Байкальские рассказы. стр-1

                ХААН-ЧАЙ! ПО БАЙКАЛЬСКИ.


В 1989 году. Я с родителями ездил на Байкал! Данное событие, было с родни, полёту на космическом корабле, любого человека. А с ограниченными возможностями, и тем паче.
В Слюдянке, папа с мамой, оставив меня в машине. Пошли покупать что нибудь из еды. И по искать жильё. Всё таки ночевать "дикарями" со мной. Было проблематично.
Родители ушли, а я открыв дверцу "ЗАЗ-969 "М" до щелчка фиксатора. Стал дышать свежим воздухом. Мне хотелось вылезти за пределы купе-седан и осмотреться. Но через двадцать пять минут, я устал. Поняв что на свободу мне одному не выйти без помощи.
Ответом на вопрос; чем бы занять себя? Я увидел мальчика бурята, подошедшего ко мне
спустя некоторое время.

- Здравствуй! Покалеченный...

Ты не сердись что я к тебе так обратился!
  Я хочу с тобой познакомиться?
- Проглотив непосредственность подошедшего. Я представился.
- Баир! Ответил мальчик.   
  Моё имя, означает, (бурятская радость)!
Я. ...Точнее мой дед, приглашает твою семью, пожить в нашем доме. На сколько угодно! Скажи своим родителям об этом.

- Ладно, скажу, изумился я.

- А себя ты уже изучил?
  Хотя бы до значения своего имени?

Занятный собеседник? Подумалось мне.

- Виктор - Победитель! С такой же пафосной гордостью, ответил я собеседнику.

- И ты кого нибудь, победил уже?
- В моей борьбе Победа! Будет в конце жизни. Потому что я борюсь с самим собой.

- Ты почему говоришь так!? Как рассуждает мой дед! Ты вроде не старый ещё?!
- Никто не знает своего возраста. А внешность. Может быть обманчива.
Ты уходишь? Спросил я, когда Баяр начал медленно ходить вокруг ЗАЗика, разглядывая меня и - (ахтомоьиль).
- Нет! Я хочу узнать по методу деда. Кто ты? И откуда!?
Слушай, отключи свои мысли. Читай про себя, какие нибудь стишки.
- Мне стало интересно и я подчинившись стал читать молитву: Отче наш!
- Во во! Во!..

Окончив третий круг, вокруг "объектов изучения", мальчик подошёл ко мне, и стал "вычитывать" как по написанному.
- Ты, судя по номеру - из Иркутска.

Машина, не твоя, родительская. И скорее всего твоей мамы. Которая делает для тебя многое, для того - чтобы отвлечь, от болезненного состояния. Преследующего тело с рождения.
Если бы не было этого автомобиля. Мы, с тобой не встретились - никогда. Потому что, владельцы более дорогих "марок", не ездят куда либо "дикарями". И не якшаются с такими как мой дед и моя семья...
Ты, с самого рождения. Являешься (ГРАБИТЕЛЕМ-СПАСИТЕЛЕМ) своих родителей. Через твою болезнь, они потеряли. Приличную сумму денег. Которая послужила бы им, физической катастрофой. О чём, твоя мать узнала раньше, чем та бы произошла...
   
За этой словесной атакой, я не заметил, как подошли мои родители. 

- А это кто? И почему ты, открыл машину? В наше отсутствие? Озабочено спросили папа с мамой.
От этих слов, Баир замолчав - стал (обычным мальчиком).
- Это Баир - (бурятская радость). Посмотрите на него! Разве он может сделать что нибудь дурное? Затараторил я, снимая со всех, надвигавшуюся напряжённость.

- А другие? Спросила мама...
- У нас, злых нет! Убеждённо сказал мужчина, отвечающий за свои слова.

- Дедушка Баира, приглашает нас, пожить в его доме.

- Это так? Более спокойно сказал отец...
  Баир кивнул.Отец не много расслабился, и даже улыбнулся. Не имея альтернативы по поиску жилья.
- Идём со мной! Позвал мужик, всех нас. Весьма довольный, успешно выполненным заданием деда.
 
