Иртыш-Тобол

Отгремели неспокойные годы начала 20 века и весной  1911 года в Сибирском городе Тобольске  проходил ежегодный дворянский сьезд.   В конце сьезда давался бал.  Дворян в Тобольске было мало и по большей части  молодые люди на балу были сыновьями и дочерями богатого купечества и приглашенные лица.  Порядки на балу были свободными и парни и девушки охотно знакомились,  разговаривали и присматривались  друг к другу.

 Очень активно проявляла себя дочь значительного купца Хлыстова, Елена. Быстро обведя зал глазами,  она увидела почти одинаковые лица с аккуратными проборами и выстановленными напоказ золотыми цепочками  для часов. Все лица выражали гордость, пропорциональную  стоимости  капитала отцов.  Вдруг одно лицо показалось нестандартным :  живые глаза, темные чуть вьющиеся волосы и вера в себя.  Пользуясь свободой общения,  Елена подошла и поинтересовалось , кто он и откуда. Молодой человек представился как Юлий Богров  из Киева , сын известного отца , который отослал его в Сибирь разведать возможность коммерции.  Голос  у него был мягкий с едва заметным малорусским акцентом и показывал дружелюбие.
Сам же Юлий увидел перед собой очень живую и смелую девушку с приятной внешностью и великолепной темнорусой косой. Пользуясь случаем,  они потанцевали, а перед расставанием  она сказала, что ее  отец  Василий  Хлыстов пригласит его на обед. На незаданный вопрос  -  улыбнулась «  Мой папенька никогда мне не отказывал."

Действительно,  через пару дней Юлий получил приглашение на обед.  Этому предшествовал разговор дочери и отца.   Старший Хлыстов  заметил на балу интерес  Лены к новенькому и рассказал, что Юлий, несмотря на молодость,  оказал местному Обществу лесопромышленников огромную услугу.  В прошлом 1910 году был слабый паводок и плоты ,  которые  были приготовлены для сплава на север,  и могли не успеть к концу навигации и продажи на Запад торговцам русским лесом. Юлий взял деньги в долг под гарантийное письмо своего отца, зафрахтовал несколько пароходов  и с их помощью отбуксировал лес, успев до конца навигации. Иначе лес бы пропал, не дождавшись следующего года. Затем  Юлий отдал долги и сам оказался с хорошей прибылью. Так наши купцы никогда не делали и прониклись к нему уважением. Поэтому я с удвольствием приглашу его  и постараюсь  познакомиться поближе.  В назначенный день Елена крутилась перед зеркалом более обычного. Заметив его интерес к косе, убрала ее красивой лентой и уложила на голове как корону.
 
Юлий пришел в дом с цветами , поблагогодарил Василия Прохоровича за приглашение. Затем все сели за стол и хозяин задал первый вопрос: как новый в этих краях человек оценивает местное купечество. Юлий отметил  надежность и следование лучшим традициям . Но традиции ограничивают кругозор.  « Я был на двух последних ярмарках в Нижнем Новгороде . Там купечество расширяет сферы деятельности, включает  производство, горно-рудное дело, поставку товаров за границу». Василий Прохорович согласился, но отметил, что купцы все немолодые, очень  заняты семейными делами и , конечно, молодым легче даётся новое. Сам же он старается быть в курсе всего нового. Вместе с дочкой был в Петербурге и в Париже. Очень хорошо для кругозора.  Он дает дочке образование, что бы стала  настоящей барышней. На что Юлий отметил, что для такой красавицы никаких усилий не жалко.
Обед прошел замечательно. Юлий много путешествовал и рассказывал об этом. Лена сидела не жива , ни мертва . Но все впитывала своим открытым умом.
 Зашел разговор о политике министра Столыпина. Юлий воодушевился. Сейчас Россия сословное государство и только одно сословие – дворяне имеет значение. Столыпин хочет включить в управление людей любого сословия , которые сумели заработать капитал или получить серьезное образование. Это справедливо. Напоследок ,  Василий Прохорович,извинившись,  спросил Юлия о вероисповедании.                « Я иудейского вероисповедания» сказал Юлий, ничуть не смутившись. Хозяин подчеркнул,  что они сейчас смотрят  на это гораздо шире и что Господь позволяет всем людям следовать вере своих отцов. Когда гость ушел, отец обратился к дочери. « Я все вижу. Ты ни она одного молодого человека так не смотрела. Ты моя дочь и должна держать себя соответственно. Конечно, он мне понравился. Я отдельно встречусь с ним поговорить о делах и планах».

