Любить и помнить

Не было в моей семье профессиональных музыкантов, но был человек, в жизни которого музыка занимала важное место на протяжении всей его жизни.
 Это был мой отец, Ратушный Яков Борисович.
Во время ВОВ отец был командиром танка, в первых рядах освободителей прошёл пол Европы, был награждён орденами и медалями. В семье сохранились статьи из газет,  в которых описаны героические подвиги его танковой бригады в борьбе с фашистами.
  В нашей семье хранится трофейный аккордеон, который достался отцу в начале его службы и прошёл с ним по всем путям войны, помогая ему и его друзьям переносить тяготы жизни, вдохновляя на подвиги.
  Сослуживцы уважали и любили отца не только за командирские качества – доблесть и отвагу, а ещё за его тонкую красивую душу, за  песни, в которые он вкладывал всю свою доброту и душевность.
  Не зная ни одной ноты, он подбирал на слух любую песню и исполнял их вместе со своими однополчанами в каждую свободную от боёв минуту.
Война не отпускала отца и в мирной жизни. Случалось так, что среди ночи пугали нас его возгласы: «Вперёд! В атаку!». Беспокоили его и полученные  на войне раны.
  Но его любимые песни военных лет были ему поддержкой и помогали жить.
Он часто играл на аккордеоне и пел эти песни нам, своим детям. Все домочадцы знали эти песни наизусть и пели вместе с ним.  Когда приходили гости, всегда просили его поиграть и попеть. Это был настоящий замечательный концерт, и все присутствующие пели дружным хором.
  Незадолго до ухода моего отца из жизни я,  будучи студенткой музыкального вуза, приехала на каникулы.
  Первое, что сделал отец, будучи больным и немощным -  взял аккордеон и запел песню «В землянке».
  Пел тихо, проникновенно, осторожно и нежно прикасаясь к клавишам.
Было ощущение, что он полностью погрузился в воспоминания. Потом, будто очнувшись, с улыбкой посмотрел на меня и сказал: «Всего четыре куплета, а пока пел, вся моя жизнь пронеслась перед глазами…»
  Когда я слышу эту песню, передо мной образ моего отца, подарившего не только мне жизнь, но и Великую Победу всему нашему народу!
  Песни военных лет – грустные и весёлые, серьёзные патриотические, душевные лирические -  занимают особенное место в нашей жизни.
Они помогают многое понять и осознать, а главное: ЛЮБИТЬ и ПОМНИТЬ!


Рецензии