Почему царя Ивана IV, назвали Грозным?

Почему царя Ивана IV, назвали  Грозным?



Краткий ответ: абсолютная религиозность…
Грозный – библейские истины.    «Это грозное государство: «сила его — бог его» (Авв 1.11)». 
    
     КЛЮЧ к разгадке в этом общеизвестном энциклопедическом тезисе…
«С приходом к власти Иоанна IV можно говорить о том, что православная церковь резко превращается в государственную церковь. Иван Грозный пытался нивелировать власть церкви и установить собственную власть над нею. Поэтому реформаторская деятельность Ивана Грозного не могла не коснуться религии».   

Что такое реформаторская деятельность царя?
Второй главный КЛЮЧ к разгадке,  ПАТРИАРШЕСТВО!
«Еще до Ивана Грозного в Московии было утверждено патриаршество (XV век), что стало главным элементом централизации власти государя».

Реформаторская деятельность царя Иоанна – предпосылки к немного поздним реформам церкви Патриарха  Никона,  времени правления Петра I.
Всё дело в датах, временных отрезках, Иван Грозный 1530-1584,
Пётр I,  1672-1725. В эпохальности действий, ничтожная величина, одно столетие.
Деталь… Пётр I, называл Ивана IV  Грозным!  Почему?
Это же кличка, прозвище, оскорбление… Негоже себе подобному царскому, отзываться так.  Для Петра I было одно значение, "... грозное государство: «сила его — бог его» Иван-глава, как и он!
   
      … Самое, самое начало, когда царь получил прозвище  Грозный от…  собственного  НАРОДА. Половины уважительно, с большой буквы, другой половины, «грозный»,  как угроза. Правление Ивана, его реформы,  и было предпосылкам к расколу церквей немного позднее, реформам Петра и Никона.
Тонкость темы… Подготовка к вопросу, провозглашение Нового Завета с Христом в православии, обязательна при переписывании всех религиозных книг на древнегреческий, уход от Ветхого Завета окончательно. Такая работа велась и до правления Ивана, активизировалась при нём,  его  РЕФОРМАТОРСКОЙ  деятельности церкви.

КЛЮЧ к разгадке, цитата исторической науки,  «…  в 1551 г. был созван Стоглавый Собор, на котором присутствовало не только духовенство, но и сам царь, его приближенные и бояре. На этом соборе были установлены общие церковные обряды, осуждено стяжательство высших чинов церкви, разврат в монастырях, пьянство и сепаратизм».  Сепаратизм осуждался… Кто за старую веру, кто за новшества, измену положений догмата. Кто за радикальные перемены, кто за мягкие, председательствовал фактически царь Иван,  УГРОЖАЛ, был суровым,  ГРОЗНЫМ!

Противостояние, протест, бунт  СТАРОЙ  веры реформам царя Ивана, его только намерение, объявление о подготовке к переходу к  НОВОЙ  вере, и спровоцировало  УГРОЗУ…
Народ стал называть  Грозным, постоянно (?) угрожал.  Ярые сторонники старой веры грозили грозной анафемой надвигающейся  ГРОЗЫ, будет  великий раскол… Бунт, война, кровь.
(Раскол и случился при Никоне), образовалось староверчество. При Иване были только угрозы… Он подчинил церковь и  ГРОЗИЛ!
    
     Ответ чёткий, ясный, понятный в словаре В. Даля 19-го века, истоки значений слов, древнеславянские с ранних веков.
«Грозный, грозящий, страшный, ужасный, угрожающий; кто или что грозит; жестокий, строгий, карательный; суровый, пасмурный и сердитый на вид; встарь, напр. о царях: мужественный, величественный, повелительный и держащий врагов в страхе, а народ в повиновении. || … несущий молнии и гром. Грозная туча, грозовой день.

Держать кого грозно, в повиновении и уважении. грозен сон (черт), да милостив Бог. Где грозно, там и розно (или: там и честно). Грозную тучу Бог пронесет. Каков ни будь грозен день, а вечер настанет. Что грозно, то и честно. Грозен враг за горами, а грозней того за плечами. Грозность ж. свойство грозного».
Великолепный ответ, «свойство  грозного».  Царя  Ивана  ГРОЗНОГО!

Словарь Даля сражает «наповал» откровенностью  к  Ивану  Грозному,
«Грозно, страшно, а без царя нельзя».
    
     … Называть царя  Грозным, позднее подхватила иностранщина… В Европе не один век, свирепствовала эпидемия «чумы». Тогда все страшные болезни так звали, в Русь устремились беженцы и иноземцы мужики нанимались легионерами в армию за одну еду. Как служили в армии наёмниками, что творили, позднее и спихнули, мол, царь заставлял. Грозный, свирепый…

Общей целью… Прославления немецким норманнизмом, правления Русью этническими немцами, какие они были «хорошие» демократические, в сравнении с русскими царями деспотами, например, Иван Грозный.

