[...] Думалось об отношении Толстого и церкви. Всё благодаря Ореханову. Он ничего так и не написал о Толстом по сути. Только об отношении к Толстому современников и клерикалов. Само собой, тенденциозно. Его, как священника, не интересует индивидуум. Они заинтересованы в обращении в свою веру больших масс людей. И больше всего Ореханова страшит процесс секуляризации, в широком смысле этого понятия. И Толстого с его «проповедью» он рассматривает именно с этой точки зрения. Забывая, что в Толстом живёт Бог и в Ореханове Бог живёт, а в группе, толпе, общине, сообществе, нации, государстве — Бог не живёт. Все эти механические наборы индивидуумов живым организмом не являются.
И мне представились миллионы людей, мирно живущие и что-то там понимающие о себе и жизни, и тут является Сократ, Платон, Аристотель, Иисус, Галилей и т. д. Через них люди понимать начинают больше. Делает шаг наверх человек, а не община. Особенно это касается метафизики, то есть центральных основоположений в понимании жизни.
Позитивное знание накапливается, а религиозное не накапливается из поколения в поколение. Новая ступень в религиозном знании — это всегда откровение.
(Немного поражает тот факт, что я об этом думаю. Сама способность это обдумывать поражает.)
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.