем стала работать в своей школе по новой специальности.

   Это прославленное высшее учебное заведение окончили, причём заочно, многие преподаватели Ловлинской средней школы, работавшие в школе в пятидесятые — семидесятые годы прошлого столетия.

   История этого института берёт свое начало с сентября 1920 года, когда он был основан, как Институт народного образования, затем его переименовали в Кубанский высший педагогический институт. В конце сороковых годов его переименовали в Краснодарский государственный педагогический институт имени 15-летия ВЛКСМ. В феврале 1970 года Краснодарский государственный педагогический институт был преобразован в Кубанский государственный университет, чем он остаётся и по сей день.

   Мария Афанасьевна была нашим классным руководителем с пятого по восьмой класс. Она любила свой предмет и прививала любовь к русской литературе нам — своим ученикам. Её уроки всегда проходили интересно и в непринужденной обстановке.
Кроме того, Мария Афанасьевна была очень добрым, чутким, жизнерадостным человеком. Я не помню её сердитой, или, чтобы она кого-то ругала, строго отчитывала. Она умела найти слова для убеждения, или внушения даже самому отъявленному хулигану, что так поступать не следует, и часто у неё это получалось. Любила и умела она пошутить, вставить в разговор нужное слово и нам это нравилось. Иногда острое слово, или пример из жизни помогали ей поставить на место зарвавшегося ученика. Многие её шутки становились крылатыми фразами, особенно запомнилась нам одна — по поводу внешнего вида дам и кавалеров из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (цитировать не буду по этическим соображениям).
Она была настоящим педагогом, с любовью относилась к нам — своим ученикам, и мы отвечали ей взаимностью. Она всё видела, всё понимала, с ней можно было поделиться своими сокровенными мыслями и не опасаться, что это станет достоянием других. Для каждого из нас она стала близким и родным человеком — «мамой в классе», или «классной мамой».

ЮНОСТЬ КОМСОМОЛЬСКАЯ МОЯ

   Из двух восьмых в девятый класс пришли учиться двадцать два человека — шестнадцать девчонок: Бузаева Зина, Герасименко Таня, Даниленко Валя, Долженко Нина, Дробилко Тоня, Евсеенко Надя, Ерёменко Тоня, Каширина Надя, Каширина Тоня, Кислова Валя, Колесова Валя, Мазурова Надя, Милованова Люба, Нагнибеда Лида, Старикова Маша и шесть мальчишек: Василега Саша, Криницын Саша, Коротков Вася, Милованов Леня, Пахомов Саша и Стариков Митя.

   Новым классным руководителем у нас стал опытный учитель математики Бобов Василий Трофимович.

   Василий Трофимович родился в станице Ловлинской в тысяча девятьсот четырнадцатом году.

   В тысяча девятьсот тридцать втором году окончил школу колхозной молодёжи в станице Нововладимировской, затем учился в городе Краснодаре на сельскохозяйственном рабфаке.

   В тысяча девятьсот тридцать седьмом году окончил в Краснодарский государственный педагогический и учительский институт имени 15-летия ВЛКСМ. После окончания института два года работал учителем математики в Коми АССР, затем возвратился на Кубань и работал учителем математики в станице Мирской Гулькевичского района.

   С тысяча девятьсот сорок седьмого и до ухода на пенсию в тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году работал в Ловлинской средней школе. Василий Трофимович был инвалидом и ходил с тростью. Своим ученикам он запомнился поистине отеческим отношением, всегда очень переживал за своих подопечных. Помню, как однажды во время контрольной в десятом классе он, как обычно в таких ситуациях, обходил класс, смотрел, кто как решает задачи. Незаметно подошёл и ко мне — со спины, посмотрел в мою тетрадь и, взяв свою трость за нижнюю часть, ничего не говоря, легонько мне постучал по макушке ручкой трости, приговаривая: «Думай, Сашка, думай!» Казалось бы, ничего особенного, но этот эпизод запомнился мне на всю жизнь.

   В этом был весь Василий Трофимович — он никогда не повышал голос на нас, не ругал, а вот так, аккуратно, ненавязчиво умел направить на правильный путь. Мы это чувствовали и с большим уважением и любовью относились к нему, старались ни в чём его не подводить.