« А я  могу я с ним где-то погулять?» «По парку вместе с твоей гувернанткой – можно. А, например, кататься в коляске может только невеста».  Не дождавшись вечера, Лена послала записку Юлию с приглашением на воскресение встретиться в городском парке послушать местный оркестр. Прогулка для молодых людей была как песня. Лена слушала Юлия, добавляя свои замечания , а он сказал, что не ожидал встретить такую девушку в далекой Сибири.
Очень  важное приглашение Юлий получил от  Василия Прохоровича на следующую среду,  встретиться в конторе и отобедать в местном ресторане. Разговор был о планах. Юлий слышал, что на недалеком озере «Длинном» было случайно найдено два самородка платины. Он навел справки –озеро было впадиной на дне старого русла Енисея.  Если река в верховьях размыла рудную жилу, то Иртыш мог нести самородки по течению, а в этом месте они провалились в глубину.

Василий Прохорович заметил, что уже были попытки обследовать дно. Все были безуспешны – глубоко, холодно, дно  - глубокий слой ила. Так что провести работы невозможно.  Юлий разъяснил. Одна часть неглубока . Если будет успех, тогда стоит разворачивать серьезную работу. Василий Прохорович задумался. Все равно нужны большие начальные деньги и получение прав на это место. Второе, если самородки падали в глубокое место, то на мелком можно ничего не найти. 
Тут уж Юлий задумался . Те два , что нашли , были в песке на суше. Может озеро было больше и мелкое место было когда-то глубоким.  Надо пробурить ил на полную глубину  и посмотреть где будет твердое дно.  Это более осмысленная работа- составить карту дна озера. Тут задумался Василий Прохорович. «Я знаю отставного горного инженера. Надо с ним поговорить. Только держать все в тайне. Найдутся завистники и испортят , чтобы ни себе , ни людям. А что будешь делать в случае удачи?» « Уже решил. Если поднимусь до купца второй  гильдии с правом жительства в России , попрошу руки Елены Васильевны» « Вы же виделись три раза.»  « Я в своем сердце не сомневаюсь»

«Ну, что же – пожелаю удачи. Помогу с заявкой на работы в этом месте. Повторю, чтобы в тайне». Уже на следущей неделе Юлий с горным инженером , оборудованием,  палаткой для жилья и одним работником, мастером на все руки,  уехали за 15 верст.
Две недели Лена мучилась от незнания , куда пропал Юлий после встречи с отцом? Наконец, вырвала у отца , что случилось и сразу выдвинула план. Раз отец замешан в это дело, как он может быть в неведении . Это не по-деловому, надо ехать с проверкой на место и , заодно,  ей давно хочется куда угодно выехать из города на природу.  Насчет «куда угодно»  Василий Прохорович даже не удивился. Следующий выходной собрались как на пикник. Взяли припасы, вино, запрягли лучшую повозку и за два часа отмахали 15 верст. Застали всю троицу уставших, загорелых и небритых, но в хорошем растроении.
Не дав отцу ничего спросить,  Лена схватила полотенце,  воду в жбане и потребовала от Юлия , а затем остальных умыться . Подтвердив тем  , что мужчины не могут жить без женского присмотра. Сели полдничать и Юлий не вытерпев, показал вполне заметный самородок. На него наткнулся  бур недалеко от берега. Это было прямым доказательством , что надо начинать серезные работы. Хороший план дна озера был составлен.
Глядя на дочку и Юлия Василий Прохорович все понял отцовским седцем. Самородок был просто знамением  сверху . Затем сели намечать примерный план. Всю территорию разбили на части в зависимости от трудности работ. Начать с простого  участка и , по мере финансового успеха , переходить к следующему. Пока все заканчивать и возвращаться домой.

