путь паломника. береженного Бог бережет

1.
Обращали внимание , что если долгое время прокачиваешь  тему, то информация по запросу в данном контексте приходит  мгновенно?

Какой выбрать маршрут для следующего путешествия?

Христианскому  православию есть кем гордиться. Преподобный  Андрей Смоленский стал монахом, скрыв свое княжеское происхождение - сделал то же самое, что и Будда Шакьямуни. Практиковал аскезы тридцать лет вблизи Переславля.
Корнелий Молчальник известен тем, что такой же срок отрабатывал свой ретроградный Меркурий. В том числе в затворе. Сейчас это называется - не вылезал из суровых ретритов. Мощи обоих находятся в Никольском монастыре на Плещеевом озере. Паломник, искренне  обратившийся в молитве к великим подвижникам в месте их упокоения, способен обрести многие  добродетели...
Чем не мотивация для поездки? Решено, едем!

Целых два выходных дня. Это  колоссальный ресурс! Тем, кто не замечает в этом ценности, я рекомендую отработать девять лет в шестидневку.

Времени предостаточно для посещения Переславль-Залесского, Ростова Великого и Суздаля в повторном варианте. Мы же хотим собрать свою версию Кольца Всевластия? Штурман улыбается и кивает. Штурман выспалась и теперь готова бодрствовать  и давать рекомендации. В лучших традициях.

При обгонах в приоткрытое окно слышно, как всхрапывают груженные фуры, будто вьючные лошади  на подъеме в гору. Ночью большинство погонщиков отсыпается, найдя ночлег вдоль трассы. Их припаркованные на обочинах  железные повозки терпеливо ожидают первых лучей солнца.

В это время, где-то сблизи Владимира в придорожных кустах,  лось и заяц на спор готовятся метнуться "шустрым кабанчиком" через  федералку. Мы наблюдаем обоих участников флешмоба поочерёдно, буквально на участке в тысячу метров. К нашему счастью и везению, заяц оказывается более решительным персонажем, а наша скорость движения достаточной, чтобы ушастый выиграл пари.

Вблизи населённого пункта с красноречивым названием  "Кабаново" я выдвигаю предположение насчёт возможности очередного перфоманса от лесных обитателей. Штурман не улыбается ни разу  и осеняет себя крестным знамением. Сбрасываю скорость на всякий случай. Береженного Бог бережет.

Через девять часов пути, преодолев 690 километров, пребываем в Переславль. Успеваем на колокольные перезвоны, на утреннюю службу. В это время стеклянные окошки над мощами открыты, и паломники имеют возможность непосредственного прикосновения к святыням. У штурмана сбывается ещё  одно  желание из списка - она любуется цветением яблонь вновь.
Фотографии и видео храмов на таком фоне получаются особенно живописными. Созданное с любовью руками людей гармонично дополняется, переплетается с пробуждением силы  природы.

Далее, тут же недалече, посещаем  Храм сорока мучеников, вблизи устья реки Трубеж, впадающей в Плещеево озеро. Легенда о  воинах, не отрекшихся от Христа под угрозой смерти от переохлаждения, перекликается с подвигом генерала Карбышева, отказавшегося стать предателем. И, одновременно, эта история могла бы приобрести статус  мотивационной для любого клуба зимнего закаливания.
Ответом на вопрос - чего ради? Вид этого храма со стороны озера своего рода визитка Переславля, узнаваемая на многих фото и открытках. У нас с собой надувная лодка, которую я, кстати, подклеил, отремонтировал, но по озеру гуляют нехилые волны и от идеи сделать фото с воды мы благоразумно отказываемся. Береженного Бог бережёт!

В Переславле есть ещё интересные локации. Однако, навык сосредотачиваться на самом важном подсказывает- пора  перемещаться в следующий пункт назначения. Выходим на маршрут.

Через шестьдесят восемь километров пути мы благополучно, без флешмобов, пребываем в славен град Ростов, в аккурат на "Ночь музеев."

Первым делом заселяемся в гостевой дом с видом на озеро. Хозяева - чета  местных художников. Нас встречает глава семьи  Михаил, неуловимо похожий на Джузеппе из фильма "Приключения Буратино." И  у меня тоже начинают сбываться мечты - я здороваюсь за руку с настоящим художником. Возможно, теперь начнутся подвижки в моем графическом-изобразительном проекте "В каждом рисунке йога!", который пока на паузе.

Оставляем вещи в гестхаусе  и выдвигаемся на осмотр достопримечательностей.

Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь. Яблоневый сад при монастыре. Вы представляете эмоции штурмана, да? Третье созерцание цветения за неделю.
Подход на поклонение к мощам преподобного Дмитрия Ростовского, который при жизни в 18 веке был известным христианским публицистом,   для паломника, мечтающего  издать  книгу,  примерно то же самое, как знакомство  человека умеющего писать  с создателями алфавита Кириллом и Мефодием, для получения автографа.
Представляете мои эмоции?