   Наш класс был его последним выпускным классом. Светлая память о замечательном человеке, прекрасном педагоге осталась в моей памяти, и я думаю, в памяти всех его учеников.

   Учёба в девятом классе была интересной. У нас появились новые преподаватели: Яковенко Николай Иванович — вёл обществоведение, астрономия — преподавал Денисов Алексей Григорьевич, Березин Владимир Андреевич — вёл начальную военную подготовку, во время уроков трудового воспитания мы проходили обучение в школе механизаторского всеобуча. Кроме того, на уроках химии, физики, географии нам преподавали новый интересный материал, имеющий прикладной характер.

   В нашем новом классе сложилась довольно интересная ситуация — девчонок было в три раза больше, чем мальчишек. Это было несколько непривычно, тем более, что наши девочки были намного активнее ребят. «Заводилами» в классе были: Дробилко Тоня, Евсеенко Надя, Нагнибеда Лида и Плачковская Тоня, все они до этого учились в 8 «Б» и жили на одной улице. Первое время они пытались «править балом», но продолжалось это недолго. После того, как меня избрали комсоргом класса, всё встало на свои места. Вообще-то наш класс был дружным, просто нужно было пройти какое-то время, чтобы мы привыкли друг к другу.

   После девятого класса нас осталось двадцать человек — ушли из школы Милованова Люба и Милованов Алексей.

   В это время в школе активно работали различные кружки и спортивные секции. Особой популярностью в школе пользовался географический кружок, который вела Скрылёва Валентина Иссидоровна. В дни летних каникул участники кружка ходили в ближние и дальние походы: в окрестности станицы — к истоку реки Бейсуг, в Кавказский государственный заповедник, к Чёрному морю. Летом 1972 года в таком походе участвовал и я, со своими одноклассниками. Поход получился очень интересным и познавательным. За неделю мы совершили пеший переход из посёлка Режет Апшеронского района через Главный Кавказский хребет в посёлок Лазаревское на берегу Черного моря. Было много и других мероприятий в два последних года учёбы в школе.

   Эти два года пролетели очень быстро. Мы повзрослели, наверное, поумнели. Каждый из нас задумывался о том, кем он станет после окончания школы, куда пойти учиться. Я давно решил, что после школы буду поступать в военное училище, причём только в лётное. Готовился к этому — старался хорошо учиться, занимался спортом. На последнем году обучения подал заявление в военкомат с просьбой направить меня для поступления в Армавирское высшее военное училище лётчиков. Это было самое «крутое» училище среди всех лётных училищ — оно готовило лётчиков-перехватчиков для ПВО страны.

   Мои одноклассники тоже готовились к новой жизни — мой друг Криницын Саня готовился к поступлению в высшее военно-морское училище, Коротков Вася — в радиотехнический институт, Стариков Митя — в мореходное училище. Из девчонок — Таня Герасименко и Надя Каширина планировали поступать в сельскохозяйственные институты, остальные мои одноклассники таких планов не строили.

   Наступила пора выпускных экзаменов. Готовились мы к ним серьёзно и в составе класса, и самостоятельно. Наш класс был не очень сильным в учёбе, поэтому учителя интенсивно проводили консультации по всем предметам, они тоже переживали за нашу подготовку к экзаменам.

   Все экзамены мы сдали успешно. Я всё сдал на отлично, хотя был волнительный момент на экзамене по литературе. Мне вы-пал билет, одним из вопросов которого был вопрос о лирике А. С. Пушкина. Я уверенно ответил по теме, а на вопрос преподавателя: «А какое стихотворение Пушкина ты нам прочтёшь?» ответил: «Я вас любил». «Ну что ж, читай» — последовал ответ. Я прочитал стихотворение, но, видимо, без должного в данном случае выражения. Председатель экзаменационной комиссии Рой Вера Васильевна сказала: «Вот если бы мне так объяснялись в любви — я бы не поверила… А, что ты ещё знаешь из Пушкина?». «На холмах Грузии» — ответил я. «Читай» — сказала она. Оправившись от волнения, я с выражением прочитал стихотворение и это понравилось экзаменаторам. «Ну вот, это совсем другое дело» — сказал кто-то из них. Пятёрку мне поставили, но на словах в шутку сказали: «Потренируйся объясняться в любви — пригодится…».

