Ростки бизнеса

Валентина слыла опытным бухгалтером. Щепетильна и аккуратна в деловых отношениях. Она прошла большую школу, работая на разных должностях в системе советской торговли. Поэтому видимо ее и пригласили в одну престижную фирму на должность главного бухгалтера. Работа спорилась, дела шли успешно. Руководство фирмы не жалело средств на использование самых современных информационных технологий и это способствовало продвижению вперед, опережая многих конкурентов.
Шли пресловутые 90-е годы. Они были и лихими и одновременно временем возможностей. Выходцы из советского общества, особенно те, которые помоложе искренне поверили, что вступают в настоящие рыночные отношения. Конечно не сразу, должно пройти какое-то время, чтобы новые отношения приобрели цивилизованную оболочку. Ну, ничего, подождем...
Несмотря на успешность в профессии, проблем у Валентины хватало. Дома она была локомотивом и основные бытовые и финансовые вопросы решала сама. Сын недавно женился, появился ребенок. Строптивая невестка уже несколько раз в ответ на жизненные советы Валентины говорила:
- Не вмешивайтесь в нашу жизнь.
Все они проживали в двухкомнатной квартире. Надо было разъезжаться, точнее помочь сыну построить отдельную квартиру. Средств как всегда не хватало. Те времена отличились огромным дефицитом всего. После распада СССР многие даже обычные повседневные товары стали не доступны. Вводилась карточная система. Особенно актуальными стали продукты питания. Поразмыслив и получив некоторую информацию из коммерческих торговых кругов, Валентина решила провернуть масштабную сделку. Дело касалось поставки большой пар-тии красной икры в торговую сеть ее родного Могилева. С помощью знакомых она лично прошлась по торговым объектам и детально с каждым его руководи-телем договорилась о количестве поставки. Не без сложностей были заняты не малые по тем временам деньги.
Вскоре Валентина уже сидела в уютной кабине скоростного грузовика и с волнением и надеждой смотрела на мелькающие перелески. Кроме нее и водителя в кабине сидел еще один мужчина, атлетического сложения. Он выполнял роль охранника. В условленном месте их встретили. Сказались торговые связи еще с советских времен. Двое солидных мужчин представились и предложили позавтракать в ресторане. Она была не против. Они также сказали, что получили о ней хорошую рекомендацию от влиятельных людей и поэтому готовы оказать всяческое содействие. Во время завтрака решили дело не оттягивать и сразу после него отправиться знакомиться с товаром и оформлять сделку.
Валентину пригласили в новенький Nissan Patrol – легенду новых русских из 90-х.Отправились в путь. Грузовик следовал за ними. Сказали, что путь займет около восьмидесяти километров. Дорога была пустынна и пролегала в окруже-нии заполярных сопок. Подъехали наконец к искомому объекту. Им оказались два больших деревянных пакгауза еще, наверное, довоенной постройки, обнесенных высоким дощатым забором. Валентину постигло разочарование. Она представляла поездку в район рыбного порта, где на морском берегу увидит огромный рыбный рынок со специфическим запахом, бесчисленными рыбными рядами со свежим палтусом, треской, крабами прямо из океана. И все это под непрерыв-ный говор чаек. Об этом она сообщила своим попутчикам и тем самым очень их развеселила. Они сообщили ей, что в Мурманске нет и никогда не было рыбного рынка. А сейчас в рыбной сфере царит беспредел, и они пока еще какую-то часть этого бизнеса контролируют. Что будет дальше они не знают. Но очевидно, что данный бизнес хотят отжать «москвичи».
Один из сопровождающих сложил указательный палец колечком, поднес к губам и громко свистнул. Похоже это был условный свист. Тут же, словно из-под земли, выросли два охранника в камуфляже, вооруженные «калашами».
- Где Захарович?
- Сейчас позову, он как всегда в своем флигеле.
- Один из охранников быстрым шагом направился к островку деревьев из сибирских елей и Кольской ольхи.
Только сейчас Валентина разглядела маленький домик, спрятавшийся за де-ревьями. Через короткое время из перед ними появился невысокого роста чело-век с непропорционально большой головой и рыжей бородой.
- Епифан Захарович, представил его один из сопровождающих, – наш главный бухгалтер и зав. складом одновременно.
- Откройте нам этот склад.