Западный католический норманнизм, прославляя ценности, коими править Восточными православными славянами вечно, изощрённо придумал концепцию. Навязал народам, настойчиво – европейским народам, мистификацию, «Иван Грозный убил своего сына царевича Ивана».
Изощрённый, умный норманнизм, вдумчиво работал и со Словарём Владимира Даля. Даль о значении…

«УБИВАТЬ, убить, убивывать что,.. , утрамбовать. Дорожки садовые убиты, усыпаны хрящом. Убить дорогу щебнем. || Убить комнату шелковыми обоями, обить, одеть стены. Весь сундук убит гвоздями. || - кого, ушибить (зашибить) или ударить сильно; искалечить. Он в больнице, его лошадь убила. Пожарного стропилом убило, насилу слезь. Его громом убило, оглох совсем. Не убить бы, барин, сторонись! На сколько убьешь (лошадь), на столько и уедешь. ||

... Ее сыновья убивают, беспутны больно. Весть эта убила старика, не ест, не пьет, сидит задумавшись. Человек не скотина, и словом убить можно. Убила его нужда. Убит горем. || Покарать, наказать. Кто неправдой живет, того Бог убьет. Похулить — грех, а похвалить — Бог убьет!

… Убить кого, убить насмерть, зашибить или ударить до смерти, лишить жизни. Убей Бог солдата, утиши войну! Убьют, забота не наша. Убьют, так закопают.
… Не убей, говорит заповедь, то есть, не убей, как Каин Авеля убил, а не вреди, не обидь, не соблазни. Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити. Матф. Он грабить грабил, но не убивал. Его убило на стройке, убило ядром, грозой, насмерть. Есть яды, убивающие мгновенно…»

Значений слова «убить» и кого, в русском языке множество. Норманнизм  умело вычленил, убить физически насмерть ударом, навесил трансформацию значений на Ивана Грозного, потому что он «грозный»!?
    
     У Даля одно из значений, «Есть яды, убивающие мгновенно». Современные методы изучения праха отца и сына, позволили определить, обоих травили смертельными ядами.
Западное искусствоведение, поставило условие, помирится с восточным, что-то простит за оскорбления, вновь разрешит русским художникам участвовать в европейских выставках. Оно в отместку,  знаменитому художнику, Илье Репину, что называл католическое искусство, «… находясь в Париже, Риме, ругался русскими ругательствами в адрес итальянских художников, только и рисующих католических, папских «мадонн и бесстыжих венер».
«… с Рафаэлем во главе, такое старое… Какая гадость тут в галереях!»               

… если тот напишет картину именно такого сюжета и названия, «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» — картина русского художника Ильи Репина, написанная в 1883—1885 годах.  Изображает эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в сильном гневе якобы нанёс смертельный удар своему сыну царевичу Ивану…».

Цель коллективного европейского норманнизма, виделась  ПРЕВОСХОДСТВОМ  300-летнего правления немцами славянской Русью. «Добрыми, человечными», царями в противовес, что было до немцев.

Почему Репин написал такое, подробные исследования впереди, главное означено, озвучено – мольбы художников искусства Российской империи «замять» резкие выпады Репина против католической живописи. Отражается на отношении к ним западниками, те грозят санкциями, угрожают.
В народе название картины, «Иван  Грозный убивает своего сына», обыгрыш норманнизмом русских слов В. Даля…

Метаморфоза значений проста… Сын царя Иван, был отравлен, чтобы остался живой, нужно срочное лечение. Отец убивает сына, потому что не лечит… Не знает, как, какая отрава, от чего лечить.
Аналогия современному понятию, ребёнок заболел, мать не лечит, значит, убивает своего ребёнка.
    
Во времена Репина никто и не знал, что когда-то экспертизой будет доказано, что  при смерти были сын и отец, оба отравлены.
Великие мистификации в живописи,  сколько их было…

     Решающим в гонении личности Ивана, иностранным католическим норманнизмом, было... Он, внук Софьи Палеолог, наследницы греко-славянского православия Византии. Хранитель "Библиотеки..." - Библии Византии, ненавистной "римской" религии.

     Истинное,  как замалчивается до сих пор… Царь Иван Васильевич,  Иван IV,  ГРОЗНЫЙ, звание его от религиозного, библейского.  Производное от, что все земли  Руси:
«Это грозное государство: «сила его — бог его».


Рецензии
Грозный Иван Васильевич был внуком Ивана Васильевича Грозного! Смотрите не перепутайте!

Николай Павлов Юрьевский   26.06.2023 20:34     Заявить о нарушении
Полезное для полемики и читателям...
Грозным, прозвище (кличка), Вы правы, звали многих, в том числе деда, Ивана 3.
Но в понятии дразнилки одно, исторического наследия, другое. Его деда "дразнили" грозным, для истории остался Великим Иваном.

примеры: Василий II — византийский император (958-1025), имел прозвания Грозный,
(Милутин Грозный) — сербский король (1253-1321), в родословной росписи Милорадовичей указан с прозванием Грозный.

Влад III Цепеш — господарь Валахии (1448, 1456-1462 и 1476), в летописях упомянут с прозваниями: Цепеш, Дракула и Грозный.

Дмитрий Михайлович (1298-1326) — великий князь Тверской и Владимирский, прозывался “Грозные очи”,
Василий Давидович “Грозные очи” или “Грозный” (1321-1345) — князь ярославский,

Иван III Васильевич Великий (1462-1505) — имел прозвища «грозный» «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук Иван IV Васильевич.
деяния Ивана III, в целом вели страну к усилению, к объединению. Историк С.М. Соловьев об этом и Карамзин Н.М. тоже...
Идеология единения была религиозной, на ПРАВОСЛАВИИ, заветаМ Византии - к Новому Христовому Завету.

Владимир Конюков   27.06.2023 07:46   Заявить о нарушении