Тихая гавань

- Лерочка, но так же нельзя!
- Почему, мама? Кто мне запретит?
- Никто, конечно… - Маргарита Владимировна растерянно уронила руки. – Но это же неправильно…
- А что правильно, мама? – Валерия со вздохом дотянулась до диванной подушки и подсунула ее под спину. – Правильно оставить ребенка без отца, а меня без  надежды на то, что моя жизнь будет когда-нибудь хоть немного похожа на то, о чем я мечтала? А Саша даст мне все это! Я смогу окончить университет, работать или даже открыть свое дело. Да в конце концов! – Лера сердито затолкала за спину еще одну подушку. – Это не главное! Главное то, что у моего сына будет отец, понимаешь? Не тот, кто, узнав о его существовании, удалился в закат, а тот, кто возьмет его на руки и будет воспитывать.
- Ты продаешь себя… - Маргарита почти шептала.
- И что, мама? Мир изменился. Он давно не такой каким ты его себе придумала! Нет никакой свободы и радости, понимаешь? Все продается и покупается. Вопрос только в цене! Нужно трезво смотреть на жизнь. Не до сантиментов теперь.
Маргарита, уже не стесняясь, плакала. Она стояла перед дочерью, не вытирая слез и думала, где упустила свою девочку? Что она сделала не так, что теперь ее ребенок сидит перед ней, обреченно опустив плечи и злится так, что говорит какие-то чудовищные вещи?
А ведь Лера никогда не была проблемной.
Маленькой она вызывала только умиление у всех окружающих.
- Какая куколка! Прелесть! – соседки и просто прохожие то и дело пытались потрепать Леру за щечку.
Прикосновений к себе она не терпела. Даже совсем крохой тут же давала понять, что ей это неприятно. Голосок у Лерочки был звонкий и чужие шарахались от вопящего ребенка, недоуменно глядя на Маргариту:
- С вашей девочкой все в порядке?
Лера же, добившись того, что ее оставляли в покое, тут же замолкала и снова превращалась в голубоглазую милую куклу с темными кудряшками и чудесной улыбкой.
- Такое необычное сочетание. Голубые глаза и темные волосы. Постарались вы, мамочка! И отца для девочки выбрали просто отменного. Надо же, такую красоту сотворить!
Маргарита кивала головой, соглашаясь, а сама прятала глаза. Она не знала толком, кем был Лерин отец. Точнее, она знала только его имя и больше ничего.
С представительным, серьезным мужчиной Марго познакомилась в санатории. Ее мать купила путевку, но в последний момент ехать передумала и решила подарить дочери небольшой отпуск.
- Мама, я не могу уехать сейчас! У меня работа!
- У тебя всегда работа! И вообще, то избы горят, то кони скачут! Маргарита! Опомнись! Тебе уже почти сорок! А ты все какими-то делами занимаешься!
- А чем надо?
- Личной жизнью! Замуж – надо! Детей – надо! Дом – надо!
- Дом у меня есть. А остальное… Мама, а если я не хочу иметь детей?
- Почему? – мать Марго от удивления чуть не села мимо кресла. – Как это не хочешь?
- А вот так! Я не уверена, что буду хорошей матерью…
- Ты всегда была слишком прагматичной! Это ужасно! Хотя… Я всегда была уверена, что ты человек разумный. Вот и подумай. Ребенок – это не сеанс в кино. В пару часов не уложишься. А твое время идет. Биологические часы, дочь. Может быть уже слишком поздно, когда желание стать матерью у тебя все-таки появится. Не лучше ли будет родить сейчас? Пока я еще в состоянии тебе помочь. Ты вернешься к работе сразу, как только сможешь. И у тебя уже будет продолжение. Трудно в первые годы, а потом ребенок становится достаточно самостоятельным. Я же смогла защитить кандидатскую с тобой! И теперь у меня есть и ты, и степень. Подумай!
- Мама, что тут думать? Даже если бы я и хотела, в одиночку, знаешь ли, сделать это несколько проблематично. Нужен еще один участник.
Тут мать Марго, Наталья Степановна, промолчала. А вскоре выдала дочери путевку и настояла на том, чтобы Маргарита поехала в санаторий.
Расчет оказался почти верным. Марго была достаточно красивой и интересной женщиной, чтобы привлечь к себе внимание такого человека как Виктор. Правда, уже на третий день знакомства он признался, что женат.