   После сдачи экзаменов, по традиции был выпускной вечер. Нас торжественно поздравили с окончанием средней школы, каждому вручили Аттестат о среднем образовании и пожелали доброго пути в новой жизни. После этого был торжественный ужин, а потом встреча восхода солнца на берегу речки Атаманки, в том месте, где когда-то была колхозная бойня.

   В память об этом знаменательном для каждого из нас событии мы распили бутылку шампанского, а внутрь её поместили «Список выпускников Ловлинской средней школы №15 1973 года». Бутылку прочно запечатали пробкой и бросили в речку. Там она, наверное, лежит и по сей день.

МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ ИХ ВСЕГДА

   До тысяча девятьсот пятьдесят четвёртого года в станице Ловлинской школа была семилетней и включала две начальные школы (до четвёртого класса), расположенных на территории колхозов «Камышевахский хлебороб» и «Общий труд». Организационно Школа относилась к Кавказскому районному отделу образования. Школы размещались в нескольких зданиях: семилетняя — в одноэтажном здании, которое находилось в центре станицы за магазинами в районе пересечения нынешних улиц Мира и Красной и в одноэтажном кирпичном здании, между современными улицами Красной и Набережной, напротив Памятника жертвам белогвардейского террора. Начальные школы размещались в одноэтажных домах — в колхозе «Общий труд» в кирпичном доме бывшего кулака Тарасенко, а в Камышевахе — в турлучном доме дореволюционной постройки, где раньше также размещалась хуторская школа.

   В тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году Ловлинская семилетняя школа была реорганизована в среднюю и перешла в ведение Тбилисского районного отдела народного образования.

   Средняя школа располагалась в центре станицы и занимала те же одноэтажные здания, что и семилетняя. Материально-техническая база школы практически отсутствовала — не хватало классных помещений, мебели, школьных досок, другого школьного инвентаря. Занятия проходили в стесненных условиях — по два-три класса занимались одновременно в одном помещении.

   В послевоенный период, с тысяча девятьсот пятьдесят третьего по тысяча девятьсот шестьдесят третий год, директором школы работал Яковенко Николай Иванович.

   Николай Иванович родился в тысяча девятьсот восемнадцатом году в Гулькевичском районе Краснодарского края. Там же пошел в школу и учился до шестого класса. С тысяча девятьсот тридцать пятого года он обучался в Ловлинской семилетней школе. После её окончания поступил в горный техникум в городе Шахты Ростовской области, затем учился в Краснодарском рабфаке. Окончив его в тысяча девятьсот тридцать девятом году, поступил в Ставропольский педагогический институт, но учился недолго — отозвали для призыва на военную службу, но на службу призвали не сразу. Ожидая призыва, Николай Иванович поступил на работу в Ловлинскую начальную школу учителем начальных классов.

   В апреле тысяча девятьсот сорокового года он был призван в РККА и направлен в воздушно-десантные войска. С начала войны воевал в 1019 стрелковом полку 307 стрелковой дивизии 81 стрелкового корпуса в должности помощника начальника штаба полка. За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, он был награждён двумя орденами Красной звезды.
 
   После демобилизации, в тысяча девятьсот пятьдесят первом году, в звании капитана, Николай Иванович возвратился в станицу Ловлинскую. Сначала работал секретарём партийной организации колхоза, затем перешёл на работу в школу. Без отрыва от работы, он окончил педагогический институт и стал преподавать в старших классах историю и обществоведение.

   Работая директором Ловлинской средней школы на протяжении десяти лет, Николай Иванович много сделал для развития школы, совершенствования системы образования, улучшения условий работы учителей и обучения учащихся. В станице помнят Николая Ивановича, как умелого руководителя, грамотного педагога и прекрасного человека.
Одним из опытнейших учителей школы, начавшим работать в школе в послевоенные годы, был Пахомов Николай Иванович, родился в тысяча девятьсот семнадцатом году в станице Ловлинской.

