Ч. 1 Курс молодого бойца
Предстоит срочно состричь свои локоны, у некоторых они как у Нестора Махно, усы тоже долой, ведь нас ожидает военная кафедра - «военка». Осваивать военную науку нам предстояло долгих три года.Все свое свободолюбие придется оставить за пределами корпуса III – военной кафедры, где нас ожидают «черные полковники». Офицеры кафедры носили черные петлицы с «пушечками». Кроме того, официальная пропаганда СССР в те времена во всю бомбила военных, устроивших переворот в Греции, называя их не иначе, как «черные полковники». Отсюда и наша ирония.
Военная кафедра должна была подготовить нас для службы офицерами зенитно-ракетного комплекса С-75, того самого, который когда-то сбил высотный разведчик У-2, а затем изрядно попортил кровь американской авиации во Вьетнаме.
Начальником кафедры до 1978 г. был полковник Евгений Александрович Белоусов. С нашей, студенческой «колокольни» кафедру он смог организовать более, чем успешно. Была военная дисциплина, но были и «люфты» спасавшие нас обучающихся, и наших офицеров-наставников от бессмысленной рутины. Сам Белоусов прошел Великую Отечественную артиллеристом, «богом войны», был награжден орденами и медалями. Затем, как и многие его коллеги артиллеристы, переучился на ракетную технику, командовал бригадой ЗРВ ПВО в Чагане, близ Семипалатинска. С 1964 г. перешел служить на военную кафедру молодого, бурно развивающегося вуза НЭТИ.
Офицеров для «военки», если верить информации из кафедральных кулуаров, Евгений Александрович подбирал среди бывших сослуживцев. Очевидно, именно поэтому, на кафедре подобрался успешный, грамотный костяк офицеров, ставших достойными преподавателями. Все это были старшие офицеры, многие имевшие опыт локальных конфликтов. На кафедре они стали компетентными преподавателями-наставниками, и смогли завоевать уважение ершистых студентов, как своими знаниями, так и человеческими качествами.
Кафедру украшали два стенда, один назывался «Они защищали Родину», другой «Они выполняли свой интернациональный долг». На втором стенде можно было увидеть лица офицеров, которые служили советниками на Ближнем Востоке, Вьетнаме, Кубе. Мы могли видеть офицеров, фото которых находились на этих стендах, практически при каждом посещении «военки». Многие из них выступали перед нами в рамках «Политико-массовых бесед», и очень интересно делились своим боевым опытом.
Нашей группе – взводу С-42 крупно повезло с курсовым офицером или, как он сам себя называл «классной дамой». Подробно об этом прекрасном человеке написано здесь - http://proza.ru/2023/03/02/1520
Военная кафедра делилась на циклы, в зависимости от специальностей будущих офицеров. Были радиотехнические циклы, где преподавались правила разведки воздушных целей, на других циклах готовили офицеров умеющих поймать в перекрестье воздушную цель, и нажать заветную кнопку «Пуск». Готовили офицеров стартовиков, проклятьем службы которых зимой был снег, его надо было чистить, чистить и еще раз чистить. А летом шла нескончаемая война с грызунами, очень любившими кабельное хозяйство «огневых» дивизионов.
Наш профильный цикл имел номер 6. Здесь учили, как из разобранных ракет, поступивших с завода-изготовителя, собрать летающих красавиц, проверить работу их систем, заправить «изделие» компонентами топлива - горючим и окислителем, зарядить шар-баллон сжатым воздухом.
Впрочем, до техники нам, только что пришедшим на «военку» было, как до Луны. Нас ожидал «Курс молодого бойца», или учеба на цикле ОВД (общевоинских дисциплин), а значит уставы, еще раз уставы, и на «сладкое» строевая подготовка.
Уставы учить было очень скучно. Но надо. Но скучно. Тем более, что занятия проводил майор К, сам недавно прибывший на кафедру из войск, и отправленный в «карантин» на цикл ОВД, где он в дальнейшем и остался.
Вспоминается такой случай. Сидим, занимаемся в аудитории, ранняя осень в помещении жарко и душно. Кто-то из ребят закатал рукава на своей зеленой рубашке. Входит майор К, замечает парня, и побагровев изрекает:
- Т.студент! Что это вы закатали рукава, как…как... как каратель! –
Зато строевая, как ни странно, стала для нас отдушиной. Строевую подготовку проводил подполковник Волков. Занятия велись на улице, перед корпусом «военки», где был широкий тротуар, превращенный в мини плац. Волков приходил одетый строго по форме - «Летняя, повседневная для строя». Фуражка, китель, портупея, галифе, начищенные сапоги. Одним словом образец! Несмотря на свою несколько располневшую фигуру, подполковник выглядел браво, и умело показывал нам строевые приемы, которые потом, мы должны были повторять. И мы повторяли. Не так чисто, как наш преподаватель, но мы старались. Грех было огорчать такого строевика. Тем более, что он студентов не «мордовал». Объяснял ошибки, мы повторяли приемы, ходили, ходили, ходили.