- А дети есть?
- Да. Двое. Прекрасные малыши. Я поздно женился и поэтому мои дети едва вышли из детсадовского возраста.
Больше вопросов Марго задавать не стала. И уезжая из санатория таила надежду, что задуманное получилось.
Лера родилась точно в срок. Крикливой, с хорошим весом и почти здоровой.
- Мелочи жизни, мамочка. Не волнуйтесь. Займетесь ребенком и все пройдет. Ничего критичного.
Врач расписывала назначения, а Марго понимала, что на работу теперь выйдет еще нескоро.
К счастью, с ее навыками и умом, устроиться так, чтобы работать удаленно, оказалось вполне возможно. Лера росла, Маргарита работала, а Наталья Степановна воспитывала внучку и качала головой, наблюдая за ребенком.
- Такая же как и ты, Маргарита. Рассудочная и очень умная. Не знаю, хорошо ли это. Смущает меня кое-что.
- Что, мама?
- Холодная. Как льдинка. Другие дети сто пятьдесят раз прибегут на площадке к тем, с кем гуляют. Обняться, поцеловаться, попросить ласки. И к мамам, и к бабушкам, и даже к няням. К друг другу. Но не Лера. Сама на контакт не идет и к себе никого близко не подпускает. Сразу в крик.
- Просто у нее такое личное пространство. С нами же она так себя не ведет. Достаточно ласковая девочка.
- Достаточно… Маргарита, а где грань этой достаточности? Где та точка, когда – «все, хватит!»? Это очень странно. Ты такой все-таки не была. Очень скучала, когда я уходила из дома. А Лера – нет. Сядет в углу с игрушками и даже головы не поднимет, когда ты приходишь. Даже если весь день тебя не видела.
- Ты преувеличиваешь, мама. Обычный ребенок. Просто не очень эмоциональный.
Маргарита наблюдала за дочерью и понимала, что мать права. Лера действительно не была ласковой. Как любой ребенок, она ластилась к Маргарите, когда болела. Просила посидеть рядом, положить руку на лоб. Но на этом и все. Как только Лера выздоравливала, она менялась. Протокольный поцелуй в щечку при встрече и прощании и редкие объятия, когда Маргарита или Наталья настаивали.
Марго поначалу не придавала большого значения этому. Подумаешь, характер такой. А потом ее стало это настораживать. Девочка росла и Марго все чаще задумывалась о том, что у дочери перед глазами нет примера правильных отношений между людьми.
С матерью у Марго отношения были сложными. Она была зависима от Натальи настолько, что даже мысли не допускала о том, что мамы когда-то не станет. Ей казалось, что такая величина как мать должна быть вечной и незыблемой. Иначе кто ее, Марго, поймет и поддержит? Кто отругает или даст совет? Кто даст нужные ориентиры? Маргарита очень хорошо понимала, что при всей своей успешности, она как минимум половиной этого успеха обязана матери.
Но мать-то ладно. Можно было бы как-то объяснить ребенку, что бабушка – это глава их небольшой семьи и прочее, но проблема-то была не в этом. А в том, что у Леры не было отца. Она не понимала, как нужно строить отношения с противоположным полом.
Пока дочь училась в школе, Маргарита на эту тему переживала, но не слишком. А вот когда Лера поступила в университет и у нее появился сначала один парень, а чуть позже – другой, Марго задумалась.
Лера строила свои отношения слишком легко. Если ей что-то не нравилось или вызывало тревогу, она просто брала паузу, а потом, ничего не объясняя, «давала отставку» тому, кто ее не устраивал.
- Лерочка, детка, так нельзя! Они же живые люди, а не куклы механические! У них есть чувства. И ты эти чувства просто игнорируешь.
- Мама, я понимаю, о чем ты. Но разве я не должна думать о собственных чувствах в первую очередь? Сейчас он со мной, а завтра? Если человек позволяет себе так со мной обращаться, то завтра он просто уйдет на все четыре стороны, а я останусь. Одна. И что тогда ты мне прикажешь делать? Слезы точить? Не хочу я этого!
Марго точно знала, что ее дочь никто не обижал. Лера при всей своей неласковости, всегда была достаточно откровенна с матерью. Сказывались отношения Марго с Натальей. Лера, как и Маргарита, считала, что ближе мамы человека все равно на свете нет, так почему надо что-то скрывать или бояться посоветоваться? Зачем подруги или другие чужие люди, если есть человек, для которого твои интересы всегда будут на первом месте?