   После окончания Ловлинской семилетней школы поступил на годичные педагогические курсы. Окончив их, получил направление на работу в начальную школу при металлургическом заводе имени Андреева в городе Таганроге, где проработал два года. Затем поступил на годичные подготовительные курсы при Ставропольском педагогическом институте.

   В тысяча девятьсот сороковом году по специальному набору был призван на военную службу. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте в 77 дивизии ПВО. Воевал в звании старшины на Ленинградском фронте в тяжёлых условиях блокады. За боевые заслуги по защите города Ленинграда от воздушных налетов вражеской авиации был награждён медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За отвагу».

   После демобилизации в тысяча девятьсот сорок пятом году поступил на работу учителем в Ловлинскую семилетнюю школу. В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году Николай Иванович заочно окончил педагогический институт и всю жизнь проработал в Ловлинской средней школе учителем химии.

   Николай Иванович Пахомов любил свою профессию, прекрасно знал свой предмет и старался привить эту любовь своим ученикам не только во время уроков, но и во время дополнительных факультативных занятий по химии. Многие выпускники нашей школы, благодаря усилиям Николая Ивановича полюбили химию и выбрали своими профессиями сферы деятельности, связанные с ней.

   Многие годы директором Ловлинской средней школы работала Гапонова Раиса Никитична. Раиса Никитична родилась в тысяча девятьсот тридцать втором году в селе Привольное Красногвардейского района Ставропольского края. После окончания средней школы поступила в Армавирский учительский техникум на физико-математический факультет. По окончании техникума в тысяча девятьсот пятьдесят втором году была направлена в Ловлинскую восьмилетнюю школу №24. Работая в школе, поступила на заочное отделение Ставропольского педагогического института на математический факультет, который окончила в тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году.

   В сентябре тысяча девятьсот шестьдесят третьего года её назначили на должность директора Ловлинской средней школы №15. На этой должности Раиса Никитична проработала почти двадцать лет — до ухода на заслуженный отдых.

   Она была авторитетным руководителем и уважаемым человеком в станице. Много раз её избирали депутатом Ловлинского сельского совета, членом исполкома, председателем административной комиссии, председателем общества «Знание», членом Тбилисского райкома КПСС.

   Под руководством Гапоновой Раисы Никитичны школа получила своё дальнейшее развитие, так в тысяча девятьсот шестьдесят пятом году в центре станицы построили двухэтажное здание новой средней школы. В старом здании школы открыли детский сад. С тех пор в станице действует только одна средняя школа, мест в которой хватает для обучения всех учащихся в одну смену. Школа рассчитана на одновременное обучение до четырёхсот человек.

   В школе были оборудованы специализированные кабинеты: начальных классов, математики, русского языка, литературы, истории, физики, географии, химии, начальной военной подготовки, столярные мастерские, а также спортивный зал, библиотека, актовый зал и столовая.

   В шестидесятые и семидесятые годы вместе с Раисой Никитичной работали опытные педагоги: Рой Вера Васильевна — завучем по воспитательной части, Погорелов Николай Иосифович — завучем по учебной части, Болгова Екатерина Дмитриевна — учителем химии, Решетнёва Валентина Исидоровна — учителем географии.

   Многие годы должность заместителя директора школы по воспитательной работе занимала Вера Васильевна Рой. Вера Васильевна родилась в станице Ловлинской в тысяча девятьсот двадцать девятом году. В самом начале войны её отец Василий Яковлевич ушел на фронт и там пропал без вести.

   В школе она всегда училась только на отлично. После окончания средней школы поступила в Кропоткинское педагогическое училище, окончив его, вернулась в родную школу учителем начальных классов. В тысяча девятьсот пятьдесят первом году поступила на заочное отделение в Краснодарский государственный педагогический институт имени 15-летия ВЛКСМ. После окончания института работала преподавателем русского языка и литературы в старших классах. В середине шестидесятых годов её назначили организатором внеклассной работы Ловлинской средней школы №15 (заместителем директора школы по воспитательной работе), в этом качестве она проработала до ухода на пенсию.

