Теория кризисов

.                Теория кризисов.
.
.       Бахито И.У.
.
.       Большое видится издалека, большое видится на расстоянии. Это
удивительно верное утверждение написано одним знаменитым русским поэтом в
шестидесятые годы прошлого столетия. И оно было и будет актуальным во все
времена. В том числе и по отношению к тому, что происходит в мире сегодня.
Но я бы ещё добавил: большое видится в сравнении.
.       Начало двадцать первого века преподнесло нам массу сюрпризов. И в
основном, как это не печально, не только неприятных, но и часто трагичных.
Катились, катились и докатились до войны запада с востоком. Пока обычным
вооружением, но никто не может сегодня гарантировать, что эта война вдруг,
возможно случайно, не перейдёт в ядерную. И неизвестно, что останется после
неё от гомо сапиенс. И вообще от нашей планеты. Уникальной жемчужиной и
единственным носителем разумной жизни в ближнем космосе.
.       Не буду пересказывать то, что всем и так известно, благодаря мировой
индустрии системы массовой информации. Однако там такая мешанина вранья,
полуправды и немного правды, что как говориться в народе: в этом винегрете без
пол литры не разберёшься.
.       Но всё-таки давайте попробуем разобраться, что это вообще сейчас
происходит. То, что мы вляпались в очередной мировой кризис, наверное, и так
должно быть понятно каждому. Вопрос в другом. А каковы базовые причины
данного кризиса? Вот только чтобы ответить на этот вопрос необходимо
вооружится микроскопом исторического опыта.
.       Если вы думаете, что человечество делает историю, то, уверяю вас, вы
ошибаетесь. Это исторические закономерности ведут нашу цивилизацию к какой-то
цели, пока что довольно туманной для нас. На самом деле человечество является
только объектом приложения исторических закономерностей, а не творцом истории.
Ну а главными двигателями истории являются производительность общества и
структура общественной формации. Вернее будет сказать, их соответствие друг
другу.
.       При этом надо учитывать, что исторические закономерности не действуют
на отдельные личности или малые группы людей. Объектом воздействия исторических
закономерностей являются большие массы людей объединённых экономическими
связями и общими территориями.
.       Производительность общества в целом и структура общественной формации
очень тесно связаны между собой. Рост производительности приводит к тому, что
должна изменяться структура общественной формации, подстраиваясь под новый
уровень производительности. И наоборот. Изменяясь, общественная формация
формирует условия, я бы даже сказал требования, к росту производительности. И
именно эти качели разгоняют нашу цивилизацию.
.       Думаю, данное утверждение покажется вам туманным и спорным. Ну что ж,
давайте разберём это на конкретной утилитарной модели.
.       Предположим, вы решили открыть собственный этакий маленький бизнес.
Посмотрели, пригляделись и решили делать, например, гвозди. Нашли заказчика,
позвали брата, свата, соседа, купили элементарный станок и начали клепать свою
продукцию. Дело пошло и начало приносить кое-какие денежки. Немного, но и то
хлеб.
.       Как говорится: аппетит приходит во время еды. Вы поспрашивали и нашли
ещё заказчиков на гвозди. Да, но на выполнение этих заказов брата и свата не
хватает, значит надо подкупать оборудование и нанимать рабочих. Так мало того.
Вам надо заводить бухгалтерию, чтобы оформлять им законную зарплату. Надо
заводить склад, чтобы складировать продукцию по заказчикам, отпускать по
накладным заказы согласно договорам и так далее. А ещё надо нанимать толкового
начальника цеха, для управления рабочими и производством. Ну и пошло, поехало.
.       Таким образом, вы меняете структуру вашей микро общественной формации,
чтобы она соответствовала производительности. Ну а если вы этого не сделаете,
то завалите договора и с вами никто больше не будет иметь дело. Но
предварительно, вы нарвётесь на жёсткие скандалы с заказчиками.