Дело было в другом. Лера совершенно не умела строить отношения правильно. Ей достаточно было малейшего повода для ревности и тогда парень, с которым она встречалась, просто переставал для нее существовать.
- Он флиртовал со Светкой. – Лера усаживалась рядом с матерью на диван и протягивала Марго ложку и ведерко с мороженым.
- Позволил себе лишнего? – Маргарита вздыхала, брала ложку и начинала есть, понимая, что у дочери очередной период огорчений, а, значит, нужно ее поддержать.
- Нет. Просто разговаривал.
- Тогда, не понимаю.
- Мне нужно было подождать, пока они целоваться начнут?
Маргарита терялась. Откуда в Лере столько цинизма? Ведь она еще очень молода, да и серьезных проблем в ее жизни пока еще не было. Размышляя так, Марго даже не представляла, какую беду кличет.
С Максимом Лера познакомилась в университете. Разбитной, умный парень, душа своего курса, он быстро привлек ее внимание. Не долго думая, Лера решила, что его кандидатура не так уж и плоха для того, чтобы строить уже более серьезные отношения, чем те, что были у нее до этого момента.
Маргарита схватилась за голову, но по совету матери все же отдала дочери ключи от давно купленной для нее квартиры.
- Живите, конечно, Лерочка. Но я бы на твоем месте еще подумала.
- Мам, а о чем тут думать? Ты то твердишь, что я не хочу серьезных отношений, то говоришь, что рано. Определись уже. Максим же вроде тебе понравился?
- Да, хороший мальчик из очень приличной семьи. Но… Лера! Это все-таки твоя жизнь! Я волнуюсь!
- А давай я пока поволнуюсь за себя. А ты порадуйся, что я нашла того, с кем мне хорошо.
Марго притихла. Если Лера так уверенно говорит, то, возможно, в этот раз у нее действительно все серьезно?
Проблемы начались почти сразу после того, как Максим и Лера съехались. Лера, не ставя мать в известность, перевелась на заочное отделение и устроилась на работу. Удивленной Маргарите сказала, что раз уж приняла решение жить самостоятельно, то и обеспечивать себя будет теперь сама. Споры сразу отмела и действительно перестала обращаться к матери за помощью.
С Максимом они не ругались, жили мирно, но что-то все равно шло не так.
Маргарита видела, что Лера грустит, отвечает невпопад на ее звонки.
- Что случилось, доченька?
- Ничего. Мелкие неприятности. Так бывает. Мама любой психолог тебе скажет, что над отношениями надо работать. Притираться друг к другу. Хотя, о чем я. Откуда тебе это знать? Ты же волк-одиночка. Точнее, волчица. Никогда ни под кого не подстраивалась. Жила как хотела.
- Лера!
- А что, Лера, мам? Это ведь так? Я могла бы просить у тебя совета, если бы точно была уверена, что он окажется правильным и основанным на опыте. А так… Придется самой думать. Прости, я не хочу тебя обидеть. Просто это факты. А они – вещь упрямая.
Возразить Маргарите было нечего. Дочь снова была права. Как ей дать какой-то совет своему ребенку, если самой всего этого в жизни было не дано?
О беременности дочери Маргарита узнала первой.
Лера приехала к ней поздно вечером. Молча вошла в квартиру, села на стул в прихожей и подняла глаза на мать.
- Лерочка, что? – Маргарита почувствовала, как холодеют руки. Так было всегда, когда она слишком сильно нервничала.
- У меня будет ребенок, мама.
- Лера…
- Я знаю. Сама виновата. Надо было лучше предохраняться. Но это уже случилось. Поэтому, давай не будем!
- Давай. Что думаешь? – Маргарита взяла себя в руки. Истерика и глупые вопросы сейчас ничего не дадут. Ее ребенку нужна помощь. И какая разница, в чем эта помощь будет заключаться? Нужно просто ее дать.
- Прерывать не буду. Мало ли. А я хочу сохранить здоровье как можно дольше. Только… Мама, мне страшно…
Марго шагнула к дочери и опустилась перед ней на колени.
- Чего ты боишься? Не надо! Я с тобой! Мы со всем справимся. А Максим что?
