обкатка 4. последняя редакция

(выкладываю на короткое время)

                -Дионисьевский редут-
                историко-приключенческий боевик
________________________________________________
                Глава -V-   
   Прошло ещё чуть больше года (относительно спокойного). Семейство Бузы весьма тесно сблизилось с тойоншей Кутхангой. Причин тому было, как минимум, четыре. Во-первых, женщина-анкау, как и большинство стахинцев, сильно за уважала  нашего героя после стычки с братьями-поножовщиками, оценив его храбрость и военное умение. Во-вторых, Дмитрий и Василиса научили ближнее окружение Кутханги, по её просьбе, выращивать картофель. Следует упомянуть, что даже в Российской Империи, ещё в 1840 году, крестьяне  некоторых уездов категорически отказывались это делать (например, кое-где в Прибалтике). В-третьих, в середине лета в Дионисьевский редут прибыл врач делать прививки от эпидемии оспы, которая свирепствовала на севере США с 1835 года и уже перекинулась в Канаду, сильно сокращая численность индейских племён, при этом не щадя многих бледнолицых. Разумеется, всех россиян привили. Но Василиса, с подсказки доктора (которому, с прочими женщинами форта, помогала вакцинировать), смогла уговорить Кутхангу, обезопасить свой народ. Тойонше, на глазах жителей своего поселения, сделали прививку! Авторитет женщины-анкау у местных тлинкитов был велик. Пример оценили – даже из двух остальных стахинских селений многие пришли вакцинироваться. Поверил наглядной агитации даже главный вождь Шэйкс… И четвёртое, Кутханге очень нравилось слушать как, попеременно играют на балалайке Иель и Дмитрий.
   Наш герой полностью освоился на новом месте. В его сильно поседевшей голове всё чаще роились мысли: «А не остаться ли в Дионисьевском редуте до конца дней?.. А что – места хорошие, жизнь весьма сытная… Ещё несколько месяцев и он займёт должность управляющего торгового поста. Все относятся к нему с уважением: и (самое главное) большое начальство  из Ново-Архангельска; и здешние служащие; и местные алыяры-индейцы; и (что тоже немаловажно) заезжие купцы-капитана английских да бостонских шхун… Чего ещё желать? От добра, добра не ищут!..»
   Только всё это были мечты простого смертного.  Известно же – хочешь насмешить Бога, поделись с ним своими планами… Осенью пришло сообщение от правителя Русской Америки, что с будущего года Дионисьевский редут, на десять лет, передадут  в аренду* англичанам Компании Гудзонова Залива; служащим готовиться к переселению в иные места…
-Вот так вот. Тьфу! –сплюнул в сердцах Буза.
-Начальству виднее, -скривил постную мину байдарщик редута.
_________________________________ 
                Комментарии:
*КГЗ за аренду русского редута рассчитывались продовольствием и некоторым количеством мехов. Собственно, сделка была весьма выгодна РАК.
                Глава -VI-   
   (1840г. За пять дней до рассказанного в начале повествования)
Торговый пост Дионисьевский редут россияне полностью подготовили к передачи англичанам: вывезли все пушки из крепости; разобрали и так же вывезли добротный дом правителя и парочку самых лучших изб русской слободы. Эвакуировали в Ново-Архангельск всех семейных служащих. Дмитрий хотел и своих отправить в столицу Русской Америки, но Василиса категорически отказалась оставлять мужа. Сынишка Иель так же просил тятю не отправлять их одних в большой русский город… Буза уступил домашним, подумав: «Ладно, пущай остаются. Они вправду не привыкли к большим городам. Вместе уплывём в Ново- Архангельск.»
   Ожидания англичан и брига, на котором покидать эти неплохо обжитые места. Настроение вялое: «Как всё сложиться дальше?..» Что бы развеяться, Дмитрий бродил в окрестностях форта с ружьём: «Глядишь добуду какую дичину, своих порадую свежатинкой.» Зелень обновлённой хвои и новой листвы, изумруд новорожденных трав. Пение лесных птиц. Красиво и спокойно.