.       В тоже время и останавливаться нельзя. Потому что, обязательно найдётся
более энергичный конкурент, который перехватит у вас заказчиков и вам придётся
закрывать вашу лавочку. С потерей даже того немного, что имели. А потому у вас
только один путь выживания, развиваться. 
.       Вот такая у нас получается утилитарная модель взаимосвязи общественной
формации и производительности. Ну, а теперь попробуем наложить эту модель на
более глобальные объекты. Ведь недаром в буддийской философии утверждается
принцип: что внизу, то и наверху.
.       Итак, вопрос. Что явилось причиной перехода нашей цивилизации от
родового общинного строя к рабовладельческому? Предполагать, что вот они
ходили, бродили, а потом вдруг решили: скучно как-то, надо что-то поменять.
Было бы, по крайней мере, глупо. Так не бывает. Значит, что-то подтолкнуло
наших далёких предков измениться.
.       Причина одна, рост производительности в производстве продуктов питания.
Переход к осёдлости. Переход от добывания продовольствия охотой к земледелию и
животноводству. То есть теперь предки могли гарантированно обеспечивать не
только себя, но и вести торговлю продовольствием. Но в одиночку произвести
достаточное количество продовольствия весьма затруднительно. Можно сказать,
невозможно. Хорошо бы иметь трактора, но их ещё нет. Зато есть рабы. И чем их
больше, тем больше можно произвести продовольствия. Как себе, так и на обмен.
.       В результате, формируется новая общественная формация: рабовладение.
Соответственно возникают структуры, законодательно закрепляющие и охраняющие
право собственности на рабов, на землю и т.д. Таким образом, зарождается новое
явление в нашей цивилизации: государство. Ну а первопричиной, как это уже было
сказано выше, стал рост производительности продовольствия.
.       Рабовладельческий строй просуществовал довольно долго. Но, пришло время, 
и эта общественная формация перестала соответствовать производительности. Дело
в том, что получила развитие металлургия. Бронза, а затем и железо, стало
использоваться не только при производстве оружия, но и в сельском хозяйстве. В
частности, например мотыги и плуги. Что в свою очередь привело к неуклонному
росту производства продовольствия. Развивалась торговля и строительство. Мало
того, сформировалась прослойка ремесленников, производящих металлическую 
продукцию.
.       И вот, в определённый момент, рабовладение стало тормозить дальнейший
рост производительности. Развитие городов породило возникновение зачатков
промышленности, а значит и коллективного труда. И рабству там было не место. 
Соответственно изменились требования к структуре общественной формации. И
тогда структура общественной формации начала меняться в сторону феодализма.
Заработал закон истории соответствия между производительностью и структурой
общественной формации.
.       Оказалось, что содержать рабов довольно накладно. Пусть сами себе
кормят и содержат. Надо только выделить им землю в аренду. Землю, принадлежащую
феодалу, который будет получать свою долю за аренду. То есть практически то же
самое рабство, только без затрат на содержание рабов. Ну а новые рабы должны
упираться изо всех сил, чтобы прокормить себя, свою семью и аппетиты феодала.
Что в свою очередь привело к росту производительности. В это же время
поменялись законодательство и структура управления общественной формацией.
Стимулирующие дальнейший рост производительности.
.       Можно было бы продолжить и дальше, но не хочу утомлять читателя.
Переход от феодализма к капитализму проходил довольно долго и кроваво.
Достаточно вспомнить Кромвеля, Французский конвент, ну или Февральскую
революцию в России, добившей остатки феодализма. При этом, если внимательно
проанализировать состояние экономики и общественной формации, в каждом таком
случае, то совершенно ясно просматривается взаимосвязь между ростом
производительности и изменениями в структуре общественной формации.