- Ничего. Он ушел от меня, как только я ему сообщила об этом. Сказал, что этот ребенок не входит в его планы.
- И пусть катится! – Марго внезапно разозлилась так, что ей захотелось выругаться и закричать во весь голос. Подобного она никогда себе не позволяла, но случай был из ряда вон.
- Мам, а это больно? – Лера уткнулась лбом в плечо Маргариты и та чуть не потеряла равновесие. Встав на ноги, она притянула дочь к себе и обняла ее покрепче.
- Больно. И, возможно, долго. Я тебя почти сутки рожала. Но это все пустяки. Помнишь, как ты в детстве ходила к стоматологу? Тебе нужно было обязательно сказать заранее об этом и объяснить, что врач будет делать. И ни разу ты не заплакала в кабинете и не устроила скандал, как другие дети. Я и сейчас тебе все расскажу. Все, что помню. По минутам. И ты будешь знать, что тебя ждет. Главное ведь не сам процесс, а том, что ты получишь в конце.
- Ребенок?
- Да, Лера. Ребенок. Я никогда не думала, что это настолько большая радость. Нет! Даже не так! Счастье… Я тоже не была готова к твоему рождению. Думала вовсе не об этом, а о том, что придется поставить свою жизнь на паузу до поры до времени. Пока ты будешь маленькой. А потом поняла. Эта пауза – самое лучшее, что случилось со мной в жизни. Ты – самое лучшее, что в ней вообще было, понимаешь?
- Мам, почем ты так откровенно об этом говоришь?
- А о чем?
- О том, что ты меня не хотела…
- А почему я должна скрывать от тебя это? Я говорю так как есть. Тебе больно об этом слышать?
- Не знаю. Нет, наверное. Потому, что сейчас я чувствую то же самое. Спасибо! А то я уже думала, что совершенное чудовище.
- Глупости не говори. Любовь странная штука, Лерочка. Она приходит вовсе не тогда, когда мы ее зовем или ждем. И совсем не оттуда, откуда мы ожидаем ее увидеть. У нее свои пути и свои законы.
- Мам, а ты меня любишь?
- Странный вопрос. Эти слова можно говорить сколько угодно. А можно просто сделать что-то и дать знать тому, кто об этом спросит, что это так. Ты знаешь?
Лера не особо думала над ответом.
- Да!
- Вот видишь.
- А если я не смогу полюбить своего ребенка?
- Такое тоже не исключено. Но ответь мне на один вопрос.
- Какой?
- Когда ты принимала решение о том, что оставишь его, то думала только о своем здоровье? Или все-таки еще немного и о том, какой он будет, если родится?
- О последнем... Об этом сначала думала…
- Вот тебе и ответ на твой вопрос. Если человек сначала думает о ком-то, а потом уже о себе, то он точно любит. Это не значит, что нужно совершенно о себе забыть и раствориться в любимом. Нет. Просто это такая лакмусовая бумажка. Если есть такие мысли, значит тебе не все равно. Значит, дорог тебе тот, о ком ты думаешь. Уже дорог, Лерка. Понимаешь?
- Кажется, да…
- Тогда ничего не бойся. Родим и воспитаем. Есть я, есть бабушка. Деньги тоже есть. Чего еще надо?
- Мам…
- А?
- Хорошо, что ты у меня есть…
Этих слов Маргарита очень ждала. Ее самостоятельная, умная дочь, вдруг словно стала опять маленькой. И так же как в детстве, она лежала сейчас рядом на диване, уткнувшись лбом в ладонь Марго, и делилась тем, что ее пугало. Только тогда это были «бабайки», которые жили под кроватью, а теперь… Теперь ее пугало кое-что посерьезнее…
Через пару дней Лера перебралась снова к матери, а еще через некоторое время вдруг объявила ей, что собирается замуж.
- Как? За кого?! – Маргарита не могла взять в толк, что происходит.
- Его зовут Александр. Мы вместе работаем. Точнее, он партнер нашей фирмы. И ты его знаешь, мама.
- Я? Откуда?
- Саша мой бывший одноклассник. Почти. В параллельном учился. Бегал за мной, а я на него даже не смотрела.
- Почему?
- Смотреть было не на что. Он тогда был такой смешной! Два лопоухих уха и масса комплексов.
- А сейчас?
- Не узнать! Ты не представляешь, что с людьми время и хороший спортзал делают!
