Суть в Дхаммападе и категории Маркса

Понятие "суть" в Дхаммападе употребляется не так, как употребляется четкий "термин" современной наукой, описывающий технологические системы, а как более или менее расплывчатое... описание некоего понятия. Или как говорил Маркс — "категория". Что такое "категория"? Ты можешь описать явление одним небольшим абзацем текста. Но это будет приблизительное, грубое описание. Но его будет достаточно для начала, для простого понимания, для простого использования. Чтобы описать точнее, адекватнее, тебе нужно 3 больших абзаца. Это будет более сложное описание, но это тоже будет достаточно простое описание. Чтобы описать еще точнее, нужно 3 страницы текста. Это уже адекватно. Но на тонких уровнях это тоже грубо. Итого, чтобы тебе описать понятие "капитал", тебе нужно 4 тома. И это тоже недостаточно точное описание, потому что высокие уровни мастерства кроются в последних 0,1 — 0,01 — 0,001 — и так далее процентах понимания (внутреннего невербального динамического живого "описания"). Это относится и к "капиталу", и к "дхарме", и к "просветлению", и к "сути". Ко всему, что выходит за рамки математики как "до предела упрощенной логической схемы процессов".

Маркс в этих областях — философия, политэкономия, экономика, общественные науки, история и др. — любые "определения" полупрезрительно называл "дефинициями" и требовал рассматривать "категории", как более адекватные инструменты определения "смыслов" в сложных областях. ...Кстати, "дефиниция" от лат. definitio ограничение — о-граничение, проведение границы — de-finitio — о-пределение, наложение предела, границы (definitio = от-деление от бесконечного, непрерывного, потока; оно же - отделение от "предела", от высшего "божественного предела", совершенства, идеала).

Поэтому "суть" или "не-суть" — это "глубоко" или "не-глубоко"... с точки зрения того, кто видит "суть", т.е. "глубоко". А это и есть — видит в более адекватных "границах рассмотрения". (Вопрос, кто ему присвоил это право — это другой вопрос, сейчас не рассматриваем). Сейчас говорим, что единственный инструмент "проведения более адекватных границ" — это более адекватное сознание, способное видеть более глубоко, более адекватно, видящее глубину, суть, т.е. то, что находится под "поверхностью", под преходящей поверхностной "формой" явления, видящее "сокровенное", т.е. "сокрытое", со-кровенное, со-крытое, — в противоположность "от-кровенному", "от-крытому".


Александр Клейн
9 апр. - 24 мая 2023 г.


Правильное видение и Дхарма
http://proza.ru/2023/05/24/1737

Практика тотальна
http://proza.ru/2023/05/24/1725

Существует-не-существует и Диалектическая логика
http://proza.ru/2023/05/25/17

Суть в Дхаммападе и категории Маркса
http://proza.ru/2023/05/24/1726

Дхарма и дхармы
http://proza.ru/2020/07/04/742


Рецензии