   Инородцы словно с неба свалились. «Могут индеяне незаметно подкрасться!» Четверо; трое с ружьями, у самого молодого боевой лук. Издалека индейцев легко принять за белых людей (вполне). Все в европейских полотняных рубахах, один усатый, у другого на голове русский картуз с чёрным лакированным козырьком. Неприятно кольнуло сердце: «Вот кого уж точно не желательно встречать в глухом месте! Братья Рыси здесь!..» Побеждённые им пару лет назад братья-поножовщики уверенно направлялись к десятнику: лица каменные – явно у аборигенов скверные намерения…(очень скверные).
   Однако сработала смекалка: «Авось, выкручусь!..» Изобразив добродушную усмешку, казак пошёл на встречу стахинцам.
- О-о! Вас то и ищу, -придавая  спокойствие голосу,  произнёс  по-тлинкитски сибирский дворянин.
-Зачем нас ищёшь? –на лицах индейцев появилось недоумение.
-Все говорят, дескать, Братья Рыси лучшие стрелки  племени. Решил потягаться с вами в стрельбе из мушкета. Пошли к крепости, там уже мишень заготовлена. Только пусть стреляет лучший из вас. Проиграю, две бутылки рома поставлю. Ваш стрелок обмишуриться, мне шкурку калана.
   Рысёнок, младший из братьев, действительно считался лучшим стрелком клана; глаза его загорелись азартом. Хоть индейцы и хотели убить русского младшего анкау, попавшего к ним в руки, однако отказываться от состязания им было стыдно… По этому, посовещавшись между собой, они объявили:
-В крепость мы не пойдём. Давай стрелять здесь.
Расчёт стахинцев прост – после состязания они прикончат длиннобородого.
-Пусть будет так, -продолжал изображать спокойствие казак.- Сначала стреляет ваш воин, а я уж апосля.
-Во что целим? –нетерпеливо спросил младший из Рысей.
Дмитрий снял с головы папаху и протянул юному тлинкиту:
-Вот, в мою шапку стреляем. Повесь её на тот сук.
Молодой индеец побежал выполнять поручение. Засохшая лиственница, на которую указал Буза, отстояла метров за 100-120. Десятник с кривой усмешкой обратился к старшему из братьев:
- Кто-нибудь, пройдите шагов на тридцать-сорок, и пусть кричит молодому, чтоб отошёл подальше от мишени. Не ровён час твой младший угодит мальчишке в лоб.
Действительно, один из стахинцев пошёл подавать сигнал.
- Во-о! Сейчас посостязаемся. –произнёс казак, разрядив своё ружьё в изготовившегося стрелять по мишени Рысёнка.
И тут же выхватив из-за пояса пистолет, русский ранил второго брата. Вырвав  мушкет у одного из раненых, Дмитрий развернулся и выстрелил в ближнего тлинкита, который уже поднимал свою винтовку. Оба промахнулись. Времени на перезарядку оружия не было; казак бросился бежать в сторону редута, до которого не меньше пяти вёрст. Индейцы быстро пришли в себя и пустились в погоню. Четверо (Братья Рыси получили лёгкие ранения) преследуют одного, стараясь отрезать от форта. Бег по дикому лесу.Десятник петляет между деревьев; в которые иногда ударяет смертельный свинец, разбрызгивая больно жалящие щепки. Ветви норовят ударить в лицо, лучше по глазам, рвут одежду. Грохот выстрелов, свист вражеских пуль.
   Индейца действительно оказались хорошими стрелками: Буза получил три пулевых ранения и дважды его настигали стрелы. Обливаясь кровью, он укрылся за толстые сосновые стволы. Отстреливался, стараясь по дороже продать свою жизнь.
   Давно смолкли лесные птицы. Зловещий свист пуль. Пороховой дым. Вспышки и грохот выстрелов. Падают срезанные смертельным свинцом ветви. Брызги сосновой коры и щепок когда попадали в стволы. Ехидное горное эхо выстрелов. Смерть кружит над местом боя.
   Раны казака очень серьёзные, а тлинкиты совершенно не желают подставляться под пули русского. Сознание мутилось. В зачугуневшей голове мелькнула мысль: «Обложили меня инородцы! Кончают!..»
 
                ----- 
   Девчушку, которую  Буза спас три года назад от крылатого
               
........................
Рис. воины тлинкиты


Рецензии