В средине одного занятия произошел курьез. Волков, стоя перед нашим строем, покосился влево, и смущенно произнес:
- Там идет моя знакомая, не хочу, что бы она заметила меня в таком виде. –
Произнес и спрятался за нами. Мы, ошарашенные его словами, сделали равнение «На даму!», и ели ее глазами, пока она не прошла мимо нас. Подполковник вынырнул из-за нашего строя и продолжил заниматься с нами. Миляга! В результате, к строевой подготовке мы относились без всякой антипатии.
Еще один ОВД-шный курс «История войн и военного искусства» читал зам.начальника военной кафедры, полковник Аракельянц Николай Мартиросович. Читал мастерски, артистично. Помимо истории античных войн он рассказывал о порядках на кафедре, объяснял нам - «Что такое хорошо и, что такое плохо».
- А то, тут некоторые, решили забить на военную подготовку, пришлось им объяснить, что на хитрых всегда находится резьба!-
Все понятно, и без мата.
Или из собственного опыта полковника. Начинает фразу тихо, еле слышно:
- Товарищи студенты, хотел бы вам сказать…-
Голос крепнет:
- Что штурмовка позиций зенитно-ракетного дивизиона силами авиации…-
Голос взлетает вверх, почти до крика:
- Очччень неприятная штука!!-
Плюс еще легкий южный акцент. На занятия Аракельянца ходили, как на моноспектакли.
Чуть позже нам стал читать лекции сам начальник кафедры, полковник Белоусов. Курс имел крайне тоскливое название: «Политико-воспитательная работа в войсках». Но Евгений Александрович так живо вел занятия, настолько интересно, с армейским юморком, что студентам скучать не приходилось. Зато можно было выделить два основных постулата:
1. О солдате надо заботиться, но не баловать его.
2. Солдат всегда должен быть занят работой, причем полезной, чтобы у него не появилось времени для скуки, тоски по дому, обид на других солдат или офицеров. Иначе жди беды!
Постепенно мы начали заниматься на «родном» 6-м цикле. Но об этом отдельный разговор.
А пока пару слов о еде и питие на военной кафедре.
В третьем корпусе имелся буфет, где теоретически можно было пообедать. Однако перемена между второй и третьей «парой» занятий была всего 25 мин. Так что утолить голод могли от силы десять процентов студентов и офицеров. А это означало, что большая часть студенческой братии будет заниматься на последней «паре» под рычанье своего желудка.
Дабы не развивать в наших организмах всякие повышенные кислотности, гастриты, не говоря уже про язвы желудков, руководство военной кафедры предприняло действенный шаг.
Договорились с соседней столовой, и в результате к концу второй «пары» занятий на кафедру привозили три огромных чана набитых свежими, горячими и страшно вкусными беляшами. На втором этаже корпуса разворачивалась баталия по покупке спасителей наших желудков от голода. Битва проходила бескровно, и в результате к началу третьей «пары» мы успевали перехватить, кто два, кто три беляша, и шли на занятия сытыми и довольными.
Спасибо нашим «черным полковникам!»
Но вот, занятия на «военке» заканчивались и мы, сняв надоевшие зеленые галстуки, строем отправлялись посещать «7-й корпуса НЭТИ» или «Шайбу». Так было принято называть пивной бар или попросту, пивнуху, расположенную вблизи от нашего студгородка. Поэтому и 7-й корпус, при имеющихся шести учебных. А Шайбой пивняк нарекли за квадратную форму здания в плане. Ну, не все же шайбы круглые, наша, вот квадратная. А самое главное, в Шайбе практически всегда было свежайшее, Жигулевское пиво. Это был просто нектар!
Порядки в Шайбе были демократичные, переиначивая Киплинга, здесь царило «пивное перемирие». За соседними столиками могли собираться студенты и преподаватели, при этом никто друг на друга не обращал внимания. Как-то раз, недалеко от нас поглощал пиво наш преподаватель по физике, по совместительству замдекана нашего факультета. Мы усиленно не замечали его, а он в свою очередь игнорировал нас. Пиво всех примиряло!
Приняв по несколько кружек Жигулевского, «перетерев» при этом все темы, от глобальных вопросов устройства Мира, до «…когда же эти [собаки женского рода] будут нормально подавать воду в общагу??», мы умиротворенно расходились, кто в общежитие, кто домой.
День был прожит и, явно, не зря.
Свидетельство о публикации №223052401582