   Во время работы в родной школе Вера Васильевна зарекомендовала себя высокопрофессиональным педагогом, искренне любящим свою профессию, щедро делилась знаниями с учениками. Была честным и принципиальным человеком, активно участвовала в общественной жизни школы и станицы. Пользовалась заслуженным авторитетом у своих коллег, родителей и учащихся школы. Её неоднократно избирали секретарём партийной организации школы, депутатом Ловлинского сельского совета.
Многие бывшие коллеги и ученики Веры Васильевны вспоминают её с большой человеческой теплотой и благодарностью. За годы трудовой деятельности Веру Васильевну неоднократно награждали Почётными грамотами РОНО, школы. В тысяча девятьсот семидесятом году она была награждена Медалью «За доблестный труд».

   Долгие годы завучем школы по учебной части работал Погорелов Николай Иосифович.Он родился в тысяча девятьсот двадцать седьмом году на хуторе Старо-Армянском. В тысяча девятьсот сорок четвёртом году был призван в ряды Вооруженных Сил, где прослужил до тысяча девятьсот пятьдесят первого года. В этом же году поступил в Армавирский учительский институт на физико-математический факультет и факультет русского языка и литературы.

   Окончив институт, был направлен на работу в Нововладимировскую среднюю школу №22 учителем русского языка и литературы, одновременно заочно учился в Краснодарском педагогическом институте.

   В тысяча девятьсот шестьдесят первом году Николай Иосифович был переведен в Ловлинскую среднюю школу №45, где в последствие его назначили завучем по учебной работе. На этой должности он работал до ухода на пенсию. Николай Иосифович всегда был требовательным учителем, но справедливым человеком.

   Учителем биологии и ботаники в школе работала Дурнева Мария Ивановна. Родилась она в станице Ловлинской в тысяча девятьсот двадцать четвёртом году в семье крестьян. После окончания седьмого класса продолжила обучение сначала в станице Нововладимировской, затем в станице Казанской. Окончив среднюю школу, поступила в сельскохозяйственный институт в городе Махачкале. В тысяча девятьсот сорок восьмом году Мария Ивановна окончила его и получила профессию агронома. По распределению была направлена на работу в совхоз Майский в Дагестане.

   В тысяча девятьсот пятьдесят третьем году Мария Ивановна возвратилась в станицу Ловлинскую и стала работать в школе, одновременно поступила на заочное отделение Ставропольского пединститута. Окончив институт, стала работать в Ловлинской средней школе учителем биологии.

   Мария Ивановна была высокопрофессиональным и ответственным преподавателем, очень любила свою профессию, старалась привить такую же любовь к природе и своим ученикам.

   Одним из самых интересных уроков в школе были уроки географии. Во время нашей учёбы географию преподавала Решетнёва Валентина Исидоровна.

   Валентина Исидоровна родилась в станице Ловлинской в тысяча девятьсот тридцать седьмом году. Окончив десять классов Ловлинской средней школы пошла на работу в сельскую библиотеку и без отрыва от работы поступила в Ростовский областной библиотечный техникум. В библиотеке работала несколько лет, при этом успешно окончила техникум. Работа в библиотеке была интересной, хотя книжный фонд был небольшой, жители станицы с большим интересом читали книги. За время работы Валентины Исидоровны количество читателей возросло в несколько раз. Особым интересом библиотека пользовалась у детей, учителей и специалистов колхоза.

   Работа в библиотеке ей нравилась, но с детства она мечтала стать учителем, поэтому в тысяча девятьсот шестьдесят первом году поступила на историко-географический факультет Орджоникидзевского педагогического института.

   После окончания института возвратилась в родную станицу, где стала работать в родной школе учителем географии. Валентина Исидоровна очень любила свою профессию и сумела привить эту любовь своим ученикам. Её уроки всегда проходили очень интересно, у многих учеников (в том числе и у меня) география стала любимым предметом. В школе она организовала географический кружок, в дни летних каникул участники кружка ходили в ближние и дальние походы: в окрестности станицы — к истоку реки Бейсуг, в Кавказский государственный заповедник, к Чёрному морю через Главный Кавказский хребет.

