Спасибо дедушке Байдену...

Согласно официальной версии, этот памятник символизирует роль Мальты как некоего узла, которым воедино завязаны континенты и цивилизации. Этакий хаб, где встречаются Европа и Африка, Запад и Восток. Но между собой мальтийцы (а за ними и все мы) как-то не очень патриотично называют сие произведение искусства «памятником фиге». Не в смысле плоду фигового дерева (оно же смоковница), а фигуре из трёх пальцев. Почему именно эту фотографию я выбрала для своего материала, думаю, догадаться совсем не сложно.

Довольно большая часть моей жизни прошла под знаком дедушки Ленина. В моём детстве Ленин «маленький с кудрявой головой» смотрел на меня с октябрятской звёздочки. По мере взросления, ребёнок с кудряшками постепенно трансформировался в профиль Ильича на пионерском или комсомольском значке, приколотом в районе сердца. Я всегда знала, за что быть благодарной вождю мирового пролетариата: за наше счастливое детство, за пионерский задор, за комсомольскую юность. А ещё за бесплатные образование и здравоохранение, пионерские лагеря, хотя за это чаще благодарили партию. Но ведь классик верно подметил: Ленин и партия - близнецы-братья, так что благодаря Ленина, мы благодарили партию и, соответственно, наоборот. К чему это я всё?

Да, к тому, что на седьмом десятке, в моей жизни совершенно неожиданно появился ещё один дедушка, которому я благодарна - дедушка Байден. Да, представьте себе, именно ему. Нет, конечно, не на столько, как дедушке Ленину, потому что того я всё-таки благодарила за что-то хорошее, сделанное для всего советского народа, а значит, и персонально для меня. Дедушка Байден, по крайней мере, на сегодняшнем этапе, ни мне, ни бывше-советскому народу ничего хорошего не сделал. Но, не смотря на это, иногда мне хочется набрать в лёгкие побольше воздуха и крикнуть: спасибо дедушке Байдену за….

Так за что же я благодарна дедушке Байдену. Вы не поверите – за санкции. Вернее, не собственно за них, а за многое, связанное с ними. Не скрою, чувство благодарности возникло далеко не сразу. Когда Россию отключили от СВИФТа, а мне, как и миллионам моих сограждан, блокировали банковские карты, состояние было совсем не благодарственное. Чужая, недружественная страна, полная неопределённость дальнейшего развития событий, страшный информационный и моральный прессинг. А тут ещё это – ты приглашаешь приятеля в кафе, протягиваешь карту для оплаты, а она не срабатывает. Раз, другой, третий. Отключили… Моё недоумение трудно описать. Почему?

Лично до последней минуты не верила, что такое может произойти. Всему виной – мои привычки рассуждать логически и читать русских философов. Я рассуждала так: ну, не идиоты же они отключать целую страну от международной платёжной системы, тем самым лишая себя возможности контролировать чужие финансы? Этого не может быть, потому что этого не может быт никогда. Никто не будет ронять вбивать гвоздь в крышку гроба собственного могущества. А вот мой любимый философ Александр Зиновьев, рассуждая о судьбах мира, предупреждал, что любая насильственно уничтоженная система восстановится, но уже в таких формах, в которых не будет места тем, кто запустил деструктивный процесс. Иными словами, вредя кому-то, закольцованному с тобой в одну систему, ты сам рискуешь нарваться на проблемы, причём, очень может быть, что даже бОльшие, чем огребут те, кому ты вредил. Похоже, ребята в Белом Доме Зиновьева не читали.
 
Постепенно недоумение сменилось злостью: деньги есть, а толку в них нет. Наличность, конечно, имеется, так что с голоду никто не умирает, но самых разных неудобств хоть отбавляй. Хочу пойти в театр – не могу, потому что билеты продаются только онлайн, заказать гостиницу тоже не могу – нечем прогарантировать, надо заплатить за багаж – оплата только картой. Банк заблокировал Центру счёт, деньги на счету есть, а за коммуналку заплатить невозможно, того гляди от электричества отключат. Для оплаты безобидного инвойса надо пилить на другой конец страны, потому как принимающая платежи контора на всех одна и находится у местного села Кукуева. Как тут не злиться, когда чуть не каждый день для этого есть повод? Но, как оказалось, даже злость – товар лимитированный. Постепенно, со временем, вместо неё стала зреть благодарность.

За что? Прежде всего за то, что мы, русские, в очередной раз доказали, что мы чемпионы по выживанию и тем самым жёстко натянули тех, кто в этом сомневался. За короткие сроки здесь, на тихой Мальте, возникло такое невероятное количество сообществ, которые помогают друг другу в обналичке, международных переводах и прочем, что просто фантастика. Нужны евро - есть группа, нужен перевод в Россию - велкам, хочешь за что-то заплатить - мы будем рады помочь. И заметьте, банки в этих действиях вообще не при делах, и все схемы законны. А сколько при этом новых знакомых, которые, кучкуясь, трансформируются сначала в добрых приятелей, а потом и в друзей.

За что ещё? За то, что я совершенно по-новому взглянула на своих соседей по острову. Помню, месяц на пятый-шестой, когда вопрос с доступом к зарплате ещё так и не решился, ко мне вот так запросто подошёл наш сосед, хозяин небольшого ресторанчика. Он сказал: «Я слышал, у вас тут проблемы с деньгами, так ты заходи, если что, обедай просто так. Потом, как сможешь, заплатишь. И вообще, если надо что-то сделать, чем-то помочь, не стесняйся, обращайся.» И я стала обращаться.

Как это было? Да, по-разному. Сначала от меня многие шарахались просто потому, что знали, что русская. Потом, постепенно успокоившись, стали кивать, потом опять стали здороваться, попутно узнавая новости, потом целенаправленно про эти новости спрашивать и сравнивать с официальной версией, потом – делиться своим видением событий. И так день за днём, день за днём весь этот год.

За это время вообще много чего было. Были месяцы, когда я в полицию ходила как на работу, когда заполнение форм по поводу угроз, враждебных действий и прочих «приветиков» превратилось в некую данность и привычку. Преодолевая массу мелких и разных неудобств, выбираясь из маленьких и серьёзных неприятностей, я отчётливо поняла: нас, русских, делает сильнее не только то, что нас не убивает, а ВООБЩЕ ВСЁ. Спасибо дедушке Байдену за повод в этом убедиться.


Рецензии