.       А что же в наши дни? Думаете, историческая закономерность связи
производительности и общественной формации перестала действовать потому, что
везде капитализм? Напрасно. Если вы так думаете, то глубоко ошибаетесь. Совсем
наоборот. Эта историческая закономерность воздействует всё жёстче. И
доказательство этому война на Украине, как на первый взгляд кажется. А по сути,
мировой кризис вызванный несоответствием структуры общественной формации и
ростом производительности.
.       Современный капитализм, как бы он не маскировался под демократию и
свободное общество, на самом деле реформировался в новый феодализм. Общество,
в котором основные рычаги управления нашей цивилизацией узурпированы
финансово-промышленными кланами. Банки, СМИ, промышленные и сельхоз
предприятия, транспорт и т.д., везде, через те или иные инструменты, крутится
капитал финансово-промышленных кланов. Иначе говоря, богатейших семейств
нашей цивилизации. Рокфеллеры, Морганы, Ротшильды, ну и далее по списку.
Таким образом, эти семейства получают свой рент со всего, что только возможно.
Как в прошлые века получала свой рент дворянская прослойка за пользование
земельными наделами.
.       И если бы эти кланы довольствовались только получением своего рента,
было бы терпимо. Но они же используют свои вложения в мировую экономику для
влияния на политические процессы. Да на сто процентов был прав Владимир Ильич,
когда сказал: политика, есть концентрированное выражение экономики. Аплодирую
бурно и долго.
.       Однако речь всё-таки идёт о другом. О том, почему наша цивилизация
въехала в очередной кризис. Кстати, довольно серьёзный. А всё потому же.
Структура общественной формации перестала соответствовать производительности.
.       Существующая структура общественной формации была сформирована после
второй мировой войны. Парламенты, президенты, судебная система, выбираемая
бюрократия и так далее. С тех пор что-то конечно менялась, но лишь отдельными
фрагментами. Чего-то масштабного не наблюдалось. А если сравнить рост
производительности за этот же период, то просто бросается в глаза её много
кратное увеличение.
.       Электроника и микроэлектроника, автоматизация производства, интернет в
корне изменивший методы управления производством и условия труда, масса
научных открытий и изобретений, появилась новая прослойка общества блогеры и
фрилансеры, и так далее, и тому подобное. Перечислять не перечислишь. Не
осталась в стороне и бюрократическая система. Там тоже подсели на компьютеры.
Но при этом структура и правила управления общественной формацией остались
прежними. То есть вступила в противоречие с производительностью, фактически
блокируя её рост.
.       Мало того, общественная формация нового феодализма стремится назад, к
монархизму. Вопрос только времени. Так же как в средние века феодализм перерос
в монархию. Через подчинение более сильными, в военном отношении, феодалами
своих соседей. Затем объявляя себя князьями, королями, императорами и так далее.
И это всё повториться, если новый феодализм приобретёт глобальный характер.
.       Иначе говоря. Наиболее мощный финансово-промышленный клан подчинит
себе, тем или иным способом, остальные кланы. Ну и, само собой разумеется,
власть станет наследственной. Но концовка будет та же самая. Как это было с
Римской империей, Французской монархией, Австро-венгерской, Российской.
А почему? Причина всё та же. Противоречие между ростом производительности и
структурой общественной формации.
.       Возьмём, к примеру, Российскую империю времён последнего императора
Николая второго. В конце 19-ого, начала 20-ого столетия произошёл резкий скачок
в индустриализации страны. Соответственно возросла производительность. Но
чиновничья система, созданная ещё в царские века, осталась прежней. Кроме того
большая часть земельных наделов принадлежала дворянскому сословию, церкви и
непосредственно царской семье. Всё это оказывало сдерживающее воздействие на
рост производительности.
.       Первая мировая война ещё больше усилила давление производительности на
общественную формацию, создавая условия к изменению её структуры. Война резко
простимулировала рост производства. Во что это противоречие вылилось известно.
В февральскую буржуазную революцию 1917 года, разрушившей основы
феодализма в России.