Так мы, попали на постой, в семью столетнего бурята по имени Ардан.
Который меня удивил тем, что когда Баир открыл рот, по бурятски сказал:
"Баир! Слезь со своего коня. Он и так сегодня замаялся, под тобой".
А по русски добавил: "Дай людям отдохнуть с дороги".

Ардан посмотрел в сторону приоткрытой двери комнаты. И мы пошли за девушкой, как потом выяснилось, одной из внучек Ардана.

...Наступил вечер. Баир, нас позвал ужинать.
Мама с папой отказались идти, сославшись на усталость. А я с удовольствием поковылял за ним. Потому что, он сообщил:- За столом, уже разлит "хаан-чай", с молоком и маслом. Рецептом которого гордилась мама, в приготовлении. Мама, всегда подчёркивала статус данного умения. Потому что, овладела им, в самой "ЛЭВЗИ"! Иркутского Противочумного Института.

...Баир, помог мне добраться до стула. И абсолютно молча, сел.
Ведь Ардан, собрался рассказать историю, которая произошла с ним, без малого. Сто лет назад. 

А было это так. Когда Ардану минуло 12 лет. Он со своим дедом, жил на Ольхоне.
В самом неприглядном месте острова. Однажды утром, мальчик захотел... (По
своим делам). Он был в доме один. Его Дед, в пятницу пошёл на Малое море рыбалить на "семейной лодке".
Возвратился рыбак, в Воскресенье вечером. Весь, как будто (не в себе).

- Деда, что с тобой? Хугшэн-аба* долго не отвечал. Когда же выкурил трубку. Он повёл внука к лодке. Дно которой, было заполнено (одинаковым) омулем.
- Откуда столько? спросил мальчик.
 
- "Мне, всю ночь невезло.
  Лодка, была без удачи. И я, отчаявшись взмолился.
  И даже упал на дно.
Через некоторое время, я заметил, (золотой свет) над собой.
  Когда встал на ноги. На каком то расстоянии, увидел человека.
  Просто одетого. Ходящего по волнам.
  Когда же он исчез. Я подплыл к тому месту где его видел.
Рыбы там было, не мерено. Я взял сколько было нужно для прокорма, до весны.      И вернулся на берег.
Не могу понять, что со мной было? И кто это был! (РУС-АДЕПТ)"?..
   
  Все - Лето. Осень и зиму. Мы жили с дедом безбедно.
Просоленная рыба. Не иссякала.
И была не вонючей. Будто вчера посолена.
Когда я рассказал  об этом русскому в рясе. Он, перекрестился и сказал: -"Благодарите Святого Николая!" Ибо именно он. Явился, виновником того. Что мы с тобой, разговариваем теперь.

  Сила Господня! С нами всегда!
  Только, нас отучили примечать Её.
  Не благодарные гордецы мы.
  От того, так плохо и живём подчас.
 
Ардан с грустью замолчал. В его морщинистых глазах. Стояли слёзы. За столом никто не разговаривал.
В гробовой тишине мне подумалось. А может быть и правильно то, что мои родители не пошли пить чай в этот вечер...

Потому что, "ХААН-ЧАЙ" У мамы, был вкуснее. Он же, мамой готовился!..
               
         ПОСЛЕСЛОВИЕ.

 Сегодня утром, пришло сообщение: В апреле месяце, умер Ардан. В момент кончины,
ему шёл, сто тридцать четвёртый год.
 
Баир, сообщил мне, последнюю волю, перешедшего в другой мир.

И я, принялся за работу. В которой, должен буду вместить  ещё три дня жизни. На Байкале.
Которые потрясли. мой духовно душевный мир.

Когда это напишется? Знает только Святая Троица!..

В сентябре 1990 года, я принял Христианство. Выбрав не простую,(для своей многогрешной души, дорогу. Да поможет мне Христос! До моей кончины, прозреть на самого себя... Аминь. 


Рецензии