На обратном пути Папа спросил дочку « Ты  что все решила для себя? Сколько женихов отвадила , а этот сразу – суженый.» « А он тебя спрашивал обо мне.» «Да,  сказал, что если заработает на купца 2-ой гильдии – будет свататься». «А ты можешь помочь».  «Нет, все должен сделать сам. Теперь серьезно. Ты не маленькая , про мужчин знаешь. Тебе хочется  с быть ним ?». «Не только быть,  хочу замуж, семью и детей».   « А если не заработает?» «Убегу и тайно обвенчаемся».
 « Есть проблема: он иудей».  « Я не понимаю , он что в бога не верит?».» Верит, но у них венчает не священник,  а раввин.» « А мне что?» « Ты не все понимаешь. Буду думать как решить про вероисповедание и про деньги».  « Папенька - думай быстрей»
Другой разговор состоялся этим же  вечером между горничной в доме Хлыстова и ее любовником сынком местного купца. « А почто хозяин так возится с этим еврейчиком? У него что денег много?» « Не знаю. Похоже полюбился хозяйской дочке». « Ты что. Общество  этого не потерпит. Столько женихов отшила, а этому что - все приданое? Если сообщить в полицию вмиг отошлют назад в его Бердичев. Я папеньке скажу про это безобразие».

Через два дня , когда Юлий вернулся, его хозяйка сказала, что приходил околоточный , спрашивал документы постояльца. На следующей встрече с Хлыстовым обсудили все вопросы . Василий Прохорович. сказал что с полицмейстером договориться. Главное деньги для начала. «Как насчет твоего отца?»
 «Деньги у него есть, но все в деле, свободных много не будет. Надо собирать с купцов на товарищество на паях»«Сейчас не получиться ты новый и иудей. Вот если крестишься и женишься, то можешь запустить все приданое как первый пай». 
«Для денег креститься не буду. Соберу все, что смогу и  прочищу  мелкое место, если найду что –то заметное – товарищество соберется. На приданое не рассчитываю в личную собственность. Все только в семью.»

 Но завтра за обедом в доме Хлыстова услышал плохую новость . Полицмейстер проявил показное законопослушание. «А то все думают, что я за взятки и Бога продам» , хотя так и было неоднократно.
Тогда Юлий предложил план. «Сразу пройти мелкую часть озера. Нужен мощный пожарный насос, поставленный на плот.  Четыре человека крутят насос , по двое с каждого берега перемещают плот. На всасывающий шланг поставить черпак и скрести  вдоль дна. Насос подберет весь ил со дна и пропустить через решетки. Такие устройства применяют для добычи золота промывкой породы. Едем быстро и околоточный там до меня не доберется». 

« Я тебе найду дельного десятника и насос. Но без крещения тебе здесь не жить. На неделе будет архиепископ. Отпишу ему про тебя. Обещай встретиться сразу». Юлий отписал отцу, что хочет жениться, но необходимо креститься.  Дело завертелось . Припасы. Оборудование, палатки, люди отправлялись на озеро. Юлий встретился с архиепископом.  Тот любезно поговорил с Юлием , Задал один вопрос . « Что для тебя Бог?» . Отпустив Юлия, сообщил будущему тестю. «Человек широких взглядов, не корыстен.  Я его крещу без проволочек»

Дело на озере спорилось. Подгоняла погода. Конец  августа в Сибири -  конец  всех работ  на природе. Юлий вернулся через две недели. Привез  пробирку почти полную платиновым песком и самородок с пол ногтя.  Василий Прохорович сказал, что все понятно. Следующий приезд крестишься и обручишься. Лена схватила Юлия , затащила на женскую половину и потребовала объяснений , что думает дальше.  «Я полон тобой,  Лена. Ничего дальше не хочу в жизни без тебя. У нас есть препятствия.  Я их решу и буду просить твоей руки». У Лены все сжалось в груди, но своих планов  она не поменяла. «Никаких задержек, завтра к отцу за обручением. Крещение потом. Ты уедешь а я буду готовится к свадьбе». С вечера Юлий нашел знакомого в качестве  свата и заказал необычное кольцо из мелко сплетенной золотой проволоки и огромного зеленого камня.

Навзавтра, помывшись и принарядившись, Юлий забрал кольцо и поехал к Хлыстовым. Там уже сидела вся родня, поглядеть на такого необычного претендента в женихи.  Думая, что все простая формальность , он не по правилам сразу обратился с просьбой отдать за него дочь. Тут уж Василий Прохорович и Лена на нем отыгрались. Заставили встать на колено, произнести речь, как он любит Лену. Затем Лена, жеманясь,  сказала,  что подумает, подождала  целую минуту  и бросилась к Юлию на шею. Свадьбу назначили в начале Сентября, а крещение как закончатся работы. Весь следущий месяц работали без выходных , но к 28 августа всю мелкую часть озера промыли и вернулись домой. Результат – 5 пробирок платинового песка и два самородка, один заметный.      В городе тоже закончили  работы по подготовке свадьбы и приданого. 30 августа Юлий крестился, не меняя имени,  и 4 сентября прошла свадьба. Молодые добились разрешения не сидеть всю ночь с пьяными гостями, а после первого часа уехать в новый мезонин на берегу, где начнется их семейная жизнь.