   Валентина Исидоровна пользовалась заслуженным авторитетом среди своих коллег и учеников школы. Особое уважение она заслужила у всех жителей станице благодаря своей работе по сбору материалов по истории станицы. За долгие годы кропотливой работы она сумела собрать очень ценные материалы о многих наших земляках, погибших, или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. На основе собранных материалов ею был основан школьный музей, который в последствие был преобразован в музей станицы Ловлинской.

   Добрая память о настоящем патриоте своей малой Родины — Валентине Исидоровне Решетневой надолго останется в сердцах жителей станицы Ловлинской.

   Биологию в нашем классе преподавала Болгова Екатерина Дмитриевна. Она родилась в тысяча девятьсот тридцать четвёртом году на Украине. После начала войны с семьей переехала в Тбилиси, где окончила восемь классов. После окончания школы поступила в педагогическое училище, которое окончила с отличием. В этом же году поступила в Тбилисский педагогический институт на химико-биологический факультет, который окончила в тысяча девятьсот шестидесятом году. С этого года работала в Ловлинской средней школе учителем химии. Несколько лет исполняла обязанности завуча по производственному обучению. Среди коллег и учащихся Екатерина Дмитриевна пользовалась заслуженным авторитетом и уважением, была всегда веселой и жизнерадостной. Своим оптимизмом заряжала окружающих.

   В конце шестидесятых — начале семидесятых годов в школу пришли работать молодые учителя, только что окончившие ВУЗы: учителем немецкого языка — Костенникова Инна Николаевна, учителем математики — Соседина Любовь Ивановна,учителем иностранных языков — Мишнякова Раиса Петровна, учителем физики — Денисов Алексей Георгиевич.

   Костенникова Инна Николаевна родилась в 1943 году в станице Ловлинской в семье сельской учительницы. В 1950 году поступила, а в 1960 году окончила Ловлинскую среднюю школу с золотой медалью, затем поступила в Кубанский государственный университет на факультет иностранных языков.

   После окончания университета была направлена на работу в Ловлинскую среднюю школу учителем немецкого языка. Инна Николаевна быстро вошла в коллектив, наладила хорошие взаимоотношения с коллегами и учащимися. Твердые знания языка, умение просто и доходчиво донести учебный материал до учащихся позволили молодому учителю в короткие сроки заслужить авторитет и уважение среди коллег и учеников. Добрая память об Инне Николаевне Костенниковой осталась в сердца её учеников.

   Мишнякова Раиса Петровна родилась в 1947 году в городе Петропавловске Казахской ССР. Там же окончила среднюю школу и поступила в Целиноградский педагогический институт на факультет французского и немецкого языков. В 1972 году, окончив институт, по распределению была направлена в Ловлинскую среднюю школу учителем немецкого языка.

   Вся трудовая деятельность Раисы Петровны прошла в Ловлинской средней школе, где она проработала более тридцати лет. Раиса Петровна в работе проявила себя, как высококлассный преподаватель, добрый и отзывчивый человек, заслужив авторитет среди коллег и любовь своих учеников.

   Соседина Любовь Ивановна родилась в 1950 году в станице Архангельской Тихорецкого района Краснодарского края. После окончания средней школы в 1967 году поступила в Армавирский педагогический институт на физико-математический факультет на отделение математики. В 1971 году окончила его и была направлена на работу в Ловлинскую среднюю школу учителем математики.

   Любовь Ивановна любила свою профессию, умело могла донести до учащихся сложный математический материал, чем заслужила уважение среди коллег и учащихся школы.
Любовь Ивановна работала в школе до ухода на пенсию. После ухода на заслуженный отдых Любовь Ивановна активно участвует в общественной жизни станицы — она член совета клуба «Казачья душа».

   На протяжении всех лет нашей учёбы заведующей школьной библиотекой работала Попадука Валентина Алексеевна.

   Валентина Алексеевна имела большой опыт работы в библиотеке. Она имела глубокие знания в области библиотечного дела, любила свою профессию, всегда могла подсказать, посоветовать нам, что почитать интересного, внимательно следила за сроками возврата книг читателями. Часто приходила в классы с обзором интересных книг, имеемых в библиотеке. Мы всегда с уважением относились к Валентине Алексеевне, в нашей памяти она осталась добрым, замечательным человеком и высококлассным специалистом в своей профессии.