Епифан Захарович загремел ключами и дверь отворилась. Зашли вовнутрь. Охранники остались снаружи. Включили свет. Валентина была поражена. На огромных и высоких, грубо сколоченных стеллажах, стояли ящики с различной морской продукцией. Здесь находилось то, что советскому человеку только мог-ло присниться: стеклянные банки с консервированными отборными крабами, копченые тушки крупного палтуса, стеклянные и металлические баночки с черной Кольской икрой палтуса и красной лососевой, тушенка из оленины и другие северные изыски.
- Чем богаты, выбирайте. Долго здесь задерживаться не стоит, – как-то задумчиво сказал, который свистел.
Валентина уверенно подошла к стеллажу и взяла в руки заветную баночку с зеленым напылением и надписью: «Лососевая ИКРА зернистая».
- Для выборочной проверки берите любую банку.
Валентина взяла другую банку, которая лежала в середине контейнера. Открыли банку и ложечкой предложили попробовать. Икра оказалась на вкус све-жей и по консистенции, соответствующей заявленным параметрам.
- Все в норме, – сказала Валентина, заметно волнуясь.
- Можете сделать выборку еще. У Вас большая партия.
- Я полагаю, что не стоит.
Необходимые бумаги были оформлены быстро. Сопровождающие также выписали им своеобразный пропуск, сказав, что с ним у них не будет проблем с проездом до Питера. А уже дальше им следует полагаться на себя, выбирая маршрут и время суток. Оперативно загрузились. Простились и тронулись в путь.
Дважды их грузовик останавливали крутые ребята с серьезными намерения-ми по типу из «бригад». Один раз под Медвежьегорском и другой возле Петрозаводска. Данный им пропуск срабатывал и проблем не возникало. После Питера, посовещавшись решили съехать с основной магистрали на второстепенную дорогу, выходящую на берег Чудского озера. План сработал, и они благополуч-но добрались до Могилева, делая для отдыха осмотрительные остановки.
Через день Валентина вошла в кабинет директора крупного продовольственного магазина. Директор, ее старая знакомая по прошлой работе, встретила радушно. Тут же сделала необходимые распоряжения по приемке товара и пред-ложила выпить кофе. Директор доверительно подтвердила их договоренность и выразила уверенность в том, что проблем с быстрой реализацией икры она не видит, так как этот сегмент рынка обладает повышенным спросом.
Через некоторое время в кабинет вошла старший товаровед и отозвала директора в сторону. Выражение ее лица и интонация полушепота непроизвольно встревожили Валентину. У нее всегда была хорошая интуиция. Переговорив, директор подошла и сообщила, что возникло некоторое недоразумение, но она думает, что все уладится. Вместе они спустились в помещение приемки товара. Здесь они увидели, как показалось Валентине, расстроенных товароведов. Това-роведы, зная поставщицу икры, как хорошую знакомую своего директора, искренне переживали. Причина оказалась серьезной. Контрольное взвешивание показало, что у значительной части баночек вес икры был ниже заявленного на этикетке «100 г». Такой товар приемке не подлежал.
Валентину постиг шок. Все остальное в этот день она воспринимала как в тумане: лекарства, уколы, скорую помощь, палату. Через три дня ее выписали. Острая фаза стресса прошла, но осталась опустошенность и самобичевание. Динамику ее переживаний и состояния эмоционального неблагополучия словами передать невозможно. Она и в этой ситуации снова оказалась достаточно одинокой.
Дальше надо было жить: отдавать долги, как-то реализовывать икру. Основной заемщик оказался на редкость благородным человеком и Валентина отдавала ему долг семь лет, вместо договоренности в полгода. Это нарушило течение его бизнеса и привело к серьезным осложнениям.
Реализация икры теперь происходила с огромными трудностями в разновес в систему кафе, ресторанов, физическим лицам и с большими финансовыми потерями. Ростки бизнеса, едва пробившись через тернии и преграды, так и не окрепнув, были растоптаны людской жадностью и невежеством.
Позже, путем логических рассуждений, Валентина пришла к выводу, что люди, совершившие с ней сделку, не причастны к обману. Ведь не они были производителями данной продукции и, следовательно, просто могли не знать о новых формах мошенничества в зарождающейся рыночной экономике.


Рецензии