Правда,  Василий Прохорович настоял на следующий день вернуться к гостям и показаться в новом качестве. У него была и другая цель. Свадьбу праздновали со всем размахом. Платье невесты шили целый месяц. Гостей собралось полгорода. Когда молодые собрались уезжать с ними послали Надю горничную и Семена кучера.  Зайдя в спальню Юлий и Лена  немного стеснялись,  но это  не продолжалось долго .
Утром молодые вернулись к отцу, где свадьба продолжалась полным ходом. Надя уже была там и выполнила поручение – принесла  гостям полотенце, незаметно подложенное ей на простыню в постель молодых. Так что уже выпили за девичью честь Лены, как было принято. Хотя ни Лене, ни Юлию про это не сказали, понимая, что они уже нового времени.
Василий Прохорович  тихонько спросил у дочери, «как ты – я боялся» . Лена улыбнулась. « Я твоя дочь ничего не оставляю на авось. Перед свадьбой она пошла к бабке – повитухе, заплатила два рубля и узнала все подробности , которые неизвестны молодой девушке из приличной семьи, выросшей без матери». Посмотрела она и картинки, но отцу об этом не сказала.

Затем Василий Прохорович позвал зята в кабинет для серьезного разговора о приданом и будущих планах.  Лена настояла, что как мужняя жена и хозяйка пойдет с ним. Сначала было сказано, что как единственной дочери все,  что останется от хозяйства после его ухода,  записано за ней. Сейчас вся денежная часть приданого дается Юлию. Вся недвижимая часть дается на их семью для совместного пользования.

Начали о планах. Юлий собрался на будущую весну купить драгу – ковши на цепи с паровой машиной и пройти всю оставшуюся часть озера. Внезапно в дверь постучали –свежая газета . Прочитав, Василий Прохорович побелел:
«5 сентября 1911 года, скончался председатель Совета министров России Петр Аркадьевич Столыпин, раненный эсером Дмитрием Богровым.»
      « кто тебе Дмитрий?»
     « родной брат»
«Ты вообще понимаешь, Тебе здесь не жить. Тебя не любят за удачу с платиной, за Лену, за приданое, а теперь брат террориста»
 
Все молчали. Первым пришел в себя Юлий. «Мне нужно уехать из России». Лена вцепилась в мужа – «я с тобой до конца.»  «Какой язык ты учила –французкий? Я тоже немного говорю » .   Василий Прохорович возразил:  «Если сразу поехать, потеряте  все связи со мной. Я не увижу внуков. Давайте еще подумаем. Пока никто не видел газеты отправляйтесь в свадебное путешествие. Быстро. Все деньги в доме  я соберу. Поедете к родственнице в  Иркутск.  Там красота на Байкале. Я пока подготовлю паспорта  и изменю фамилию с Богрова на Багрова. Это легко. Тогда вас не смогут найти»
Назавтра они рано уехали налегке, чтобы добраться до железной дороги. Василий Прохорович посмотрел вслед и подумал, что его мечты о спокойной старости в семье дочери среди внуков могут осуществиться не скоро или никогда. 

Ровно через  50 лет в разгар «оттепели» в Россию заехал старший сын Лены и Юлия, рожденный уже во Франции. Будучи горным инженером ,  он по одной щепотке платинового песка, сохраненной  родителями,  вычислил место,  а потом нашел платиновую жилу в верховьях Иртыша.  Так  он выполнил желание отца сделать то, что в России тому  сделать не дали. Юлий Багрофф умер во Франции уважаемым гражданином, кавалером Ордена Почетного Легиона за неоценимый вклад в экономическкое развитие города Дижона. Елена Васильевна была  также уважаемой матерью троих детей, председателем Комитета помощи больным детям. Их любовь продолжалась 48 лет, составляя главный смысл их существования .


Рецензии