   В те годы авторитет учителя был непререкаем. Учитель пользовался безграничным доверием и уважением у всех жителей станицы. Для многих ребят учитель был и другом, и наставником, и вторым родителем.

   Педагоги, посвятившие работе в школе многие годы своей жизни, давали ученикам не только знания, но воспитывали в них лучшие человеческие качества. Сотням, если не тысячам наших земляков — юношам и девушкам из простых, бедных семей они дали путёвку в жизнь.

   Помимо учебных занятий, учителя вели большую внеклассную работу. В те годы широко использовалось проведение дополнительных занятий для углубленного изучения предметов факультативно.

   Под руководством преподавателей в школе работали раз-личные кружки: технический, хоровой, драматический, спортивный, литературный, географический, фотокружок, был свой струнный ансамбль и духовой оркестр. Это значительно повышало уровень успеваемости и дисциплины в школе, воспитывало в среде учащихся лучшие человеческие качества: доброту, отзывчивость, чувство сострадания, коллективизма и взаимопомощи. В дальнейшем эти качества очень многим ребятам пригодились в жизни.

   Учителя активно участвовали в художественной самодеятельности, в деятельности общественных организаций: комсомольской, партийной, профсоюзной. Наших учителей часто избирали депутатами Ловлинского сельского Совета, где они выполняли важные функции, в основном, связанные с социальным положением семей школьников.
 
ГДЕ ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ,ОДНОКЛАССНИКИ МОИ…

   Полвека пролетели быстро. Давно закончили учёбу наши дети, заканчивают школу уже и внуки. К сожалению, мои жизненные обстоятельства сложились так, что с момента окончания школы мне ни разу не удалось побывать на встрече выпускников. Да и встретиться со многими своими одноклассниками в другой обстановке тоже не получалось.

   Я всегда с теплотой в душе и благодарностью вспоминаю всех наших учителей. Помню всех своих одноклассников — и тех с кем пришёл в первый класс, и тех, с кем учился в школе все десять лет.

   Сегодня ещё раз вспомнил наших одноклассников, всех, и тех с кем учились до восьмого класса, и тех, с кем заканчивал десятый класс полвека назад.
Из тех, кто ныне здравствует мне удалось узнать немного но, думаю, что это всем будет интересно:

— Аскольская Надя — окончила пищевой техникум, вышла замуж, работала, сейчас на пенсии, проживает в станице Тбилисской.

— Бузаева Зина — посвятила себя семье. Вышла замуж и уехала в Узбекистан. В настоящее время живёт в Андижанской области.

— Герасименко Таня — окончила Ставропольский сельскохозяйственный институт. После окончания института работала по специальности. В настоящее время проживает в Ставропольском крае, занимается предпринимательством.

— Глущенко Надя — вышла замуж, у неё четверо детей и уже много внуков, работала, сейчас на пенсии, проживает в Ловлинской.

— Даниленко Валя — моя жена. Вместе со мной, как и положено жене офицера, она стойко переносила все тяготы и лишения семейной жизни в отдалённых гарнизонах. Заочно окончила Московский педагогический институт, работала по специальности. У нас двое взрослых детей и двое внуков.

— Ерёменко Тоня — осталась жить в станице. Вышла замуж. Многие годы работала в Ловлинском Дворце культуры. В настоящее время на заслуженном отдыхе, проживает в станице Ловлинской.

— Каширина Надя — окончила Кубанский государственный сельскохозяйственный институт. Вернувшись в станицу, работала в колхозе «Заря», вышла замуж. В настоящее время на пенсии, проживает в станице Ловлинской.

— Колесова Валя — уехала на Украину — в Донецк. Вышла замуж, родила сына. Работала председателем профкома на крупном заводе. В настоящее время проживает в Донецке.

— Коротков Вася — окончил радиотехнический факультет Дагестанского политехнического института в Махачкале. Работал радиоинженером в Махачкале, затем в Усть-Лабинске. Других подробностей мне не известно.

