Ненужная деталь. продолжение

                Криминальные роды

         На месте происшествия по данному делу мне лично быть не довелось, однако и фотографий, сделанных криминалистом, а также судебно-медицинским экспертом при вскрытии мертвого тельца хватало за глаза, чтобы оценить весь цинизм неизвестной пока мне роженицы.
         Я снял трубку телефона и набрал номер начальника уголовного розыска:
-        Олег Николаевич, приветствую! Прокуратура беспокоит, твои опера по роженице ничего не накопали? Проверили сельских, что на учете в женской консультации стоят? М-гу, значит все вне подозрений… Тогда, я так понимаю, как обычно ноги в руки и через агентуру на земле и участкового выяснять, какая из местных мадам была беременной и вдруг резко «похудела». Да, согласен, если был вывоз из другого места области или из Питера, то рискуем повесить очередной «глухарь»! Ну, жду известий.
         Переговорив с начальником угрозыска, я задумался. Если, кто-то  решил избавиться от трупа таким образом, вряд ли он вез его (труп) издалека, рискуя быть остановленным случайным милиционером или гаишником. Да и зачем тогда нужно было прятать тело в мусорный бак? Проще сокрыть в Финском заливе, где он стал бы добычей столь любимой питерцами корюшки или спрятать в лесу, где зверья разнообразного тоже хватает. Нет, с учетом особенностей данного преступления, наличия остатков пуповины и прочих деталей, должна мамаша жить недалеко от  места обнаружения мертвого детского тела. Роды прошли где-нибудь в домашних условиях. Потом ребенок был удушен или, что еще циничнее, еще живой, просто выброшен в первое попавшееся подходящее место. Такова психология преступника, вернее преступницы в данном случае - поскорее избавится от нежелательного продолжения своего рода. Первичные результаты вскрытия говорили о том, что ребенок родился живым. О причине смерти эксперт пока еще затруднялся сделать вывод, так как труп был сильно поврежден собаками. Исходя из этих размышлений ждать установления злодейки было недолго…

-        Ой, мамочки, а что со мной теперь-то будет?! – заливалась слезами подследственная в моем кабинете.
         Как я и предполагал, ждать мне долго не пришлось. Местный участковый быстро установил местную молодую жительницу, которая вроде как «была на сносях» не так давно, а потом появилась на людях в сильно похудевшем виде. Девчонка, а лет ей было всего-то восемнадцать, и не думала запираться. Хотя формального папашу указать не могла, ввиду большого количества кавалеров. По поводу избавления себя от плода брала все на себя. Мол, когда поняла, что «залетела», стала применять по советам «бывалых» своих подруг и водку, и горячие ванны, и введение катетеров с различной гадостью, чтобы спровоцировать выкидыш. Но все было безрезультатно и тогда она, родив самостоятельно недоношенного сына в ванной своей квартиры, быстренько замотала его в тряпье и выбросила под видом мусора на помойку, так как искать более подходящего места для сокрытия тела после родов у нее просто не было сил. Пробыв несколько дней дома, она вышла в магазин, а вечером уже была задержана и доставлена пред мои очи. Эта соплюшка пыталась меня убедить, что после родов по «всем признакам» она поняла, что ребенок мертв. А если бы она обнаружила признаки жизни, то понятное дело, никогда бы такого не сделала, а пошла бы в больницу, вызвала «Скорую помощь» и так далее, и все такое в этом духе… Понятное дело, что с заключением эксперта я ее пока еще не знакомил, да и позиция у нее, по ее наивному мнению была правильная, она ведь говорила о своем субъективном восприятии жизненных признаков ребенка, да еще после такого большого стресса как самостоятельные роды. Ее наивная уверенность, что таким образом можно ввести меня в заблуждение нисколько не забавляла, поскольку дело было в намеренном лишении жизни, и ее небольшой возраст не служил в данном случае оправданием для именно такого выхода из ситуации. Не могло ее оправдать и раннее ее сиротство. Умышленное лишение жизни на мой взгляд можно оправдать только случаями защиты своей и иной жизни, когда выхода другого нет. Впрочем, мнение это не мое, а закона действовавшего как тогда, так и сейчас. Поэтому я не стал ее «колоть», не нужно мне было ее признание в умысле при таком, пусть даже первичном и пока еще не полном заключении эксперта. Убийство остается убийством, даже если в преступлении нет оружия, ножей, кастетов, удавок и прочего орудийного убийственного ассортимента.
         Я записал ее версию случившегося в протокол, достал уже подписанное прокурором постановление об аресте, подтолкнул его ей по столу для ознакомления и нажал кнопку вызова конвоя…