Это сейчас, если говорят  Кремль, то подразумевают Москву, а в прошлые века каждое уважающее себя княжество имело собственный  Кремль представительского уровня.  Например, в Ростове Кремль являлся резиденцией Митрополита, выполненный в самом актуальном дизайне того времени. Храмы Иоанна и Григория Богословов в византийском
 стиле, где иконостасы нарисованы на стенах в виде фресок. Впервые наблюдаем такое решение. Опять-таки, наличие в обильном  множестве цветущих яблонь на подворье наполняет счастливой благостью бытие  штурмана.

Есть ещё один пунктик, делающий Ростов привлекательным для туристов. Здесь снималась комедия Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию."

Очередная легенда гласит, что мастерство съёмки зачётных видосов обретёт каждый, кто побывает в местах, где создавались киношедевры! И вот мы здесь! Начинаем снимать видосы прямо сходу. По несколько дублей каждого сюжета, полностью погружаюсь в творческий процесс, словно и взаправду очутившись  на съёмочной площадке в атмосфере волшебства. Это очень занимательное переживание, когда будто оказываешься внутри фильма. Впечатление  усиливается фотографиями стоп-кадров из киноленты в той или иной локации. Ночь музеев начинается в 18 часов, в это время посещение  большинства экспозиций становится безоплатным. И мы кружим по территории, наматывая пеший километраж, выполняя 12000 шагов за три часа. Отличная компенсация десяти часов проведённых за рулём в дороге.

Потом мы со штурманом  сидим в уютных креслах на крыше гостевого дома  - я произношу длинные монологи, а штурман улыбается и кивает. За нами с постамента  присматривает бюст Сократа, выполняющего роль консьержа по задумке художника Михаила. Вот ведь фантазия у человека! Мы  наблюдаем, как из- за озера Неро приближается дождь, закрывая пеленой противоположный берег, превращая озеро в море. Потом появляется рябь на воде. О фотосъёмке с воды не может быть и речи. Крупные капли  начинают выбивать по крыше первые такты музыки дождя и мы спешим укрыться в номере, чтобы восполнить запас сил для продолжения путешествия.

Завтра подъем в шесть утра. В лучших традициях.

2.

Было время - названия дальних населённых пунктов на дорожных указателях представляли из себя лишь набор букв и цифр километража. Пять месяцев минуло.
Теперь имена городов и сёл вмещают в себе  расписные  образа и ряды пейзажных картинок, звуки колоколов и  песнопений во время богослужения, запахи и вкус монастырского кваса и хлеба...

Путь паломника наполняет обыденное смыслом , подсвечивает предназначеное...

Присматриваюсь к  регистрационным номерам проезжающих мимо авто   покрытых кляксами от недостаточно расторопных мошек. С большей долей вероятности  могу предположить, что хозяин той или иной тачки ехал долго и быстро. Потому что номерной знак нашего транспортного средства  выглядит точно так же.

Поднявшись спозаранок в субботу  через два с половиной часа мы уже в Суздале, как и планировали. Первым на  пути нашего следования в  черте города оказывается Покровский женский монастырь, место достойное нескольких абзацев. Своеобразный клуб опальных царских жён, угодивших  в немилость по разным причинам. Сонм боярынь и княгинь различной степени знатности ставшие  насельницами в разные исторические периоды   вероятно пошли в монастырь уже добровольно, как  фанаты следующие за своими кумирами. Смею предположить. А на кого было ровняться тогдашней молодёжи? А тут первые величины высшего света - начиная с Соломонии Сабуровой-первой жены Василия третьего, до Евдокии Лопухиной-супруги Петра Первого. Понятное дело, что знатные дамы не грядки пололи, а занимались вышиванием - золотыми нитями да  по шелкам.

Штурман набирает черновик этого текста прямо во время движения по трассе. Я рассуждаю вслух, а ценительница индийской культуры с итальянским темпераментом быстро - быстро нажимает на буковки в смартфоне. Набрав достаточно опыта в сочинении хокку экспромтом во время путешествия с последующей сиюминутной выкладкой в соцсеть  наш паломнический экипаж  перешёл к экспериментам в прозе.

Мое предположение, что за косяки бывшим боярыням  и княгиням  назначали послушание   чистить картошку  на кухне, штурман печатать отказывается и морщит носик. Женская солидарность, она такая вот.

Мощи Соломонии Сабуровой упокоены  в  центральном храме обители . Предположу, что прикосновение к мощам  праведницы, как  минимум даёт  умение ловко обращаться с ниткой и иголкой, а как максимум награждает  кротостью и долготерпением. Кстати, следует заметить, ценительница культуры к мощам Соломонии не пошла.
Чуйка работает.
Тут я недвусмысленно  подмигиваю штурману, а она вновь  морщит носик.

Далее мы  становимся свидетелями и участниками традиционного  Крестного хода вокруг обители в завершении богослужения. Очень многие прихожане идут семьями, включая детей, некоторые из которых сопровождают Крестный ход на самокатах - этаким экскортом.  По расписанию открывается трапезная - где первыми оказываются, догадайтесь кто?

Монастырская еда одновременно простая и очень вкусная. Зразы с грибами и огуречно-чесночным  соусом достойны меню лучших ресторанов.
Будете вдруг в Суздале, откушайте изысканных блюд  в Покровском монастыре. Думаю, что столь высокий уровень кулинарного искусства имеет несколько причин. Во первых, еда в обители готовиться по благословению и с молитвой.