.       Но структура общественной формации осталась прежней. Те же законы, те
же чиновники и то же дворянство. А в результате противоречие оказалось
настолько мощным, что по инерции за февральской революцией последовала
октябрьская революция 1917 года. Создавшая совершенно новые условия, новую
структуру общественной формации, благоприятствующую дальнейшему росту
производительности.
.       Сразу после революцией вспыхнула гражданская война, почти полностью
разрушившая не только экономику, но и социальную структуру. Однако затем, в
период 20-30 годов, последовал просто фантастический рост производительности и
тотальная индустриализация страны. И этот факт говорит о том, что в этот период
новая структура общественной формации и рост производительности вошли в
состояние своего наибольшего соответствия друг другу.
.       Конечно, можно вспомнить о репрессиях, о миллионных жертвах, о
противодействии некоторых социальных групп и так далее. Но надо иметь в виду,
что исторические закономерности действуют независимо от тех или иных
социальных эксцессов и, тем более, от отдельных групп людей или личностей.
Исторические закономерности находятся вне плоскости морали. Так же как и
физические законы. Например, как гравитация. Гравитацию никак не волнует, что
кто-то там упал с лестницы и сломал себе ногу. И на самой гравитации это никак
не отражается.
.       Сегодня мы стали очевидцами очередного противоречия между структурой
общественной формации и ростом производительности. Структура общественной
формации основанной на новом капиталистическом феодализме, власти финансово
промышленных кланов, перестала генерировать условия роста производительности.
Закостенела, стремится законсервировать своё существующее статус-кво. И это
является глубинной основой кризиса, а остальное есть лишь производное.
.       Признаков кризиса хоть отбавляй и главный признак, просто бросающийся
в глаза, деградация западной бюрократии. Уровень невежества и некомпетентности
просто зашкаливает. Собственно как шовинизма, так и тупого высокомерия. Это
надо быть кончеными идиотами, чтобы пытаться учить всех и вся вокруг, как надо
жить. Вот уж действительно: если Господь хочет кого-то наказать, то ОН, в
первую очередь, лишает его разума.
.       В своём воинственном невежестве, они разрушают свободную мировую
торговлю. С большим трудом, созданную их более разумными предшественниками.
Разрушают общественную формацию, которая довольно успешно способствовала
росту производительности. А это означает, что существующая система выборов
содержит системную ошибку, допускающую выдвигать на высшие руководящие
должности не профессионалов, а откровенно невежественные, удобные кланам
фигуры.
.       В большинстве стран выборы считаются состоявшимися при явке на выборы
пятидесяти процентов имеющих право избирать. При этом голоса не пришедших
вообще никак не учитываются. А почему они не явились на выборы? Да потому, что
по большей части это те, кто проголосовал бы против всех кандидатов. Если бы
пришли голосовать. То есть, таким образом, они молча выразили свой протест,
своё недовольство выбираемыми кандидатами. Но их мнение никак не учитывается.
.       Например. Есть два кандидата. Явка на выборах составила 60%. То есть
40% проголосовали бы против обоих. Первый набрал 34% голосов, а второй 26%.
Вроде все в ажуре и победил первый кандидат. Но давайте посмотрим на это дело
с другого ракурса. С точки зрения отрицательного отношения большинства
населения к обоим кандидатам.
.       Просуммируем результаты выборов и оказывается. Против первого
голосовало 40% неголосовавших и плюс 26% тех, кто проголосовал за второго
кандидата. Итого 66%. А против второго проголосовало 40% неголосовавших и
плюс 34%, голосовавших за первого кандидата. Итого 74%. Таким образом, фигуру
первого кандидата отвергает 66% населения, а фигуру второго кандидата отвергает
74% населения.
.       Спрашивается, можно ли при таком раскладе, вообще рассматривать таких
кандидатов, против которых выступает большинство избирателей? Можно ли
считать легитимным признание выигравшим первого кандидата, против которого
66% населения? Очевидно, нет. Но современная выборная система вполне позволяет
обойти этот факт и протолкнуть, тем или иным способом, на руководящие посты
непрофессиональные, но желаемые фигуры.