         С того момента, а именно с первичного допроса прошло несколько дней, когда мне сообщили, что моя подопечная, которой было предъявлено уже  обвинение в убийстве, просится на допрос.
         Допросные камеры в изоляторах того времени не отличались изяществом. Грубый письменный стол, пара привинченных к полу стульев, набитая окурками консервная банка в виде пепельницы. Подследственная в спортивном костюме (значит, передачу кто-то из подружек все-таки передал, хотя о таких безродных забывают сразу после водворения под стражу) с кругами под глазами затравленно смотрит на меня. Я молчу, инициатива должна быть ее, раз сама попросилась на допрос.
-      Видите ли, - сбивчиво начинает она, - я не сама пыталась делать выкидыш, и роды эти преждевременные вызваны не мной…Когда, я поняла, что нужно что-то делать, то я пошла к Аньке Поляковой (имена и фамилии изменены - Прим. Авт.). К ней все девки ходят когда «залетают». Ну вот… Взяла она с меня десятку за все это дело. Но ничего у ней не получалось. Несколько раз она ставила мне катетер, а выкидыша все не было. Потом уж через семь месяцев, когда роды начались у меня, я ей позвонила. Она сразу ко мне домой прибежала. Затащила меня в ванную. Там роды и произошли. Я когда в сознание пришла, то ребенка в квартире уже не было… Анька сказала, что мертвый он был, и что она все спрятала…
        Установление местной криминальной «повитухи» произошло быстро. Но это была уже не сопливая девчонка, а зрелая опытная тетка, которая отрицала все с самого начала. Еще бы! Ведь обвинение в убийстве и покушении на производство незаконных абортов теперь ложилось на нее. Роженица автоматически перешла в разряд лица потерпевшего, по крайней мере, обвинение в умышленном убийстве с нее было снято. Сколько на совести этой мадам было криминальных абортов установить не удалось, поскольку сама она держалась как кремень на всех допросах, а совершившие таковые аборты дамочки тоже не горели желанием признавать факты, дабы сразу стать ее соучастниками.
         Собственно механизм расследования этого дела на мой взгляд большого интереса не представляет. Необычен разве конец этой истории. Комплексная судебно-медицинская экспертиза трупа ребенка показала, что, несмотря на то, что он родился живым, он мог бы прожить после родов не более десятка минут даже в условиях специализированной клиники. Таким образом, смерть его была предопределена, поэтому обвинение в убийстве с Поляковой было снято. Ведь получалось, что она сокрыла уже труп. Так что вменили обеим теткам покушение на незаконный аборт (покушение, потому что по факту, аборта они не сумели произвести), да и получили они за это условные срока, поскольку ответственность по советской статье была небольшая, а ранее они с законом не пересекались…
         Каков же будет моральный вывод из этой истории, раз уж она мне вспомнилась? Ведь несмотря на существование уголовной статьи, о которой идет речь, наказывался ведь только незаконный аборт. То есть произведенный вне стен медицинского учреждения или в медицинском учреждении, но сделанный неофициально ( когда были противопоказания, допустим, сроки беременности были большие). В последнем случае на скамью подсудимых садились уже врачи.
         Истоки такого криминального женского поведения в сельской местности, наверное, можно поискать  в несовершенстве и недоступности медицины того времени, в вывихах советской морали, которая такую особу сразу же клеймила «разложением». Можно найти и иные причины. Но уверен, что явление это не исчезло. И не смотря на подросший уровень медицины, все же наверняка явление это где-то случается, когда в женском организме незапланированно появляется вдруг «ненужная деталь»…
          

               


Рецензии