Вклад кочевников в развитие Европы

    Как оказалось, вклад евразийских кочевников в развитие европейской цивилизации, начиная с эпохи бронзы был столь велик, что о нем долгое время предпочитали не говорить. Только в начале XXI в. ученые серьезно занялись изучением этих вопросов.
    В долинах Орхона, Керулена и Толы, у подножий горных массивов Хангая и Хэнтея современной Монголии с древнейших времен находился устойчивый очаг зарождения всемирно известных государств и империй. Здесь, как отмечает А.С. Железняков, начиная с III в. до н.э. периодически складывались доминионы государств различных кочевых народов – хуннов, сяньби, жужаней, тюрок, уйгуров, киданей и монголов (1).
    Здесь же складывались и древние культуры Таримского бассейна и Пазырыка бронзового века.
    Установлена устойчивая синхронная связь между ритмами   подъема и упадка наиболее крупных империй Западной и Восточной Евразии. Выделено три цикла: ханьско-римский (200 г. до н.э. – 200 г.); танско-византийско-исламский (500 – 900 гг.); монгольский (1200 – 1400 гг.).
    Цикл 500 - 900 гг. правильнее называть "танско-византийско-тюркским", так как только в конце этого цикла ислам распространился в Евразии, причем, во многом благодаря тюркам.
    Каждый из этих циклов был связан с важными событиями в евразийских степях. В том числе, с появлением в военном деле колесниц, так называемая «железная» революция, следствием которой было распространение черной металлургии от Тихого океана до Атлантики.
    В рассматриваемую эпоху степным кочевникам Евразии (номадам) принадлежала ведущая роль в распространении данных открытий в Старом Свете. С этой точки зрения роль кочевников в мировой истории должна быть переосмыслена, считает российский кочевниковед с мировым именем, профессор Н.Н. Крадин:
     «Если в классических работах по философии истории их считали уничтожителями цивилизаций (в лучшем случае «санитарами истории»), то в контексте мир-системных процессов именно они на длительном отрезке времени являлись трансляторами информации между оседлыми цивилизациями» (2).
     Степные кочевники способствовали развитию торговых контактов, распространению религий и географических знаний, развитию информационных сетей и технологических обменов между различными цивилизациями (McNeil, 2003; Крадин 2007; Amitai, Biran 2015).  А монгольские завоевания способствовали началу масштабных миграционных процессов, новых культурных контактов, зарождению новых вкусов и моды, формированию космополитизма. В результате китайская элита стала активным потребителем пищи из баранины, а рис был оттеснен на второй план (Buell, Anderson, Perry 2000). Лапша попала в Италию и стала там национальным блюдом. Китайское блюдо, представлявшее собой мясной фарш в тесте, сваренный в кипящей воде (цзяо цзы), вошло во многие культуры и превратилось там в национальные блюда: ныне это равиоли в Италии, хинкали на Кавказе, пельмени в России, манты в Средней Азии, бузы (позы) у бурят и монголов (2).
    Но, как отмечает Николай Крадин, по иронии судьбы именно завоевания монголов способствовали последующему закату номадизма. Развитие связей между Западом и Востоком привело к распространению из Китая в Европу информации о взрывчатых веществах и примитивной артиллерии (Allsen, 2002). Это стимулировало развитие аналогичных разработок в европейских странах и со временем явилось причиной отставания кочевников в военной области. Мощное огнестрельное вооружение могло производиться только в странах с промышленной экономикой, которой скотоводы не имели (Мак-Нил 2004).
    Снижению агрессивных тенденций у степняков способствовало и распространение мировых религий. В первую очередь это ислам в Золотой Орде, Средней Азии и буддизм в Восточной Азии. А с XVII в. складывается новая, объединившая уже весь земной шар капиталистическая мир-система.
   
