Не традиция Пушкина

коллаж-монтаж не кочегара и не плотника: из сети
Scene from Act 1 of The Lower Depths, Moscow Art Theater, 1902.
Б.Григорьев. Ольга Книпер-Чехова в роли Настасьи в драме 'На дне'. 1923

Не традиция Пушкина

Отличие русской литературы от иноземной и особо от литературы недружественных вечно стран:

1) На западе литератор работал преимущественно на того, кто «музыку заказывал»: так появились архетипы английского лорда и денди, французского графа или барона и потом буржуа, прусского офицера,  испанского идальго и итальянского мафиози…  каждый правящий класс имел идеолога среди литераторов

2) Русские писатели отдали свое перо «народу»

3) Появление «На дне« Горького  повергло Запад  в шок – там было немыслимо впустить в »герои»  человеков  людского дна тварных адамитов … включая несколько босяков без имен и права голоса (речей в пиесе…)

(прим. «На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года и изображающая группу обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательный вариант предложил Леонид Андреев. Начиная с триумфальной премьеры в МХТ (декабрь 1902 года), обошла театральные сцены всего мира)

Вот как классно подал эту идею в эмигрантской китайской статье проф-р Энгельфельд В. В. "Пушкин и русские классики в советской России":

<<<
Наши русские поэты и писатели никогда не грешили избытком классового чувства. Так уж повелось у нас в России, что они думали более об оскорбленных и униженных.
И в то время, как на Западе каждый класс нажил себе своих литературных идеологов, наш помещичий и буржуазный класс в лице своих же изобразителей нажил и своих наиболее жестких критиков.

Служив отлично, благородно
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.

Таков отец Онегина.
А он сам?
А Ленский с его «геттингенской душой»?
А картины помещичьей жизни и типы помещиков у Гоголя, купеческий быт у Островского, чиновничий у Салтыкова-Щедрина, крепостной у Тургенева?

Мы не создали у себя на родине ни прусского юнкера, ни французского буржуа, ни английского ленд-лорда, стойких и жестких борцов за сословно-классовые интересы.

Наша помещичье-крепостническая литература отдала свое перо народу.

Наш величайший национальный поэт А. С. Пушкин воздвиг себе нерукотворный памятник в глазах русского народа не только своим изумительно красивым стихом и блестящей прозой, но именно тем, что всем своим честным пером, своим сердцем, своей душой он принадлежал и принадлежит доселе русскому народу, русской земле.
Но Пушкин по своему таланту даже больше, чем русский поэт. Его поэтические образы, его незабываемые строки составляют собственность всего образованного мира.

И недаром Пушкина по глубине его литературного замысла, по высоте философско-поэтического дарования сравнивают с Гете
>>>

А основание для этого гимна одно:
Пушкин  не сделал ни разу героями своих творений тех, кто потом сжег родовое его имение …
Пушкин имел гениальное классовое чутье (Онегин рыкнул в танином сне = МОЁ!)
Нет, у него конечно дерьма среди своих дворян-помещиков хоть лаптями хлебай, и они у него подчас и мерзи, и подлы,  и низки  …
но идеолог русского консерватизма предупредил :

 низки и мерзки … да… но, пролюди,  ИНАЧЕ

***

Потом в самом начале века иного Пешков пошел в дамки и возомнил:
ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЗВУЧИТ
Гордый был мужик

 ***


Рецензии