Воспоминания бабы Любы 3. Замужество

"Совсем я не думала, что моё сиротство аукнется мне уже взрослой. А вот ведь, хватила лиха, - горько усмехнувшись, продолжила свой рассказ баба Люба. - Нет, сначала целых два года я жила как у Христа за пазухой."

"Определили меня на квартиру в семью. Хозяйка, тётя Маруся, славная была женщина. У самой трое детей ещё малых было, а меня как родную приняла. Я и питалась с ними. Муж её выпивал. Бывало и ругался, но обижать, не обижал.

Я впервые почувствовала себя в семье. Старалась отплатить добром. Помогала, как могла: приду с работы - помогу с ужином, посуду перемою, за ребятишками послежу. По субботам уборка. Ты не думай. Это мне за счастье было. Всю жизнь этой семье благодарна.

И вот чёрт дёрнул - замуж выйти... Я ведь с парнями-то и не гуляла вовсе. У меня была единственная подруга, Катерина, с которой мы вместе работали. Вот у неё ухажёров много было. Как-то раз пошла с ней на гулянку, где и свела меня судьба с будущим мужем.

Александром его звали. Жил с матерью в соседней деревне, работал трактористом. Любить не любила, а семью иметь хотелось, чтобы было как у всех. Позвал - пошла. Как бы не было в Детском доме хорошо, а о семье мечтали.

Сомнения, конечно, были. Когда шли в сельсовет расписываться, сердце уже не на месте было. Но, думала, обойдётся, в семью вхожу невесткой. Свекровь, как положено, иконой благословила. Никак не предполагала, что беды мои со свекрови и начнутся.

Не приняла меня свекровь, невзлюбила до ненависти. Чтобы я не сделала, чтобы не сказала - всё было не так. А самое главное, шесть лет мы с ней прожили и все эти годы я была "чёртова детдомовка", которая навязалась на их шею, которая объедает. Еду от меня прятала.

Однажды пришла домой, а свекровь сидит за столом с дочерью Верой. Та замужем была, в гости приходила. На столе много продуктов, пируют. Меня увидели и давай всё убирать. А свекровь приговаривает; "Дармоедка пришла, хоть бы сдохла, проклятая." Я в слёзы и на улицу.

Сижу в огороде и плачу. Сашка приходит: "Чего ревёшь? Сама виновата" Не заступался он за меня почти никогда. Бывало только накормит. Вот такая жизнь была."

_ Так почему не ушла-то, баба Люба? - спрашиваю я рассказчицу, а сама уже предвижу ответ.

"Куда мне деваться было? Сына родила, потом дочку за эти шесть лет жизни в доме свекрови. Родить внуков родила, а родной не стала. Вот так.

Не было любви и добрых отношений и с мужем. Выпивал, а бывало и обижал, руки распускал. Кому за меня, сироту, заступиться-то было? Правда, дядя Семён, у которого на квартире-то жила раньше, пару раз ему замечания делал, грозил шею намылить.

Когда переехали от свекрови в отдельную квартиру, очень надеялась, что жизнь наладится, но ничего подобного. Избавилась от свекрови, а с мужем ещё больше нелады пошли. С трактористов его сняли за пьянку, стал работать слесарем-сантехником. По квартирам ходил. А расплачивались же все бутылками. Спился мой Сашка окончательно, и забрала его свекровь на тот свет, царствие небесное.

Дети ещё были на ноги не поставлены. Так и мыкалась. Дочь выучила, институт закончила, экономист. У неё семья, уже внуки. А вот сыночек по стопам отца пошёл, тоже рано умер."

_ Баба Люба, не могу не спросить. Ты ведь молодая вдова осталась, чего больше замуж не вышла. Не встретила никого, не полюбила?

_ Когда кого встречать было. Детей тащила, ради них жила. Любви я так и не познала.

_ Неужели так никто никогда и не нравился?

_ Был один мужчина, в соседнем селе жил. Да, нравился мне на расстоянии. Просто нравился и всё. Женат был. Какая любовь? - произнесла с горькой едва заметной улыбкой баба Люба и сменила тему разговора:

"Я так и продолжала работать портнихой. Только уже в город на фабрику ездила. Явишься к вечеру и впрягаешься в дела по дому, летом ещё огород. Но все выдержала.

Я ведь, и на пенсию сразу не пошла, ещё семь лет отработала. Ударницей всегда была, меня уважали. Вообще я свою работу очень любила, и сейчас мне далеко за восемьдесят, а я ещё без очков шью. В общем, живу, не горюю!"

Так закончила свои воспоминания баба Люба.

А я и сама знаю, что "не горюет." Если бы меня спросили - на кого я хотела бы быть похожей в восемьдесят пять лет. Ответила бы однозначно - на бабу Любу.

Живёт эта женщина в ладу с собой и со всеми людьми. Дома не сидит, то дочери, то подругам помогает. На вопрос как дела, всегда отвечает -"отлично".

А ещё баба Люба любит петь. Она знает все народные и современные песни. Так по жизни с ними и идёт. "Нам песня строить и жить помогает" - вот её девиз.

Здоровья Вам, баба Люба, и долгих лет жизни!

             Начало Воспоминаний "Война" и "Детский дом"


Рецензии
Читаешь и думаешь, сколько таких вот баб Люб по нашей земле раскинуто, сколько их, чьё детство и юность украла война? Читается легко, плывёт строчка за строчкой в сильное повествование. Представляешь и бабу Любу, и её мужа, спившегося слесаря, и глаза баба Любы, и голодных, умирающий сестёр на полу. Картины даны масштабные в небольшом произведении из трёх глав. Почти документальные картины. В первой главе в конце баба Люба стала Шурой, опечатка, бывает. Исправьте, Татьяна. В целом, симпатизирую произведению. Низкий поклон автору, с Уважением и теплом, Марина.

Уральская Марина Александровна   04.06.2023 20:45     Заявить о нарушении
Марина, а это и на самом деле настоящие живые воспоминания моей знакомой. Как рассказывала, так я и писала.
Спасибо, с уважением,

Татьяна Головкова   04.06.2023 21:09   Заявить о нарушении
Спасибо, Ошибку нашла.

Татьяна Головкова   04.06.2023 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.