.       Исходя из вышесказанного, можно уверенно утверждать, что выборы могут
признаваться состоявшимися, только при наличии кандидата, ПРОТИВ которого
проголосовало менее 50% избирателей. С учётом голосов неявившихся на выборы,
как проголосовавших против каждого из кандидатов. И вот тогда, население будет
иметь реальную возможность осуществить своё право выбрать наиболее достойного
кандидата, внушающего определённое доверие.
.       Собственно говоря, даже на той утилитарной модели, приведённой вначале,
можно уверенно указать первый признак наступившего кризиса. Это снижение
квалификации управленческого персонала. В результате застоя в бизнесе толковые 
управленцы и специалисты будут уходить в более успешные компании, где у них
есть перспективы карьерного роста и высокого заработка. А им на смену придут, в
лучшем случае, малоквалифицированные, а в худшем полные дилетанты. Которые
окончательно добьют ваш бизнес.
.       И тут мы подходим к самому главному, что настоящий кризис есть не что
иное, как действие исторической закономерности по изменению структуры
общественной формации в глобальном масштабе. Но, как видно из нашего
исторического опыта, такие изменения зачастую сопровождаются войной. То есть
силовым противодействием существующей общественной формации наступлению
новой общественной формации. Что мы сейчас и имеем.
.       Какова будет новая структура общественной формации пока ещё не ясно,
но в общих чертах можно было бы предположить следующее.
1.       Мировая экономика примет действительно глобальный характер, но без
капиталистического и бюрократического феодализма.
2.       Наверняка, произойдёт ослабление капиталистического феодализма,
путём ограничения совокупного капитала финансово-промышленных кланов.
Например, через установку лимита на общий совокупный капитал клана.
3.       Введение единой международной валюты, независимой от какого-либо
национального банка. Валюты, которая будет не средством взаиморасчётов,
но единым эквивалентом конвертации национальных валют между собой.
Такой валютой мог бы быть, например, джоуль. Универсальная физическая
единица измерения энергии. Почему? Да потому, что именно энергетика
является основой практически любого производства и услуг. И это значит,
что экономика должна измеряется в энергетических единицах, а не в
денежных. То есть в том, что можно только произвести, но не накопить. И уж
тем более напечатать.
4.       Авторское право, как средство получения рента, будет ограничено
тремя, пятью годами. Долговременное авторское право будет отменено, при
сохранении самого авторства. Так как существующая система авторского
права является сдерживающим фактом для роста производительности.
5.       Измениться система трактовки результатов выборов, с переходом на
учёт как проголосовавших “за”, так и всех проголосовавших “против”. Всё-таки
система выборов просто обязана быть такой, чтобы на руководящие посты
попадали толковые, мыслящие, ответственные кандидаты.
.       Можно было бы конечно продолжить, но я думаю и этого достаточно, чтобы
понять, что возникновение мировых кризисов неизбежно. Что кризисы никоим
образом не подчиняются цикличности, либо ещё чему-то подобному. Кризисы
возникают, как правило, только при несоответствии структуры общественной
формации и производительности.
.       Можно ли избежать кризиса? Вопрос довольно сложный. По моему мнению,
на данный момент ни экономические науки, ни обществоведение не готовы решить
такую задачу. На сегодня человечество не придумало ничего лучшего, чем выход
из кризиса военным способом. Ну, а на дурное дело, как известно, ума не
требует.
.       Конечно, неплохо бы развить тему, затронутую в этой статье, более
детально с множеством примеров, но стоит ли утомлять читателя многостраничным
фолиантом. Достаточно, чтобы вы уловили основную идею: эта сладкая парочка,
производительность и структура общественной формации, и есть главный двигатель
нашей цивилизации.

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
   Бахито И.У.                18 мая 2023 года


Рецензии