— Криницын Саша — получил профессию монтажника, работал в Новороссийске. Затем отслужил срочную военную службу на Северном флоте. Вернулся в станицу, женился. Поступил на военную службу в качестве мичмана. В семье родились две дочери. Службу проходил на атомных подводных лодках Северного флота, неоднократно бывал в дальних морских походах. В начале 90-х его перевели служить в Краснодарский край. После увольнения в запас продолжает работать, проживает в городе Горячий Ключ.

— Мазурова Надя — вышла замуж, работала в станице. В настоящее время на пенсии, проживает в станице Ловлинской.

— Пахомов Саша — окончив школу, получил профессию, работал и жил в Кропоткине. В настоящее время на пенсии, проживает в станице Ловлинской.

— Плачковская Тоня — жила в станице, вышла замуж, работала. В настоящее время на пенсии, проживает в станице Ловлинской.

— Старикова Маша — вышла замуж за нашего одноклассника — Молчанова Сергея. У них есть дети и внуки. Проживают в станице Тбилисской.

— Стариков Дима — окончил мореходное училище в Астрахани, работал на судах Волжского пароходства. Отслужив срочную военную службу, вернулся в станицу, женился, работал в совхозе. В браке родились четверо детей. В настоящее время на пенсии, проживает на 4-м отделении совхоза в Кавказском районе.

   К сожалению, статистика о судьбе моих одноклассников получилась печальной — из всех ребят, включая и тех, с кем я учился, до восьмого класса, очень многих уже нет в живых: Кашириной Тони, Дробилко Тони, Евсеенко Нади, Нагнибеда Лиды, Кисловой Вали, Долженко Нины, Неменущей Раи, Миловановой Любы, Ифановой Вали, Плачковской Раи, Шелкового Володи,Дылёва Володи, Ивлева Володи, Корецкого Валеры, Шкодина Николая, Милованова Лёни.

   Светлая им память. Они останутся в наших сердцах такими, какими мы их знали.
 
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

   Немного о себе — после окончания школы получил профессию монтажника, работал в Новороссийске. Затем служил срочную военную службу в Севастополе, там же окончил Военно-морской техникум. В качестве мичмана служил на Северном флоте, где без отрыва от службы, окончил Высшее Военно-морское училище в Калининграде. После окончания училища службу проходил в Краснодарском крае, затем в Киргизской Республике и Подмосковье в должности командира отдельной воинской части. В 2008 году уволен в запас в звании капитана 1 ранга, с сентября 2021 года в отставке.
Уволившись с военной службы работал на различных руководящих должностях в Российской академии наук, крупных коммерческих компаниях, на предприятии Госкорпорации Росатом. В настоящее время на пенсии. С женой проживаем — в Москве и Ялте.

   Вот и закончилась работа над повестью. Честно говоря, взяться за её написание я не планировал, надеялся, что нам удастся собраться на юбилейную встречу. К сожалению, судьба разбросала нас по необъятным просторам огромной страны, затем этой страны не стало, кто-то оказался за её границами, а кто-то нашёл своё место вдали от малой Родины, да и не каждый может позволить себе приехать в станицу на встречу с одноклассниками. По человечески это понятно — у каждого из нас теперь другие заботы — семьи, дети, внуки…

   Тем не менее, десять лет учёбы в родной школе останутся в памяти каждого из нас НАВСЕГДА…


Рецензии
Да, вам есть что вспомнить. А главное, жизнь сложилась достойно.

Александр Жданов 2   23.12.2023 20:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. Бегло посмотрел аннотацию на Вашей странице, думаю и у Вас есть что вспомнить и о чём написать. Кстати, мы с Вами коллеги - военные связисты. Постараюсь почиать Ваши работы. У меня есть книга "Античные герои на службе Российского флота". Её можно прочесть на электронных ресурсах. Думаю Вам будет интересно. Всего доброго.

Александр Василега   23.12.2023 22:27   Заявить о нарушении
Спасибо, завтра гляну. Сейчас уже спать.

Александр Жданов 2   23.12.2023 23:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.