- Лера, но я не понимаю… Вы же не встречались даже… И сразу замуж? Да еще и в твоем положении?
- А что такого в моем положении? Я не больна. Я – беременна. И Саша все обо мне знает. И о ребенке тоже. У нас совершенно партнерские отношения.
- Какие?! – Маргарита ахнула.
- Партнерские, мама.
Лера говорила спокойно, даже слишком. И Марго это хорошо видела.
- Это неправильно!
- Мама, не будь снобом. А что вообще в этой жизни правильно?
- Ты же его не любишь!
- Зато он меня – за двоих. Нам хватит. Мамочка…
Лера дотянулась до руки Марго и сжала холодные пальцы.
- Не волнуйся так! Что ты! Все у нас будет хорошо!
- Лера, он человек, понимаешь?
- Мам, конечно, понимаю. Это не моя идея. Саша настаивает на том, чтобы мы поженились. Он меня с пятого класса любит, представляешь?
- Нет. Не представляю. Не получится ли так, что он получит то, о чем так мечтал, а потом оставит тебя?
- А что я потеряю, мам? Ничего. Так почему бы и не попробовать построить что-то? Разве это так плохо?
Маргарита не нашлась, что ответить. Она понимала, что малодушничает и думая сейчас о том, что это ее дочь. Ее жизнь. И жизнь будущего ребенка. А что может сравниться с этим по важности? Чужой пока молодой человек, который хочет взять на себя эту ответственность?
Свадьба была очень скромной. У Александра почти не было родных, кроме матери. И Маргарита гадала, как примет будущая свекровь ее Леру.
Страхи оказались не напрасны. Сашина мать была категорически против такой невестки.
- Я, конечно, понимаю, что ваша девочка хочет устроиться получше, но при чем здесь мой сын? Пусть искала бы себе кого-нибудь другого. У нее, конечно, хороший вкус, но меня это совершенно не волнует. Ваша дочь испортит жизнь моему Саше!
Все это было сказано Маргарите в ЗАГСе, сразу после того, как Александр и Валерия стали мужем и женой. Пока фотограф бегал вокруг «молодых» пытаясь сделать удачный кадр, мать Александра, Галина, отвела в сторонку Маргариту и высказала все, что думает по поводу этой свадьбы.
Что ответить ей, Маргарита так и не придумала в тот момент. Она просто не знала, что сказать. Формально Галина была права. Лера выходила замуж по расчету. Но в то же время, Марго видела, как смотрела ее дочь на Сашу, когда надевала кольцо ему на палец. Все было непросто там. Ох, непросто… Возможно, Лера пока сама не понимает, что происходит, но ее расчет, похоже, не совсем оправдан. Она либо получит гораздо больше, чем думает, либо потеряет так много, что пока даже не догадывается насколько.
Внук Марго появился на свет точно в срок.
- Как и мама его! Аккурат по расписанию! – Маргарита разглядывала личико внука, которого держал на руках зять. – Саша, как назвать решили?
- Пока думаем. Вы что скажете?
- Я? Не знаю… У нас как-то все больше девочки в роду были… Я думаю, что имя мальчику лучше давать мужчине.
- Нужно такое, чтобы с отчеством сочеталось. Как насчет – Иван?
- Хорошее имя. Мне нравится. Лера, а ты, что скажешь?
- Скажу, что ты права. Имя должен давать тот, кто воспитывать потом будет. Отец…
Маргарита боялась поднять глаза. Она видела, как бушует ярость во взгляде Галины, пока они ждали выписки Леры. Мать Саши злилась, но молчала. Александр давно расставил все точки по своим местам, объявив матери, что его семья – это его решение и портить отношения в ней он не позволит. А потому Галине осталось только смириться. Любить Леру она от этого больше, конечно, не стала. Но и мальчик, который вызвал сейчас столько эмоций у ее сына, был ей совершенно чужим и мнение свое она менять на этот счет не собиралась.
Год, другой, третий…
У маленького Ванечки было все. Любящая семья. Бабушка. И даже прабабушка, с которой так здорово было играть в машинки и собирать конструктор. Наталья Степановна уже плохо видела, но на ощупь могла собрать любую фигурку, чем не раз удивляла шустрого внука.
- И так хочу!
- Тащи шарфик! Завяжем тебе глаза и будешь собирать так же как я.
