Не традиция Пушкина
Scene from Act 1 of The Lower Depths, Moscow Art Theater, 1902.
Б.Григорьев. Ольга Книпер-Чехова в роли Настасьи в драме 'На дне'. 1923
Не традиция Пушкина
Отличие русской литературы от иноземной и особо от литературы недружественных вечно стран:
1) На западе литератор работал преимущественно на того, кто «музыку заказывал»: так появились архетипы английского лорда и денди, французского графа или барона и потом буржуа, прусского офицера, испанского идальго и итальянского мафиози… каждый правящий класс имел идеолога среди литераторов
2) Русские писатели отдали свое перо «народу»
3) Появление «На дне« Горького повергло Запад в шок – там было немыслимо впустить в »герои» человеков людского дна тварных адамитов … включая несколько босяков без имен и права голоса (речей в пиесе…)
(прим. «На дне» — пьеса Максима Горького, написанная в конце 1901 — начале 1902 года и изображающая группу обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 года пьеса получила Грибоедовскую премию. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательный вариант предложил Леонид Андреев. Начиная с триумфальной премьеры в МХТ (декабрь 1902 года), обошла театральные сцены всего мира)
Вот как классно подал эту идею в эмигрантской китайской статье проф-р Энгельфельд В. В. "Пушкин и русские классики в советской России":
<<<
Наши русские поэты и писатели никогда не грешили избытком классового чувства. Так уж повелось у нас в России, что они думали более об оскорбленных и униженных.
И в то время, как на Западе каждый класс нажил себе своих литературных идеологов, наш помещичий и буржуазный класс в лице своих же изобразителей нажил и своих наиболее жестких критиков.
Служив отлично, благородно
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Таков отец Онегина.
А он сам?
А Ленский с его «геттингенской душой»?
А картины помещичьей жизни и типы помещиков у Гоголя, купеческий быт у Островского, чиновничий у Салтыкова-Щедрина, крепостной у Тургенева?
Мы не создали у себя на родине ни прусского юнкера, ни французского буржуа, ни английского ленд-лорда, стойких и жестких борцов за сословно-классовые интересы.
Наша помещичье-крепостническая литература отдала свое перо народу.
Наш величайший национальный поэт А. С. Пушкин воздвиг себе нерукотворный памятник в глазах русского народа не только своим изумительно красивым стихом и блестящей прозой, но именно тем, что всем своим честным пером, своим сердцем, своей душой он принадлежал и принадлежит доселе русскому народу, русской земле.
Но Пушкин по своему таланту даже больше, чем русский поэт. Его поэтические образы, его незабываемые строки составляют собственность всего образованного мира.
И недаром Пушкина по глубине его литературного замысла, по высоте философско-поэтического дарования сравнивают с Гете
>>>
А основание для этого гимна одно:
Пушкин не сделал ни разу героями своих творений тех, кто потом сжег родовое его имение …
Пушкин имел гениальное классовое чутье (Онегин рыкнул в танином сне = МОЁ!)
Нет, у него конечно дерьма среди своих дворян-помещиков хоть лаптями хлебай, и они у него подчас и мерзи, и подлы, и низки …
но идеолог русского консерватизма предупредил :
низки и мерзки … да… но, пролюди, ИНАЧЕ
***
Потом в самом начале века иного Пешков пошел в дамки и возомнил:
ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЗВУЧИТ
Гордый был мужик
***
Свидетельство о публикации №223052300469