    Государство – это идеология
    Первым крупным степным государством называют империю Хунну, возникшем в IIIв. до н.э. Государство, как считает J. Daniel Rogers, это идеология, призванная сделать практику и институциональную структуру предсказуемыми для тех, кто находится внутри государства и за его пределами. Империи - это государства, которые расширяются, охватывая множество этнических групп и географических зон, в процессе чего в них включаются другие государства и политические образования. Расширяясь, они модифицируют свою организацию, чтобы охватить разнообразие, с помощью нескольких различных стратегий, описанных в другом месте (Rogers 2012, 214).
    Всеми этими свойствами обладала империя Хунну.
    Динамика ранних империй и процессы функционирования государственных ландшафтов многократно повторялись в первом тысячелетии нашей эры. Что, во многом, было обусловлено особенностями образа жизни и хозяйствования кочевников. Общей у них был способность к внелокальным взаимодействиям, чего лишены земледельческие общества, проживавшие в строго очерченных регионах (3). И не менее важное значение имели широкие коммуникационные возможности номадов, в результате чего передавались знания и технологические новшества по всей большой Евразии, о чем говорилось выше.

     Как технологические новшества из глубин Азии появлялись в Европе
     Археологические находки дают пищу для сравнений того, что находили в Европе и в центре Азии. Изучение древних захоронений в Западной Европе показало, что между концом римской эпохи – началом V в. и серединой VI в. там коренным образом изменился обряд погребения. Вместо небольших и бессистемных кладбищ, сочетающих ингумацию с кремацией, появились «упорядоченные кладбища». В могилах обнаружены гробы из плоских камней, подобные «каменным ящикам» в курганах Саяно-Алтайских степей эпохи поздней бронзы. Одновременно происходят существенные технические новшества, изменения в греко-римской эстетике и искусстве. Археологическая школа последователей Э. Салина и А. Франс-Ланора показала техническое превосходство варваров в металлургии и ружейном деле в сравнении с таковым у римлян. Варвары довели до совершенства, ремесленные технологии в области изготовления сплавов металлов, закалки, ковки, сварки. Слоеные клинки из полос, наклеенных одна на другую, обладали в три раза лучшим сопротивлением на изгиб, чем простые.
    Эра нашествий совпала с новой эстетикой, которая на три-четыре века воцарилась на развалинах греко-римского классического искусства. Проблемой для западных ученых стало то, откуда происходило это обновление. Связаны эти изменения с искусством степняков или с изменениями вкусов самого римского общества? В ювелирном искусстве появился анималистический декор, переполненный жизнью, и новые технологии, подобные скифским. Прежде всего, это золотые и серебряные изделия в перегородчатой технике, где небольшие перегородки служат оправой для цветных камней. С середины V в. обнаруживаются простые анималистические мотивы (4). 
    То есть, в Европе появляются технологии металлургии, ружейного ремесла и ювелирного искусства подобные тому, что много раньше могли возникнуть у кочевников скифов. Первыми на это обратили внимание европейские археологи еще в прошлом столетии, но услышаны не были.
 
   Литература   
1. Железняков А.С. Монголия в цивилизационных схемах мировой истории / Историческая психология и социология истории 1/2018 39–62 DOI: 10.30884/ipsi/2018.01.02
2. Крадин Н.Н. Динамика кочевых империй / Кочевые империи Евразии: особенности исторической динамики / отв. ред. Б.В. Базаров, Н.Н. Крадин ; Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. М.: Наука. Вост. лит., 2019. С.11 – 48.
3. J. Daniel Rogers. Inner Asian States and Empires: Theories and Synthesis // J. Archaeol. Res. (2012) 20:205–256 DOI 10.1007/s10814-011-9053-2.
4. Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск; пер. с фр. А.П. Саниной. СПб.: Евразия, 2008. С. 250 - 254.

   В качестве иллюстрации реконструкция женского костюма карасукской культуры конца II - начала I тыс. до н.э. Выполнена А.Л. Петренко. Минусинский региональный краеведческий музей им. И.М. Мартьянова. Фото автора этой статьи

    Прибайкалье, п. Нижний Кочергат, май 2023 г.


Рецензии