Галина бабушкой себя называть запретила Ване категорически. Марго это задело, ведь второй внук, Вовка, которого Лера родила всего через год после рождения Ивана, Галину так называл беспрепятственно.
Лера же к этому отнеслась более философски.
- Стерпится, слюбится. А нет – так и не надо. Обойдемся! Мам, я замужем за Сашей, а не за его матерью. Пусть себе злится. Главное, чтобы мы эту манеру поведения не переняли.
Однако, когда дети подросли, Лера, посоветовавшись с мужем, перестала отпускать младшего сына к Галине на выходные.
- Нет. Либо оба мальчика, либо – никто из них. Делить детей не надо.
Саша, который озвучил матери это решение, пожал бурю и вернулся домой несколько ошарашенным.
- Лерка, я, кажется, с мамой поругался. Впервые в жизни.
- Помиришься. И не преувеличивай. Не впервые. Первый раз был, когда ты ей сказал, что замуж меня возьмешь. Скажешь, не было скандала?
- Был. Но не такой интенсивный. Что делать?
- Паузу взять. Небольшую. И подумать.
- О чем?
- Может, лучше не нервировать маму и прекратить нашу совместную жизнь?
- С ума сошла?!
- Шучу!
- Лерка, а ты меня любишь?
Еще некоторое время назад Лера задумалась бы над ответом. Но не сейчас. Теперь в ее жизни все было понятно и просто.
- Люблю, Саша… И ты это знаешь.
- Знаю!
Пауза, которую предлагала взять Лера, несколько затянулась. Галина на контакт идти не желала и все попытки сына и невестки наладить общение, пресекала на корню, бросая трубку и уходя из дома в то время, когда к ней должен был заехать сын.
Все так и продолжалось бы, наверное, если бы не судьба, которая поразмыслив немного над происходящим, решила дать понять людям, что важное в этой жизни, а что можно просто выбросить из нее за ненадобностью.
Командировка, в которую Александр уехал спустя пару месяцев после ссоры с матерью, была очень сложной. Все расписано по минутам, а жесткий график не всегда давал даже позвонить детям, чтобы узнать, как у них дела.
Приближались новогодние праздники, и Лера с мальчишками готовила дом к выходным.
- Вот и все! – спрыгнув со стремянки, она потрепала по щеке Вовку. – Молодец! Очень мне помог! А теперь неси оставшиеся гирлянды. Мы их повесим над дверью. Папа приедет и сразу увидит, что скоро праздник. А потом мы пойдем и купим елочку.
- И будем вместе наряжать ее?
- Да! Все вместе!
- А бабушки? Приедут?
- Да. И бабушка Марго, и бабушка Наташа.
- А бабушка Галя?
- Надеюсь, что тоже приедет. – Лера вздохнула, перебирая гирлянду и тут зазвонил телефон.
Авария случилась почти у самого въезда в город. И именно поэтому Саше помощь оказали так быстро, как только смогли. Довезти до больницы его успели, а дальше подключились все те, с кем он, благодаря своему большому сердцу, связь не терял никогда. Друзей у Александра хватало и уже через полчаса после звонка на пороге Лериного дома, где она металась, пытаясь взять себя в руки и дозвониться до матери, остановилась машина.
- Мама! – Лера не поверила своим глазам. – Откуда ты узнала?
- Сашин друг приехал и рассказал, что случилось. Знал, что ты детей одних не оставишь, поэтому не стал советоваться ни с кем, а поехал сразу ко мне. Поезжай в больницу, Лерочка! Я останусь с детьми. И помни, там сейчас лучшие хирурги. Возьми себя в руки и жди! Пока ничего другого нам не остается.
Махнув детям, Лера хлопнула дверцей машины.
А у крыльца больницы она столкнулась с Галиной. Смотреть на женщину было страшно. Растрепанная, испуганная, она кинулась к Лере, и та сжалась, ожидая упреков, проклятий, да чего угодно, только не вопроса:
- Ты уже была там? Ты же жена! Тебя пустят! Лера, прошу тебя, иди к нему! Я не смогу, не выдержу. Иди, девочка! И расскажи мне потом, как он!
Конечно, никто и никуда Леру не пустил. Операция все еще шла и только через несколько часов стало понятно, что Саша будет жить. Галина, которая все это время простояла в коридоре больницы рядом с Лерой, отказываясь даже сесть, всхлипнула и обняла невестку.
