Много нареканий

Для меня, например, этот вопрос решён. Достаточно одного взгляда на "Боярышню", художник Фирс Журавлёв, чтобы понять: кто мы были, и куда идём. Не будем вспоминать, что Фирсы тоже (в лучшем случае) остались у Чехова. А ведь это всего-то конец позапрошлого века. Лопатины, однако, представлены. Так что результат в буквальном смысле налицо.
Скажете, искусство? Нарисовать всё можно? Ну, хорошо. Посмотрите тогда на фото великого князя Сергея Александровича и его жены, великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Где эти лица?! Эти глаза? Где они – великие князья, голубые гусары, купцы – собиратели картинных галерей? Стрелец, сказавший Петру: "Посторонись, государь, я здесь лягу..."? И – на плаху... Тот отчаюга-офицер, что отказался пожать руку военному министру Александре Фёдоровне Керенскому? Керенский – побледнев: "Я вам подал руку... – Виноват, господин министр, я не могу подать вам руку, я корниловец!"
Каляевых зато полна улица, одеты по моде.
А ведь могли бы. "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас..." (Бытие, 3:22) И ведь что интересно: к Еве это не относится, хотя жена первочеловека первая и откусила от индикатора добра и зла. Сразу видно: писали до наступления эры политкорректности. Но речь не об этом, а о том, что богов – много ("один из Нас"), а человек – один... Вот я и думаю: а кто первый решил, что недопущение человек в пантеон было ему наказанием? Может, как раз наоборот: сохранить, поберечь единственного хотел... хотели?
Во-первых, стань Адам "как один из...", кто в таком случае будет "плодитесь и размножайтесь" (Бытие, 1:28)? Сексуальный завет – единственный, выданный Адаму, других напутствий человек не получил от Создателя... Тут поручик Ржевский, повторно поседев, выпал из шкафа; первый раз был, когда он случайно подслушал, что (и как) женщины говорят о мужчинах (см. анекдот).
Для того и поберегли? Шутки шутками, но а в чём же смысл нашего пребывания? Не в том ли, чтобы нарекать всякую душу живую, давая "имена всем скотам и птицам... и зверям" (Бытие, 2:19-20)? Всё написано, знай читай. Невнимательно читаем. Совсем бы не читали, так было бы лучше.
Ну вот он и нарекает. Скотам и зверям. Кого встретит, того наречёт. Уж у него не отвертишься, нет. Ангелов не встречает – ангелов и не нарекает. Нет нареканий на ангелов.
Вот на скотов много нареканий. Так ведь, достаточно одного взгляда, чтобы... Трудно, почти невозможно – удержаться, чтобы не наречь... "Отчего я не таков, как все другие, не весел, как все? Я до глупости углубляюсь во всё и вижу иначе..." (Сергей Александрович). "Казалось, что с этого времени она пристально всматривается в образ иного мира..." (Елизавета Фёдоровна после гибели мужа).
Не просто это – всматриваться в образ. Много проще: назвал, как припечатал – и дальше пошёл... Удержаться – не каждому дано. Бог – знает, а человек – видит. Тот знает всё, а этот видит... что-то. Что ты видишь? Всмотрись, не спеши нарекать. Может, ещё самого нарекут.


23 мая 2023 г.


Рецензии