Во вторых... Ремарочку  насчёт того, что в каждой эпохе  некоторым ссылка явно идёт на пользу, штурман печатать отказывается.

Ну и в третьих, если серьёзно, то любое послушание  выполненное  с любовью всегда получается наилучшим образом.

Ризоположенскому монастырю, расположенному в двух с половиной километрах - пешком можно дойти не спеша - с насельницами повезло меньше. Обитель единственная уцелевшая   при нашествии татар была позже   разрушена стараниями  Советской власти, как очевидный конкурент во влиянии на умы. В монастырских посторойках до сих пор находится ДЮСШ города Суздвль. Лишь один храм остался действующим и в нем  упокоены  мощи преподобной Евфросиньи Суздальской, молитвами которой обитель была спасена от пожара и разорения. Думаю излишне пояснять какую сиддху может обрести в этом месте искренний паломник.

Монастыри в прошлом играли роль сторожевых застав  вокруг столицы княжества. Башни и стены могли использоваться по разному.-  не только защищать обитателей от незванных гостей , но и наоборот - оберегать  тех кто снаружи, от тех кто находится внутри.

Особенностью Спасо-Евфимьевсеого монастыря 13 века, нынче превращенного в музей, является наличие на территории тюремного корпуса - для духовенства. За период с 1766 по 1905 год  здесь находились в заточении около четырёхсот сидельцев. Срока до двадцатки, без права переписки. Сектанты, раскольники и иже с ними присные.
Из самых  известных - монах Авель, предсказавший судьбу дома Романовых, чалился тут пожизненно.

При советской власти монастырь передали ОГПУ-НКВД и сделали политическим изолятором для врагов народа. Позже обитель стала лагерем для военнопленных, что весьма символично. После Сталинграда тут с пользой проводили время немцы, итальянцы, румыны, венгры, чехи и прочие сторонники либеральных ценностей  - в трудах праведных размышляя о обренности бытия.
Из самых известных - фельдмаршал Паулюс.

По бывшему прогулочному дворику, вдоль зарешеченных окон тусит охраница комплекса в камуфляже с дубинкой и рацией. Символично. Спрашиваю у работниц музея в тюремной экспозиции сколько лет они
работают здесь, в этой локации. Отвечают, что три года. Да, трёха в таком месте - это срок!

Потом мы бродим по монастырской больничке, где внизу были палатные кельи, а на втором аптекарская сушилка. При монастыре до сих пор.
есть плантация лекарственных трав.
Теперь в этом корпусе выставка церковной утвари из драгметаллов.

В надвратной церкви Благовещения теперь экспозиция посвящённая Дмитрию Пожарскому - воеводе ополчения 1612 года , в монастыре находится  его родовая усыпальница.
В братском корпусе  галерея  воспоминаний ветеранов вермахта - итальянцев о незабываемом времени пребывания в Суздале. После отсидки кое-кто из них  стал  мэром одного из городов в  Италии и в дальнейшем всячески помогал обители и гостепреимному городу Суздаль. Сюжетная линия ничего не напоминает?
Впрочем все совпадения случайны.

В архиерейских палатах - выставка икон. Спас Нерукотворный и Пресвятая  Богородица на входе в экспозицию словно присматривают за посетителями. Перемещения влево-вправо с удержанием фокуса внимания  на  святых зрачках   создаёт эффект, что лик на иконе наблюдает за тобой.

Преподобный Евфимий, мощи которого обретены и  упокоены в обители, сподвижник Сергия Радонежского менее известен широким слоям населения, однако вклад его в собрании  русских земель не мене значим. Думаю, что святые  отцы действовали подобно правой и левой руке. Праведник Евфимий выбрал остаться в тени  своего более публичного коллеги, хотя в свою очередь и Сергий отказался от статуса митрополита по преданиям  -  выдержав таким образом канон истинного православия - стяжать Дух, но не славу!

В начале каждого часа над территорией обители раздаются колокольные звоны-  это живая музыка, а не запись которую крутят через колонки - так мы узнаем, что незаметно пролетело четыре часа.

После паломничества обратный путь всегда легче, даже  при ночном вождении автомобиля  Хотя всегда есть нюансы. На участке трассы Лысково - Воротынец  при движении под сотку мы расходимся  во тьме ночи с  человеком в тёмной одежде метнувшимся  "шустрым кабанчиком" через федералку всего в трех метрах. Не зря штурман осеняла себя крестным знамением!
Какие ещё нужны подтверждения того, что Спас Нерукотворный и Пресвятая Богородица всегда присматривают за нами?

Не людьми, а дорогами написаны множество историй. Наша роль  - превращать  в слова, то, что мы  видим, чувствуем, слышим, чтобы двое суток путешествия, в итоге, стали рассказом, который можно прочитать за десять минут. Критерием мастерства в этом виде искусства  является способность написать текст так, чтобы его хотелось перечитывать вновь и вновь.

Путь паломника наполняет обыйденное смыслом и подсвечивает предначертанное...


Рецензии