- Прости меня, дуру старую… Господи, как же можно было? Это я виновата!
- В чем? – Лера усадила свекровь на стул и кивнула медсестрам. Укол успокоительного, который Галина, наконец, позволила себе сделать, был явно нелишним.
- Я ему сказала… - Галина перевела дыхание, но Лера не дала ей договорить.
- Что бы вы ему не сказали, это неважно. Вы – его мать! Вы его любите! Поэтому не могли пожелать ничего плохого.
- Откуда ты знаешь?
- Потому, что я сама мама. Можете вы представить себе, чтобы я Ване или Вове пожелала что-то подобное? Нет? Вот и вы не могли своему сыну! Вы думаете о нем больше, чем о себе.
- Разве?
- Да! Иначе не ругались бы с ним, пытаясь отговорить от женитьбы на мне. Вы же делали это не просто потому, что я вам не понравилась? А потому, что хотели, чтобы он был счастлив? Или я ошибаюсь?
- Нет. Не ошибаешься. Я боялась.
- Того, что я не сделаю его счастливым?
- Именно так.
- А сейчас вы тоже этого боитесь?
- Не знаю, Лера. Я вижу, как вы живете. Вижу, как счастлив Саша. И боюсь. Очень боюсь, что он это самое счастье потеряет, если ты решишь от него уйти.
- Никуда я от него не денусь. – Лера протянула свекрови стакан с водой и села рядом. – Когда-то давно я вычитала, что каждому человеку в жизни нужна тихая гавань. Место, где ему будет хорошо и спокойно. Где он не будет бояться. Вот Саша и есть моя тихая гавань. Куда я от него? Где еще я найду такой покой? Я эгоистка, Галина Матвеевна, тут вы правы. Думаю о себе и о детях. А еще о Саше. Потому, что он давно уже моя часть. Вот как рука эта, или нога. Хотя – нет. Больше. Как легкие или сердце. То, без чего человек существовать не может. Понимаете? Я без него не смогу уже.
- Ты его любишь…
- Если это так называется, то – да. Я живу, пока жив он. Случись что-то с ним – я буду уже не жить, а существовать. Буду держаться, потому, что нужно будет поднимать детей, но жить… Перестану. Я не знала, что такое бывает. Всегда думала, что это сказки. Только сейчас поняла, насколько все это реально. И еще кое-что поняла.
- Что же?
- А то, что реальность эта дается очень немногим. И я никому не позволю ее у себя отнять или изменить. Пусть даже не пытаются. Все познается в сравнении. И свою истину я уже нашла.
Саша пришел в себя через сутки. Увидев рядом жену и мать, он прошептал:
- Я бы повторил, если бы знал, что это помогло…
- Дурак что ли? – Лера разревелась совсем как маленькая.
А еще через год в большой гостиной дома Саши и Леры соберутся гости. Елка, которую всей семьей будут украшать почти целый день, станет предметом восторга у собравшихся.
- А игрушки! Лера, вот эти самодельные?
- Да! Из соленого теста. Галина Матвеевна с мальчишками делала.
- А мой зайчик где? Бабушка Галя, а куда ты его повесила?
- Вот он, Ванечка! Выше глазки подними! Увидел?
- Да! Почти на макушке! Здорово!
И Марго переглянется с матерью и тихонько вздохнет, так, чтобы не видели другие. Наконец-то все налаживается. Лера спокойна, дети счастливы, а она? Маргарита прислушается к себе. Да! Она счастлива тоже… Ведь что, в сущности, нужно матери от этой жизни? Знать, что ребенок твой любим и живет в радости. Что есть у него тихая гавань. И этого для собственного счастья ей будет вполне достаточно.


Рецензии
Я сама мама почти троих детей (почти - это потому что старший ребёнок сын моей сестры остался сиротой, но мне он всё ровно как сын) и во многом приходилось расти по новой с каждым ребёнком, всё познавать, ко всему прислушиваться и стараться быть другом каждому из них. Рассказ очень понравился! Мы порой действительно забываем всё и живем только для детей и ради них.

Марина Журавлёва   10.07.2023 17:23     Заявить о нарушении
Марина, благодарю Вас за отзыв!
Счастья и здоровья Вашей семье!
С уважением,

Людмила Леонидовна Лаврова   10.07.2023 17:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.